Полномочия по привлечению к административной ответственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия по привлечению к административной ответственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительные органы акционерного общества3.1. Вывод из судебной практики: По вопросу о том, по какому адресу направлять извещение о привлечении юрлица к административной ответственности, если полномочия его единоличного исполнительного органа переданы управляющей организации, существует две позиции судов.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 22.1. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
(ред. от 04.11.2025)Статья 22.1. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"При решении вопроса о подведомственности и подсудности судьям судов общей юрисдикции дел об административных правонарушениях необходимо исходить из положений, закрепленных в главе 23 КоАП РФ, согласно которым к компетенции судей отнесены дела, перечисленные в части 1 статьи 23.1 КоАП РФ, учитывая при этом следующее:
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"При решении вопроса о подведомственности и подсудности судьям судов общей юрисдикции дел об административных правонарушениях необходимо исходить из положений, закрепленных в главе 23 КоАП РФ, согласно которым к компетенции судей отнесены дела, перечисленные в части 1 статьи 23.1 КоАП РФ, учитывая при этом следующее:
Готовое решение: Как подготовить и провести годовое заседание общего собрания акционеров
(КонсультантПлюс, 2025)Если функции счетной комиссии выполняет ненадлежащий орган (лицо), лица, избранные в ее состав с нарушением требований о составе или лица с истекшим сроком полномочий, это влечет административную ответственность (ч. 7 ст. 15.23.1 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если функции счетной комиссии выполняет ненадлежащий орган (лицо), лица, избранные в ее состав с нарушением требований о составе или лица с истекшим сроком полномочий, это влечет административную ответственность (ч. 7 ст. 15.23.1 КоАП РФ).
Статья: О проблемных аспектах реализации полномочий прокурора в производстве по делу об административном правонарушении
(Кошелев Д.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Ключевые слова: прокурор, производство по делам об административных правонарушениях, полномочия, административная ответственность, статус.
(Кошелев Д.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Ключевые слова: прокурор, производство по делам об административных правонарушениях, полномочия, административная ответственность, статус.
Статья: Принципы организации и осуществления внутреннего финансового контроля государственных (муниципальных) учреждений
(Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)Также следует отметить более регламентированный порядок привлечения виновных лиц к ответственности, наличие законодательно утвержденных полномочий по применению бюджетных мер принуждения, мер уголовной, административной, дисциплинарной ответственности во внешнем контроле.
(Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)Также следует отметить более регламентированный порядок привлечения виновных лиц к ответственности, наличие законодательно утвержденных полномочий по применению бюджетных мер принуждения, мер уголовной, административной, дисциплинарной ответственности во внешнем контроле.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии со ст. 98 Конституции Российской Федерации и ст. 19 Федерального закона "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" <459> сенаторы Российской Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий и не могут быть привлечены к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации. Кроме того, за нарушение порядка рассмотрения обращений сенатор Российской Федерации и депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ, в том числе по причине того, что они не являются должностными лицами и субъектами Закона N 59-ФЗ <460>.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии со ст. 98 Конституции Российской Федерации и ст. 19 Федерального закона "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" <459> сенаторы Российской Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий и не могут быть привлечены к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации. Кроме того, за нарушение порядка рассмотрения обращений сенатор Российской Федерации и депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ, в том числе по причине того, что они не являются должностными лицами и субъектами Закона N 59-ФЗ <460>.
Статья: Производство в судах по делам об административных правонарушениях как составная часть административного судопроизводства
(Кононов П.И.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 3)С 1917 года начинается период формирования и развития законодательства об административной ответственности как самостоятельной, отграничиваемой от уголовной юридической ответственности. По сути, в рамках данного исторического периода продолжилась эволюция института юридической ответственности за проступки, не признаваемые преступлениями, который, как было отмечено выше, получил фактическое законодательное закрепление еще в XVIII - XIX вв. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что именно в советской правовой системе произошло формально-юридическое отделение юридической ответственности за правонарушения, не квалифицируемые в качестве преступлений, от уголовной ответственности и такая ответственность была поименована термином "административная ответственность", а служащие ее основанием правонарушения были определены как административные проступки (административные правонарушения). Как показывает анализ действовавшего в период с 1917 по 1985 г. законодательства об административной ответственности, полномочиями по разрешению дел об административных правонарушениях были наделены главным образом соответствующие органы государственного контроля (надзора) и иные административные органы (исполнительные комитеты советов депутатов трудящихся, административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних и т.п.).
(Кононов П.И.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 3)С 1917 года начинается период формирования и развития законодательства об административной ответственности как самостоятельной, отграничиваемой от уголовной юридической ответственности. По сути, в рамках данного исторического периода продолжилась эволюция института юридической ответственности за проступки, не признаваемые преступлениями, который, как было отмечено выше, получил фактическое законодательное закрепление еще в XVIII - XIX вв. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что именно в советской правовой системе произошло формально-юридическое отделение юридической ответственности за правонарушения, не квалифицируемые в качестве преступлений, от уголовной ответственности и такая ответственность была поименована термином "административная ответственность", а служащие ее основанием правонарушения были определены как административные проступки (административные правонарушения). Как показывает анализ действовавшего в период с 1917 по 1985 г. законодательства об административной ответственности, полномочиями по разрешению дел об административных правонарушениях были наделены главным образом соответствующие органы государственного контроля (надзора) и иные административные органы (исполнительные комитеты советов депутатов трудящихся, административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних и т.п.).
Статья: В Трудовом кодексе хотят закрепить дополнительные права трудового инспектора
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 46)Исходя из анализа норм трудового законодательства, права инспекторов труда, выражающиеся в выдаче предписаний, предусмотренных ст. 357 ТК РФ, а также полномочиях по привлечению организаций к административной ответственности в рамках расследования несчастного случая, федеральными законами, подзаконными актами прямо не предусмотрены. Исключение составляет возможность выдачи предписания по результатам дополнительного расследования (ст. 229.3 ТК РФ).
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 46)Исходя из анализа норм трудового законодательства, права инспекторов труда, выражающиеся в выдаче предписаний, предусмотренных ст. 357 ТК РФ, а также полномочиях по привлечению организаций к административной ответственности в рамках расследования несчастного случая, федеральными законами, подзаконными актами прямо не предусмотрены. Исключение составляет возможность выдачи предписания по результатам дополнительного расследования (ст. 229.3 ТК РФ).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)у) наименование заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных организаций, осуществляющих полномочия по привлечению к административной ответственности за нарушение обязательного требования;
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)у) наименование заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных организаций, осуществляющих полномочия по привлечению к административной ответственности за нарушение обязательного требования;
Готовое решение: Порядок привлечения к административной ответственности за налоговые правонарушения
(КонсультантПлюс, 2025)Для должностных лиц организаций бюджетной сферы (иных организаций с полномочиями по ведению бюджетного учета, составлению бюджетной отчетности) предусмотрена специальная административная ответственность за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету (ст. 15.15.6 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Для должностных лиц организаций бюджетной сферы (иных организаций с полномочиями по ведению бюджетного учета, составлению бюджетной отчетности) предусмотрена специальная административная ответственность за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету (ст. 15.15.6 КоАП РФ).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Представляет научный и практический интерес вопрос о делегировании органам местного самоуправления контрольных полномочий в рамках реализации ими переданных отдельных государственных полномочий, так называемый делегированный контроль. На наш взгляд, такое делегирование можно рассмотреть с двух сторон. Во-первых, реализация органами местного самоуправления переданных им полномочий также нуждается в контроле, причем как со стороны государственных органов, наделивших их государственными полномочиями, так и со стороны органов местного самоуправления. Таким образом, вместе с государственными полномочиями делегируется и контроль за их осуществлением. Во-вторых, можно вести речь и о делегировании отдельных полномочий, осуществляемых непосредственно в рамках государственного контроля (надзора), либо делегировании всех полномочий по осуществлению государственного контроля (надзора) с сохранением при этом государственного контроля за делегированными полномочиями. В научной литературе также встречается мнение о том, что контрольные полномочия органов местного самоуправления, закрепленные в федеральном законодательстве, могут быть подразделены на два вида: собственные и делегированные <1>. Например, должностных лиц органов местного самоуправления можно наделить государственным полномочием по привлечению граждан и организаций к административной ответственности как заключительному этапу механизма реализации муниципального контроля. Это соответствует логике концепции единства публичной власти. По мнению ряда ученых, целесообразно предусмотреть механизмы участия органов местного самоуправления в проведении административных расследований, расширить перечень правонарушений в рамках Кодекса РФ об административных правонарушениях, по которым должностные лица органов местного самоуправления могут принимать решения <2>. Т.М. Бялкина справедливо полагает, что "если контрольное полномочие законодателем отнесено к компетенции органов государственной власти, а те, в силу определенных обстоятельств, полагают, что проверка исполнения отдельных положений данного Закона будет более эффективно осуществляться на местах, то соответствующее контрольное полномочие можно передать органам местного самоуправления федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона N 131-ФЗ" <3>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Представляет научный и практический интерес вопрос о делегировании органам местного самоуправления контрольных полномочий в рамках реализации ими переданных отдельных государственных полномочий, так называемый делегированный контроль. На наш взгляд, такое делегирование можно рассмотреть с двух сторон. Во-первых, реализация органами местного самоуправления переданных им полномочий также нуждается в контроле, причем как со стороны государственных органов, наделивших их государственными полномочиями, так и со стороны органов местного самоуправления. Таким образом, вместе с государственными полномочиями делегируется и контроль за их осуществлением. Во-вторых, можно вести речь и о делегировании отдельных полномочий, осуществляемых непосредственно в рамках государственного контроля (надзора), либо делегировании всех полномочий по осуществлению государственного контроля (надзора) с сохранением при этом государственного контроля за делегированными полномочиями. В научной литературе также встречается мнение о том, что контрольные полномочия органов местного самоуправления, закрепленные в федеральном законодательстве, могут быть подразделены на два вида: собственные и делегированные <1>. Например, должностных лиц органов местного самоуправления можно наделить государственным полномочием по привлечению граждан и организаций к административной ответственности как заключительному этапу механизма реализации муниципального контроля. Это соответствует логике концепции единства публичной власти. По мнению ряда ученых, целесообразно предусмотреть механизмы участия органов местного самоуправления в проведении административных расследований, расширить перечень правонарушений в рамках Кодекса РФ об административных правонарушениях, по которым должностные лица органов местного самоуправления могут принимать решения <2>. Т.М. Бялкина справедливо полагает, что "если контрольное полномочие законодателем отнесено к компетенции органов государственной власти, а те, в силу определенных обстоятельств, полагают, что проверка исполнения отдельных положений данного Закона будет более эффективно осуществляться на местах, то соответствующее контрольное полномочие можно передать органам местного самоуправления федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона N 131-ФЗ" <3>.
Вопрос: В ООО два генеральных директора, которые действуют независимо друг от друга и имеют одинаковые полномочия. Кого из директоров привлекут к административной ответственности в случае совершения ООО административного правонарушения?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: В ООО два генеральных директора, которые действуют независимо друг от друга и имеют одинаковые полномочия. Кого из директоров привлекут к административной ответственности в случае совершения ООО административного правонарушения?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: В ООО два генеральных директора, которые действуют независимо друг от друга и имеют одинаковые полномочия. Кого из директоров привлекут к административной ответственности в случае совершения ООО административного правонарушения?