Полномочия генерального директора АО
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия генерального директора АО (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительные органы акционерного общества7. Полномочия единоличного исполнительного органа акционерного общества
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ
(ред. от 31.07.2025, с изм. от 25.09.2025)
"Об акционерных обществах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. К компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества.
(ред. от 31.07.2025, с изм. от 25.09.2025)
"Об акционерных обществах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. К компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Путеводитель по корпоративным процедурам. Порядок прекращения полномочий единоличного исполнительного органа АО и избрание нового на заседании совета директоров (наблюдательного совета)ЭТАП 3. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ИЗМЕНЕНИЙ СВЕДЕНИЙ В ЕГРЮЛ В СВЯЗИ С ПРЕКРАЩЕНИЕМ ПОЛНОМОЧИЙ ЕДИНОЛИЧНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА АО И ИЗБРАНИЕМ НОВОГО
Статья: К проблеме обоснования критериев "пределов обычного делового риска". Уроки арбитражной практики
(Осипенко О.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, NN 2, 3)"С учетом совокупности установленных обстоятельств суды пришли к обоснованному выводу о доказанности обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности действий ответчиков при осуществлении полномочий генерального директора АО "Х." (заключение ответчиками от имени общества договоров аренды его имущества и дополнительных соглашений к ним на заведомо невыгодных для этого общества условиях, по цене существенно ниже рыночной, при наличии конфликта между личными интересами ответчиков и интересами общества), а также о наличии причинно-следственной связи между их действиями и неблагоприятными последствиями для общества, выразившимися в том, что заключение договоров аренды помещений по цене, существенно ниже рыночной, привело к неполучению обществом дохода от сдачи этих помещений в аренду, на который общество могло рассчитывать, если бы арендные платежи были сопоставимы с рыночными ценами... Указанные действия обоснованно признаны судами явно выходящими за пределы обычного делового (предпринимательского) риска и направленными на сознательное причинение вреда обществу. Таким образом, при рассмотрении дела судами были установлены недобросовестные действия ответчиков, а не экономическая нецелесообразность их решений" <1>.
(Осипенко О.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, NN 2, 3)"С учетом совокупности установленных обстоятельств суды пришли к обоснованному выводу о доказанности обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности действий ответчиков при осуществлении полномочий генерального директора АО "Х." (заключение ответчиками от имени общества договоров аренды его имущества и дополнительных соглашений к ним на заведомо невыгодных для этого общества условиях, по цене существенно ниже рыночной, при наличии конфликта между личными интересами ответчиков и интересами общества), а также о наличии причинно-следственной связи между их действиями и неблагоприятными последствиями для общества, выразившимися в том, что заключение договоров аренды помещений по цене, существенно ниже рыночной, привело к неполучению обществом дохода от сдачи этих помещений в аренду, на который общество могло рассчитывать, если бы арендные платежи были сопоставимы с рыночными ценами... Указанные действия обоснованно признаны судами явно выходящими за пределы обычного делового (предпринимательского) риска и направленными на сознательное причинение вреда обществу. Таким образом, при рассмотрении дела судами были установлены недобросовестные действия ответчиков, а не экономическая нецелесообразность их решений" <1>.
Готовое решение: Как оформить временное исполнение обязанностей на время больничного директора
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем возможны и особые способы оформления замещения. Так, полномочия директора - руководителя ООО или АО можно передать управляющему или управляющей организации. Это следует из пп. 2 п. 2.1 ст. 32, п. 1 ст. 42 Закона об ООО, п. 1 ст. 69 Закона об АО.
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем возможны и особые способы оформления замещения. Так, полномочия директора - руководителя ООО или АО можно передать управляющему или управляющей организации. Это следует из пп. 2 п. 2.1 ст. 32, п. 1 ст. 42 Закона об ООО, п. 1 ст. 69 Закона об АО.
Путеводитель по корпоративным процедурам. Порядок избрания единоличного исполнительного органа на внеочередном заседании общего собрания акционеров, проводимом в соответствии с пунктом 6 статьи 69 Закона об акционерных обществахПорядок регистрации акционеров для участия во внеочередном заседании общего собрания по вопросам об избрании единоличного исполнительного органа АО, о досрочном прекращении полномочий членов совета директоров (наблюдательного совета) АО и избрании новых
Статья: К вопросу об отсутствии в законодательстве Российской Федерации правовой конструкции, регламентирующей приостановление полномочий выборных представителей населения муниципалитетов
(Соловьев С.Г.)
("Современное право", 2024, N 3)Правовой механизм приостановления полномочий выборных представителей населения муниципальных образований: проблемы и предпосылки разработки. Правовые конструкции, регламентирующие порядок приостановления полномочий различных субъектов правоотношений, закреплены и достаточно часто применяются во многих отраслях российского законодательства. К примеру, ст. 14.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 регламентирует приостановление полномочий нотариуса; ст. 17 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" - приостановление полномочий судьи Конституционного Суда РФ; ст. 13 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" - приостановление полномочий судьи; ст. 5 Федерального закона от 30.05.2001 N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" - приостановление полномочий арбитражного заседателя; ч. 4 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" - приостановление полномочий единоличного исполнительного органа акционерного общества; ст. 15 Федерального закона от 04.04.2005 N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" регламентирует приостановление полномочий члена Общественной палаты Российской Федерации.
(Соловьев С.Г.)
("Современное право", 2024, N 3)Правовой механизм приостановления полномочий выборных представителей населения муниципальных образований: проблемы и предпосылки разработки. Правовые конструкции, регламентирующие порядок приостановления полномочий различных субъектов правоотношений, закреплены и достаточно часто применяются во многих отраслях российского законодательства. К примеру, ст. 14.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 регламентирует приостановление полномочий нотариуса; ст. 17 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" - приостановление полномочий судьи Конституционного Суда РФ; ст. 13 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" - приостановление полномочий судьи; ст. 5 Федерального закона от 30.05.2001 N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" - приостановление полномочий арбитражного заседателя; ч. 4 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" - приостановление полномочий единоличного исполнительного органа акционерного общества; ст. 15 Федерального закона от 04.04.2005 N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" регламентирует приостановление полномочий члена Общественной палаты Российской Федерации.
Статья: Правовые плеоназмы в корпоративном законодательстве
(Микрюков В.А.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 2)В настоящее время в составе комплекса норм п. 3 ст. 69 ФЗ "Об АО" о порядке образования и полномочиях исполнительных органов акционерных обществ действует новое правило (введенное ФЗ от 29 июня 2015 года N 210-ФЗ) о том, что если по истечении срока, определяющего временные рамки управленческих полномочий, не принято решение об образовании новых исполнительных органов или решение о передаче их полномочий управляющей организации (управляющему), просроченные полномочия ранее избранных исполнительных органов действуют до принятия соответствующих решений (т.е. считаются автоматически продленными на неопределенный срок). С принятием данного правила неоднозначный и по-разному разрешаемый в судебных спорах вопрос о правовой квалификации последствий истечения уставного срока полномочий единоличного исполнительного органа акционерного общества обрел четкий нормативный ответ. Но вместе с тем, поскольку законодатель умолчал о способе решения данного вопроса в рамках организационно-правовой корпоративной формы обществ с ограниченной ответственностью, постольку начала приобретать распространение поддерживаемая в доктрине <23> практика применения нормы нового абзаца п. 3 ст. 69 ФЗ "Об АО" к "просроченным" полномочиям исполнительных органов обществ с ограниченной ответственностью в порядке аналогии закона <24>. Имея в виду научно установленную функцию аналогии выступать креативной основой правотворчества, когда законодатель воспринимает факты реального (массового или особо значимого) применения аналогии как побудительную силу для принятия акта в направлении восполнения раскрытого недостатка закона и при этом пользуется содержательной (творческой, интуитивной) аналогической подсказкой выбора конкретного законодательного решения <25>, нетрудно предсказать появление в ФЗ "Об ООО" "дубликата" нормы указанного абзаца п. 3 ст. 69 ФЗ "Об АО". Такой плеоназм будет опасен тем, что обострит проблему определения последствий истечения срока полномочий руководителей всех иных корпораций, для которых в силу аналогичности корпоративной специфики формирования воли при назначении (избрании) исполнительного органа отсутствие специальной нормы при наличии вероятного плеоназма применительно к хозяйственным обществам может быть воспринято как "negative-answer question" <26> (квалифицированное молчание) законодателя.
(Микрюков В.А.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 2)В настоящее время в составе комплекса норм п. 3 ст. 69 ФЗ "Об АО" о порядке образования и полномочиях исполнительных органов акционерных обществ действует новое правило (введенное ФЗ от 29 июня 2015 года N 210-ФЗ) о том, что если по истечении срока, определяющего временные рамки управленческих полномочий, не принято решение об образовании новых исполнительных органов или решение о передаче их полномочий управляющей организации (управляющему), просроченные полномочия ранее избранных исполнительных органов действуют до принятия соответствующих решений (т.е. считаются автоматически продленными на неопределенный срок). С принятием данного правила неоднозначный и по-разному разрешаемый в судебных спорах вопрос о правовой квалификации последствий истечения уставного срока полномочий единоличного исполнительного органа акционерного общества обрел четкий нормативный ответ. Но вместе с тем, поскольку законодатель умолчал о способе решения данного вопроса в рамках организационно-правовой корпоративной формы обществ с ограниченной ответственностью, постольку начала приобретать распространение поддерживаемая в доктрине <23> практика применения нормы нового абзаца п. 3 ст. 69 ФЗ "Об АО" к "просроченным" полномочиям исполнительных органов обществ с ограниченной ответственностью в порядке аналогии закона <24>. Имея в виду научно установленную функцию аналогии выступать креативной основой правотворчества, когда законодатель воспринимает факты реального (массового или особо значимого) применения аналогии как побудительную силу для принятия акта в направлении восполнения раскрытого недостатка закона и при этом пользуется содержательной (творческой, интуитивной) аналогической подсказкой выбора конкретного законодательного решения <25>, нетрудно предсказать появление в ФЗ "Об ООО" "дубликата" нормы указанного абзаца п. 3 ст. 69 ФЗ "Об АО". Такой плеоназм будет опасен тем, что обострит проблему определения последствий истечения срока полномочий руководителей всех иных корпораций, для которых в силу аналогичности корпоративной специфики формирования воли при назначении (избрании) исполнительного органа отсутствие специальной нормы при наличии вероятного плеоназма применительно к хозяйственным обществам может быть воспринято как "negative-answer question" <26> (квалифицированное молчание) законодателя.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)функции такого органа управления может осуществлять только физическое лицо. Таким образом, не допускается передача полномочий единоличного исполнительного органа акционерного общества по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему);
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)функции такого органа управления может осуществлять только физическое лицо. Таким образом, не допускается передача полномочий единоличного исполнительного органа акционерного общества по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему);