Полномочия по распоряжению землей
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия по распоряжению землей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Претензия по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)...[арендатор - ред.] указывает, что... полномочия по распоряжению земельными участками... переданы в Министерство земельных и имущественных отношений... Между Управлением и Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан 15.04.2021 заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договорам и соглашениям в отношении земельных участков... Исковое заявление подписано Управлением 22.11.2022, то есть после передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка... Следовательно, на момент подачи иска первоначальный истец не обладал материально-правовым основанием для обращения в суд. Претензия Управления от 22.06.2022 не имеет юридического значения, так как подписана и направлена неуполномоченным лицом (органом). В свою очередь, от имени истца Министерства в адрес ответчика никаких претензий не поступало.
(КонсультантПлюс, 2025)...[арендатор - ред.] указывает, что... полномочия по распоряжению земельными участками... переданы в Министерство земельных и имущественных отношений... Между Управлением и Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан 15.04.2021 заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договорам и соглашениям в отношении земельных участков... Исковое заявление подписано Управлением 22.11.2022, то есть после передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка... Следовательно, на момент подачи иска первоначальный истец не обладал материально-правовым основанием для обращения в суд. Претензия Управления от 22.06.2022 не имеет юридического значения, так как подписана и направлена неуполномоченным лицом (органом). В свою очередь, от имени истца Министерства в адрес ответчика никаких претензий не поступало.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2008 N 161-ФЗ
(ред. от 13.12.2024)
"О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий"Глава 5. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
(ред. от 13.12.2024)
"О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий"Глава 5. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022)Министерство (орган, ранее уполномоченный распоряжаться публичными землями) и общество заключили договор купли-продажи земельных участков со ссылкой на подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 и пункт 1 статьи 39.20 ЗК РФ. Впоследствии администрация, к которой перешли полномочия по распоряжению публичными землями, ссылаясь на нарушение обществом правового режима спорных участков, отсутствие объектов недвижимости, в целях строительства которых предоставлялся один из участков, нарушение публичных интересов совершенными сделками и императивных положений земельного законодательства о приватизации участков, обратилась в арбитражный суд с иском о признании договоров купли-продажи участков ничтожными и применении последствий недействительности сделок.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022)Министерство (орган, ранее уполномоченный распоряжаться публичными землями) и общество заключили договор купли-продажи земельных участков со ссылкой на подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 и пункт 1 статьи 39.20 ЗК РФ. Впоследствии администрация, к которой перешли полномочия по распоряжению публичными землями, ссылаясь на нарушение обществом правового режима спорных участков, отсутствие объектов недвижимости, в целях строительства которых предоставлялся один из участков, нарушение публичных интересов совершенными сделками и императивных положений земельного законодательства о приватизации участков, обратилась в арбитражный суд с иском о признании договоров купли-продажи участков ничтожными и применении последствий недействительности сделок.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Муниципалитеты, как правило, распоряжаются <1> также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, сдают в аренду и проч. (ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ (в ред. от 5 апреля 2021 г.) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). Следовательно, в отношении этих земельных участков также осуществляется муниципальный земельный контроль. Однако, по информации Минюста России, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы от органов местного самоуправления органам исполнительной власти субъектов РФ почти в половине субъектов РФ <2>. Например, по Закону Свердловской области от 24 ноября 2014 г. N 98-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" и органами государственной власти Свердловской области и о внесении изменений в Закон Свердловской области "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" <3> полномочия органов местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, отнесены к полномочиям органов государственной власти Свердловской области. Однако в законе не уточняется, какой орган осуществляет земельный контроль за этими участками, как, впрочем, и в законах других субъектов РФ.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Муниципалитеты, как правило, распоряжаются <1> также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, сдают в аренду и проч. (ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ (в ред. от 5 апреля 2021 г.) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). Следовательно, в отношении этих земельных участков также осуществляется муниципальный земельный контроль. Однако, по информации Минюста России, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы от органов местного самоуправления органам исполнительной власти субъектов РФ почти в половине субъектов РФ <2>. Например, по Закону Свердловской области от 24 ноября 2014 г. N 98-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" и органами государственной власти Свердловской области и о внесении изменений в Закон Свердловской области "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" <3> полномочия органов местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, отнесены к полномочиям органов государственной власти Свердловской области. Однако в законе не уточняется, какой орган осуществляет земельный контроль за этими участками, как, впрочем, и в законах других субъектов РФ.
Готовое решение: Как распоряжаться земельными участками, госсобственность на которые не разграничена
(КонсультантПлюс, 2025)Как передать полномочия по распоряжению земельными участками, госсобственность на которые не разграничена
(КонсультантПлюс, 2025)Как передать полномочия по распоряжению земельными участками, госсобственность на которые не разграничена
Статья: Перераспределение полномочий между муниципальными образованиями и субъектами Российской Федерации: по материалам судебной практики
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Однако апелляционная инстанция отменила решение районного суда. Как указано в Определении, во исполнение решения суда о возложении обязанности предоставить в собственность Г. земельный участок между администрацией муниципального района и Г. заключен договор купли-продажи, согласно акту приема-передачи участок передан Г., а Г. оплачена стоимость участка. Поскольку обязанность по предоставлению истцу в собственность земельного участка возложена на администрацию муниципального района судебным постановлением, во исполнение которого и заключен договор купли-продажи земельного участка, оснований для замены стороны в порядке правопреемства не имеется. Тот факт, что в государственной регистрации права собственности на участок Г. было отказано в связи с отсутствием у администрации полномочий по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена, суд во внимание не принял <15>. Суд, видимо, руководствовался тем, что при указанных обстоятельствах регистрирующий орган обязан произвести необходимые регистрационные действия, а в случае отказа от совершения таковых отказ может быть оспорен в суде.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Однако апелляционная инстанция отменила решение районного суда. Как указано в Определении, во исполнение решения суда о возложении обязанности предоставить в собственность Г. земельный участок между администрацией муниципального района и Г. заключен договор купли-продажи, согласно акту приема-передачи участок передан Г., а Г. оплачена стоимость участка. Поскольку обязанность по предоставлению истцу в собственность земельного участка возложена на администрацию муниципального района судебным постановлением, во исполнение которого и заключен договор купли-продажи земельного участка, оснований для замены стороны в порядке правопреемства не имеется. Тот факт, что в государственной регистрации права собственности на участок Г. было отказано в связи с отсутствием у администрации полномочий по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена, суд во внимание не принял <15>. Суд, видимо, руководствовался тем, что при указанных обстоятельствах регистрирующий орган обязан произвести необходимые регистрационные действия, а в случае отказа от совершения таковых отказ может быть оспорен в суде.
Статья: Публичная собственность на землю: проблемы определения правовой природы и управления
(Аверьянова Н.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Еще обращает на себя внимание тот факт, что на сегодняшний день полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, наделяются и городские поселения, вообще не названные в ч. 3 ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в числе видов муниципальных образований, которым отдельные государственные полномочия могут передаваться. Может ли это означать, что статья 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в этой части противоречит законодательству о местном самоуправлении?
(Аверьянова Н.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Еще обращает на себя внимание тот факт, что на сегодняшний день полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, наделяются и городские поселения, вообще не названные в ч. 3 ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в числе видов муниципальных образований, которым отдельные государственные полномочия могут передаваться. Может ли это означать, что статья 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в этой части противоречит законодательству о местном самоуправлении?
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. Согласно п. 2 комментируемой статьи решение об ипотеке таких земельных участков принимается соответственно либо органами местного самоуправления (в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и указанных в п. 1 комментируемой статьи), либо органами государственной власти субъектов Российской Федерации (в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые указаны в п. 1 комментируемой статьи) при условии наделения их полномочиями на распоряжение указанными земельными участками в соответствии с законодательством Российской Федерации. В данном случае следует учитывать, что при разделе земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, важным является то, что на разделяемый земельный участок не нужно предварительно регистрировать право собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования (п. 17 ст. 3, п. 1 ст. 3.3 Закона о введении ЗК РФ).
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. Согласно п. 2 комментируемой статьи решение об ипотеке таких земельных участков принимается соответственно либо органами местного самоуправления (в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и указанных в п. 1 комментируемой статьи), либо органами государственной власти субъектов Российской Федерации (в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые указаны в п. 1 комментируемой статьи) при условии наделения их полномочиями на распоряжение указанными земельными участками в соответствии с законодательством Российской Федерации. В данном случае следует учитывать, что при разделе земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, важным является то, что на разделяемый земельный участок не нужно предварительно регистрировать право собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования (п. 17 ст. 3, п. 1 ст. 3.3 Закона о введении ЗК РФ).
Статья: Распоряжение земельным участком, собственность на который не разграничена: соотношение частных и публичных интересов
(Гряда Э.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 1)Правовая оценка подобных ситуаций судами различна. Например, по одному из дел суд пришел к выводу, что ничтожность договора аренды в рассматриваемой ситуации является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления юридического лица <8>. В другом случае было отмечено, что действия органов местного самоуправления по некорректному перераспределению между собой полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не могут быть поставлены в вину арендатору, который, действуя разумно и добросовестно, принял участие в конкурентных процедурах и по их результатам получил право на заключение договора аренды <9>. Данная правовая позиция было поддержана Верховным Судом Российской Федерации <10>.
(Гряда Э.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 1)Правовая оценка подобных ситуаций судами различна. Например, по одному из дел суд пришел к выводу, что ничтожность договора аренды в рассматриваемой ситуации является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления юридического лица <8>. В другом случае было отмечено, что действия органов местного самоуправления по некорректному перераспределению между собой полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не могут быть поставлены в вину арендатору, который, действуя разумно и добросовестно, принял участие в конкурентных процедурах и по их результатам получил право на заключение договора аренды <9>. Данная правовая позиция было поддержана Верховным Судом Российской Федерации <10>.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Действие Административного регламента распространяется на правоотношения, связанные с проведением аукционов в отношении земельных участков, полномочиями по распоряжению которыми обладают органы местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Действие Административного регламента распространяется на правоотношения, связанные с проведением аукционов в отношении земельных участков, полномочиями по распоряжению которыми обладают органы местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург".
Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения16.1. Перейдут ли права к новому арендодателю при передаче полномочий от органа местного самоуправления к органу госвласти по распоряжению неразграниченными земельными участками, если договор аренды не будет переоформлен
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Определившись с уровнем, на котором должны приниматься решения о предоставлении земельного участка, застройщику остается определить непосредственный орган, в который требуется направить соответствующие документы. Скорее всего, это будет комитет (департамент, управление), название которого связано с управлением или распоряжением имуществом или непосредственно землей, но доподлинно застройщик сможет в этом убедиться, только отыскав в положении о соответствующем комитете полномочия по распоряжению земельными участками.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Определившись с уровнем, на котором должны приниматься решения о предоставлении земельного участка, застройщику остается определить непосредственный орган, в который требуется направить соответствующие документы. Скорее всего, это будет комитет (департамент, управление), название которого связано с управлением или распоряжением имуществом или непосредственно землей, но доподлинно застройщик сможет в этом убедиться, только отыскав в положении о соответствующем комитете полномочия по распоряжению земельными участками.