Полномочия органов внутреннего финансового контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия органов внутреннего финансового контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Представление казначейства, его обжалование
(КонсультантПлюс, 2025)В силу возложенных полномочий орган внутреннего финансового контроля только выявляет нарушения бюджетного законодательства... и условий соглашений (договоров) (пункт 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Установление способа устранения нарушений возложено на лицо, допустившее нарушения, исходя из конкретных обстоятельств, им способствовавших. Лицо, допустившее нарушение, самостоятельно принимает конкретные меры, которые позволят устранить и не допустить впредь эти нарушения.
(КонсультантПлюс, 2025)В силу возложенных полномочий орган внутреннего финансового контроля только выявляет нарушения бюджетного законодательства... и условий соглашений (договоров) (пункт 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Установление способа устранения нарушений возложено на лицо, допустившее нарушения, исходя из конкретных обстоятельств, им способствовавших. Лицо, допустившее нарушение, самостоятельно принимает конкретные меры, которые позволят устранить и не допустить впредь эти нарушения.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Представление казначейства
(КонсультантПлюс, 2025)...В силу возложенных полномочий орган внутреннего финансового контроля только выявляет нарушения бюджетного законодательства... и условий соглашений (договоров) (пункт 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Установление способа устранения нарушений возложено на лицо, допустившее нарушения, исходя из конкретных обстоятельств, им способствовавших. Лицо, допустившее нарушение, самостоятельно принимает конкретные меры, которые позволят устранить и не допустить впредь эти нарушения...
(КонсультантПлюс, 2025)...В силу возложенных полномочий орган внутреннего финансового контроля только выявляет нарушения бюджетного законодательства... и условий соглашений (договоров) (пункт 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Установление способа устранения нарушений возложено на лицо, допустившее нарушения, исходя из конкретных обстоятельств, им способствовавших. Лицо, допустившее нарушение, самостоятельно принимает конкретные меры, которые позволят устранить и не допустить впредь эти нарушения...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О полномочиях органов внутреннего государственного финансового контроля субъектов РФ по рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере закупок.
(Письмо Минфина России от 07.12.2023 N 02-09-08/118265)Вопрос: О полномочиях органов внутреннего государственного финансового контроля субъектов РФ по рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере закупок.
(Письмо Минфина России от 07.12.2023 N 02-09-08/118265)Вопрос: О полномочиях органов внутреннего государственного финансового контроля субъектов РФ по рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере закупок.
Статья: Современные проблемы совершенствования мер уголовно-правового обеспечения деятельности органов государственного финансового контроля при реализации принципов эффективности, адресности и целевого характера бюджетных средств
(Исмаилов М.Ч.)
("Российский следователь", 2022, N 6)Вместе с тем Уголовный кодекс РФ не содержит норм, посвященных уголовно-правовой охране контрольных полномочий органов внутреннего финансового контроля, а также внешнего финансового контроля на муниципальном и региональном (субъектовом) уровне, т.е. имеет место различное регулирование схожих отношений, что противоречит конституционному принципу определенности правовых норм, т.е. равной охране схожих отношений. В действующем регулировании такой подход выглядит как ничем не обоснованное принижение роли рассматриваемых органов контроля по отношению к Счетной палате РФ или просто как упущение законодателя.
(Исмаилов М.Ч.)
("Российский следователь", 2022, N 6)Вместе с тем Уголовный кодекс РФ не содержит норм, посвященных уголовно-правовой охране контрольных полномочий органов внутреннего финансового контроля, а также внешнего финансового контроля на муниципальном и региональном (субъектовом) уровне, т.е. имеет место различное регулирование схожих отношений, что противоречит конституционному принципу определенности правовых норм, т.е. равной охране схожих отношений. В действующем регулировании такой подход выглядит как ничем не обоснованное принижение роли рассматриваемых органов контроля по отношению к Счетной палате РФ или просто как упущение законодателя.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 269.2. Полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля
(ред. от 31.07.2025)Статья 269.2. Полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля
Статья: Реформирование внутреннего государственного финансового контроля: цели, задачи и правовые вызовы
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Возникает вопрос, каково место функциональных форм контроля в системе внутреннего ГФК, проводимого органами исполнительной власти, наделенными бюджетными полномочиями? Внутренний финансовый контроль (далее - ВФК) фактически (с некоторыми оговорками) осуществляется внутренними структурными подразделениями администратора бюджетных средств, а внутренний финансовый аудит (далее - ВФА) может рассматриваться как "контроль над контролерами".
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Возникает вопрос, каково место функциональных форм контроля в системе внутреннего ГФК, проводимого органами исполнительной власти, наделенными бюджетными полномочиями? Внутренний финансовый контроль (далее - ВФК) фактически (с некоторыми оговорками) осуществляется внутренними структурными подразделениями администратора бюджетных средств, а внутренний финансовый аудит (далее - ВФА) может рассматриваться как "контроль над контролерами".
Статья: Государственный контроль в сфере публичных закупок: понятие и виды
(Каменских Е.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Органы внутреннего государственного финансового контроля полномочны в порядке, урегулированном главой 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации <16>, проводить проверки предусмотренных Законом N 44-ФЗ требований.
(Каменских Е.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Органы внутреннего государственного финансового контроля полномочны в порядке, урегулированном главой 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации <16>, проводить проверки предусмотренных Законом N 44-ФЗ требований.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Также распространена классификация контроля на внешний, осуществляемый органом, не входящим в систему проверяемой организационной структуры (например, контроль органами государственной власти за осуществлением отдельных государственных полномочий, которыми были наделены органы местного самоуправления; прокурорский надзор), и внутренний, который реализуется собственными силами органа местного самоуправления (например, органом внутреннего финансового контроля, контрольные полномочия которого определены ст. 269.2 БК РФ). М.С. Студеникина, проводя такую классификацию в отношении государственного контроля, писала: "...внутренний контроль ведется за органами одной системы, внешний - осуществляется в отношении организационно неподчиненных объектов" <1>. Это вполне приемлемо и для муниципального контроля, который можно отнести к внешнему, поскольку он осуществляется не в отношении органов местного самоуправления, а в отношении юридических и физических лиц.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Также распространена классификация контроля на внешний, осуществляемый органом, не входящим в систему проверяемой организационной структуры (например, контроль органами государственной власти за осуществлением отдельных государственных полномочий, которыми были наделены органы местного самоуправления; прокурорский надзор), и внутренний, который реализуется собственными силами органа местного самоуправления (например, органом внутреннего финансового контроля, контрольные полномочия которого определены ст. 269.2 БК РФ). М.С. Студеникина, проводя такую классификацию в отношении государственного контроля, писала: "...внутренний контроль ведется за органами одной системы, внешний - осуществляется в отношении организационно неподчиненных объектов" <1>. Это вполне приемлемо и для муниципального контроля, который можно отнести к внешнему, поскольку он осуществляется не в отношении органов местного самоуправления, а в отношении юридических и физических лиц.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Нормой ч. 1 ст. 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в полномочия органов внутреннего государственного финансового контроля входят полномочия по контролю в сфере закупок, предусмотренные законодательством о публичных закупках. Кроме того, в настоящее время Правительством Российской Федерации утвержден ряд федеральных стандартов внутреннего государственного финансового контроля, применяющихся в том числе в сфере публичных закупок <319>. Например, разработан и принят Федеральный стандарт, определяющий права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного финансового контроля, а также объектов внутреннего государственного финансового контроля и их должностных лиц <320>.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Нормой ч. 1 ст. 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в полномочия органов внутреннего государственного финансового контроля входят полномочия по контролю в сфере закупок, предусмотренные законодательством о публичных закупках. Кроме того, в настоящее время Правительством Российской Федерации утвержден ряд федеральных стандартов внутреннего государственного финансового контроля, применяющихся в том числе в сфере публичных закупок <319>. Например, разработан и принят Федеральный стандарт, определяющий права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного финансового контроля, а также объектов внутреннего государственного финансового контроля и их должностных лиц <320>.
Статья: Государственный финансовый контроль в социальной сфере: теория и практика правоприменения
(Забралова О.С.)
("Финансовое право", 2022, N 10)Внутренний государственный финансовый контроль в социальной сфере проводят: Федеральное казначейство, органы исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований, имеющие контрольные полномочия, являющиеся органами внутреннего государственного финансового контроля. В рамках данного контроля органы, его осуществляющие, проводят проверку определения объема финансового обеспечения оказания государственной услуги в социальной сфере, соблюдения заключенных соглашений по ее оказанию, полноты отчетности об исполнении услуг, а также исполнения государственного социального заказа в соответствии с отечественным бюджетным законодательством <7>.
(Забралова О.С.)
("Финансовое право", 2022, N 10)Внутренний государственный финансовый контроль в социальной сфере проводят: Федеральное казначейство, органы исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований, имеющие контрольные полномочия, являющиеся органами внутреннего государственного финансового контроля. В рамках данного контроля органы, его осуществляющие, проводят проверку определения объема финансового обеспечения оказания государственной услуги в социальной сфере, соблюдения заключенных соглашений по ее оказанию, полноты отчетности об исполнении услуг, а также исполнения государственного социального заказа в соответствии с отечественным бюджетным законодательством <7>.