Положение о конкурсе на должность главы
Подборка наиболее важных документов по запросу Положение о конкурсе на должность главы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Муниципальная служба: обязанности, ограничения
(КонсультантПлюс, 2025)"...Суд признал не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 2.1 Положения о конкурсе на замещение должности главы администрации города... в части указания на право участия в конкурсе граждан Российской Федерации, достигших возраста 30 лет, не имеющих на день проведения конкурса непогашенной или неснятой судимости.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Суд признал не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 2.1 Положения о конкурсе на замещение должности главы администрации города... в части указания на право участия в конкурсе граждан Российской Федерации, достигших возраста 30 лет, не имеющих на день проведения конкурса непогашенной или неснятой судимости.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Глава местной администрации
(КонсультантПлюс, 2025)Часть приведенной ниже судебной практики основана на утративших силу положениях Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, однако позиции актуальны и для споров по Закону от 20.03.2025 N 33-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Часть приведенной ниже судебной практики основана на утративших силу положениях Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, однако позиции актуальны и для споров по Закону от 20.03.2025 N 33-ФЗ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Современная парадигма согласования должностных лиц местного самоуправления с органами государственной власти
(Колесников А.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 1)Пределы участия государства в организации муниципального управления установлены Конституционным Судом РФ в Постановлении от 1 декабря 2015 г. N 30-П <18>. Оно ограничено определенными сферами взаимодействия, которые выявляются "в процессе реализации возложенных на них функций и задач". Эти контактные области очень многочисленны. Исследования В.М. Манохина показывают, что "при сравнении предмета общегосударственного регулирования и предмета ведения местного самоуправления обнаруживается, что последний не содержит лишь вопросов участия в сфере внешних сношений и в сфере организации и деятельности вооруженных формирований. Таким образом, большая часть вопросов... идентична полномочиям органов государственной власти в плане их материального содержания. Разумеется, различны масштабы, объемы содержания полномочий..." <19>. Интеграция органов местного самоуправления в управление публичными функциями постоянно увеличивается, а сферы взаимодействия переплетаются еще больше. Это означает, что участие государства будет постепенно распространяться на процесс назначения руководителей всех структурных подразделений администрации. Это не соответствует п. 1 ст. 7 Европейской хартии местного самоуправления <20>, устанавливающему международный принцип самостоятельного определения муниципалитетом своих собственных административных структур и возможности набирать компетентный персонал. Поэтому мотивация, основанная на сферах взаимодействия, сомнительна. Иное будет означать недейственность ст. 12 Конституции РФ. Государство по своей природе и в силу своего главенствующего положения просто не может осуществлять пассивное (не решающее) участие в назначении должностных лиц. Норма Федерального закона "Об образовании", формально соответствуя ч. 1.1 ст. 131 Конституции РФ, противоречит закрытому перечню государственного участия, закрепленному ч. 4 ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ, которая не предоставляет государственным органам право согласования должностных лиц местного самоуправления. В случае такого противоречия, согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона N 131-ФЗ, применяются Конституция РФ и специальный Федеральный закон N 131-ФЗ, но, поскольку Конституция РФ имеет большую юридическую силу, законодатель руководствуется ее положениями. Выявляется интересная правовая коллизия. Федеральный закон N 131-ФЗ генерирует правила участия органов государственной власти в конкурсных процедурах замещения должности главы муниципального образования и главы администрации, а отраслевое законодательство, игнорируя и обходя (с помощью Конституции РФ) положения ч. 4 ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ, создает условия государственного примата в процессе замещения муниципальных должностных лиц, руководящих внутренними структурными подразделениями. Это свидетельствует о том, что само государство определяет сразу систему и структуру органов местного самоуправления, что не соответствует сущности ст. 12 и ч. 1 ст. 131 Конституции РФ в их системном единстве.
(Колесников А.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 1)Пределы участия государства в организации муниципального управления установлены Конституционным Судом РФ в Постановлении от 1 декабря 2015 г. N 30-П <18>. Оно ограничено определенными сферами взаимодействия, которые выявляются "в процессе реализации возложенных на них функций и задач". Эти контактные области очень многочисленны. Исследования В.М. Манохина показывают, что "при сравнении предмета общегосударственного регулирования и предмета ведения местного самоуправления обнаруживается, что последний не содержит лишь вопросов участия в сфере внешних сношений и в сфере организации и деятельности вооруженных формирований. Таким образом, большая часть вопросов... идентична полномочиям органов государственной власти в плане их материального содержания. Разумеется, различны масштабы, объемы содержания полномочий..." <19>. Интеграция органов местного самоуправления в управление публичными функциями постоянно увеличивается, а сферы взаимодействия переплетаются еще больше. Это означает, что участие государства будет постепенно распространяться на процесс назначения руководителей всех структурных подразделений администрации. Это не соответствует п. 1 ст. 7 Европейской хартии местного самоуправления <20>, устанавливающему международный принцип самостоятельного определения муниципалитетом своих собственных административных структур и возможности набирать компетентный персонал. Поэтому мотивация, основанная на сферах взаимодействия, сомнительна. Иное будет означать недейственность ст. 12 Конституции РФ. Государство по своей природе и в силу своего главенствующего положения просто не может осуществлять пассивное (не решающее) участие в назначении должностных лиц. Норма Федерального закона "Об образовании", формально соответствуя ч. 1.1 ст. 131 Конституции РФ, противоречит закрытому перечню государственного участия, закрепленному ч. 4 ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ, которая не предоставляет государственным органам право согласования должностных лиц местного самоуправления. В случае такого противоречия, согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона N 131-ФЗ, применяются Конституция РФ и специальный Федеральный закон N 131-ФЗ, но, поскольку Конституция РФ имеет большую юридическую силу, законодатель руководствуется ее положениями. Выявляется интересная правовая коллизия. Федеральный закон N 131-ФЗ генерирует правила участия органов государственной власти в конкурсных процедурах замещения должности главы муниципального образования и главы администрации, а отраслевое законодательство, игнорируя и обходя (с помощью Конституции РФ) положения ч. 4 ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ, создает условия государственного примата в процессе замещения муниципальных должностных лиц, руководящих внутренними структурными подразделениями. Это свидетельствует о том, что само государство определяет сразу систему и структуру органов местного самоуправления, что не соответствует сущности ст. 12 и ч. 1 ст. 131 Конституции РФ в их системном единстве.
Статья: Новое "окно возможностей" государства для участия в делах местного самоуправления
(Михеева Т.Н., Михеев Д.С.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)К таким синхронизирующим моментам можно отнести положения, закрепляющие за высшим должностным лицом субъекта РФ возможности обращения с заявлением в представительный орган о досрочном прекращении полномочий депутата этого органа (ч. 3 ст. 30 проекта 2021 г.), а также внесения в представительный орган непосредственно (без конкурса) кандидатуры для избрания на должность главы муниципального образования (п. 3 ч. 2 ст. 19 проекта 2021 г.).
(Михеева Т.Н., Михеев Д.С.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)К таким синхронизирующим моментам можно отнести положения, закрепляющие за высшим должностным лицом субъекта РФ возможности обращения с заявлением в представительный орган о досрочном прекращении полномочий депутата этого органа (ч. 3 ст. 30 проекта 2021 г.), а также внесения в представительный орган непосредственно (без конкурса) кандидатуры для избрания на должность главы муниципального образования (п. 3 ч. 2 ст. 19 проекта 2021 г.).
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за 2018 год"Оспоренными положениями, в частности, определено, что порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования и что условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения.
Решение Конституционного Суда РФ от 25.10.2018
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2018 года"Оспоренными положениями, в частности, определено, что порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования и что условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения.
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2018 года"Оспоренными положениями, в частности, определено, что порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования и что условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения.
Статья: Особенности правового регулирования труда топ-менеджмента и членов советов директоров организаций
(Черняков В.Е.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2025, N 1)В компаниях с государственным участием (госкорпорациях [3], госкомпаниях, ГУП, МУП [8]) <13> <14> руководитель (директор) является государственным гражданским служащим и обязан публично декларировать свои доходы за отчетный годовой период. Существуют также особенности по трудоустройству главы государственной компании. В некоторых случаях может проводиться конкурс или иные испытания кандидатов на высшую должность [7]. В соответствии с уставом юридического лица, должностными инструкциями, трудовым договором лицо, занимающее должность руководителя, наделяется определенными властными полномочиями в зависимости от его компетенции. Кроме того, получает право действовать от имени организации без доверенности и осуществлять представительские функции. Стоит также отметить, что труд руководителя организации оплачивается выше, чем иных менеджеров-сотрудников компании.
(Черняков В.Е.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2025, N 1)В компаниях с государственным участием (госкорпорациях [3], госкомпаниях, ГУП, МУП [8]) <13> <14> руководитель (директор) является государственным гражданским служащим и обязан публично декларировать свои доходы за отчетный годовой период. Существуют также особенности по трудоустройству главы государственной компании. В некоторых случаях может проводиться конкурс или иные испытания кандидатов на высшую должность [7]. В соответствии с уставом юридического лица, должностными инструкциями, трудовым договором лицо, занимающее должность руководителя, наделяется определенными властными полномочиями в зависимости от его компетенции. Кроме того, получает право действовать от имени организации без доверенности и осуществлять представительские функции. Стоит также отметить, что труд руководителя организации оплачивается выше, чем иных менеджеров-сотрудников компании.
Статья: Дискуссионные аспекты правоприменительной практики законодательства о противодействии коррупции на муниципальной службе
(Кожевников О.А., Алешкова Н.П.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)Так, на должность главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, депутатами по результатам конкурса избран зять директора одного из муниципальных учреждений. При этом еще до избрания данного лица главой города в муниципальном образовании:
(Кожевников О.А., Алешкова Н.П.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)Так, на должность главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, депутатами по результатам конкурса избран зять директора одного из муниципальных учреждений. При этом еще до избрания данного лица главой города в муниципальном образовании:
Статья: Конституционная природа муниципальной власти
(Забелина Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Эти конституционные положения конкретизированы в федеральном законодательстве путем расширения влияния высших должностных лиц субъектов РФ на процедуры формирования органов местного самоуправления. На основании ч. 2.1 ст. 36 Федерального закона N 131-ФЗ высшее должностное лицо субъекта РФ вправе назначить половину состава конкурсной комиссии по выборам главы муниципального образования. Аналогичным правом по формированию конкурсной комиссии, проводящей отбор претендентов на замещение должности главы местной администрации, высшие должностные лица субъектов РФ наделены частью 6 ст. 37 Федерального закона N 131-ФЗ.
(Забелина Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Эти конституционные положения конкретизированы в федеральном законодательстве путем расширения влияния высших должностных лиц субъектов РФ на процедуры формирования органов местного самоуправления. На основании ч. 2.1 ст. 36 Федерального закона N 131-ФЗ высшее должностное лицо субъекта РФ вправе назначить половину состава конкурсной комиссии по выборам главы муниципального образования. Аналогичным правом по формированию конкурсной комиссии, проводящей отбор претендентов на замещение должности главы местной администрации, высшие должностные лица субъектов РФ наделены частью 6 ст. 37 Федерального закона N 131-ФЗ.