Покупка объекта культурного наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу Покупка объекта культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Договор купли-продажи с обременением, отлагательным условием, обратным выкупом
(КонсультантПлюс, 2025)"...Акционерное общество "Р" (далее - Истец, Дирекция) обратилось в... суд... с иском к Акционерному обществу "Т" (далее - Ответчик, Общество) о расторжении договора купли-продажи объекта культурного наследия с отлагательными условиями...
(КонсультантПлюс, 2025)"...Акционерное общество "Р" (далее - Истец, Дирекция) обратилось в... суд... с иском к Акционерному обществу "Т" (далее - Ответчик, Общество) о расторжении договора купли-продажи объекта культурного наследия с отлагательными условиями...
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Продажа объекта культурного наследия
(КонсультантПлюс, 2025)1. Признание недействительным договора купли-продажи объекта культурного наследия
(КонсультантПлюс, 2025)1. Признание недействительным договора купли-продажи объекта культурного наследия
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об НДС при реализации работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия, культовых зданий и сооружений и приобретении товаров (работ, услуг) для их выполнения.
(Письмо Минфина России от 04.04.2024 N 03-07-07/30880)Вопрос: Об НДС при реализации работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия, культовых зданий и сооружений и приобретении товаров (работ, услуг) для их выполнения.
(Письмо Минфина России от 04.04.2024 N 03-07-07/30880)Вопрос: Об НДС при реализации работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия, культовых зданий и сооружений и приобретении товаров (работ, услуг) для их выполнения.
Статья: Споры о последствиях несогласования существенных условий о требованиях в отношении объектов культурного наследия
(Александрова М.А., Скудицкая М.В.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)В судебных актах подчеркивается, что обязанность по выполнению определенных требований в отношении объекта культурного наследия переходит к новому правообладателю автоматически, вне зависимости от установления на объект охранного обязательства <15>, а определенные обязанности у собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия возникают в силу закона еще до установления на объект охранного обязательства <16>. Также суды указывают, что оформление охранного обязательства, равно как и внесение в договор купли-продажи объекта культурного наследия сведений о необходимости его переоформления и соблюдения, является одной из предусмотренных законом мер охраны таких объектов и неуказание в договоре данных сведений не нарушает права и законные интересы стороны сделки <17>.
(Александрова М.А., Скудицкая М.В.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)В судебных актах подчеркивается, что обязанность по выполнению определенных требований в отношении объекта культурного наследия переходит к новому правообладателю автоматически, вне зависимости от установления на объект охранного обязательства <15>, а определенные обязанности у собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия возникают в силу закона еще до установления на объект охранного обязательства <16>. Также суды указывают, что оформление охранного обязательства, равно как и внесение в договор купли-продажи объекта культурного наследия сведений о необходимости его переоформления и соблюдения, является одной из предусмотренных законом мер охраны таких объектов и неуказание в договоре данных сведений не нарушает права и законные интересы стороны сделки <17>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Конкурс по продаже предприятия, в состав которого входит объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации, проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества для продажи объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации путем проведения конкурса. Договор купли-продажи такого предприятия должен соответствовать требованиям к договору купли-продажи объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, установленным законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества.
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Конкурс по продаже предприятия, в состав которого входит объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации, проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества для продажи объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации путем проведения конкурса. Договор купли-продажи такого предприятия должен соответствовать требованиям к договору купли-продажи объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, установленным законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества.
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"Приватизация объекта культурного наследия, являющегося зданием, строением или сооружением, путем продажи на конкурсе осуществляется с одновременным предоставлением лицу, приобретающему такой объект культурного наследия, земельного участка, занимаемого таким объектом и необходимого для его использования, в аренду.
(ред. от 07.07.2025)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"Приватизация объекта культурного наследия, являющегося зданием, строением или сооружением, путем продажи на конкурсе осуществляется с одновременным предоставлением лицу, приобретающему такой объект культурного наследия, земельного участка, занимаемого таким объектом и необходимого для его использования, в аренду.
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)В свою очередь, заказчик общества, приобретающий работы (услуги) по сохранению объекта культурного наследия, его реставрации и приспособлению для современного использования и получивший счета-фактуры с НДС, вправе применить соответствующие налоговые вычеты.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)В свою очередь, заказчик общества, приобретающий работы (услуги) по сохранению объекта культурного наследия, его реставрации и приспособлению для современного использования и получивший счета-фактуры с НДС, вправе применить соответствующие налоговые вычеты.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Прекращается ли обязанность по внесению платы по договору аренды с момента заключения договора купли-продажи арендованного имущества
(КонсультантПлюс, 2025)"...В последующем между Агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области (продавец) и ООО УФ "Алекс фиш" (покупатель) 28.05.2012 подписан договор купли-продажи государственного имущества Астраханской области с использованием преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (далее - договор купли-продажи), согласно которому продавец обязуется продать в собственность покупателя имущество: комната N 2, общей площадью 12,2 кв. м, комната N 10, общей площадью 31,3 кв. м, расположенные в помещении 003 по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, ул. Адмиралтейская, д. 28, литер А, А, а покупатель обязуется купить объект культурного наследия в свою собственность, оплатив его стоимость в размере и в порядке, указанных в разделе 2 договора.
Прекращается ли обязанность по внесению платы по договору аренды с момента заключения договора купли-продажи арендованного имущества
(КонсультантПлюс, 2025)"...В последующем между Агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области (продавец) и ООО УФ "Алекс фиш" (покупатель) 28.05.2012 подписан договор купли-продажи государственного имущества Астраханской области с использованием преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (далее - договор купли-продажи), согласно которому продавец обязуется продать в собственность покупателя имущество: комната N 2, общей площадью 12,2 кв. м, комната N 10, общей площадью 31,3 кв. м, расположенные в помещении 003 по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, ул. Адмиралтейская, д. 28, литер А, А, а покупатель обязуется купить объект культурного наследия в свою собственность, оплатив его стоимость в размере и в порядке, указанных в разделе 2 договора.
Тематический выпуск: Налог на имущество, земельный и транспортный налог: Актуальные вопросы из практики консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)Описание ситуации: Общество приобрело объект культурного наследия федерального значения "Здание гостиницы" с целью дальнейшей реконструкции. В период подготовительных работ (проектная, научно-исследовательская и т.п. деятельность) объект частично сдается в аренду.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)Описание ситуации: Общество приобрело объект культурного наследия федерального значения "Здание гостиницы" с целью дальнейшей реконструкции. В период подготовительных работ (проектная, научно-исследовательская и т.п. деятельность) объект частично сдается в аренду.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Оговорка о том, что комментируемым Законом может быть установлено "иное", включена в абз. 2 п. 3 комментируемой статьи с 22 января 2015 г. Законом 2014 г. N 315-ФЗ, принятым в рамках установления обременений права собственности и иных вещных прав на объекты культурного наследия. Этим же Законом ст. 29 комментируемого Закона изложена полностью в новой редакции, определяющей особенности приватизации объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия. Абзацем 1 п. 5 указанной статьи предусмотрено, что в случае, если на конкурс подана только одна заявка на приобретение объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, договор купли-продажи может быть заключен с таким лицом.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Оговорка о том, что комментируемым Законом может быть установлено "иное", включена в абз. 2 п. 3 комментируемой статьи с 22 января 2015 г. Законом 2014 г. N 315-ФЗ, принятым в рамках установления обременений права собственности и иных вещных прав на объекты культурного наследия. Этим же Законом ст. 29 комментируемого Закона изложена полностью в новой редакции, определяющей особенности приватизации объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия. Абзацем 1 п. 5 указанной статьи предусмотрено, что в случае, если на конкурс подана только одна заявка на приобретение объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, договор купли-продажи может быть заключен с таким лицом.
Статья: Публичные закупки и изъятие имущества как способы удовлетворения публичных нужд: проблемы конкуренции
(Винницкий А.В., Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 6)Общая модель закупки, закрепленная Законом "О контрактной системе", в большей мере рассчитана на приобретение стандартизированных товаров на конкурентном рынке путем проведения торгов. В связи с этим перечень случаев закупки у единственного поставщика определен данным Законом исчерпывающим образом (ст. 93). Так, Арбитражный суд Уральского округа пришел к выводу о неприменимости процедур, установленных Законом "О контрактной системе", к случаям приобретения в региональную собственность конкретного объекта культурного наследия (прямо предусмотренного областным законом о бюджете). Такое суждение суда базировалось на двух посылках. С одной стороны, поскольку предметом закупки фактически являлась индивидуально-определенная вещь, обладающая уникальными характеристиками и находившаяся в собственности конкретного лица, в данном случае при осуществлении закупки конкурентные способы определения поставщика использоваться не могли. С другой стороны, закупка у единственного поставщика также не могла быть задействована, поскольку объект обладает статусом жилого помещения, а ст. 93 Закона "О контрактной системе" предусматривала возможность закупки у единственного поставщика исключительно нежилых помещений <9>.
(Винницкий А.В., Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 6)Общая модель закупки, закрепленная Законом "О контрактной системе", в большей мере рассчитана на приобретение стандартизированных товаров на конкурентном рынке путем проведения торгов. В связи с этим перечень случаев закупки у единственного поставщика определен данным Законом исчерпывающим образом (ст. 93). Так, Арбитражный суд Уральского округа пришел к выводу о неприменимости процедур, установленных Законом "О контрактной системе", к случаям приобретения в региональную собственность конкретного объекта культурного наследия (прямо предусмотренного областным законом о бюджете). Такое суждение суда базировалось на двух посылках. С одной стороны, поскольку предметом закупки фактически являлась индивидуально-определенная вещь, обладающая уникальными характеристиками и находившаяся в собственности конкретного лица, в данном случае при осуществлении закупки конкурентные способы определения поставщика использоваться не могли. С другой стороны, закупка у единственного поставщика также не могла быть задействована, поскольку объект обладает статусом жилого помещения, а ст. 93 Закона "О контрактной системе" предусматривала возможность закупки у единственного поставщика исключительно нежилых помещений <9>.