Положение о предоставлении муниципальных гарантий
Подборка наиболее важных документов по запросу Положение о предоставлении муниципальных гарантий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Муниципальная гарантия
(КонсультантПлюс, 2025)Как верно установлено судами... решений представительным органом муниципального образования по предоставлению муниципальной гарантии по обязательствам МУП... не принималось и средства в бюджет муниципального района на исполнение муниципальной гарантии по гарантийному письму... не выделялись; сторонами (администрацией и предпринимателем) не подписано соглашение о предоставлении муниципальной гарантии.
(КонсультантПлюс, 2025)Как верно установлено судами... решений представительным органом муниципального образования по предоставлению муниципальной гарантии по обязательствам МУП... не принималось и средства в бюджет муниципального района на исполнение муниципальной гарантии по гарантийному письму... не выделялись; сторонами (администрацией и предпринимателем) не подписано соглашение о предоставлении муниципальной гарантии.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2025 N 17АП-5403/2025(1)-АК по делу N А60-61598/2023
Требование: Об отмене определения об отказе в удовлетворении заявления администрации города о включении требования в реестр требований кредиторов должника.
Решение: Определение оставлено без изменения.Таким образом, учитывая, что в рассматриваемом деле договор о предоставлении муниципальной гарантии заключен после 31.12.2007, положения норм Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поручительства в порядке аналогии закона применению не подлежат.
Требование: Об отмене определения об отказе в удовлетворении заявления администрации города о включении требования в реестр требований кредиторов должника.
Решение: Определение оставлено без изменения.Таким образом, учитывая, что в рассматриваемом деле договор о предоставлении муниципальной гарантии заключен после 31.12.2007, положения норм Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поручительства в порядке аналогии закона применению не подлежат.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства
(Афоничев И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)В условиях предоставления государственной и муниципальной гарантий имеются положения, которые вносятся в саму гарантию, в соответствии с которыми исполнение обязательств гаранта может быть прекращено и договор предоставления гарантии считается утратившим силу. В таком случае гарант не несет никакой ответственности за исполнение обязательств принципала перед бенефициаром. О прекращении таковых обязательств гаранта необходимо поставить в известность всех участников данного правоотношения <5>.
(Афоничев И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)В условиях предоставления государственной и муниципальной гарантий имеются положения, которые вносятся в саму гарантию, в соответствии с которыми исполнение обязательств гаранта может быть прекращено и договор предоставления гарантии считается утратившим силу. В таком случае гарант не несет никакой ответственности за исполнение обязательств принципала перед бенефициаром. О прекращении таковых обязательств гаранта необходимо поставить в известность всех участников данного правоотношения <5>.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)При этом государственная или муниципальная гарантия, предоставленная в рамках исполнения соглашения, может использоваться в качестве обеспечения, уменьшающего резерв, при соответствии условиям, установленным главой 6 Положения N 590-П.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)При этом государственная или муниципальная гарантия, предоставленная в рамках исполнения соглашения, может использоваться в качестве обеспечения, уменьшающего резерв, при соответствии условиям, установленным главой 6 Положения N 590-П.
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23
(ред. от 28.05.2019)
"О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации"Указанная ответственность гаранта по своему объему носит неопределенный характер. Условие о недопустимости принятия публично-правовым образованием обязательств по гарантии в неопределенном объеме следует из положений БК РФ о включении обязательств по предоставленным государственным (муниципальным) гарантиям в объем государственного (муниципального) долга (пункт 4 статьи 98, пункт 4 статьи 99, пункт 4 статьи 100 БК РФ), что предполагает обязательность установления максимального предела ответственности гаранта в твердой сумме.
(ред. от 28.05.2019)
"О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации"Указанная ответственность гаранта по своему объему носит неопределенный характер. Условие о недопустимости принятия публично-правовым образованием обязательств по гарантии в неопределенном объеме следует из положений БК РФ о включении обязательств по предоставленным государственным (муниципальным) гарантиям в объем государственного (муниципального) долга (пункт 4 статьи 98, пункт 4 статьи 99, пункт 4 статьи 100 БК РФ), что предполагает обязательность установления максимального предела ответственности гаранта в твердой сумме.
Решение Конституционного Суда РФ от 16.07.2013
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года"Прекратив производство по делу в части поверки конституционности пункта 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку он направлен на регулирование трудовых отношений и не распространяется на выборных должностных лиц местного самоуправления, имеющих особый публично-правовой статус, Конституционный Суд признал остальные оспариваемые положения соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они предполагают в случае принятия представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку обеспечение гарантий судебной защиты прав удаленного в отставку лица, а также проведение в установленные федеральным законом сроки - в целях обеспечения непрерывности осуществления муниципальной власти - досрочных выборов главы муниципального образования, на которых удаленный в отставку глава муниципального образования вправе баллотироваться в качестве кандидата.
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года"Прекратив производство по делу в части поверки конституционности пункта 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку он направлен на регулирование трудовых отношений и не распространяется на выборных должностных лиц местного самоуправления, имеющих особый публично-правовой статус, Конституционный Суд признал остальные оспариваемые положения соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они предполагают в случае принятия представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку обеспечение гарантий судебной защиты прав удаленного в отставку лица, а также проведение в установленные федеральным законом сроки - в целях обеспечения непрерывности осуществления муниципальной власти - досрочных выборов главы муниципального образования, на которых удаленный в отставку глава муниципального образования вправе баллотироваться в качестве кандидата.
Статья: Анализ Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2023 г. N 55-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой городского округа Архангельской области "Город Новодвинск"
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 1)Предлагаемое решение, что отчетливо осознает автор этих строк, является весьма непопулярным в муниципальной среде. Но причиной такой непопулярности является нищенское положение муниципальных образований, их недостаточное финансирование. Взвалить на свои плечи еще и полномочия по организации отлова и содержанию животных без владельцев (и безнадзорных животных), не имея на это надлежащих гарантий их финансового обеспечения, они попросту не готовы. И в этом нельзя их не поддержать.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 1)Предлагаемое решение, что отчетливо осознает автор этих строк, является весьма непопулярным в муниципальной среде. Но причиной такой непопулярности является нищенское положение муниципальных образований, их недостаточное финансирование. Взвалить на свои плечи еще и полномочия по организации отлова и содержанию животных без владельцев (и безнадзорных животных), не имея на это надлежащих гарантий их финансового обеспечения, они попросту не готовы. И в этом нельзя их не поддержать.
Статья: Правовой статус депутата
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий депутата (в том числе досрочно). При этом в случае, если уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ предусмотрено предоставление лицам, замещающим муниципальные должности, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), соответствующие положения устава муниципального образования распространяются только на лиц, осуществляющих полномочия на постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период замещения муниципальной должности, и не могут предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, которые замещали муниципальные должности и полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных законодательством РФ о противодействии коррупции, либо по основаниям, предусмотренным п. п. 1 - 3 ч. 1 ст. 21, п. п. 6, 7 и 10 ч. 1 и ч. 2 ст. 30 Закона о местном самоуправлении (ч. 3 ст. 26 Закона о местном самоуправлении).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий депутата (в том числе досрочно). При этом в случае, если уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ предусмотрено предоставление лицам, замещающим муниципальные должности, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), соответствующие положения устава муниципального образования распространяются только на лиц, осуществляющих полномочия на постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период замещения муниципальной должности, и не могут предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, которые замещали муниципальные должности и полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных законодательством РФ о противодействии коррупции, либо по основаниям, предусмотренным п. п. 1 - 3 ч. 1 ст. 21, п. п. 6, 7 и 10 ч. 1 и ч. 2 ст. 30 Закона о местном самоуправлении (ч. 3 ст. 26 Закона о местном самоуправлении).
Готовое решение: Как получить независимую гарантию для обеспечения заявки, исполнения государственного контракта, гарантийных обязательств по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В качестве обеспечения можно также представить (за исключением некоторых закупок) гарантию (независимую гарантию), выданную с учетом положений Соглашения о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных (муниципальных) закупок.
(КонсультантПлюс, 2025)В качестве обеспечения можно также представить (за исключением некоторых закупок) гарантию (независимую гарантию), выданную с учетом положений Соглашения о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных (муниципальных) закупок.
Вопрос: О составлении независимой гарантии, используемой в целях закупок, и содержании в ней дополнительных условий.
(Письмо Минфина России от 09.07.2024 N 24-08-08/63740)Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 07.06.2024 по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части возможности установления заказчиком дополнительных требований к независимой гарантии, сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 09.07.2024 N 24-08-08/63740)Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 07.06.2024 по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части возможности установления заказчиком дополнительных требований к независимой гарантии, сообщает следующее.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации расходы по выплате вознаграждения гаранту (банку) за предоставление независимой гарантии, необходимой в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту на поставку товара для государственных нужд?..
(Консультация эксперта, 2025)В рассматриваемой ситуации в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ участник закупки определил в качестве способа обеспечения исполнения контракта предоставление независимой гарантии. Условия такой гарантии должны соответствовать ст. ст. 45, 96 Закона N 44-ФЗ и Дополнительным требованиям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005. Отметим, что для выполнения госзаказа банковская гарантия может быть предоставлена банком государства - члена ЕАЭС. В этом случае она выдается с учетом положений Соглашения о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных (муниципальных) закупок.
(Консультация эксперта, 2025)В рассматриваемой ситуации в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ участник закупки определил в качестве способа обеспечения исполнения контракта предоставление независимой гарантии. Условия такой гарантии должны соответствовать ст. ст. 45, 96 Закона N 44-ФЗ и Дополнительным требованиям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005. Отметим, что для выполнения госзаказа банковская гарантия может быть предоставлена банком государства - члена ЕАЭС. В этом случае она выдается с учетом положений Соглашения о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных (муниципальных) закупок.
Статья: Финализированный подход стал обязательным. Что необходимо учесть с вступлением в силу Инструкции N 220-И
(Старикова А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 8)- номинированные и фондированные в рублях требования, предоставленные до дня вступления Инструкции N 220-И в силу субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям Российской Федерации, а также требования в части, обеспеченной гарантиями или залогом долговых ценных бумаг (в размере 80% их справедливой стоимости), включаются в расчет обязательных нормативов с коэффициентом риска 20% независимо от уровня кредитного рейтинга, сгруппированного по СКК, и уровня их долговой устойчивости (коды 8904 и 8913.i).
(Старикова А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 8)- номинированные и фондированные в рублях требования, предоставленные до дня вступления Инструкции N 220-И в силу субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям Российской Федерации, а также требования в части, обеспеченной гарантиями или залогом долговых ценных бумаг (в размере 80% их справедливой стоимости), включаются в расчет обязательных нормативов с коэффициентом риска 20% независимо от уровня кредитного рейтинга, сгруппированного по СКК, и уровня их долговой устойчивости (коды 8904 и 8913.i).
"Способы обеспечения исполнения договорных обязательств в предпринимательских отношениях: учебное пособие"
(Астапова Т.Ю.)
("Проспект", 2022)Отказывая в удовлетворении искового заявления, судебная инстанция в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 05.02.2020 N Ф09-9872/19 по делу N А60-15313/2019 отметила, что администрация обратилась в суд с требованием о расторжении договора о предоставлении муниципальной гарантии от 10.05.2016 N 2 и прекращении обязательств по данному договору после истечения срока его действия (19.03.2019). Возможность расторжения договора предусмотрена только в отношении фактически заключенного и действующего договора; окончание договорных отношений в связи с истечением действия договора, которым они установлены, влечет невозможность применения к ним правил о расторжении договора, в силу их фактического отсутствия. К правоотношениям, возникающим в связи с выдачей государственных (муниципальных) гарантий, применяются положения ст. 115 - 117 БК РФ, устанавливающие особенности правового регулирования указанных правоотношений и обусловливаемые спецификой их субъектного состава, общие положения ГК РФ о способах обеспечения исполнения обязательств, а также в силу сходства данных правоотношений с отношениями, урегулированными нормами параграфа 5 гл. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормы о договоре поручительства <1>.
(Астапова Т.Ю.)
("Проспект", 2022)Отказывая в удовлетворении искового заявления, судебная инстанция в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 05.02.2020 N Ф09-9872/19 по делу N А60-15313/2019 отметила, что администрация обратилась в суд с требованием о расторжении договора о предоставлении муниципальной гарантии от 10.05.2016 N 2 и прекращении обязательств по данному договору после истечения срока его действия (19.03.2019). Возможность расторжения договора предусмотрена только в отношении фактически заключенного и действующего договора; окончание договорных отношений в связи с истечением действия договора, которым они установлены, влечет невозможность применения к ним правил о расторжении договора, в силу их фактического отсутствия. К правоотношениям, возникающим в связи с выдачей государственных (муниципальных) гарантий, применяются положения ст. 115 - 117 БК РФ, устанавливающие особенности правового регулирования указанных правоотношений и обусловливаемые спецификой их субъектного состава, общие положения ГК РФ о способах обеспечения исполнения обязательств, а также в силу сходства данных правоотношений с отношениями, урегулированными нормами параграфа 5 гл. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормы о договоре поручительства <1>.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Правовой режим государственных (муниципальных) гарантий не обеспечен лишь нормами БК, а дополняется положениями и иных нормативных правовых актов, в том числе подзаконных, например:
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Правовой режим государственных (муниципальных) гарантий не обеспечен лишь нормами БК, а дополняется положениями и иных нормативных правовых актов, в том числе подзаконных, например:
"Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)положения законопроекта направлены на обеспечение гарантий прав граждан и организаций, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, которые будут приобретать в собственность или в пользование объекты недвижимости, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, если в процессе оказания государственной или муниципальной услуги по приобретению объектов недвижимости произошло изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости, влияющее на размер платы или цены соответствующего договора;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)положения законопроекта направлены на обеспечение гарантий прав граждан и организаций, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, которые будут приобретать в собственность или в пользование объекты недвижимости, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, если в процессе оказания государственной или муниципальной услуги по приобретению объектов недвижимости произошло изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости, влияющее на размер платы или цены соответствующего договора;
Статья: Чрезмерное законотворчество: проблемы и возможные пути решения
(Винокуров В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)В-третьих, тексты федеральных законов написаны языком, который сложно не только понять, но и прочитать без запинок (ярким примером может послужить Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <15>). Излишняя детализация превратила законы в инструкции (см., например, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <16>). При этом отсутствуют какие-либо правила написания законов (в качестве лежащей на поверхности иллюстрации к сказанному можно отметить, что в одних законах нумерованные абзацы статей именуются частями, внутри которых пункты, в других - пунктами, внутри которых подпункты).
(Винокуров В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)В-третьих, тексты федеральных законов написаны языком, который сложно не только понять, но и прочитать без запинок (ярким примером может послужить Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <15>). Излишняя детализация превратила законы в инструкции (см., например, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <16>). При этом отсутствуют какие-либо правила написания законов (в качестве лежащей на поверхности иллюстрации к сказанному можно отметить, что в одних законах нумерованные абзацы статей именуются частями, внутри которых пункты, в других - пунктами, внутри которых подпункты).