Полномочия следователя следственного комитета
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия следователя следственного комитета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 151 "Подследственность" УПК РФ"По смыслу закона, с учетом системного толкования положений п. 12 ч. 2 ст. 37 и ч. 7 ст. 151 УПК РФ, прокурор не только вправе изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи, но и обладает дискреционными полномочиями по изъятию уголовного дела у следователя Следственного комитета Российской Федерации и передаче его органу предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) в тех случаях, когда с учетом конкретных обстоятельств уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, такое соединение мотивировано целью соблюдения конституционных прав участников процесса, в том числе на доступ к правосудию и разумный срок уголовного судопроизводства, обеспечения всесторонности, объективности и полноты расследования."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Вопросы проведения процессуальной проверки по заявлению о применении недозволенных методов следствия или дознания
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2021, N 4)Обратим внимание на то, что в силу требований закона подобная проверка входит в компетенцию следователей Следственного комитета, однако суд поручил ее прокурору. И это говорит о многом.
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2021, N 4)Обратим внимание на то, что в силу требований закона подобная проверка входит в компетенцию следователей Следственного комитета, однако суд поручил ее прокурору. И это говорит о многом.
Статья: Основные процессуальные решения стадии возбуждения уголовного дела. Комментарий к ст. 145 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)А теперь несколько слов о термине "подследственность", употребленном законодателем в ст. 145 УПК РФ. Это понятие не идентично тому, что использовано в ч. 5 ст. 152 УПК РФ. Это омонимы. Подследственность, закрепленная в ст. ст. 151, 152 УПК РФ, - это совокупность признаков преступления (общественно опасного деяния), по которым его расследование в полном объеме относится к компетенции строго определенного органа предварительного расследования, конкретной структурной единицы ведомства (допустим, не просто к компетенции следователя, а к компетенции следователя конкретного военного следственного органа Следственного комитета РФ). Это понятие приобретает свое уголовно-процессуальное значение не на стадии возбуждения уголовного дела, а гораздо позже - на этапе, начинающемся после производства неотложных следственных действий. Как следует из приведенного здесь определения, подследственность позволяет установить, какой орган (должностное лицо) правомочен осуществлять по делу предварительное расследование в полном объеме.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)А теперь несколько слов о термине "подследственность", употребленном законодателем в ст. 145 УПК РФ. Это понятие не идентично тому, что использовано в ч. 5 ст. 152 УПК РФ. Это омонимы. Подследственность, закрепленная в ст. ст. 151, 152 УПК РФ, - это совокупность признаков преступления (общественно опасного деяния), по которым его расследование в полном объеме относится к компетенции строго определенного органа предварительного расследования, конкретной структурной единицы ведомства (допустим, не просто к компетенции следователя, а к компетенции следователя конкретного военного следственного органа Следственного комитета РФ). Это понятие приобретает свое уголовно-процессуальное значение не на стадии возбуждения уголовного дела, а гораздо позже - на этапе, начинающемся после производства неотложных следственных действий. Как следует из приведенного здесь определения, подследственность позволяет установить, какой орган (должностное лицо) правомочен осуществлять по делу предварительное расследование в полном объеме.
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)
"О Следственном комитете Российской Федерации"1.1. Судебно-экспертное учреждение Следственного комитета действует независимо от следственных органов Следственного комитета. Сотрудники и руководители судебно-экспертного учреждения Следственного комитета не могут быть наделены полномочиями следователей и руководителей следственных органов Следственного комитета.
(ред. от 01.04.2025)
"О Следственном комитете Российской Федерации"1.1. Судебно-экспертное учреждение Следственного комитета действует независимо от следственных органов Следственного комитета. Сотрудники и руководители судебно-экспертного учреждения Следственного комитета не могут быть наделены полномочиями следователей и руководителей следственных органов Следственного комитета.
Статья: Как изменится взаимодействие следователя и суда при следственных судьях
(Черемисина Т.В.)
("Российский судья", 2025, N 9)Модель N 2 - внедрение следственного судьи без упразднения должности следователя, но с перераспределением части полномочий. Заместитель председателя Следственного комитета Республики Армения А.С. Гамбарян выделяет три положения, в которых заключается сущность депонирования доказательств: 1) депонирование показаний независимым субъектом, не являющимся стороной производства; 2) депонирование показаний с участием противоположной стороны и обеспечение права на встречный опрос; 3) депонирование показаний при наличии предусмотренных законом определенных оснований <4>. Процесс депонирования может происходить по следующей схеме: после поступления ходатайства о производстве следственного действия (например, допросе свидетеля) следственный судья вызывает его и допрашивает, при этом полученные показания будут использованы в суде как доказательство при вынесении приговора без дополнительной проверки и оценки на стадии судебного следствия.
(Черемисина Т.В.)
("Российский судья", 2025, N 9)Модель N 2 - внедрение следственного судьи без упразднения должности следователя, но с перераспределением части полномочий. Заместитель председателя Следственного комитета Республики Армения А.С. Гамбарян выделяет три положения, в которых заключается сущность депонирования доказательств: 1) депонирование показаний независимым субъектом, не являющимся стороной производства; 2) депонирование показаний с участием противоположной стороны и обеспечение права на встречный опрос; 3) депонирование показаний при наличии предусмотренных законом определенных оснований <4>. Процесс депонирования может происходить по следующей схеме: после поступления ходатайства о производстве следственного действия (например, допросе свидетеля) следственный судья вызывает его и допрашивает, при этом полученные показания будут использованы в суде как доказательство при вынесении приговора без дополнительной проверки и оценки на стадии судебного следствия.
"Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)5. Уголовные дела о налоговых преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.2 УК, органом дознания возбуждены быть не могут, и поэтому комментируемая статья 157 УПК по таким делам неприменима. Об этом прежде всего говорит пункт 1 части второй данной статьи во взаимосвязи с частями семь, восемь и девять статьи 144 УПК, откуда явствует, что орган дознания (имеется в виду орган внутренних дел), располагая сведениями о налоговом преступлении, готовит для следствия не уголовное дело, а всего лишь сообщение об этом и вся замысловатая, уникальная проверочная деятельность по такому сообщению и, соответственно, возбуждение уголовного дела находятся всецело в компетенции следователя Следственного комитета РФ, к подследственности которого относятся уголовные дела о налоговых преступлениях, а оперативно-розыскное сопровождение расследования - в компетенции "автора" сообщения, т.е. оперативно-розыскного подразделения экономической безопасности противодействия коррупции данного органа внутренних дел.
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)5. Уголовные дела о налоговых преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.2 УК, органом дознания возбуждены быть не могут, и поэтому комментируемая статья 157 УПК по таким делам неприменима. Об этом прежде всего говорит пункт 1 части второй данной статьи во взаимосвязи с частями семь, восемь и девять статьи 144 УПК, откуда явствует, что орган дознания (имеется в виду орган внутренних дел), располагая сведениями о налоговом преступлении, готовит для следствия не уголовное дело, а всего лишь сообщение об этом и вся замысловатая, уникальная проверочная деятельность по такому сообщению и, соответственно, возбуждение уголовного дела находятся всецело в компетенции следователя Следственного комитета РФ, к подследственности которого относятся уголовные дела о налоговых преступлениях, а оперативно-розыскное сопровождение расследования - в компетенции "автора" сообщения, т.е. оперативно-розыскного подразделения экономической безопасности противодействия коррупции данного органа внутренних дел.