Подведомственность правонарушений в форме бездействия
Подборка наиболее важных документов по запросу Подведомственность правонарушений в форме бездействия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 1070 "Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда" ГК РФ"При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что из положений ст. 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена вступившим в законную силу приговором суда. Суд правильно указал, что в настоящее время в законодательном порядке вопрос об основаниях и порядке возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) суда (судьи), не урегулирован; также не определены подведомственность и подсудность дел применительно к случаям, когда вина судьи установлена не приговором, а иным судебным решением; не решен в таких случаях в законе и вопрос о возмещении вреда."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Подсудность гражданских дел мировому судье и районному суду
(КонсультантПлюс, 2025)...Отказывая в принятии искового заявления, суд... исходил из состава участников спорного правоотношения, а также предмета иска, которым является возмещение вреда, причиненного юридическому лицу в результате действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов, и пришел к выводу о подведомственности данного спора арбитражному суду.
(КонсультантПлюс, 2025)...Отказывая в принятии искового заявления, суд... исходил из состава участников спорного правоотношения, а также предмета иска, которым является возмещение вреда, причиненного юридическому лицу в результате действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов, и пришел к выводу о подведомственности данного спора арбитражному суду.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Процессуальные механизмы защиты нарушенных прав и административные запреты: опыт системного правоприменения
(Осинцев Д.В.)
("Администратор суда", 2025, N 2)Большинство обращений излагают ситуацию как объективное событие, многофакторное и многопрофильное, а квалификация описываемых в нем действий (бездействия) может относиться к подведомственности различных административных органов, тем самым добавляется время на пересылку (семь дней) и его дальнейшую обработку несколькими инстанциями при несогласованности затянутых процедур реагирования на изложенную ситуацию, зачастую небезопасную или рискованную <3>.
(Осинцев Д.В.)
("Администратор суда", 2025, N 2)Большинство обращений излагают ситуацию как объективное событие, многофакторное и многопрофильное, а квалификация описываемых в нем действий (бездействия) может относиться к подведомственности различных административных органов, тем самым добавляется время на пересылку (семь дней) и его дальнейшую обработку несколькими инстанциями при несогласованности затянутых процедур реагирования на изложенную ситуацию, зачастую небезопасную или рискованную <3>.
Статья: Реабилитация в административно-деликтном процессе
(Изюмова Е.С.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 4)К основаниям прекращения производства по делу об административном правонарушении относятся: наличие обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, объявление устного замечания в связи с малозначительностью совершенного деяния, а также передача материалов дела по подведомственности в случае, если в действиях (бездействии) лица, привлекаемого к административной ответственности, содержатся признаки преступления.
(Изюмова Е.С.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 4)К основаниям прекращения производства по делу об административном правонарушении относятся: наличие обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, объявление устного замечания в связи с малозначительностью совершенного деяния, а также передача материалов дела по подведомственности в случае, если в действиях (бездействии) лица, привлекаемого к административной ответственности, содержатся признаки преступления.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010
(ред. от 12.12.2023)
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"68. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.
(ред. от 12.12.2023)
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"68. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2008 года"
(утв. Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 25.03.2009, от 04.03.2009)
(Извлечение)В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
(утв. Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 25.03.2009, от 04.03.2009)
(Извлечение)В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Статья: Воспрепятствование выплате вознаграждения адвокатам по назначению в уголовном процессе
(Шорыгин К.С.)
("Адвокатская практика", 2023, N 3)- в Новгородской области между судьями и следствием часто наблюдается несогласованность относительно подведомственности рассмотрения заявлений на стадии предварительного расследования (при избрании и продлении стражи, обжаловании в суде действий, бездействия по ст. 125 УПК РФ, последующих апелляций) <3>.
(Шорыгин К.С.)
("Адвокатская практика", 2023, N 3)- в Новгородской области между судьями и следствием часто наблюдается несогласованность относительно подведомственности рассмотрения заявлений на стадии предварительного расследования (при избрании и продлении стражи, обжаловании в суде действий, бездействия по ст. 125 УПК РФ, последующих апелляций) <3>.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)2 - 3. Положения ч. 2 и 3 комментируемой статьи определяют компетенцию судов по рассмотрению дел об оспаривании постановлений ФССП России (указание на постановление ФССП России введено упомянутым выше Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. N 417-ФЗ), а также постановлений должностных лиц ССП, их действий (бездействия) по исполнению исполнительных документов (до внесения Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ изменений в процессуальное законодательство говорилось о подведомственности, а не о компетенции). Иначе говоря, по правилам ч. 2 и 3 данной статьи определяется, какой суд - арбитражный или общей юрисдикции - может рассмотреть дело по заявлению об оспариванию указанных постановлений, действий (бездействия).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)2 - 3. Положения ч. 2 и 3 комментируемой статьи определяют компетенцию судов по рассмотрению дел об оспаривании постановлений ФССП России (указание на постановление ФССП России введено упомянутым выше Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. N 417-ФЗ), а также постановлений должностных лиц ССП, их действий (бездействия) по исполнению исполнительных документов (до внесения Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ изменений в процессуальное законодательство говорилось о подведомственности, а не о компетенции). Иначе говоря, по правилам ч. 2 и 3 данной статьи определяется, какой суд - арбитражный или общей юрисдикции - может рассмотреть дело по заявлению об оспариванию указанных постановлений, действий (бездействия).
Статья: Отдельные вопросы реализации права на судебную защиту при причинении имущественного вреда актами публичной власти
(Кашкарова И.Н.)
("Закон", 2025, N 4)Законодатель должен был урегулировать основания и порядок возмещения государством вреда, причиненного такими незаконными действиями (или бездействием) суда (судьи), а также определить подведомственность и подсудность соответствующих дел, однако до настоящего времени этого не было сделано <28>.
(Кашкарова И.Н.)
("Закон", 2025, N 4)Законодатель должен был урегулировать основания и порядок возмещения государством вреда, причиненного такими незаконными действиями (или бездействием) суда (судьи), а также определить подведомственность и подсудность соответствующих дел, однако до настоящего времени этого не было сделано <28>.
Статья: Прекращение уголовного дела в стадии назначения судебного заседания: доводы против
(Русман Г.С.)
("Российский судья", 2023, N 3)В этой связи суд, изучая поступившее уголовное дело, должен обратить внимание на вышеуказанные сроки и проверить давность полученных органами предварительного расследования сведений о судимостях привлекаемого лица с учетом даты поступления уголовного дела в суд. Особенно в случаях, если в стадии предварительного расследования производство по делу приостанавливалось, неоднократно продлевались сроки расследования или уголовное дело передавалось по подведомственности в иные подразделения правоохранительных органов, поскольку все приведенные процессуальные действия и бездействия неизбежно влекут за собой увеличение сроков производства по делу.
(Русман Г.С.)
("Российский судья", 2023, N 3)В этой связи суд, изучая поступившее уголовное дело, должен обратить внимание на вышеуказанные сроки и проверить давность полученных органами предварительного расследования сведений о судимостях привлекаемого лица с учетом даты поступления уголовного дела в суд. Особенно в случаях, если в стадии предварительного расследования производство по делу приостанавливалось, неоднократно продлевались сроки расследования или уголовное дело передавалось по подведомственности в иные подразделения правоохранительных органов, поскольку все приведенные процессуальные действия и бездействия неизбежно влекут за собой увеличение сроков производства по делу.
"Суд первой инстанции как субъект административного судопроизводства: монография"
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)В настоящее время правовое регулирование вопросов административного судопроизводства приводится в соответствие с правовыми позициями Конституционного Суда РФ в рамках введенного в действие с 15.09.2015 КАС РФ, которым не исчерпывается нормативная основа разрешения публично-правовых споров. Это обусловлено тем, что установленные КАС РФ виды судебных производств носят общий характер и применяются в тех случаях, когда рассмотрение и разрешение тех или иных административных исковых заявлений в ином судебном порядке прямо не предусмотрено. В одном из своих определений Конституционный Суд РФ указал, что нормы КАС РФ, регулирующие полномочия судьи в принятии административного искового заявления, направлены на предотвращение принятия судом к рассмотрению дел, явно не относящихся к его подведомственности, установленной законом, и не препятствуют судебному обжалованию неправомерных решений и действий (бездействия) должностных лиц судов общей юрисдикции, в том числе должностных лиц суда, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином своих прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности <1>. Однако Суд по общему правилу воздерживается от собственной оценки подведомственности конкретных дел, поскольку это является прерогативой иных судов.
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)В настоящее время правовое регулирование вопросов административного судопроизводства приводится в соответствие с правовыми позициями Конституционного Суда РФ в рамках введенного в действие с 15.09.2015 КАС РФ, которым не исчерпывается нормативная основа разрешения публично-правовых споров. Это обусловлено тем, что установленные КАС РФ виды судебных производств носят общий характер и применяются в тех случаях, когда рассмотрение и разрешение тех или иных административных исковых заявлений в ином судебном порядке прямо не предусмотрено. В одном из своих определений Конституционный Суд РФ указал, что нормы КАС РФ, регулирующие полномочия судьи в принятии административного искового заявления, направлены на предотвращение принятия судом к рассмотрению дел, явно не относящихся к его подведомственности, установленной законом, и не препятствуют судебному обжалованию неправомерных решений и действий (бездействия) должностных лиц судов общей юрисдикции, в том числе должностных лиц суда, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином своих прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности <1>. Однако Суд по общему правилу воздерживается от собственной оценки подведомственности конкретных дел, поскольку это является прерогативой иных судов.
Готовое решение: Как обжаловать в ФАС России действия заказчика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Также, например, п. п. 2 - 2.9 указанного Приказа утверждена специальная подведомственность рассмотрения жалоб на закупки, осуществляемые федеральными судами и судебными департаментами. Например, Московское УФАС России рассматривает жалобы на действия заказчиков - федеральных судов и судебных департаментов, расположенных в Центральном федеральном округе, за исключением случаев, указанных в п. 2.1 Приказа ФАС России от 13.10.2015 N 955/15. Но даже если вы направите жалобу не в тот территориальный орган ФАС России, то ее передадут по подведомственности (п. п. 2.2, 4 названного Приказа).
(КонсультантПлюс, 2025)Также, например, п. п. 2 - 2.9 указанного Приказа утверждена специальная подведомственность рассмотрения жалоб на закупки, осуществляемые федеральными судами и судебными департаментами. Например, Московское УФАС России рассматривает жалобы на действия заказчиков - федеральных судов и судебных департаментов, расположенных в Центральном федеральном округе, за исключением случаев, указанных в п. 2.1 Приказа ФАС России от 13.10.2015 N 955/15. Но даже если вы направите жалобу не в тот территориальный орган ФАС России, то ее передадут по подведомственности (п. п. 2.2, 4 названного Приказа).
Статья: Признание незаконными действий (бездействия) арбитражных управляющих в деле о банкротстве
(Пирогова Е.С., Курбатов А.Я.)
("Предпринимательское право", 2023, N 1)В статье рассматривается порядок обжалования действий (бездействия) арбитражных управляющих, в том числе применительно к отдельным субъектам банкротства и к заменяющим арбитражных управляющих специальным органам управления должника, с отдельным анализом вопросов: о лицах, имеющих на это право; о формулировках заявляемых требований и об их сочетании с другими требованиями; о подведомственности дел; о сроках заявления и рассмотрения заявляемых требований; об основаниях для обжалования действий (бездействия) арбитражных управляющих, включая определение их недобросовестности и неразумности; о порядке обжалования определений арбитражного суда, вынесенных по таким делам. При этом основной упор делается на практику высших судов (Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ).
(Пирогова Е.С., Курбатов А.Я.)
("Предпринимательское право", 2023, N 1)В статье рассматривается порядок обжалования действий (бездействия) арбитражных управляющих, в том числе применительно к отдельным субъектам банкротства и к заменяющим арбитражных управляющих специальным органам управления должника, с отдельным анализом вопросов: о лицах, имеющих на это право; о формулировках заявляемых требований и об их сочетании с другими требованиями; о подведомственности дел; о сроках заявления и рассмотрения заявляемых требований; об основаниях для обжалования действий (бездействия) арбитражных управляющих, включая определение их недобросовестности и неразумности; о порядке обжалования определений арбитражного суда, вынесенных по таким делам. При этом основной упор делается на практику высших судов (Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ).
Статья: Иммунитет судьи от гражданско-правовой ответственности: Судебная реформа 1864 года
(Кашкарова И.Н.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Еще в 2001 году Конституционный Суд Российской Федерации, разграничив принимаемые судами акты на итоговые (определяющие действительное материально-правовое положение сторон) и на разрешающие сугубо процессуально-правовые вопросы, возникающие в течение процесса, указал, что п. 2 ст. 1070 ГК РФ в его конституционно-правовом смысле не может служить основанием для отказа в возмещении государством вреда, причиненного при осуществлении гражданского судопроизводства в тех случаях, когда определяется не материально-правовое (решение спора по существу), а процессуально-правовое положение сторон. В таких случаях вина судьи может быть установлена не приговором суда, а иным соответствующим судебным решением. Законодателю было предписано урегулировать основания и порядок возмещения государством вреда, причиненного такими незаконными действиями (или бездействием) суда (судьи), а также определить подведомственность и подсудность соответствующих дел <7>.
(Кашкарова И.Н.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Еще в 2001 году Конституционный Суд Российской Федерации, разграничив принимаемые судами акты на итоговые (определяющие действительное материально-правовое положение сторон) и на разрешающие сугубо процессуально-правовые вопросы, возникающие в течение процесса, указал, что п. 2 ст. 1070 ГК РФ в его конституционно-правовом смысле не может служить основанием для отказа в возмещении государством вреда, причиненного при осуществлении гражданского судопроизводства в тех случаях, когда определяется не материально-правовое (решение спора по существу), а процессуально-правовое положение сторон. В таких случаях вина судьи может быть установлена не приговором суда, а иным соответствующим судебным решением. Законодателю было предписано урегулировать основания и порядок возмещения государством вреда, причиненного такими незаконными действиями (или бездействием) суда (судьи), а также определить подведомственность и подсудность соответствующих дел <7>.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Уполномоченные по защите прав предпринимателей осуществляют контроль за соблюдением прав и законных интересов предпринимателей, рассматривают их жалобы. Из этого положения следует, что контролируемые лица вправе обжаловать действия (бездействие) и решения контролирующих субъектов уполномоченному, который, в свою очередь, может передать жалобу для рассмотрения по подведомственности в уполномоченный ее рассматривать орган государственной власти, в орган местного самоуправления; направить объекту жалобы, в решениях или действиях (бездействии) которого усматривается нарушение прав и законных интересов предпринимателя, заключение, в котором отразить меры, направленные на восстановление нарушенных прав и законных интересов; обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными обжалуемых предпринимателем действий (бездействия) или решений; обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов <1>; направить в государственный орган, орган местного самоуправления обращение о привлечении виновных в нарушении прав и законных интересов предпринимателей лиц к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Уполномоченные по защите прав предпринимателей осуществляют контроль за соблюдением прав и законных интересов предпринимателей, рассматривают их жалобы. Из этого положения следует, что контролируемые лица вправе обжаловать действия (бездействие) и решения контролирующих субъектов уполномоченному, который, в свою очередь, может передать жалобу для рассмотрения по подведомственности в уполномоченный ее рассматривать орган государственной власти, в орган местного самоуправления; направить объекту жалобы, в решениях или действиях (бездействии) которого усматривается нарушение прав и законных интересов предпринимателя, заключение, в котором отразить меры, направленные на восстановление нарушенных прав и законных интересов; обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными обжалуемых предпринимателем действий (бездействия) или решений; обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов <1>; направить в государственный орган, орган местного самоуправления обращение о привлечении виновных в нарушении прав и законных интересов предпринимателей лиц к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
"Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах: монография"
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Конституционный Суд РФ в данном Постановлении дал толкование оспариваемой нормы в системном единстве с положениями ст. 6 и 41 Конвенции, тем самым исключив неконституционное толкование и правоприменение, одновременно указав Федеральному Собранию РФ на необходимость в законодательном порядке урегулировать основания и порядок возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) суда (судьи), а также определить подведомственность и подсудность данной категории дел.
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Конституционный Суд РФ в данном Постановлении дал толкование оспариваемой нормы в системном единстве с положениями ст. 6 и 41 Конвенции, тем самым исключив неконституционное толкование и правоприменение, одновременно указав Федеральному Собранию РФ на необходимость в законодательном порядке урегулировать основания и порядок возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) суда (судьи), а также определить подведомственность и подсудность данной категории дел.