Полномочия по ликвидации несанкционированных свалок



Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия по ликвидации несанкционированных свалок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Важнейшая практика по ст. 14 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗуклонения органа местного самоуправления от принятия мер по ликвидации на его территории несанкционированной свалки бытовых отходов >>>
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.05.2024 N 88А-10692/2024
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.
Решение: Определение оставлено без изменения.
Не могут являться основанием для отмены или изменения судебных актов доводы кассационной жалобы об отсутствии полномочий у сельского поселения на ликвидацию несанкционированных свалок, расположенных на землях, не являющихся муниципальной собственностью, и как следствие отсутствие полномочий расходованию бюджетных средств на ликвидацию, с указанием, что несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов произошло на землях, государственная собственность которых не разграничена в границах Сузунского муниципального района, и как следствие обязанность по организации устранения несанкционированных свалок лежит на указанном муниципальном образовании, поскольку указанные доводы жалобы направлены на оспаривание судебного акта по существу и не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Развитие правового учения профессора В.В. Петрова в современной доктрине правового регулирования обращения с отходами
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 6)
Статья 72 Конституции России говорит о совместном ведении по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, законодателю надлежит определить принадлежность, распределение и источники финансирования полномочий по ликвидации несанкционированных свалок.
Статья: Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды: некоторые проблемные аспекты
(Воробьева Д.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)
В целом обязанность по надлежащему содержанию своего имущества - в том числе применительно к земельному участку, выражающуюся в обеспечении ликвидации образованных на нем мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, возлагается на его собственника. Однако в случае, если собственник не предпринимает никаких мер, данную деятельность должен осуществить региональный оператор, который затем вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (п. 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156) <18>. На практике же, отмечается Конституционным Судом РФ, именно на муниципальные образования "...возлагается безусловная обязанность обеспечить за счет средств местного бюджета финансирование мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок..." (абз. 1 п. 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 г. N 27-П). Опять же, как указывалось, это связано с тем, что законом не распределяются четко полномочия по ликвидации несанкционированных свалок отходов, когда их собственник (разместившее их лицо) не установлен (абз. 2 п. 7 Постановления Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 г. N 27-П).
показать больше документов

Нормативные акты

"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав указанные нормативные правовые акты и принимая во внимание, что собственник отходов, размещенных на поименованных земельных участках, не установлен, земельные участки находятся в собственности Российской Федерации, имеют вид разрешенного использования "под организацию экспериментального хозяйства института, производственное и жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки", за третьими лицами не закреплялись, правомерно возложили обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении названного федерального имущества - Росимущество.
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 N 27-П
"По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области"
В условиях же актуального (текущего) регулирования - предусматривающего обязанность именно собственника земельного участка обеспечить ликвидацию образованного на нем места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (пункты 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами) и в то же время четко не распределяющего между уровнями публичной власти полномочия по ликвидации несанкционированных свалок отходов, когда их собственник (разместившее их лицо) не установлен, а свалки обнаружены на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, либо на земельных участках, находящихся в государственной собственности, - отсутствуют действенные механизмы финансирования соответствующих мероприятий, учитывающие размер свалки (объем накопленных отходов), требуемые для ее ликвидации капиталовложения, доходы бюджета муниципального образования, ликвидность земельного участка, наличие либо отсутствие возможности предоставить его в пользование на инвестиционных условиях и прочие факторы.
показать больше документов