Полномочия по ликвидации несанкционированных свалок
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия по ликвидации несанкционированных свалок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 14 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗуклонения органа местного самоуправления от принятия мер по ликвидации на его территории несанкционированной свалки бытовых отходов >>>
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.05.2024 N 88А-10692/2024
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.
Решение: Определение оставлено без изменения.Не могут являться основанием для отмены или изменения судебных актов доводы кассационной жалобы об отсутствии полномочий у сельского поселения на ликвидацию несанкционированных свалок, расположенных на землях, не являющихся муниципальной собственностью, и как следствие отсутствие полномочий расходованию бюджетных средств на ликвидацию, с указанием, что несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов произошло на землях, государственная собственность которых не разграничена в границах Сузунского муниципального района, и как следствие обязанность по организации устранения несанкционированных свалок лежит на указанном муниципальном образовании, поскольку указанные доводы жалобы направлены на оспаривание судебного акта по существу и не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.
Решение: Определение оставлено без изменения.Не могут являться основанием для отмены или изменения судебных актов доводы кассационной жалобы об отсутствии полномочий у сельского поселения на ликвидацию несанкционированных свалок, расположенных на землях, не являющихся муниципальной собственностью, и как следствие отсутствие полномочий расходованию бюджетных средств на ликвидацию, с указанием, что несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов произошло на землях, государственная собственность которых не разграничена в границах Сузунского муниципального района, и как следствие обязанность по организации устранения несанкционированных свалок лежит на указанном муниципальном образовании, поскольку указанные доводы жалобы направлены на оспаривание судебного акта по существу и не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Развитие правового учения профессора В.В. Петрова в современной доктрине правового регулирования обращения с отходами
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Статья 72 Конституции России говорит о совместном ведении по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, законодателю надлежит определить принадлежность, распределение и источники финансирования полномочий по ликвидации несанкционированных свалок.
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Статья 72 Конституции России говорит о совместном ведении по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, законодателю надлежит определить принадлежность, распределение и источники финансирования полномочий по ликвидации несанкционированных свалок.
Статья: Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды: некоторые проблемные аспекты
(Воробьева Д.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)В целом обязанность по надлежащему содержанию своего имущества - в том числе применительно к земельному участку, выражающуюся в обеспечении ликвидации образованных на нем мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, возлагается на его собственника. Однако в случае, если собственник не предпринимает никаких мер, данную деятельность должен осуществить региональный оператор, который затем вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (п. 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156) <18>. На практике же, отмечается Конституционным Судом РФ, именно на муниципальные образования "...возлагается безусловная обязанность обеспечить за счет средств местного бюджета финансирование мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок..." (абз. 1 п. 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 г. N 27-П). Опять же, как указывалось, это связано с тем, что законом не распределяются четко полномочия по ликвидации несанкционированных свалок отходов, когда их собственник (разместившее их лицо) не установлен (абз. 2 п. 7 Постановления Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 г. N 27-П).
(Воробьева Д.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)В целом обязанность по надлежащему содержанию своего имущества - в том числе применительно к земельному участку, выражающуюся в обеспечении ликвидации образованных на нем мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, возлагается на его собственника. Однако в случае, если собственник не предпринимает никаких мер, данную деятельность должен осуществить региональный оператор, который затем вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (п. 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156) <18>. На практике же, отмечается Конституционным Судом РФ, именно на муниципальные образования "...возлагается безусловная обязанность обеспечить за счет средств местного бюджета финансирование мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок..." (абз. 1 п. 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 г. N 27-П). Опять же, как указывалось, это связано с тем, что законом не распределяются четко полномочия по ликвидации несанкционированных свалок отходов, когда их собственник (разместившее их лицо) не установлен (абз. 2 п. 7 Постановления Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 г. N 27-П).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав указанные нормативные правовые акты и принимая во внимание, что собственник отходов, размещенных на поименованных земельных участках, не установлен, земельные участки находятся в собственности Российской Федерации, имеют вид разрешенного использования "под организацию экспериментального хозяйства института, производственное и жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки", за третьими лицами не закреплялись, правомерно возложили обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении названного федерального имущества - Росимущество.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав указанные нормативные правовые акты и принимая во внимание, что собственник отходов, размещенных на поименованных земельных участках, не установлен, земельные участки находятся в собственности Российской Федерации, имеют вид разрешенного использования "под организацию экспериментального хозяйства института, производственное и жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки", за третьими лицами не закреплялись, правомерно возложили обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении названного федерального имущества - Росимущество.
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 N 27-П
"По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области"В условиях же актуального (текущего) регулирования - предусматривающего обязанность именно собственника земельного участка обеспечить ликвидацию образованного на нем места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (пункты 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами) и в то же время четко не распределяющего между уровнями публичной власти полномочия по ликвидации несанкционированных свалок отходов, когда их собственник (разместившее их лицо) не установлен, а свалки обнаружены на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, либо на земельных участках, находящихся в государственной собственности, - отсутствуют действенные механизмы финансирования соответствующих мероприятий, учитывающие размер свалки (объем накопленных отходов), требуемые для ее ликвидации капиталовложения, доходы бюджета муниципального образования, ликвидность земельного участка, наличие либо отсутствие возможности предоставить его в пользование на инвестиционных условиях и прочие факторы.
"По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области"В условиях же актуального (текущего) регулирования - предусматривающего обязанность именно собственника земельного участка обеспечить ликвидацию образованного на нем места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (пункты 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами) и в то же время четко не распределяющего между уровнями публичной власти полномочия по ликвидации несанкционированных свалок отходов, когда их собственник (разместившее их лицо) не установлен, а свалки обнаружены на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, либо на земельных участках, находящихся в государственной собственности, - отсутствуют действенные механизмы финансирования соответствующих мероприятий, учитывающие размер свалки (объем накопленных отходов), требуемые для ее ликвидации капиталовложения, доходы бюджета муниципального образования, ликвидность земельного участка, наличие либо отсутствие возможности предоставить его в пользование на инвестиционных условиях и прочие факторы.
Статья: О проблеме исполнения актов Конституционного Суда РФ по вопросу ликвидации органами публичной власти мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов
(Давыдов А.А.)
("Местное право", 2025, N 4)- органы местного самоуправления несут ответственность за организацию и ликвидацию несанкционированных свалок, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, право государственной собственности на которые не разграничено и которые находятся в границах муниципальных образований. Эта ответственность осуществляется в рамках полномочий, регламентированных Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации";
(Давыдов А.А.)
("Местное право", 2025, N 4)- органы местного самоуправления несут ответственность за организацию и ликвидацию несанкционированных свалок, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, право государственной собственности на которые не разграничено и которые находятся в границах муниципальных образований. Эта ответственность осуществляется в рамках полномочий, регламентированных Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации";
Статья: Обеспечение единства публичной власти через формирование системы образовательной и консультационно-методической поддержки муниципальных образований на примере Красноярского края
(Пенизев М.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)2. Баженова О.И. Ликвидация несанкционированных свалок: движение по замкнутому кругу / О.И. Баженова // Муниципалитет: экономика и управление. 2023. N 3 (44). С. 46 - 57. DOI: 10.22394/2304-3385-2023-3-46-57. EDN: VXTMMF.
(Пенизев М.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)2. Баженова О.И. Ликвидация несанкционированных свалок: движение по замкнутому кругу / О.И. Баженова // Муниципалитет: экономика и управление. 2023. N 3 (44). С. 46 - 57. DOI: 10.22394/2304-3385-2023-3-46-57. EDN: VXTMMF.
Статья: Применение конституционно-правовых принципов местного самоуправления при рассмотрении судебных споров
(Пенизев М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)1. Баженова О.И. Ликвидация несанкционированных свалок: движение по замкнутому кругу / О.И. Баженова // Муниципалитет: экономика и управление. 2023. N 3 (44). С. 46 - 57.
(Пенизев М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)1. Баженова О.И. Ликвидация несанкционированных свалок: движение по замкнутому кругу / О.И. Баженова // Муниципалитет: экономика и управление. 2023. N 3 (44). С. 46 - 57.
Статья: Земля как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях, в решениях Конституционного Суда Российской Федерации
(Аверьянова Н.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Администрация муниципального образования "Нерюнгринский район" (Республики Саха (Якутия)) обратилась с жалобой в Конституционный Суд РФ на проверку конституционности ряда статей Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основе которых решением суда на орган местного самоуправления была возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов на участке земель лесного фонда, находящихся в государственной собственности. Конституционный Суд РФ обозначил, что "исходя из смысла ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, устанавливающей, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, органы местного самоуправления, будучи организационно-правовым выражением власти местного сообщества как первичного субъекта права на местное самоуправление, призваны обеспечивать в рамках полномочий реализацию указанной конституционной нормы на основе обеспечения баланса общегосударственных, региональных и местных интересов" <9>. Таким образом, Конституционный Суд РФ на основе ч. 1 ст. 9 Конституции РФ сформировал важнейшую правовую позицию в отношении участия органов местного самоуправления в процессе использования и охраны земель, вместе с тем, встав на их защиту, постановил, что по своему конституционно-правовому смыслу Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предполагает возложение на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих муниципальных районов, если органы местного самоуправления таких муниципальных районов не были наделены соответствующими государственными полномочиями.
(Аверьянова Н.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Администрация муниципального образования "Нерюнгринский район" (Республики Саха (Якутия)) обратилась с жалобой в Конституционный Суд РФ на проверку конституционности ряда статей Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основе которых решением суда на орган местного самоуправления была возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов на участке земель лесного фонда, находящихся в государственной собственности. Конституционный Суд РФ обозначил, что "исходя из смысла ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, устанавливающей, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, органы местного самоуправления, будучи организационно-правовым выражением власти местного сообщества как первичного субъекта права на местное самоуправление, призваны обеспечивать в рамках полномочий реализацию указанной конституционной нормы на основе обеспечения баланса общегосударственных, региональных и местных интересов" <9>. Таким образом, Конституционный Суд РФ на основе ч. 1 ст. 9 Конституции РФ сформировал важнейшую правовую позицию в отношении участия органов местного самоуправления в процессе использования и охраны земель, вместе с тем, встав на их защиту, постановил, что по своему конституционно-правовому смыслу Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предполагает возложение на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих муниципальных районов, если органы местного самоуправления таких муниципальных районов не были наделены соответствующими государственными полномочиями.
Статья: Перераспределение полномочий между муниципальными образованиями и субъектами Российской Федерации: по материалам судебной практики
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Общую направленность решения судов по защите прав местного самоуправления в условиях изъятия у них (в результате перераспределения) полномочий, приносящих доходы и сохранения полномочий, возлагающих исключительно обязанности, причем тяжелые и порой непосильные с финансовой точки зрения, а также отсутствия (до сих пор!) законодательного механизма финансирования этого полномочия, требуемого постановлением КС, нельзя не поддержать. Именно в этом направлении - создания финансовых условий для выполнения муниципалитетами полномочия по ликвидации несанкционированных свалок - сформулирована и позиция Конституционного Суда РФ. Однако приведенное в этой связи областным судом Свердловской области обоснование небесспорно. Суд не только не оценивает соотношение между полномочиями по распоряжению и предоставлению земельными участками, а именно последнее (предоставление) закреплено за уполномоченными субъектами, но и не учитывает позицию КС РФ, направленную на "разрыв" между правом собственности и полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок. Ликвидация несанкционированных свалок признается муниципальным полномочием вне зависимости от того, на землях чьей (публичной) собственности эта свалка обнаружена. Между полномочием по предоставлению земельных участков и обязанностью ликвидировать на них несанкционированные свалки, безусловно, существует взаимосвязь, но она носит иной, функциональный (а не обусловленный "титулом") характер.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Общую направленность решения судов по защите прав местного самоуправления в условиях изъятия у них (в результате перераспределения) полномочий, приносящих доходы и сохранения полномочий, возлагающих исключительно обязанности, причем тяжелые и порой непосильные с финансовой точки зрения, а также отсутствия (до сих пор!) законодательного механизма финансирования этого полномочия, требуемого постановлением КС, нельзя не поддержать. Именно в этом направлении - создания финансовых условий для выполнения муниципалитетами полномочия по ликвидации несанкционированных свалок - сформулирована и позиция Конституционного Суда РФ. Однако приведенное в этой связи областным судом Свердловской области обоснование небесспорно. Суд не только не оценивает соотношение между полномочиями по распоряжению и предоставлению земельными участками, а именно последнее (предоставление) закреплено за уполномоченными субъектами, но и не учитывает позицию КС РФ, направленную на "разрыв" между правом собственности и полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок. Ликвидация несанкционированных свалок признается муниципальным полномочием вне зависимости от того, на землях чьей (публичной) собственности эта свалка обнаружена. Между полномочием по предоставлению земельных участков и обязанностью ликвидировать на них несанкционированные свалки, безусловно, существует взаимосвязь, но она носит иной, функциональный (а не обусловленный "титулом") характер.
Статья: Как следует определять ответственного за появление несанкционированной свалки?
(Кочанова Т.)
("Жилищное право", 2023, N 7)Законодателю надлежит определить принадлежность, распределение и источники финансирования полномочий по ликвидации несанкционированных свалок. До этого на местные власти может быть возложена соответствующая обязанность, но при условии определения судом - исходя из обстоятельств конкретного дела - объема необходимого финансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Если же муниципалитеты после провозглашения данного постановления исполнят такие судебные решения и расчистят места несанкционированных свалок полностью за свой счет, то они имеют право на возмещение понесенных расходов за счет федерального бюджета и/или бюджета субъекта РФ. Дела заявителей подлежат пересмотру.
(Кочанова Т.)
("Жилищное право", 2023, N 7)Законодателю надлежит определить принадлежность, распределение и источники финансирования полномочий по ликвидации несанкционированных свалок. До этого на местные власти может быть возложена соответствующая обязанность, но при условии определения судом - исходя из обстоятельств конкретного дела - объема необходимого финансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Если же муниципалитеты после провозглашения данного постановления исполнят такие судебные решения и расчистят места несанкционированных свалок полностью за свой счет, то они имеют право на возмещение понесенных расходов за счет федерального бюджета и/или бюджета субъекта РФ. Дела заявителей подлежат пересмотру.
"Суд первой инстанции как субъект административного судопроизводства: монография"
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)Полномочия суда первой инстанции по защите прав и охраняемых законов интересов неопределенного круга лиц отличаются от его полномочий в производстве по защите прав и законных интересов граждан, что подтверждается материалами судебной практики по административным исковым заявлениям прокуроров о понуждении уполномоченных государственных органов обеспечить инвалидов техническими средствами реабилитации - пандусами и поручнями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры; о понуждении уполномоченных органов ликвидировать несанкционированную свалку, обеспечить освещение улиц, ремонт дорог, развитие теплоснабжения, о признании материалов экстремистскими, о признании информации в сети Интернет запрещенной к распространению, о нарушении интересов государства и муниципальных образований при заключении административно-правовых договоров и др. <1>
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)Полномочия суда первой инстанции по защите прав и охраняемых законов интересов неопределенного круга лиц отличаются от его полномочий в производстве по защите прав и законных интересов граждан, что подтверждается материалами судебной практики по административным исковым заявлениям прокуроров о понуждении уполномоченных государственных органов обеспечить инвалидов техническими средствами реабилитации - пандусами и поручнями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры; о понуждении уполномоченных органов ликвидировать несанкционированную свалку, обеспечить освещение улиц, ремонт дорог, развитие теплоснабжения, о признании материалов экстремистскими, о признании информации в сети Интернет запрещенной к распространению, о нарушении интересов государства и муниципальных образований при заключении административно-правовых договоров и др. <1>
Статья: О роли органов местного самоуправления в формировании предпринимательской деятельности для достижения целей перехода России к "зеленой" экономике
(Рыженков А.Я.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)2. Республика Дагестан. Как и в других регионах страны, в Республике Дагестан органы местного самоуправления осуществляют разработку муниципальных природоохранных программ, направленных на улучшение экологической ситуации (ее отдельных аспектов) на территории конкретного муниципалитета. Так, в муниципальной программе, утвержденной администрацией сельского поселения "Село Мугарты" (Дербентский район), от 24 декабря 2019 г. "Охрана окружающей среды на территории муниципального образования сельского поселения "село Мугарты" на 2020 - 2022 год" предусматривалось три варианта участия поселения в реализации полномочий республиканских органов власти в сфере обращения с отходами: устройство, содержание и ремонт площадок для сбора ТКО; выявление и ликвидация несанкционированных свалок; развитие и совершенствование системы обращения с отходами. Общий объем финансирования программы составлял 6 миллионов рублей.
(Рыженков А.Я.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)2. Республика Дагестан. Как и в других регионах страны, в Республике Дагестан органы местного самоуправления осуществляют разработку муниципальных природоохранных программ, направленных на улучшение экологической ситуации (ее отдельных аспектов) на территории конкретного муниципалитета. Так, в муниципальной программе, утвержденной администрацией сельского поселения "Село Мугарты" (Дербентский район), от 24 декабря 2019 г. "Охрана окружающей среды на территории муниципального образования сельского поселения "село Мугарты" на 2020 - 2022 год" предусматривалось три варианта участия поселения в реализации полномочий республиканских органов власти в сфере обращения с отходами: устройство, содержание и ремонт площадок для сбора ТКО; выявление и ликвидация несанкционированных свалок; развитие и совершенствование системы обращения с отходами. Общий объем финансирования программы составлял 6 миллионов рублей.
Статья: Политико-правовые аспекты реализации экологических требований органами местного самоуправления
(Галиновская Е.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 2)Ввиду принятия Постановления N 27-П своего законодательного и правоприменительного решения ожидает и вопрос возложения в полной мере на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в том числе до ее разграничения. Этот вопрос решается Конституционным Судом в правовой и логической связи с возложенными на органы местного самоуправления полномочиями и наличием финансовых средств для их реализации.
(Галиновская Е.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 2)Ввиду принятия Постановления N 27-П своего законодательного и правоприменительного решения ожидает и вопрос возложения в полной мере на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в том числе до ее разграничения. Этот вопрос решается Конституционным Судом в правовой и логической связи с возложенными на органы местного самоуправления полномочиями и наличием финансовых средств для их реализации.
Статья: О проблемах, возникающих в ходе исполнения органами местного самоуправления полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, и путях их решения
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)В связи с вышеизложенным только посредством принятия федеральной целевой программы по ликвидации несанкционированных свалок и ее надлежащего финансирования, а также установления четкого разграничения полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами органы публичной власти всех ее уровней смогут поставить точку в решении глобальной мусорной проблемы России.
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)В связи с вышеизложенным только посредством принятия федеральной целевой программы по ликвидации несанкционированных свалок и ее надлежащего финансирования, а также установления четкого разграничения полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами органы публичной власти всех ее уровней смогут поставить точку в решении глобальной мусорной проблемы России.