Подведомственность дел об административных правонарушениях
Подборка наиболее важных документов по запросу Подведомственность дел об административных правонарушениях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 1.3.1 "Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях" КоАП РФ"Из положений пункта 6 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подпункта 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определения подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 30.12 "Право на обжалование, опротестование вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов" КоАП РФМежду тем, определения о передаче дела об административном правонарушении на рассмотрение по подведомственности мировому судье вынесены 11 мая 2023 года и 23 мая 2023 года (с учетом определения мирового судьи судебного участка N 13 Куртамышского судебного района Курганской области от 12 мая 2023 года о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов в орган, должностному лицу, которые составили протокол) заместителем начальника полиции по ООП МО МВД России "Куртамышский" Г. (л.д. 3, 7).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о двойной подведомственности дел об административных правонарушениях
(Кошелев Д.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 5)"Административное право и процесс", 2023, N 5
(Кошелев Д.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 5)"Административное право и процесс", 2023, N 5
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 22.1. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
(ред. от 04.11.2025)Статья 22.1. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"При решении вопроса о подведомственности и подсудности судьям судов общей юрисдикции дел об административных правонарушениях необходимо исходить из положений, закрепленных в главе 23 КоАП РФ, согласно которым к компетенции судей отнесены дела, перечисленные в части 1 статьи 23.1 КоАП РФ, учитывая при этом следующее:
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"При решении вопроса о подведомственности и подсудности судьям судов общей юрисдикции дел об административных правонарушениях необходимо исходить из положений, закрепленных в главе 23 КоАП РФ, согласно которым к компетенции судей отнесены дела, перечисленные в части 1 статьи 23.1 КоАП РФ, учитывая при этом следующее:
Статья: О некоторых современных тенденциях развития института административной ответственности (на примере экстраординарных (особых) правовых режимов)
(Лифанов Д.М., Хазанов С.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Кроме того, представляется возможным разработать Методические рекомендации по обеспечению производства по делу об административном правонарушении (по аналогии с порядком привлечения к административной ответственности должностными лицами ФССП России <47>) для федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, специально уполномоченных на решение задач в области безопасности, внутренних дел, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляющих контртеррористическую операцию. Между тем в рамках настоящей статьи мы не ставим себе задачу разрешить сложные и многоаспектные вопросы системы подведомственности дел об административных правонарушениях, связанных с реализацией экстраординарных (особых) правовых режимов деятельности публичной администрации.
(Лифанов Д.М., Хазанов С.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Кроме того, представляется возможным разработать Методические рекомендации по обеспечению производства по делу об административном правонарушении (по аналогии с порядком привлечения к административной ответственности должностными лицами ФССП России <47>) для федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, специально уполномоченных на решение задач в области безопасности, внутренних дел, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляющих контртеррористическую операцию. Между тем в рамках настоящей статьи мы не ставим себе задачу разрешить сложные и многоаспектные вопросы системы подведомственности дел об административных правонарушениях, связанных с реализацией экстраординарных (особых) правовых режимов деятельности публичной администрации.
Статья: Упрощенный порядок производства по делам об административных правонарушениях при применении ч. 2 ст. 28.6 КоАП РФ и анализ судебной практики, складывающейся по результатам пересмотра постановлений о назначении административных наказаний
(Ландерсон (Тиунова) Н.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)В юридической литературе немало трудов посвящено вопросам назначения административных наказаний, а также определению подведомственности рассмотрения дел об административных правонарушениях <1>. Наряду с этим в современных условиях складывающейся правоприменительной практики при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях немаловажным является вопрос о процессуальных особенностях упрощенного порядка назначения административного наказания на месте совершения проступка.
(Ландерсон (Тиунова) Н.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)В юридической литературе немало трудов посвящено вопросам назначения административных наказаний, а также определению подведомственности рассмотрения дел об административных правонарушениях <1>. Наряду с этим в современных условиях складывающейся правоприменительной практики при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях немаловажным является вопрос о процессуальных особенностях упрощенного порядка назначения административного наказания на месте совершения проступка.
Статья: Соответствует ли Конституции Российской Федерации принцип федерализма в законодательном регулировании административной ответственности?
(Зокиров Т.З.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)<18> Данные статьи Особенной части КоАП РФ, вследствие допущенной ошибки в положениях о подведомственности дел о таких административных правонарушениях только федеральным органам (ст. 23.7 КоАП РФ), не могли защищать региональные и местные бюджеты.
(Зокиров Т.З.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)<18> Данные статьи Особенной части КоАП РФ, вследствие допущенной ошибки в положениях о подведомственности дел о таких административных правонарушениях только федеральным органам (ст. 23.7 КоАП РФ), не могли защищать региональные и местные бюджеты.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)1. Подведомственность и подсудность
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)1. Подведомственность и подсудность
Статья: Виды административных правонарушений в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов
(Русскова М.А., Степенко В.Е.)
("Административное право и процесс", 2021, N 8)Под территориальным признаком нами понимается часть водного и земного пространства, определяемого уполномоченным государственным органом путем установления границ, где рыболовство запрещено либо полностью, либо с установлением временных ограничений. Это внутренние морские воды Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации, внутренние водные объекты административно-территориальной единицы, охраняемые зоны, рыбопромысловые участки, места нереста (нерестилища). Данный признак необходим для установления места совершения административного нарушения. В рамках производства по делам об административных правонарушениях ставится цель всестороннего, полного и объективного установления обстоятельств административного правонарушения. Среди указанных обстоятельств важное место играет установление места совершения правонарушения, под которым принято понимать часть пространства, где совершается, продолжается и (или) прерывается (самостоятельно завершается или пресекается) общественно опасное деяние, определяемое КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации об административной ответственности в качестве административного правонарушения. Правильное определение места совершения правонарушения и его точное описание имеют как теоретическое, так и важное практическое значение, обеспечивая решение как юрисдикционной (справедливое решение вопроса о проступке), так и профилактической (предупреждение новых правонарушений) задач производства по делам об административных правонарушениях <4>. Точное установление и необходимая детализация этого параметра позволяют эффективно обосновать возможность применения норм КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, обосновать возможность применения той или иной нормы об административной ответственности, идентифицировать противоправное деяние в системе пространственных и временных координат, определить территориальную подведомственность дел об административных правонарушениях.
(Русскова М.А., Степенко В.Е.)
("Административное право и процесс", 2021, N 8)Под территориальным признаком нами понимается часть водного и земного пространства, определяемого уполномоченным государственным органом путем установления границ, где рыболовство запрещено либо полностью, либо с установлением временных ограничений. Это внутренние морские воды Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации, внутренние водные объекты административно-территориальной единицы, охраняемые зоны, рыбопромысловые участки, места нереста (нерестилища). Данный признак необходим для установления места совершения административного нарушения. В рамках производства по делам об административных правонарушениях ставится цель всестороннего, полного и объективного установления обстоятельств административного правонарушения. Среди указанных обстоятельств важное место играет установление места совершения правонарушения, под которым принято понимать часть пространства, где совершается, продолжается и (или) прерывается (самостоятельно завершается или пресекается) общественно опасное деяние, определяемое КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации об административной ответственности в качестве административного правонарушения. Правильное определение места совершения правонарушения и его точное описание имеют как теоретическое, так и важное практическое значение, обеспечивая решение как юрисдикционной (справедливое решение вопроса о проступке), так и профилактической (предупреждение новых правонарушений) задач производства по делам об административных правонарушениях <4>. Точное установление и необходимая детализация этого параметра позволяют эффективно обосновать возможность применения норм КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, обосновать возможность применения той или иной нормы об административной ответственности, идентифицировать противоправное деяние в системе пространственных и временных координат, определить территориальную подведомственность дел об административных правонарушениях.
Статья: Проблемы правовой регламентации порядка привлечения к административной ответственности за нарушение режима повышенной готовности в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
(Никулин М.И., Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)- определять подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, а в случаях, прямо указанных в конкретных статьях гл. 23 КоАП РФ, - данным Кодексом;
(Никулин М.И., Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)- определять подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, а в случаях, прямо указанных в конкретных статьях гл. 23 КоАП РФ, - данным Кодексом;
Статья: Характер взаимосвязи материальных и процессуальных норм института административной ответственности
(Кисин В.Р.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Процессуальные нормы административно-деликтного законодательства регулируют отношения между участниками процесса реализации материальных норм: определяют подведомственность дел об административных правонарушениях, содержание и порядок производства по этим делам, общие правила исполнения постановлений о наложении административных наказаний, порядок исполнения отдельных их видов и др. <1>
(Кисин В.Р.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Процессуальные нормы административно-деликтного законодательства регулируют отношения между участниками процесса реализации материальных норм: определяют подведомственность дел об административных правонарушениях, содержание и порядок производства по этим делам, общие правила исполнения постановлений о наложении административных наказаний, порядок исполнения отдельных их видов и др. <1>
Статья: Административное расследование по делу об административном правонарушении
(Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 6)Определение подведомственности рассмотрения дел об административных правонарушениях, по которым проводилось административное расследование. После проведения административного расследования важно правильно идентифицировать административно-юрисдикционный орган, компетентный рассматривать соответствующее дело об административном правонарушении.
(Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 6)Определение подведомственности рассмотрения дел об административных правонарушениях, по которым проводилось административное расследование. После проведения административного расследования важно правильно идентифицировать административно-юрисдикционный орган, компетентный рассматривать соответствующее дело об административном правонарушении.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)54) установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определения подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)54) установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определения подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
Статья: Проблемы, возникающие у судей судов общей юрисдикции при подготовке к рассмотрению дел об административных правонарушениях
(Нобель Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)В статье рассматриваются вопросы, возникающие у судей судов общей юрисдикции в процессе подготовки к рассмотрению дел об административных правонарушениях. Выделяются содержательная и формальная стороны процессуальной деятельности судьи суда общей юрисдикции на этом этапе. Действующий Кодекс РФ об административных правонарушениях, в отличие от иных процессуальных кодексов, осуществляет фрагментарное нормативное правовое регулирование данного вопроса. КоАП РФ не содержит положений о возможности обжалования (опротестования) определения судьи о передаче по подсудности дела об административном правонарушении. Автором на основе конституционных положений, практики Конституционного Суда РФ аргументируется позиция о том, что определения о передаче по подведомственности (подсудности) дел об административных правонарушениях подлежат самостоятельному обжалованию (опротестованию). Предлагается дополнить ст. 29.4 КоАП РФ положениями, предоставляющими возможность заинтересованным лицам обжаловать (опротестовывать) определения о передаче по подведомственности (подсудности) дел об административных правонарушениях.
(Нобель Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)В статье рассматриваются вопросы, возникающие у судей судов общей юрисдикции в процессе подготовки к рассмотрению дел об административных правонарушениях. Выделяются содержательная и формальная стороны процессуальной деятельности судьи суда общей юрисдикции на этом этапе. Действующий Кодекс РФ об административных правонарушениях, в отличие от иных процессуальных кодексов, осуществляет фрагментарное нормативное правовое регулирование данного вопроса. КоАП РФ не содержит положений о возможности обжалования (опротестования) определения судьи о передаче по подсудности дела об административном правонарушении. Автором на основе конституционных положений, практики Конституционного Суда РФ аргументируется позиция о том, что определения о передаче по подведомственности (подсудности) дел об административных правонарушениях подлежат самостоятельному обжалованию (опротестованию). Предлагается дополнить ст. 29.4 КоАП РФ положениями, предоставляющими возможность заинтересованным лицам обжаловать (опротестовывать) определения о передаче по подведомственности (подсудности) дел об административных правонарушениях.