Положение о кафедре
Подборка наиболее важных документов по запросу Положение о кафедре (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 152.1 "Охрана изображения гражданина" ГК РФ"Кроме того, суды при разрешении требований истца в части признания незаконным отказа заведующего кафедрой "Организации судебной власти и правоохранительной деятельности" З. в осуществлении видеосъемки экзамена 23 сентября 2021 года, руководствуясь положениями статье 29 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая требования пункта 6.3 П ВГУ 2.1.7-2018, установив, что проводимая промежуточная аттестация не относится к публичным мероприятиям, на ней присутствовало ограниченное количество лиц, не усмотрели нарушение прав истца в запрете заведующим кафедрой "Организации судебной власти и правоохранительной деятельности" З. в проведении истцом видеосъемки, что явилось основанием для отказа в удовлетворении данных требований."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 1 "Воинская обязанность" Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе""Отклоняя доводы ответчика о том, что вышеназванные нормы о выплате компенсации работодателям применяются только в отношении граждан, находящихся в запасе, призванных на военные сборы комиссариатами, и не распространяются на студентов, обучающихся на военной кафедре, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в соответствии со статьей 1 Закона N 53-ФЗ, пунктами 4 и 15 Положения N 333 граждане, проходящие военные сборы, в частности учебные военных сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Образцы должностных инструкцийДолжностная инструкция заведующего кафедрой (высшее образование) >>>
Статья: Запрещение возрастной дискриминации в контексте реализации конституционного принципа свободы труда
(Сагандыков М.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)В ранее действовавшем законодательстве подобные возрастные ограничения распространялись также на заведующих кафедрами и деканов факультетов. По этому поводу Конституционный Суд принял два решения - в 1999 <28> и 2006 <29> гг. В них используется одинаковая аргументация для признания отдельных положений Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" <30> и ТК РФ не соответствующими ч. 1 и 2 ст. 19 и ч. 1 ст. 37 Конституции РФ, т.е. принципам равноправия граждан и свободы труда. Смысл ее в том, что установление предельного возраста замещения указанных должностей нарушает принцип равноправия, но не по возрастному критерию, а по причине неравного положения заведующих кафедрами и деканов факультетов с другими работниками, замещающими, как и они, иные профессорско-преподавательские должности - профессора, доцента. Конституционный Суд говорит, что возрастная дискриминация имела бы место только в том случае, если бы замещение должностей заведующими кафедрами, деканами ограничивалось бы по возрасту, а других преподавателей - нет. При этом само наличие таких ограничений в целом не нарушает, по мнению Конституционного Суда, выраженные в Конституции принципы равноправия и свободы труда по причинам, которые ранее нами были обозначены.
(Сагандыков М.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)В ранее действовавшем законодательстве подобные возрастные ограничения распространялись также на заведующих кафедрами и деканов факультетов. По этому поводу Конституционный Суд принял два решения - в 1999 <28> и 2006 <29> гг. В них используется одинаковая аргументация для признания отдельных положений Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" <30> и ТК РФ не соответствующими ч. 1 и 2 ст. 19 и ч. 1 ст. 37 Конституции РФ, т.е. принципам равноправия граждан и свободы труда. Смысл ее в том, что установление предельного возраста замещения указанных должностей нарушает принцип равноправия, но не по возрастному критерию, а по причине неравного положения заведующих кафедрами и деканов факультетов с другими работниками, замещающими, как и они, иные профессорско-преподавательские должности - профессора, доцента. Конституционный Суд говорит, что возрастная дискриминация имела бы место только в том случае, если бы замещение должностей заведующими кафедрами, деканами ограничивалось бы по возрасту, а других преподавателей - нет. При этом само наличие таких ограничений в целом не нарушает, по мнению Конституционного Суда, выраженные в Конституции принципы равноправия и свободы труда по причинам, которые ранее нами были обозначены.
Нормативные акты
Статья: Преподаватель в межсессионный период - не субъект получения взятки
(Яни П.С.)
("Закон", 2022, N 4)"Махрова М.В., работая согласно трудовому договору... и приказу... в должности заведующей кафедрой правоведения факультета гуманитарных и социальных наук Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "<...> государственный университет" (далее по тексту - ГОУ ВПО "<...>") и согласно трудовому договору N б/н от 01.09.2010 и Приказу N 890/1-к от 01.09.2010 по совместительству в должности доцента кафедры правоведения факультета гуманитарных и социальных наук ГОУ ВПО "<...>" на 0,5 ставки, являясь должностным лицом, обладая на период экзаменационной сессии в силу своего служебного положения и должностных инструкций заведующей кафедрой и доцента кафедры N 11-06 от 05.09.2006 организационно-распорядительными функциями по приему зачетов и экзаменов у студентов ГОУ ВПО "<...>" по учебной дисциплине "Правоведение", а также по оформлению официальных документов: зачетных книжек и аттестационных ведомостей, удостоверяющих факты сдачи студентами зачетов и экзаменов, имеющих юридическое значение, - имея умысел на незаконное обогащение, путем получения материального вознаграждения, действуя незаконно, умышленно, из личной корыстной заинтересованности, с целью получения взятки в виде денежных средств... находясь в помещении кабинета... в нарушение установленного порядка сдачи и приема экзаменов и зачетов получила взятку лично в виде денежных средств в размере <...> рублей от студента 2 курса группы <...> факультета вечернего и заочного обучения специальности... С. за совершение явно для нее незаконных действий - проставление в зачетной книжке N <...> на имя С. отметки "зачтено" о сдаче студентом С. 20.06.2011 зачета по дисциплине "Правоведение", без фактической сдачи и приема зачета, т.е. за заведомо для нее незаконные действия" <6>.
(Яни П.С.)
("Закон", 2022, N 4)"Махрова М.В., работая согласно трудовому договору... и приказу... в должности заведующей кафедрой правоведения факультета гуманитарных и социальных наук Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "<...> государственный университет" (далее по тексту - ГОУ ВПО "<...>") и согласно трудовому договору N б/н от 01.09.2010 и Приказу N 890/1-к от 01.09.2010 по совместительству в должности доцента кафедры правоведения факультета гуманитарных и социальных наук ГОУ ВПО "<...>" на 0,5 ставки, являясь должностным лицом, обладая на период экзаменационной сессии в силу своего служебного положения и должностных инструкций заведующей кафедрой и доцента кафедры N 11-06 от 05.09.2006 организационно-распорядительными функциями по приему зачетов и экзаменов у студентов ГОУ ВПО "<...>" по учебной дисциплине "Правоведение", а также по оформлению официальных документов: зачетных книжек и аттестационных ведомостей, удостоверяющих факты сдачи студентами зачетов и экзаменов, имеющих юридическое значение, - имея умысел на незаконное обогащение, путем получения материального вознаграждения, действуя незаконно, умышленно, из личной корыстной заинтересованности, с целью получения взятки в виде денежных средств... находясь в помещении кабинета... в нарушение установленного порядка сдачи и приема экзаменов и зачетов получила взятку лично в виде денежных средств в размере <...> рублей от студента 2 курса группы <...> факультета вечернего и заочного обучения специальности... С. за совершение явно для нее незаконных действий - проставление в зачетной книжке N <...> на имя С. отметки "зачтено" о сдаче студентом С. 20.06.2011 зачета по дисциплине "Правоведение", без фактической сдачи и приема зачета, т.е. за заведомо для нее незаконные действия" <6>.
Статья: Институт наставничества в системе координат нормативного регулирования и правоприменения
(Ершова И.В., Енькова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)Вопрос о реализации института наставничества в 2024 г. дважды становился предметом обсуждения на заседаниях Методического совета Университета: сначала рассматривался проект Положения о наставничестве, затем - проблематика внедрения института наставничества на кафедрах. Это неслучайно, поскольку согласно п. 2.19 Положения о наставничестве данный экспертно-консультационный коллегиальный орган осуществляет в Университете деятельность по координации наставничества (в частности, оказывает методическую и консультационную помощь наставникам в планировании их работы, обучении и воспитании наставляемых; изучает, обобщает и распространяет положительный опыт наставнической деятельности; организует и проводит ежегодную научно-практическую конференцию по рассматриваемой проблематике). Методическому совету предстоит оценивать эффективность деятельности наставников с целью их последующего поощрения.
(Ершова И.В., Енькова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)Вопрос о реализации института наставничества в 2024 г. дважды становился предметом обсуждения на заседаниях Методического совета Университета: сначала рассматривался проект Положения о наставничестве, затем - проблематика внедрения института наставничества на кафедрах. Это неслучайно, поскольку согласно п. 2.19 Положения о наставничестве данный экспертно-консультационный коллегиальный орган осуществляет в Университете деятельность по координации наставничества (в частности, оказывает методическую и консультационную помощь наставникам в планировании их работы, обучении и воспитании наставляемых; изучает, обобщает и распространяет положительный опыт наставнической деятельности; организует и проводит ежегодную научно-практическую конференцию по рассматриваемой проблематике). Методическому совету предстоит оценивать эффективность деятельности наставников с целью их последующего поощрения.