Положение о лицензировании управляющих компаний
Подборка наиболее важных документов по запросу Положение о лицензировании управляющих компаний (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 10 Закона о защите конкуренцииОрганизацию могут признать занимающей доминирующее положение, даже если она действует без лицензии или иного необходимого разрешения >>>
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения, связанные с деятельностью без регистрации, разрешительной документации (лицензий и др.) или с нарушением правил (техрегламентов): Организация (Должностное лицо) обжалует привлечение к ответственности за управление многоквартирными домами без лицензии или с нарушением лицензионных требований
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление изменят - действия (бездействие) Организации (Должностного лица) переквалифицируют на другую норму КоАП РФ, если суд придет к выводу, что изначальная квалификация неверная и это не ухудшит положение лица
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление изменят - действия (бездействие) Организации (Должностного лица) переквалифицируют на другую норму КоАП РФ, если суд придет к выводу, что изначальная квалификация неверная и это не ухудшит положение лица
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" было утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (вместе с Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, Положением о ведении реестра лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, Положением об осуществлении контроля за соблюдением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" было утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (вместе с Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, Положением о ведении реестра лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, Положением об осуществлении контроля за соблюдением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами).
Статья: Особенности квалификации административных правонарушений, связанных с управлением многоквартирными домами
(Панкова О.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)В силу подп. "а" и "б" п. 3 Положения о лицензировании соблюдение требований вышеперечисленных нормативных правовых актов безусловно является неотъемлемой составляющей и предмета лицензионного контроля, применение которого возложено законодателем на специализированный орган административного надзора в отношении управляющих организаций. Наряду с этим в соответствии с подп. "в" п. 3 указанного Положения предмет лицензионного контроля охватывает проверку соблюдения управляющими организациями требований ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, которые никоим образом к предмету государственного жилищного надзора отношения не имеют.
(Панкова О.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)В силу подп. "а" и "б" п. 3 Положения о лицензировании соблюдение требований вышеперечисленных нормативных правовых актов безусловно является неотъемлемой составляющей и предмета лицензионного контроля, применение которого возложено законодателем на специализированный орган административного надзора в отношении управляющих организаций. Наряду с этим в соответствии с подп. "в" п. 3 указанного Положения предмет лицензионного контроля охватывает проверку соблюдения управляющими организациями требований ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, которые никоим образом к предмету государственного жилищного надзора отношения не имеют.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)С учетом того, что требование, содержащееся в названной норме, отнесено к лицензионным требованиям (подп. "б" п. 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами), его нарушение управляющей организацией может образовывать объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)С учетом того, что требование, содержащееся в названной норме, отнесено к лицензионным требованиям (подп. "б" п. 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами), его нарушение управляющей организацией может образовывать объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017)В силу ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований. Подпункт "б" п. 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110) к лицензионным требованиям относит исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, в соответствии с которой по данному договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственники помещений и т.д.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017)В силу ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований. Подпункт "б" п. 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110) к лицензионным требованиям относит исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, в соответствии с которой по данному договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственники помещений и т.д.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Одним из доводов управляющей жилищной компании было положение ч. 7 ст. 20 ЖК РФ (в ред. до 28 июня 2021 г.) о том, что государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление. Однако суд пояснил, что данное положение не устанавливает запрет на осуществление муниципального жилищного контроля в отношении управляющих организаций, что также содержится в упомянутом выше Определении Верховного Суда РФ. Суд подтвердил полномочие префектуры по осуществлению муниципального жилищного контроля, исходя из того, что содержание и эксплуатация многоквартирного дома осуществлялись управляющей компанией с нарушениями, которые касаются общего имущества МКД и жилых помещений, относящихся к муниципальному жилому фонду (конкретных квартир).
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Одним из доводов управляющей жилищной компании было положение ч. 7 ст. 20 ЖК РФ (в ред. до 28 июня 2021 г.) о том, что государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление. Однако суд пояснил, что данное положение не устанавливает запрет на осуществление муниципального жилищного контроля в отношении управляющих организаций, что также содержится в упомянутом выше Определении Верховного Суда РФ. Суд подтвердил полномочие префектуры по осуществлению муниципального жилищного контроля, исходя из того, что содержание и эксплуатация многоквартирного дома осуществлялись управляющей компанией с нарушениями, которые касаются общего имущества МКД и жилых помещений, относящихся к муниципальному жилому фонду (конкретных квартир).
Статья: Специальное правовое регулирование процедуры банкротства юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ
(Демидов Д.А.)
("Гражданское право", 2024, N 4)В силу положений ч. 3 ст. 200 Жилищного кодекса Российской Федерации <10> (далее - ЖК РФ) управляющая организация и после аннулирования лицензии обязана надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества до момента выбора иного исполнителя коммунальных услуг или регистрации товарищества собственников жилья.
(Демидов Д.А.)
("Гражданское право", 2024, N 4)В силу положений ч. 3 ст. 200 Жилищного кодекса Российской Федерации <10> (далее - ЖК РФ) управляющая организация и после аннулирования лицензии обязана надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества до момента выбора иного исполнителя коммунальных услуг или регистрации товарищества собственников жилья.
Статья: Особенности цифровизации отношений, связанных с оборотом прав на недвижимое имущество
(Полежаев О.А.)
("Закон", 2023, N 2)Долевая собственность на протяжении длительного времени выступала в качестве источника конфликтов и разногласий <26>, что и побудило законодателя установить значительные ограничения в осуществлении и распоряжении подобными правами. Картина совершенно меняется, когда недвижимое имущество приобретается субъектом исключительно в качестве объекта инвестиций и не предусмотрено для фактического использования в принципе. В подобных условиях интересы инвестора и управляющей компании полностью совпадают, однако самым надежным механизмом защиты интересов инвестора становится вхождение в качестве сособственника. Однако это же действие, улучшающее положение инвестора, значительно ухудшает положение управляющей компании, главным образом в случаях, когда использование недвижимого имущества требует получения разрешений или лицензий от надзорных органов. Тогда формальное требование о наличии в собственности недвижимого имущества определенной площади становится непреодолимым препятствием.
(Полежаев О.А.)
("Закон", 2023, N 2)Долевая собственность на протяжении длительного времени выступала в качестве источника конфликтов и разногласий <26>, что и побудило законодателя установить значительные ограничения в осуществлении и распоряжении подобными правами. Картина совершенно меняется, когда недвижимое имущество приобретается субъектом исключительно в качестве объекта инвестиций и не предусмотрено для фактического использования в принципе. В подобных условиях интересы инвестора и управляющей компании полностью совпадают, однако самым надежным механизмом защиты интересов инвестора становится вхождение в качестве сособственника. Однако это же действие, улучшающее положение инвестора, значительно ухудшает положение управляющей компании, главным образом в случаях, когда использование недвижимого имущества требует получения разрешений или лицензий от надзорных органов. Тогда формальное требование о наличии в собственности недвижимого имущества определенной площади становится непреодолимым препятствием.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Порядок лицензирования предпринимательской деятельности по управлению МКД, осуществляемой управляющей организацией, а также порядок лицензионного контроля установлены Положением о лицензировании деятельности по управлению МКД, которое скорректировано Постановлением Правительства РФ от 05.02.2022 N 117, действующим с 01.03.2022.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Порядок лицензирования предпринимательской деятельности по управлению МКД, осуществляемой управляющей организацией, а также порядок лицензионного контроля установлены Положением о лицензировании деятельности по управлению МКД, которое скорректировано Постановлением Правительства РФ от 05.02.2022 N 117, действующим с 01.03.2022.
Статья: Долевое страхование жизни: кросс-секторальная инновация финансового рынка
(Скапенкер О.М.)
("Финансы", 2025, N 5)Для целей реализации рассматриваемой инновации положения Закона [6], регулирующие деятельность управляющих компаний, распространены на страховые организации, имеющие лицензию на осуществление добровольного страхования жизни и получившие лицензию управляющей компании. Ранее эти виды деятельности не подлежали совмещению ни при каких обстоятельствах. Теперь же страховая организация может получить лицензию управляющей компании, но исключительно в целях формирования и управления фондом, формируемым за счет средств, привлекаемых ею в рамках договоров долевого страхования жизни. Следует отметить, что реализация нового страхового продукта возможна и посредством сотрудничества страховой организации с действующей управляющей компанией, но в рамках данной статьи мы рассмотрим вариант, предполагающий совмещение страховой и инвестиционной функций одним финансовым посредником.
(Скапенкер О.М.)
("Финансы", 2025, N 5)Для целей реализации рассматриваемой инновации положения Закона [6], регулирующие деятельность управляющих компаний, распространены на страховые организации, имеющие лицензию на осуществление добровольного страхования жизни и получившие лицензию управляющей компании. Ранее эти виды деятельности не подлежали совмещению ни при каких обстоятельствах. Теперь же страховая организация может получить лицензию управляющей компании, но исключительно в целях формирования и управления фондом, формируемым за счет средств, привлекаемых ею в рамках договоров долевого страхования жизни. Следует отметить, что реализация нового страхового продукта возможна и посредством сотрудничества страховой организации с действующей управляющей компанией, но в рамках данной статьи мы рассмотрим вариант, предполагающий совмещение страховой и инвестиционной функций одним финансовым посредником.
Ситуация: Какие есть способы управления многоквартирным домом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В отличие от ТСЖ управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии. Управляющая организация несет перед собственниками помещений в многоквартирном доме ответственность за ненадлежащее оказание услуг в соответствии с действующим законодательством, в частности законодательством о защите прав потребителей. Кроме того, исполнение управляющей организацией обязанностей по договору управления и соблюдение при оказании услуг и (или) выполнении работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме установленных требований является предметом лицензионного контроля. Срок деятельности управляющей организации ограничен договором управления (ч. 1, 5 ст. 162 ЖК РФ; преамбула Закона от 07.02.1992 N 2300-1; п. п. 3, 25 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В отличие от ТСЖ управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии. Управляющая организация несет перед собственниками помещений в многоквартирном доме ответственность за ненадлежащее оказание услуг в соответствии с действующим законодательством, в частности законодательством о защите прав потребителей. Кроме того, исполнение управляющей организацией обязанностей по договору управления и соблюдение при оказании услуг и (или) выполнении работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме установленных требований является предметом лицензионного контроля. Срок деятельности управляющей организации ограничен договором управления (ч. 1, 5 ст. 162 ЖК РФ; преамбула Закона от 07.02.1992 N 2300-1; п. п. 3, 25 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110).
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Как уже отмечалось, цели конкурсного производства в отношении кредитной организации реализует конкурсный управляющий, правовое положение которого отличается рядом особенностей. В зависимости от того, имела или не имела кредитная организация лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, конкурсным управляющим утверждается, соответственно, Агентство или арбитражный управляющий, соответствующий требованиям Закона о банкротстве и аккредитованный при Банке России в качестве конкурсного управляющего.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Как уже отмечалось, цели конкурсного производства в отношении кредитной организации реализует конкурсный управляющий, правовое положение которого отличается рядом особенностей. В зависимости от того, имела или не имела кредитная организация лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, конкурсным управляющим утверждается, соответственно, Агентство или арбитражный управляющий, соответствующий требованиям Закона о банкротстве и аккредитованный при Банке России в качестве конкурсного управляющего.
Последние изменения: Создание паевого инвестиционного фонда (ПИФ), деятельность его управляющей компании и спецдепозитария
(КонсультантПлюс, 2025)Банк России утвердил Положение в том числе о порядке предоставления лицензии управляющей компании на управление ПИФами, лицензии на осуществление деятельности спецдепозитария ПИФов.
(КонсультантПлюс, 2025)Банк России утвердил Положение в том числе о порядке предоставления лицензии управляющей компании на управление ПИФами, лицензии на осуществление деятельности спецдепозитария ПИФов.