Политические права и свободы
Подборка наиболее важных документов по запросу Политические права и свободы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 17 "Обеспечение инвалидов жильем" Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"Положениями Закона N 181-ФЗ определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Региональное правотворчество в сфере защиты политических прав и свобод: возможности и пределы
(Соболева Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 2)"Конституционное и муниципальное право", 2022, N 2
(Соболева Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 2)"Конституционное и муниципальное право", 2022, N 2
Статья: Конституционное право и политический реализм: негативная теория свободы слова
(Кульнев А.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 4)"Конституционное и муниципальное право", 2024, N 4
(Кульнев А.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 4)"Конституционное и муниципальное право", 2024, N 4
Нормативные акты
Закон РФ от 18.10.1991 N 1761-1
(ред. от 25.12.2023)
"О реабилитации жертв политических репрессий"Статья 1. Политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.
(ред. от 25.12.2023)
"О реабилитации жертв политических репрессий"Статья 1. Политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Правовые позиции Комитета: Комитет ссылается на пункт 21 своей [О]бщей рекомендации N 32 (2014) по гендерным аспектам статуса беженца, убежища, гражданства и безгражданства женщин, в котором отмечается, что согласно международному праву в области прав человека принцип невыдворения возлагает на государство обязанность воздерживаться от возвращения любого лица в правовую систему, в которой он или она могут стать жертвами серьезных нарушений прав человека, особенно произвольного лишения жизни или пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания. В этом пункте Комитет... указывает на то, что на гражданские и политические права и свободы, включая право на жизнь и право не подвергаться пыткам или жестокому обращению, косвенно распространяется действие Конвенции, а следовательно, государства-участники обязаны не экстрадировать, не депортировать, не высылать и не выдворять каким-либо иным образом то или иное лицо со своей территории на территорию другого государства, когда есть веские основания считать, что имеется реальная опасность причинения этому лицу непоправимого вреда. Принцип невыдворения также является неотъемлемым элементом процедуры предоставления убежища и системы международной защиты беженцев. Суть этого принципа заключается в том, что государство не может заставить человека вернуться на территорию, где он или она могут подвергнуться преследованиям, в том числе по гендерным признакам и мотивам. Преследование по гендерным признакам представляет собой преследование, направленное против женщин как таковых или несоразмерно затрагивающее женщин. Данная позитивная обязанность предполагает обязательство государств-участников защищать женщин от реального, личного и предсказуемого риска подвергнуться серьезным формам гендерного насилия независимо от того, наступят ли такие последствия за территориальными границами выдворяющего государства-участника. Если государство-участник принимает в отношении лица, находящегося под его юрисдикцией, решение, неизбежным и предсказуемым последствием которого станет нарушение прав этого лица по Конвенции в другой юрисдикции, то государство-участник само может стать нарушителем Конвенции <36> (пункт 8.5 Мнения).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Правовые позиции Комитета: Комитет ссылается на пункт 21 своей [О]бщей рекомендации N 32 (2014) по гендерным аспектам статуса беженца, убежища, гражданства и безгражданства женщин, в котором отмечается, что согласно международному праву в области прав человека принцип невыдворения возлагает на государство обязанность воздерживаться от возвращения любого лица в правовую систему, в которой он или она могут стать жертвами серьезных нарушений прав человека, особенно произвольного лишения жизни или пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания. В этом пункте Комитет... указывает на то, что на гражданские и политические права и свободы, включая право на жизнь и право не подвергаться пыткам или жестокому обращению, косвенно распространяется действие Конвенции, а следовательно, государства-участники обязаны не экстрадировать, не депортировать, не высылать и не выдворять каким-либо иным образом то или иное лицо со своей территории на территорию другого государства, когда есть веские основания считать, что имеется реальная опасность причинения этому лицу непоправимого вреда. Принцип невыдворения также является неотъемлемым элементом процедуры предоставления убежища и системы международной защиты беженцев. Суть этого принципа заключается в том, что государство не может заставить человека вернуться на территорию, где он или она могут подвергнуться преследованиям, в том числе по гендерным признакам и мотивам. Преследование по гендерным признакам представляет собой преследование, направленное против женщин как таковых или несоразмерно затрагивающее женщин. Данная позитивная обязанность предполагает обязательство государств-участников защищать женщин от реального, личного и предсказуемого риска подвергнуться серьезным формам гендерного насилия независимо от того, наступят ли такие последствия за территориальными границами выдворяющего государства-участника. Если государство-участник принимает в отношении лица, находящегося под его юрисдикцией, решение, неизбежным и предсказуемым последствием которого станет нарушение прав этого лица по Конвенции в другой юрисдикции, то государство-участник само может стать нарушителем Конвенции <36> (пункт 8.5 Мнения).
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Отмечая взаимосвязь экономической идентичности и конституционализма, следует сказать, что практически в каждом компоненте современного конституционализма, отражающем единство нормативно-правовых, доктринальных, философско-мировоззренческих, практико-онтологических начал данной категории <1>, присутствует экономическое содержание. Оно реализуется как посредством конституционно-правовой институционализации самих по себе экономических прав (через призму отношений собственности, предпринимательства, бюджета, налогов и т.д.), так и конституционным признанием экономического значения политических институтов демократии, гражданских и политических прав и свобод человека и гражданина. В этом плане решение современных экономических проблем в большой степени связано с развитием и совершенствованием действующей системы конституционализма, носит политико-правовой характер. В особой степени важно это учитывать в кризисные периоды, когда не только экономика, но и политико-правовая сфера приобретают мобилизационный характер.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Отмечая взаимосвязь экономической идентичности и конституционализма, следует сказать, что практически в каждом компоненте современного конституционализма, отражающем единство нормативно-правовых, доктринальных, философско-мировоззренческих, практико-онтологических начал данной категории <1>, присутствует экономическое содержание. Оно реализуется как посредством конституционно-правовой институционализации самих по себе экономических прав (через призму отношений собственности, предпринимательства, бюджета, налогов и т.д.), так и конституционным признанием экономического значения политических институтов демократии, гражданских и политических прав и свобод человека и гражданина. В этом плане решение современных экономических проблем в большой степени связано с развитием и совершенствованием действующей системы конституционализма, носит политико-правовой характер. В особой степени важно это учитывать в кризисные периоды, когда не только экономика, но и политико-правовая сфера приобретают мобилизационный характер.
"Российские процессуалисты о праве, законе и судебной практике: к 20-летию Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: монография"
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)Начавшаяся с Судебника 1497 г. тенденция к усилению следственного (инквизиционного) процесса в период реформ Петра I достигла своего наибольшего развития. Соборное уложение отводило следственному процессу значительное место, но предпочтение отдавалось состязательному судопроизводству. По мнению М.Ф. Владимирского-Буданова, "до Петра Великого состязательные формы процесса были общим явлением, а следственные исключительным..." <1>. Приоритет следственного начала в процессе является отражением политического режима абсолютизма. Последний характеризуется доскональной регламентацией всех сторон жизни и деятельности подданных, всеобщим контролем за населением со стороны государственных органов, широкими полномочиями органов управления, ограничением политических прав и свобод подданных. Накануне реформы Петра I в области процессуального права состояние правосудия было неудовлетворительным. В судах процветали юридический формализм и сутяжничество <2>.
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)Начавшаяся с Судебника 1497 г. тенденция к усилению следственного (инквизиционного) процесса в период реформ Петра I достигла своего наибольшего развития. Соборное уложение отводило следственному процессу значительное место, но предпочтение отдавалось состязательному судопроизводству. По мнению М.Ф. Владимирского-Буданова, "до Петра Великого состязательные формы процесса были общим явлением, а следственные исключительным..." <1>. Приоритет следственного начала в процессе является отражением политического режима абсолютизма. Последний характеризуется доскональной регламентацией всех сторон жизни и деятельности подданных, всеобщим контролем за населением со стороны государственных органов, широкими полномочиями органов управления, ограничением политических прав и свобод подданных. Накануне реформы Петра I в области процессуального права состояние правосудия было неудовлетворительным. В судах процветали юридический формализм и сутяжничество <2>.
Статья: Понятие и характеристика права на свободу слова
(Шишкина О.Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конституционная свобода слова проявляется в самых различных сферах общественной жизни - бытовой, профессиональной, культурной, политической. Поэтому ее можно отнести как к личным, так и к политическим правам и свободам. Она может быть реализована индивидуально или коллективно, например на публичных мероприятиях, как в частной, так и в публичной сфере. Пользование свободой слова может сочетаться с другими конституционными правами. Так, в контексте пользования избирательным правом свобода слова может быть реализована в форме права на предвыборную агитацию. Она может быть реализована различными способами - устно, письменно, в средствах массовой информации, в сети Интернет. Конституционный Суд РФ свободу слова соотносит с любой информацией - независимо от места и способа ее производства, передачи и распространения, включая сведения, размещаемые в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (Постановление Конституционного Суда РФ от 09.07.2013 N 18-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 1, 5 и 6 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Е.В. Крылова").
(Шишкина О.Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конституционная свобода слова проявляется в самых различных сферах общественной жизни - бытовой, профессиональной, культурной, политической. Поэтому ее можно отнести как к личным, так и к политическим правам и свободам. Она может быть реализована индивидуально или коллективно, например на публичных мероприятиях, как в частной, так и в публичной сфере. Пользование свободой слова может сочетаться с другими конституционными правами. Так, в контексте пользования избирательным правом свобода слова может быть реализована в форме права на предвыборную агитацию. Она может быть реализована различными способами - устно, письменно, в средствах массовой информации, в сети Интернет. Конституционный Суд РФ свободу слова соотносит с любой информацией - независимо от места и способа ее производства, передачи и распространения, включая сведения, размещаемые в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (Постановление Конституционного Суда РФ от 09.07.2013 N 18-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 1, 5 и 6 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Е.В. Крылова").
Ситуация: Какими правами обладают военнослужащие?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К политическим правам и свободам можно отнести, в частности:
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К политическим правам и свободам можно отнести, в частности:
Статья: Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов как посягательство на конституционные права и свободы человека и гражданина
(Каримова Ю.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 3)- политические права и свободы - права, которые обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни государства;
(Каримова Ю.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 3)- политические права и свободы - права, которые обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни государства;
"Проблемы реализации принципов гражданского судопроизводства в правоприменительной деятельности: монография"
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Начавшаяся с Судебника 1497 г. линия на усиление следственного (инквизиционного) процесса в период реформ Петра I достигла своего наибольшего развития. Соборное уложение уделяло следственному процессу значительное место, но предпочтение отдавалось состязательному судопроизводству. По мнению М.Ф. Владимирского-Буданова, "...до Петра Великого состязательные формы процесса были общим явлением, а следственные исключительным..." <1>. Приоритет следственного начала в процессе является отражением политического режима абсолютизма. Последний характеризуется доскональной регламентацией всех сторон жизни и деятельности подданных, всеобщим контролем за населением со стороны государственных органов, широкими полномочиями органов управления, ограничением политических прав и свобод подданных. Накануне реформы Петра I в области процессуального права состояние правосудия было неудовлетворительным. В судах процветали юридический формализм и сутяжничество <2>.
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Начавшаяся с Судебника 1497 г. линия на усиление следственного (инквизиционного) процесса в период реформ Петра I достигла своего наибольшего развития. Соборное уложение уделяло следственному процессу значительное место, но предпочтение отдавалось состязательному судопроизводству. По мнению М.Ф. Владимирского-Буданова, "...до Петра Великого состязательные формы процесса были общим явлением, а следственные исключительным..." <1>. Приоритет следственного начала в процессе является отражением политического режима абсолютизма. Последний характеризуется доскональной регламентацией всех сторон жизни и деятельности подданных, всеобщим контролем за населением со стороны государственных органов, широкими полномочиями органов управления, ограничением политических прав и свобод подданных. Накануне реформы Петра I в области процессуального права состояние правосудия было неудовлетворительным. В судах процветали юридический формализм и сутяжничество <2>.