Полномочия полиции
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия полиции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 20.2 "Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования" КоАП РФ"Ссылки административного истца в административном исковом заявлении на то, что ее административное задержание не могло быть направлено на обеспечение исполнения административного наказания в виде административного ареста, поскольку у нее на иждивении находятся дети, а в соответствии с ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ, административный арест не может применяться к женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет правомерно отклонены судами в связи с тем, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, рассматривают только суды. Мера административного наказания назначается после рассмотрения дела по существу, с учетом имеющихся обстоятельств дела судом. В полномочия органов полиции не входят решение вопроса о назначении или не назначении наказания. При этом, наличие несовершеннолетних детей учитываются при назначении административного наказания и исследования всех обстоятельств дела судом."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 27.13 "Задержание транспортного средства" КоАП РФ"Доводы Управления и Министерства о том, что в протоколах о задержании транспортных средств была определена ближайшая специализированная стоянка исходя из наиболее эффективного и оперативного выполнения возложенных на сотрудников полиции задач и полномочий (с учетом необходимости производства задержания и перемещения в возможно короткий срок большого количества транспортных средств, водители которых нарушили правила дорожного движения, по доступности эвакуаторов, автодорог, проездов до территории стоянки и т.д.), как и доводы о том, что понятие "ближайшая" специализированная стоянка действующим законодательством не определены, отклоняются судом округа, так как это не является основанием для освобождения должностных лиц, осуществляющих задержание транспортных средств, соблюдать установленные действующим федеральным законодательством императивные нормы статьи 27.13 КоАП РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О полномочиях сотрудников полиции при проведении проверочных мероприятий.
("Официальный сайт МВД России", 2019)"Официальный сайт МВД России мвд.рф", 2019
("Официальный сайт МВД России", 2019)"Официальный сайт МВД России мвд.рф", 2019
Статья: Система правоохранительных органов РФ
(Долгополов П.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Основные функции полиции (направления деятельности) предусмотрены ст. 2 Закона о полиции:
(Долгополов П.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Основные функции полиции (направления деятельности) предусмотрены ст. 2 Закона о полиции:
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О полиции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава 3. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ПОЛИЦИИ
(ред. от 31.07.2025)
"О полиции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава 3. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ПОЛИЦИИ
Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 250
(ред. от 30.09.2022)
"Вопросы организации полиции"1. Установить, что в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются:
(ред. от 30.09.2022)
"Вопросы организации полиции"1. Установить, что в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются:
Статья: К вопросу о достаточности мер административного принуждения, применяемых полицией для обеспечения правопорядка и безопасности в современных условиях
(Кононов А.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Исходя из изложенного представляется целесообразным исключить из Закона "О полиции" термин "личный осмотр", ограничившись уже законодательно определенным термином "личный досмотр". Данный подход позволит избежать ошибок в толковании полномочий полиции в правоприменительной практике. Особенно это необходимо в ситуациях, когда действительно необходим личный досмотр, а не "личный осмотр", как это предлагается в ч. 16 ст. 14 Закона "О полиции" в отношении задержанных лиц, водворяемых в специально отведенные для этого помещения.
(Кононов А.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Исходя из изложенного представляется целесообразным исключить из Закона "О полиции" термин "личный осмотр", ограничившись уже законодательно определенным термином "личный досмотр". Данный подход позволит избежать ошибок в толковании полномочий полиции в правоприменительной практике. Особенно это необходимо в ситуациях, когда действительно необходим личный досмотр, а не "личный осмотр", как это предлагается в ч. 16 ст. 14 Закона "О полиции" в отношении задержанных лиц, водворяемых в специально отведенные для этого помещения.
Статья: Некоторые актуальные вопросы финансирования полиции при передаче ей субъектами Российской Федерации полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях
(Костенников М.В., Султанов К.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОЛИЦИИ
(Костенников М.В., Султанов К.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОЛИЦИИ
Ситуация: Как проводится административный арест за нарушение ПДД?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Сотрудники полиции (ГИБДД) вправе задержать гражданина и доставить его в полицию при выявлении административного правонарушения, по которому сотрудники полиции (ГИБДД) имеют полномочия составлять протоколы, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, например судебных приставов-исполнителей (п. 1 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Сотрудники полиции (ГИБДД) вправе задержать гражданина и доставить его в полицию при выявлении административного правонарушения, по которому сотрудники полиции (ГИБДД) имеют полномочия составлять протоколы, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, например судебных приставов-исполнителей (п. 1 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ).
Статья: Суд Бергера и его вклад в формирование новых правил уголовного судопроизводства
(Дустов Д.В.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 2)Назначение Уильяма Ренквиста главой Верховного суда после Уоррена Бергера стало значимым шагом к дальнейшему развитию консервативной идеологии суда. Перед рассмотрением контрреформ Бергера в области уголовного судопроизводства следует выделить ключевые аспекты его работы. Бергер и большинство судей Верховного суда считали необходимым поддерживать правоохранительные органы, устранять юридические препятствия в их деятельности и бороться с преступностью. Если при Уоррене суд ограничивал полномочия полиции и поддерживал права обвиняемых, то при Бергере произошло обратное - суд возлагал на обвиняемых бремя доказывания незаконности действий полиции.
(Дустов Д.В.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 2)Назначение Уильяма Ренквиста главой Верховного суда после Уоррена Бергера стало значимым шагом к дальнейшему развитию консервативной идеологии суда. Перед рассмотрением контрреформ Бергера в области уголовного судопроизводства следует выделить ключевые аспекты его работы. Бергер и большинство судей Верховного суда считали необходимым поддерживать правоохранительные органы, устранять юридические препятствия в их деятельности и бороться с преступностью. Если при Уоррене суд ограничивал полномочия полиции и поддерживал права обвиняемых, то при Бергере произошло обратное - суд возлагал на обвиняемых бремя доказывания незаконности действий полиции.
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)5. Административно-предупредительные меры, применяемые Госавтоинспекцией в области БДД, нашли закрепление в государственно-властных полномочиях полиции, которые выступают основным инструментом реализации таких функций полиции, как предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, производство по делам об административных правонарушениях, обеспечение безопасности дорожного движения и др.
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)5. Административно-предупредительные меры, применяемые Госавтоинспекцией в области БДД, нашли закрепление в государственно-властных полномочиях полиции, которые выступают основным инструментом реализации таких функций полиции, как предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, производство по делам об административных правонарушениях, обеспечение безопасности дорожного движения и др.
Информация: Совещание с членами Правительства
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)По Вашему, Владимир Владимирович, поручению мы на системной основе проводим мониторинг применения Закона. По его результатам поддержаны наши инициативы, установлена административная ответственность должностных лиц за нарушение Закона о госконтроле, ограничены полномочия полиции на возбуждение уголовных дел с подменой функций контролирующих ведомств, в полной мере реализован режим правовой защиты резидентов территорий с преференциальными экономическими режимами, где плановые проверки на законодательном уровне заменены профилактическими визитами.
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)По Вашему, Владимир Владимирович, поручению мы на системной основе проводим мониторинг применения Закона. По его результатам поддержаны наши инициативы, установлена административная ответственность должностных лиц за нарушение Закона о госконтроле, ограничены полномочия полиции на возбуждение уголовных дел с подменой функций контролирующих ведомств, в полной мере реализован режим правовой защиты резидентов территорий с преференциальными экономическими режимами, где плановые проверки на законодательном уровне заменены профилактическими визитами.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Представляется, что данное взаимодействие должно включать в себя реализацию полицией полномочий, предоставленных ей для выполнения возложенных на нее обязанностей. Перечень прав полиции установлен ст. 13 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Представляется, что данное взаимодействие должно включать в себя реализацию полицией полномочий, предоставленных ей для выполнения возложенных на нее обязанностей. Перечень прав полиции установлен ст. 13 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов и органов власти.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов и органов власти.