Подсудность коап несовершеннолетний
Подборка наиболее важных документов по запросу Подсудность коап несовершеннолетний (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Порядок определения подсудности дел об административных правонарушениях
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Исключительная подсудность установлена по месту выявления административного правонарушения (ч. 1.2 ст. 29.5 КоАП РФ); по месту нахождения органа, возбудившего дело (ч. 1.3 ст. 29.5 КоАП РФ); по месту нахождения органа, проводившего административное расследование (ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ); по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи (ч. 5 ст. 29.5 КоАП РФ); по месту жительства лица, совершившего административное правонарушение, например в отношении несовершеннолетних (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ). Исключительная подсудность не подлежит изменению.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Исключительная подсудность установлена по месту выявления административного правонарушения (ч. 1.2 ст. 29.5 КоАП РФ); по месту нахождения органа, возбудившего дело (ч. 1.3 ст. 29.5 КоАП РФ); по месту нахождения органа, проводившего административное расследование (ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ); по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи (ч. 5 ст. 29.5 КоАП РФ); по месту жительства лица, совершившего административное правонарушение, например в отношении несовершеннолетних (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ). Исключительная подсудность не подлежит изменению.
Статья: Ответственность за побои в действующем законодательстве
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При наличии совокупности установленных ч. 1.1, 2, 3 и 6 ст. 29.5 КоАП РФ критериев по одному делу об административном правонарушении судье необходимо установить приоритет между этими нормами (например, если по делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, было проведено административное расследование, нормой, определяющей территориальную подсудность, следует считать ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При наличии совокупности установленных ч. 1.1, 2, 3 и 6 ст. 29.5 КоАП РФ критериев по одному делу об административном правонарушении судье необходимо установить приоритет между этими нормами (например, если по делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, было проведено административное расследование, нормой, определяющей территориальную подсудность, следует считать ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ).
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"По делам, перечисленным в частях 1.1, 2, 3, 5 и 6 статьи 29.5 КоАП РФ, установлена исключительная территориальная подсудность, не подлежащая изменению по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу. При наличии совокупности установленных частями 1.1, 2, 3 и 6 статьи 29.5 КоАП РФ критериев по одному делу об административном правонарушении судье необходимо установить приоритет между этими нормами (например, если по делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, было проведено административное расследование, нормой, определяющей территориальную подсудность, следует считать часть 3 статьи 29.5 КоАП РФ).
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"По делам, перечисленным в частях 1.1, 2, 3, 5 и 6 статьи 29.5 КоАП РФ, установлена исключительная территориальная подсудность, не подлежащая изменению по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу. При наличии совокупности установленных частями 1.1, 2, 3 и 6 статьи 29.5 КоАП РФ критериев по одному делу об административном правонарушении судье необходимо установить приоритет между этими нормами (например, если по делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, было проведено административное расследование, нормой, определяющей территориальную подсудность, следует считать часть 3 статьи 29.5 КоАП РФ).
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. В соответствии с законодательством о судебной системе настоящий Кодекс определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам.
(ред. от 04.11.2025)2. В соответствии с законодательством о судебной системе настоящий Кодекс определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам.
Статья: Проблемные вопросы привлечения военнослужащих к административной ответственности за деяния, связанные с наркотическими средствами и психотропными веществами
(Куцкель М.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)Совершение административного правонарушения до изменения правового статуса лица не может являться основанием изменения подсудности дела. Аналогичная логика прослеживается и при привлечении к ответственности индивидуального предпринимателя либо должностного лица, впоследствии прекратившего предпринимательскую деятельность либо утратившего свой статус <7>, при привлечении лица, совершившего административное правонарушение в несовершеннолетнем возрасте, а к моменту рассмотрения дела достигшего совершеннолетия (в соответствии с ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ дело будет рассматриваться комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав). Схожее правило проведения расследования по уголовному делу в отношении совершеннолетнего, совершившего преступление в несовершеннолетнем возрасте, содержится в ч. 1 ст. 420 УПК РФ.
(Куцкель М.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)Совершение административного правонарушения до изменения правового статуса лица не может являться основанием изменения подсудности дела. Аналогичная логика прослеживается и при привлечении к ответственности индивидуального предпринимателя либо должностного лица, впоследствии прекратившего предпринимательскую деятельность либо утратившего свой статус <7>, при привлечении лица, совершившего административное правонарушение в несовершеннолетнем возрасте, а к моменту рассмотрения дела достигшего совершеннолетия (в соответствии с ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ дело будет рассматриваться комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав). Схожее правило проведения расследования по уголовному делу в отношении совершеннолетнего, совершившего преступление в несовершеннолетнем возрасте, содержится в ч. 1 ст. 420 УПК РФ.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Специальная территориальная подсудность предусмотрена в трех случаях: 1) по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних, которые всегда рассматриваются по месту их жительства (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ); 2) по делам об административных правонарушениях, по которым производство осуществлялось в форме административного расследования. Такие дела рассматриваются по месту нахождения органа, проводившего расследование (ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ). При этом если место нахождения должностного лица, проводившего расследование, не совпадает с местом нахождения органа, от имени которого оно проводилось (например, расследование проводилось должностным лицом структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти, который находится в одном районе населенного пункта, а сам территориальный орган - в другом районе этого населенного пункта или в другом населенном пункте), то дело подлежит рассмотрению по месту фактического нахождения соответствующего должностного лица <1>. В этом смысле формулировка ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ представляется не совсем удачной. В ней явно не хватает указания на то, что дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, должностного лица, проводивших административное расследование.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Специальная территориальная подсудность предусмотрена в трех случаях: 1) по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних, которые всегда рассматриваются по месту их жительства (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ); 2) по делам об административных правонарушениях, по которым производство осуществлялось в форме административного расследования. Такие дела рассматриваются по месту нахождения органа, проводившего расследование (ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ). При этом если место нахождения должностного лица, проводившего расследование, не совпадает с местом нахождения органа, от имени которого оно проводилось (например, расследование проводилось должностным лицом структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти, который находится в одном районе населенного пункта, а сам территориальный орган - в другом районе этого населенного пункта или в другом населенном пункте), то дело подлежит рассмотрению по месту фактического нахождения соответствующего должностного лица <1>. В этом смысле формулировка ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ представляется не совсем удачной. В ней явно не хватает указания на то, что дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, должностного лица, проводивших административное расследование.
Статья: Участие педагога, педагогического работника и психолога в судебной деятельности: вопросы унификации процессуального законодательства
(Тетюев С.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Психолог как альтернатива педагогу (педагогическому работнику). В советском уголовном процессе участие психолога в допросах несовершеннолетних (в отличие от педагога) предусмотрено не было. При этом в научной литературе обосновывались точки зрения о том, что участие психолога в этих следственных действиях более приоритетно, чем участие педагога <13>. УПК РФ в первоначальной редакции закреплял участие как педагога, так и психолога, но лишь в допросе подозреваемого, обвиняемого, подсудимого (ч. 3, 6 ст. 425). В допросе несовершеннолетних свидетелей и потерпевших по уголовным делам длительное время допускалось только участие педагога, в отличие от ч. 4 ст. 25.6 КоАП РФ, закрепляющей опрос несовершеннолетнего свидетеля по делу об административном правонарушении в присутствии педагога или психолога.
(Тетюев С.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Психолог как альтернатива педагогу (педагогическому работнику). В советском уголовном процессе участие психолога в допросах несовершеннолетних (в отличие от педагога) предусмотрено не было. При этом в научной литературе обосновывались точки зрения о том, что участие психолога в этих следственных действиях более приоритетно, чем участие педагога <13>. УПК РФ в первоначальной редакции закреплял участие как педагога, так и психолога, но лишь в допросе подозреваемого, обвиняемого, подсудимого (ч. 3, 6 ст. 425). В допросе несовершеннолетних свидетелей и потерпевших по уголовным делам длительное время допускалось только участие педагога, в отличие от ч. 4 ст. 25.6 КоАП РФ, закрепляющей опрос несовершеннолетнего свидетеля по делу об административном правонарушении в присутствии педагога или психолога.
Статья: Административное расследование по делу об административном правонарушении
(Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 6)Несудебные административно-юрисдикционные органы в пределах своих полномочий также правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях, по которым проводилось административное расследование (это подтверждено и Верховным Судом Российской Федерации, например, в Постановлении от 15 октября 2015 г. N 49-АД15-5). С учетом этого в абз. 12 подп. "з" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при наличии совокупности установленных ч. 1.1, 2, 3 и 6 ст. 29.5 КоАП РФ критериев по одному делу об административном правонарушении от правоприменителя требуется определить приоритетность между соответствующими нормами (например, если по делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, было проведено административное расследование, нормой, определяющей территориальную подсудность, следует считать ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ).
(Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 6)Несудебные административно-юрисдикционные органы в пределах своих полномочий также правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях, по которым проводилось административное расследование (это подтверждено и Верховным Судом Российской Федерации, например, в Постановлении от 15 октября 2015 г. N 49-АД15-5). С учетом этого в абз. 12 подп. "з" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при наличии совокупности установленных ч. 1.1, 2, 3 и 6 ст. 29.5 КоАП РФ критериев по одному делу об административном правонарушении от правоприменителя требуется определить приоритетность между соответствующими нормами (например, если по делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, было проведено административное расследование, нормой, определяющей территориальную подсудность, следует считать ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ).
Статья: Порядок изменения подведомственности и подсудности дела об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Понятие подведомственности и подсудности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Понятие подведомственности и подсудности
Статья: Спорные вопросы установления административной ответственности законами субъектов РФ (на примере Калининградской области)
(Хорьков В.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)В статье 86 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях перечислены следующие субъекты административной юрисдикции:
(Хорьков В.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)В статье 86 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях перечислены следующие субъекты административной юрисдикции: