Полномочия ФАС
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия ФАС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверка контрольно-счетного органа
(КонсультантПлюс, 2025)Из... пункта... представления видно, что Счетная палата обязала учреждение принять меры по взысканию неустойки (пени) с застройщиков... Указанное требование представления не относится к полномочиям Федеральной антимонопольной службы и ее подразделений по контролю за соблюдением требований Закона о контрактной системе.
(КонсультантПлюс, 2025)Из... пункта... представления видно, что Счетная палата обязала учреждение принять меры по взысканию неустойки (пени) с застройщиков... Указанное требование представления не относится к полномочиям Федеральной антимонопольной службы и ее подразделений по контролю за соблюдением требований Закона о контрактной системе.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Проверки контрольно-счетными органами (внешний государственный (муниципальный) контроль)
(КонсультантПлюс, 2025)...Из материалов дела и пункта 3 представления видно, что Счетная палата обязала учреждение принять меры по взысканию неустойки (пени) с застройщиков в сумме... Указанное требование представления не относится к полномочиям Федеральной антимонопольной службы и ее подразделений по контролю за соблюдением требований Закона о контрактной системе.
(КонсультантПлюс, 2025)...Из материалов дела и пункта 3 представления видно, что Счетная палата обязала учреждение принять меры по взысканию неустойки (пени) с застройщиков в сумме... Указанное требование представления не относится к полномочиям Федеральной антимонопольной службы и ее подразделений по контролю за соблюдением требований Закона о контрактной системе.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как гражданину подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 1. Определите, относится ли ваша проблема (вопрос) к компетенции ФАС России
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 1. Определите, относится ли ваша проблема (вопрос) к компетенции ФАС России
Вопрос: Какова компетенция ФАС России по защите прав пользователей услугами связи?
("Официальный сайт ФАС России", 2021)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2021
("Официальный сайт ФАС России", 2021)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2021
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 23. Полномочия антимонопольного органа
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 23. Полномочия антимонопольного органа
Статья: Налоговый мониторинг: на пути к успешному IPO
(Орлова Ю., Рыбалко А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 42)Так, внедрив архив первичных документов, компания повышает скорость работы с поставщиками и подрядчиками, помогая тем самым производству быстрее выполнять поставленные бизнес-задачи. Автоматизация контрольных процедур и применение конструкторов договоров позволяет стандартизировать отношения с подрядчиками, снизить риски сделок с заинтересованностью в закупках, снизить риски претензий со стороны участников закупок и ФАС России. Разграничение полномочий при принятии решений не только поможет беспристрастно отражать факты хозяйственной деятельности, но и снизит риски утраты критически важных для бизнеса активов.
(Орлова Ю., Рыбалко А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 42)Так, внедрив архив первичных документов, компания повышает скорость работы с поставщиками и подрядчиками, помогая тем самым производству быстрее выполнять поставленные бизнес-задачи. Автоматизация контрольных процедур и применение конструкторов договоров позволяет стандартизировать отношения с подрядчиками, снизить риски сделок с заинтересованностью в закупках, снизить риски претензий со стороны участников закупок и ФАС России. Разграничение полномочий при принятии решений не только поможет беспристрастно отражать факты хозяйственной деятельности, но и снизит риски утраты критически важных для бизнеса активов.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (июль 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1. Выдача нового предписания Заказчику за неисполнение предписания, выданного ранее, правомерна и входит в полномочия ФАС России.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1. Выдача нового предписания Заказчику за неисполнение предписания, выданного ранее, правомерна и входит в полномочия ФАС России.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (июнь 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Относительно полномочий ФАС России по рассмотрению жалобы и выявлению причинно-следственной связи между положением Документации, установившим право Заказчика направлять запросы дополнительной информации, и допуском заявки Участника на основании реализации такого положения Документации, суд выразил следующую позицию:
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Относительно полномочий ФАС России по рассмотрению жалобы и выявлению причинно-следственной связи между положением Документации, установившим право Заказчика направлять запросы дополнительной информации, и допуском заявки Участника на основании реализации такого положения Документации, суд выразил следующую позицию:
Статья: Обжалование актов Федеральной антимонопольной службы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Властные полномочия Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) и ее территориальных органов реализуются посредством принятия специальных актов, определенных ст. 41 Закона о защите конкуренции, к которым относятся в том числе решение и предписание.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Властные полномочия Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) и ее территориальных органов реализуются посредством принятия специальных актов, определенных ст. 41 Закона о защите конкуренции, к которым относятся в том числе решение и предписание.
"Договоры в сфере организации снабжения электрической энергией в Российской Федерации: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)К числу существенных условий договора о присоединении к торговой системе оптового рынка подп. 2 п. 40 Правил оптового рынка относит содержание и порядок оплаты услуг, предоставляемых организацией коммерческой инфраструктуры субъектам оптового рынка. Ранее согласно подп. 5 п. 63 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ 26 февраля 2004 г. N 109 <1>, ФСТ России устанавливала тарифы на услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка. С 1 апреля 2008 г. в связи с созданием коммерческого оператора к компетенции ФАС России относится установление тарифа на его услуги в соответствии с п. 4 ст. 23.1 Закона об электроэнергетике и согласно подп. 3 п. 3 Основ ценообразования в электроэнергетике. Услуги НП "Совет рынка" не подлежат тарифному регулированию в соответствии со ст. 5 Закона о внесении изменений в Закон об электроэнергетике N 250-ФЗ. Оплата услуг НП "Совет рынка" производится денежными средствами в сроки и порядке, предусмотренные Регламентом финансовых расчетов на оптовом рынке электроэнергии (приложение N 16 к Стандартной форме договора).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)К числу существенных условий договора о присоединении к торговой системе оптового рынка подп. 2 п. 40 Правил оптового рынка относит содержание и порядок оплаты услуг, предоставляемых организацией коммерческой инфраструктуры субъектам оптового рынка. Ранее согласно подп. 5 п. 63 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ 26 февраля 2004 г. N 109 <1>, ФСТ России устанавливала тарифы на услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка. С 1 апреля 2008 г. в связи с созданием коммерческого оператора к компетенции ФАС России относится установление тарифа на его услуги в соответствии с п. 4 ст. 23.1 Закона об электроэнергетике и согласно подп. 3 п. 3 Основ ценообразования в электроэнергетике. Услуги НП "Совет рынка" не подлежат тарифному регулированию в соответствии со ст. 5 Закона о внесении изменений в Закон об электроэнергетике N 250-ФЗ. Оплата услуг НП "Совет рынка" производится денежными средствами в сроки и порядке, предусмотренные Регламентом финансовых расчетов на оптовом рынке электроэнергии (приложение N 16 к Стандартной форме договора).
Статья: Методы антимонопольного регулирования
(Михайлов А.В.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)Антимонопольный комплаенс показывает, что в сфере действия конкурентного права также присутствуют такие черты гражданско-правового метода, как диспозитивность, правовая инициатива. Юридическое равенство хозяйствующих субъектов - также один из принципов конкурентного права. Но антимонопольный Закон к общим нормам о равенстве добавляет инструменты дифференциации субъектов в зависимости от их рыночной силы, от доли на рынке и объема прибыли. В этом проявляется влияние публично-правового приема. Наделение компетенцией имеет место при определении полномочий ФАС РФ, элементы подчинения одного субъекта другому - при проведении антимонопольного контроля, при выдаче антимонопольным органом предписания и предостережения.
(Михайлов А.В.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)Антимонопольный комплаенс показывает, что в сфере действия конкурентного права также присутствуют такие черты гражданско-правового метода, как диспозитивность, правовая инициатива. Юридическое равенство хозяйствующих субъектов - также один из принципов конкурентного права. Но антимонопольный Закон к общим нормам о равенстве добавляет инструменты дифференциации субъектов в зависимости от их рыночной силы, от доли на рынке и объема прибыли. В этом проявляется влияние публично-правового приема. Наделение компетенцией имеет место при определении полномочий ФАС РФ, элементы подчинения одного субъекта другому - при проведении антимонопольного контроля, при выдаче антимонопольным органом предписания и предостережения.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Интересно, что в Положении регламентируется в том числе прообраз известного сегодня полномочия ФАС России о проведении выездных проверок <1> - в этот период схожим полномочием наделяется Министерство торговли и промышленности, о чем читаем в пункте 1 статьи III Положения: "Министру торговли и промышленности предоставляется, в случае предположения о наличности спекулятивных действий, направленных к непомерному возвышению цен на предметы необходимой потребности, производить через особо назначенных им лиц обследование деятельности отдельных торговых и промышленных предприятий и торгово-промышленной деятельности отдельных лиц в целях выяснения характера этой деятельности", при этом пунктом 2 устанавливалось также, что "лица, назначаемые Министром торговли и промышленности для производства такого обследования, имеют право входа во все помещения обследуемого ими предприятия, право знакомиться со всеми торговыми книгами и документами последнего, допрашивать всех лиц, причастных к его деятельности, и вообще совершать все действия, необходимыя для всестороннего освещения деятельности обследуемого предприятия" <2>.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Интересно, что в Положении регламентируется в том числе прообраз известного сегодня полномочия ФАС России о проведении выездных проверок <1> - в этот период схожим полномочием наделяется Министерство торговли и промышленности, о чем читаем в пункте 1 статьи III Положения: "Министру торговли и промышленности предоставляется, в случае предположения о наличности спекулятивных действий, направленных к непомерному возвышению цен на предметы необходимой потребности, производить через особо назначенных им лиц обследование деятельности отдельных торговых и промышленных предприятий и торгово-промышленной деятельности отдельных лиц в целях выяснения характера этой деятельности", при этом пунктом 2 устанавливалось также, что "лица, назначаемые Министром торговли и промышленности для производства такого обследования, имеют право входа во все помещения обследуемого ими предприятия, право знакомиться со всеми торговыми книгами и документами последнего, допрашивать всех лиц, причастных к его деятельности, и вообще совершать все действия, необходимыя для всестороннего освещения деятельности обследуемого предприятия" <2>.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Однако контрольные полномочия ФАС России в сфере закупок по Закону 223-ФЗ не ограничиваются только рассмотрением жалоб и принятием постановлений о наложении штрафов на заказчиков. В ведении антимонопольного органа находится и реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Однако контрольные полномочия ФАС России в сфере закупок по Закону 223-ФЗ не ограничиваются только рассмотрением жалоб и принятием постановлений о наложении штрафов на заказчиков. В ведении антимонопольного органа находится и реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
"Комментарий к Федеральному закону от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Законом 2010 г. N 3-ФКЗ внесены дополнения в п. 1 ст. 24 и ст. 26 Закона об арбитражных судах, согласно которым в случаях, установленных федеральными законами, в полномочия федеральных арбитражных судов входит проверка в кассационной инстанции законности судебных актов, принятых судами кассационной инстанции. После внесения Федеральным конституционным законом от 4 июня 2014 г. N 8-ФКЗ изменений в этих положениях речь идет о полномочиях арбитражных судов округов;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Законом 2010 г. N 3-ФКЗ внесены дополнения в п. 1 ст. 24 и ст. 26 Закона об арбитражных судах, согласно которым в случаях, установленных федеральными законами, в полномочия федеральных арбитражных судов входит проверка в кассационной инстанции законности судебных актов, принятых судами кассационной инстанции. После внесения Федеральным конституционным законом от 4 июня 2014 г. N 8-ФКЗ изменений в этих положениях речь идет о полномочиях арбитражных судов округов;
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (март 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Арбитражным судом города Москвы в удовлетворении требований Заказчика отказано, а Решение и Предписание ФАС России признаны законными и обоснованными. В части полномочий ФАС России отмечено:
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Арбитражным судом города Москвы в удовлетворении требований Заказчика отказано, а Решение и Предписание ФАС России признаны законными и обоснованными. В части полномочий ФАС России отмечено: