Полномочия в сфере земельных отношений
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия в сфере земельных отношений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации""Статья 3.3 Закона от N 137-ФЗ не закрепляет государственные полномочия в сфере земельных отношений, а предусматривает основания возникновения права распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, за органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реализация полномочий органов местного самоуправления в земельных отношениях: анализ судебной практики
(Вербина О.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2
(Вербина О.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2
Статья: Достаточно ли полномочий у муниципалитетов для того, чтобы, разрешая проблему невостребованных земельных долей, не усугубить ошибки реформы 1990-х годов?
(Липски С.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)Таким образом, проводимая ОМС работа по признанию собственностью муниципалитетов невостребованных долей и их последующему выделению в участки сопоставима по своим масштабу и последствиям с образованием этих долей в ходе приватизации 1990-х годов. Но, в отличие от той реформы, которая больше затрагивала имущественные права, сейчас речь идет о новой нарезке границ, что существенно влияет не только на эффективность текущего сельхозпроизводства, но и на использование потенциала отечественного АПК в будущем. Для того чтобы избежать при этом возможных ошибок пролонгированного характера, следует законодательно уточнить ряд вопросов, связанных с реализацией ОМС соответствующих полномочий (как рассмотренных в данной статье, так и некоторых других). Поскольку в настоящее время разные федеральные законы наделяют ОМС полномочиями в области земельных отношений, то эти "точечные" нормы следует внести в специальные законы - "О землеустройстве" и в Закон об обороте сельхозземель.
(Липски С.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)Таким образом, проводимая ОМС работа по признанию собственностью муниципалитетов невостребованных долей и их последующему выделению в участки сопоставима по своим масштабу и последствиям с образованием этих долей в ходе приватизации 1990-х годов. Но, в отличие от той реформы, которая больше затрагивала имущественные права, сейчас речь идет о новой нарезке границ, что существенно влияет не только на эффективность текущего сельхозпроизводства, но и на использование потенциала отечественного АПК в будущем. Для того чтобы избежать при этом возможных ошибок пролонгированного характера, следует законодательно уточнить ряд вопросов, связанных с реализацией ОМС соответствующих полномочий (как рассмотренных в данной статье, так и некоторых других). Поскольку в настоящее время разные федеральные законы наделяют ОМС полномочиями в области земельных отношений, то эти "точечные" нормы следует внести в специальные законы - "О землеустройстве" и в Закон об обороте сельхозземель.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений
Готовое решение: Как составить договор купли-продажи земельного участка между юридическими лицами
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, вы можете предусмотреть полномочия представлять интересы организации при регистрации перехода прав в отношении земельного участка. В этом случае учитывайте также требования к оформлению доверенности для госрегистрации прав на недвижимость.
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, вы можете предусмотреть полномочия представлять интересы организации при регистрации перехода прав в отношении земельного участка. В этом случае учитывайте также требования к оформлению доверенности для госрегистрации прав на недвижимость.
Статья: Публичная собственность на землю: проблемы определения правовой природы и управления
(Аверьянова Н.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)<19> Например, см.: Закон Саратовской области от 31.10.2022 N 119-ЗСО "О перераспределении отдельных полномочий в области земельных отношений между органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских поселений Саратовской области и органами государственной власти Саратовской области"; Закон Астраханской области от 15.12.2022 N 108/2022-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий в области земельных отношений между органами местного самоуправления муниципального образования "Городской округ город Астрахань" и органами государственной власти Астраханской области" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 27.02.2024).
(Аверьянова Н.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)<19> Например, см.: Закон Саратовской области от 31.10.2022 N 119-ЗСО "О перераспределении отдельных полномочий в области земельных отношений между органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских поселений Саратовской области и органами государственной власти Саратовской области"; Закон Астраханской области от 15.12.2022 N 108/2022-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий в области земельных отношений между органами местного самоуправления муниципального образования "Городской округ город Астрахань" и органами государственной власти Астраханской области" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 27.02.2024).
Статья: О проблеме исполнения актов Конституционного Суда РФ по вопросу ликвидации органами публичной власти мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов
(Давыдов А.А.)
("Местное право", 2025, N 4)Более того, исполнение органами местного самоуправления полномочий в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также возложение на них функции представления интересов "государственного" собственника не могут служить достаточным основанием для полного возложения на эти органы ответственности за устранение выявленных на указанных участках несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов.
(Давыдов А.А.)
("Местное право", 2025, N 4)Более того, исполнение органами местного самоуправления полномочий в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также возложение на них функции представления интересов "государственного" собственника не могут служить достаточным основанием для полного возложения на эти органы ответственности за устранение выявленных на указанных участках несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> См., например: Закон Хабаровского края от 20.12.2017 N 305 "О перераспределении отдельных полномочий по подготовке и утверждению документации по планировке территории между органами местного самоуправления Хабаровского муниципального района и органами государственной власти Хабаровского края", Закон Московской области от 27.12.2017 N 250/2017-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области по комплексному развитию территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества", Закон Белгородской области от 21.12.2017 N 223 "О перераспределении отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления и органами государственной власти Белгородской области", Закон Мурманской области от 27.12.2019 N 2459-01-ЗМО "О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности и в области земельных отношений между органами местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области и органами государственной власти Мурманской области".
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> См., например: Закон Хабаровского края от 20.12.2017 N 305 "О перераспределении отдельных полномочий по подготовке и утверждению документации по планировке территории между органами местного самоуправления Хабаровского муниципального района и органами государственной власти Хабаровского края", Закон Московской области от 27.12.2017 N 250/2017-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области по комплексному развитию территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества", Закон Белгородской области от 21.12.2017 N 223 "О перераспределении отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления и органами государственной власти Белгородской области", Закон Мурманской области от 27.12.2019 N 2459-01-ЗМО "О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности и в области земельных отношений между органами местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области и органами государственной власти Мурманской области".
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Действие Административного регламента распространяется на правоотношения, связанные с проведением аукционов в отношении земельных участков, полномочиями по распоряжению которыми обладают органы местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Действие Административного регламента распространяется на правоотношения, связанные с проведением аукционов в отношении земельных участков, полномочиями по распоряжению которыми обладают органы местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург".
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В сфере земельных отношений часто осуществляется как перераспределение полномочий органов местного самоуправления между поселениями и муниципальным районом, так и перераспределение (передача) законами субъектов РФ государственных полномочий органам местного самоуправления (ч. 1.2 ст. 17 Закона N 131-ФЗ). Статьей 10.1 ЗК РФ, введенной в действие с 9 января 2015 г. <1>, закреплена возможность перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ в области земельных отношений в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Закона N 131-ФЗ.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В сфере земельных отношений часто осуществляется как перераспределение полномочий органов местного самоуправления между поселениями и муниципальным районом, так и перераспределение (передача) законами субъектов РФ государственных полномочий органам местного самоуправления (ч. 1.2 ст. 17 Закона N 131-ФЗ). Статьей 10.1 ЗК РФ, введенной в действие с 9 января 2015 г. <1>, закреплена возможность перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ в области земельных отношений в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Закона N 131-ФЗ.