Полномочия Росреестра
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия Росреестра (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Документы для регистрации договора аренды и отказ в регистрации договора аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Выявление признаков перепланировки, проведенной без учета требований действующего законодательства, при регистрации обременения в виде аренды в полномочия Управления Росреестра... не входит, а наличие либо отсутствие сомнений по данному поводу не должно влиять на совершение регистрационных действий..."
(КонсультантПлюс, 2025)Выявление признаков перепланировки, проведенной без учета требований действующего законодательства, при регистрации обременения в виде аренды в полномочия Управления Росреестра... не входит, а наличие либо отсутствие сомнений по данному поводу не должно влиять на совершение регистрационных действий..."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Приостановление регистрации договора аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Выявление признаков перепланировки, проведенной без учета требований действующего законодательства, при регистрации обременения в виде аренды в полномочия Управления Росреестра... не входит, а наличие либо отсутствие сомнений по данному поводу не должно влиять на совершение регистрационных действий.
(КонсультантПлюс, 2025)Выявление признаков перепланировки, проведенной без учета требований действующего законодательства, при регистрации обременения в виде аренды в полномочия Управления Росреестра... не входит, а наличие либо отсутствие сомнений по данному поводу не должно влиять на совершение регистрационных действий.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как организации оформить заявление для госрегистрации прав (договоров) на недвижимость
(КонсультантПлюс, 2025)Заявление, направляемое в электронной форме, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. Исключение составляют случаи, установленные ч. 1.2 ст. 18 Закона о регистрации недвижимости. В этих случаях заявление подписывается простой электронной подписью в личном кабинете на сайте Росреестра. Полномочия заявителя проверяются с использованием ЕСИА (ч. 8 ст. 21 Закона о регистрации недвижимости, п. 3 Порядка представления документов, п. 2 Требований к заполнению форм заявлений).
(КонсультантПлюс, 2025)Заявление, направляемое в электронной форме, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. Исключение составляют случаи, установленные ч. 1.2 ст. 18 Закона о регистрации недвижимости. В этих случаях заявление подписывается простой электронной подписью в личном кабинете на сайте Росреестра. Полномочия заявителя проверяются с использованием ЕСИА (ч. 8 ст. 21 Закона о регистрации недвижимости, п. 3 Порядка представления документов, п. 2 Требований к заполнению форм заявлений).
Статья: Землеустроительная документация
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 5.7 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457, проведение государственной экспертизы землеустроительной документации относится к полномочиям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 5.7 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457, проведение государственной экспертизы землеустроительной документации относится к полномочиям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра).
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 3. Орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 3. Орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав
Статья: Конституционные параметры негаторного иска
(Бочкарев С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)При этом к полномочиям Росреестра не относятся обязанности выявлять поддельные документы, оценивать действия органов государственной власти по распоряжению землей и вскрывать криминальные схемы по незаконному выбытию землеотводов, удостоверяться в подлинности волеизъявления участников сделки. В его структуре отсутствуют оперативные, криминалистические и экспертные подразделения, способные выполнить подобные функции. Данного подхода придерживается и Верховный Суд РФ <21>. Такой компетенцией наделены исключительно специализированные государственные органы (МВД, ФСБ, СК России и др.). Но и деятельность контролирующих органов, как отметил Конституционный Суд РФ, "объективно не может обладать сплошным характером и, как правило, осуществляется в качестве мер реагирования на жалобы граждан" <22>.
(Бочкарев С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)При этом к полномочиям Росреестра не относятся обязанности выявлять поддельные документы, оценивать действия органов государственной власти по распоряжению землей и вскрывать криминальные схемы по незаконному выбытию землеотводов, удостоверяться в подлинности волеизъявления участников сделки. В его структуре отсутствуют оперативные, криминалистические и экспертные подразделения, способные выполнить подобные функции. Данного подхода придерживается и Верховный Суд РФ <21>. Такой компетенцией наделены исключительно специализированные государственные органы (МВД, ФСБ, СК России и др.). Но и деятельность контролирующих органов, как отметил Конституционный Суд РФ, "объективно не может обладать сплошным характером и, как правило, осуществляется в качестве мер реагирования на жалобы граждан" <22>.
Статья: Сообщество собственников помещений в здании как субъект права: европейский опыт и российские перспективы
(Мачехина А.В.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 6)<163> Теоретически решение этой проблемы может быть осуществлено возложением на лицо, инициирующее кадастровый учет и регистрацию прав на объект недвижимого имущества, обязанности произвести регистрацию сообщества собственников в ЕГРЮЛ или с помощью межведомственного взаимодействия - обязанности Росреестра, ведущего ЕГРН, передать информацию в Федеральную налоговую службу для регистрации сообщества собственников в ЕГРЮЛ. Однако реализация последнего предложения потребует расширения компетенции Росреестра, а также дополнения перечня сведений, представляемых в ЕГРН, документами, необходимыми для регистрации в ЕГРЮЛ.
(Мачехина А.В.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 6)<163> Теоретически решение этой проблемы может быть осуществлено возложением на лицо, инициирующее кадастровый учет и регистрацию прав на объект недвижимого имущества, обязанности произвести регистрацию сообщества собственников в ЕГРЮЛ или с помощью межведомственного взаимодействия - обязанности Росреестра, ведущего ЕГРН, передать информацию в Федеральную налоговую службу для регистрации сообщества собственников в ЕГРЮЛ. Однако реализация последнего предложения потребует расширения компетенции Росреестра, а также дополнения перечня сведений, представляемых в ЕГРН, документами, необходимыми для регистрации в ЕГРЮЛ.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. Перечень полномочий Росреестра по государственному кадастровому учету, ведению Единого государственного реестра недвижимости и государственной регистрации прав, указанный в ч. 2 комментируемой статьи, является примерным. Помимо центрального офиса у Росреестра есть территориальные подразделения, и в его обязанности согласно п. 1 ч. 2 комментируемой статьи входят координация и контроль за деятельностью территориальных органов регистрации прав.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. Перечень полномочий Росреестра по государственному кадастровому учету, ведению Единого государственного реестра недвижимости и государственной регистрации прав, указанный в ч. 2 комментируемой статьи, является примерным. Помимо центрального офиса у Росреестра есть территориальные подразделения, и в его обязанности согласно п. 1 ч. 2 комментируемой статьи входят координация и контроль за деятельностью территориальных органов регистрации прав.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Ответ: Рассматриваемый вопрос относится к компетенции Росреестра, при этом Банк России сообщает о готовности принять участие в дополнительном обсуждении данного вопроса в случае необходимости.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Ответ: Рассматриваемый вопрос относится к компетенции Росреестра, при этом Банк России сообщает о готовности принять участие в дополнительном обсуждении данного вопроса в случае необходимости.
"Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи мониторинг проведения ГКО осуществляется органом регистрации прав, то есть Росреестром (см. комментарий к ст. 9 Закона). Полномочие Росреестра по осуществлению государственного мониторинга проведения ГКО закреплено в подп. 5.1.37 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" (подпункт введен Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2021 г. N 1941).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи мониторинг проведения ГКО осуществляется органом регистрации прав, то есть Росреестром (см. комментарий к ст. 9 Закона). Полномочие Росреестра по осуществлению государственного мониторинга проведения ГКО закреплено в подп. 5.1.37 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" (подпункт введен Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2021 г. N 1941).
Статья: О порядке предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН
(Управление Росреестра по городу Москве)
("Арбитражный управляющий", 2025, N 2)В соответствии со ст. 3.1 Закона о недвижимости с 01.01.2023 полномочия по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляет публично-правовая компания "Роскадастр" (далее - ППК "Роскадастр"), правопреемником прав и обязанностей является ФГБУ "ФКП Росреестра". На территории города Москвы такими полномочиями наделен филиал ППК "Роскадастр" по Москве.
(Управление Росреестра по городу Москве)
("Арбитражный управляющий", 2025, N 2)В соответствии со ст. 3.1 Закона о недвижимости с 01.01.2023 полномочия по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляет публично-правовая компания "Роскадастр" (далее - ППК "Роскадастр"), правопреемником прав и обязанностей является ФГБУ "ФКП Росреестра". На территории города Москвы такими полномочиями наделен филиал ППК "Роскадастр" по Москве.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Более детально полномочия Росреестра определены в названном выше Положении о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457. Так, в пункте 5 названного Положения (в ред. Постановления Правительства РФ от 15 ноября 2021 г. N 1941) среди прочего установлено, что Росреестр осуществляет в установленном законодательством РФ порядке:
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Более детально полномочия Росреестра определены в названном выше Положении о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457. Так, в пункте 5 названного Положения (в ред. Постановления Правительства РФ от 15 ноября 2021 г. N 1941) среди прочего установлено, что Росреестр осуществляет в установленном законодательством РФ порядке:
Статья: Порядок обращения в Росреестр
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если поступившее обращение не касается вопросов, относящихся к компетенции Росреестра, территориальных органов Росреестра и подведомственных ему учреждений, оно в течение 7 дней переадресуется в соответствующие органы или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с одновременным уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения (п. 29 Инструкции N П/0518).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если поступившее обращение не касается вопросов, относящихся к компетенции Росреестра, территориальных органов Росреестра и подведомственных ему учреждений, оно в течение 7 дней переадресуется в соответствующие органы или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с одновременным уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения (п. 29 Инструкции N П/0518).
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)<455> СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 464. В рамках административной реформы Федеральная регистрационная служба реорганизована, ее полномочия переданы Росреестру (пункт 14 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2020. N 2).
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)<455> СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 464. В рамках административной реформы Федеральная регистрационная служба реорганизована, ее полномочия переданы Росреестру (пункт 14 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2020. N 2).