Подсудность дел об оспаривании кадастровой стоимости
Подборка наиболее важных документов по запросу Подсудность дел об оспаривании кадастровой стоимости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 23.12.2022 по делу N 66а-1322/2022 (УИД 47OS0000-01-2022-000290-18)
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в принятии иска в части, об оставлении искового заявления в части без движения.
Решение: Определение оставлено без изменения.Из разъяснений, изложенных в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", следует, что в целях соблюдения правил подсудности и подведомственности дел требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости не подлежат совместному рассмотрению с иными требованиями, например, о пересмотре налоговых обязательств, арендных платежей (пункт 8 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 15 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). В зависимости от субъектного состава участников спорных правоотношений судья отказывает в принятии заявления в части требований, не подлежащих совместному рассмотрению, на основании пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации либо возвращает его в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в принятии иска в части, об оставлении искового заявления в части без движения.
Решение: Определение оставлено без изменения.Из разъяснений, изложенных в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", следует, что в целях соблюдения правил подсудности и подведомственности дел требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости не подлежат совместному рассмотрению с иными требованиями, например, о пересмотре налоговых обязательств, арендных платежей (пункт 8 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 15 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). В зависимости от субъектного состава участников спорных правоотношений судья отказывает в принятии заявления в части требований, не подлежащих совместному рассмотрению, на основании пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации либо возвращает его в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 20 "Административные дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа" КАС РФ"Таким образом, в рассматриваемом деле обращение в суд с требованием об оспаривании действий Управления фактически направлено на пересмотр кадастровой стоимости объекта недвижимости, при этом порядок пересмотра стоимости строго регламентирован законодательством и в соответствии с прямой нормой пункта 15 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в редакции Федерального закона от 24.07.2023 N 349-ФЗ подсудно суду общей юрисдикции."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органы государственной власти, органы местного самоуправления, действующие от имени соответствующего публично-правового образования, вправе обратиться в суд по месту нахождения такого объекта недвижимости с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости. В п. 5 данного Постановления указано, что в целях соблюдения правил подсудности и подведомственности дел требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости не подлежат совместному рассмотрению с иными требованиями.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органы государственной власти, органы местного самоуправления, действующие от имени соответствующего публично-правового образования, вправе обратиться в суд по месту нахождения такого объекта недвижимости с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости. В п. 5 данного Постановления указано, что в целях соблюдения правил подсудности и подведомственности дел требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости не подлежат совместному рассмотрению с иными требованиями.
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Административные дела по КАС РФ рассматриваются судами общей юрисдикции. Что же касается дел об оспаривании кадастровой стоимости, то их подсудность определена в ч. 4 ст. 245 КАС РФ. В ч. 4 ст. 245 КАС РФ также указано, что в случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка. Можно считать, что в данном случае лицу фактически не дается право альтернативного выбора, однако в таком случае комиссия имеет право исправить возможную ошибку.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Административные дела по КАС РФ рассматриваются судами общей юрисдикции. Что же касается дел об оспаривании кадастровой стоимости, то их подсудность определена в ч. 4 ст. 245 КАС РФ. В ч. 4 ст. 245 КАС РФ также указано, что в случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка. Можно считать, что в данном случае лицу фактически не дается право альтернативного выбора, однако в таком случае комиссия имеет право исправить возможную ошибку.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.12.2014)
(Извлечение)ВОПРОС 1. К компетенции судов общей юрисдикции или арбитражных судов относится рассмотрение дел по спорам о результатах определения кадастровой стоимости, заявителями по которым выступают юридические лица либо индивидуальные предприниматели?
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.12.2014)
(Извлечение)ВОПРОС 1. К компетенции судов общей юрисдикции или арбитражных судов относится рассмотрение дел по спорам о результатах определения кадастровой стоимости, заявителями по которым выступают юридические лица либо индивидуальные предприниматели?
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2008 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28.05.2008)
(ред. от 10.10.2012)
(Извлечение)Вопрос 7: Являются ли акты органов государственной власти об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земли нормативными правовыми актами и какова подведомственность дел об оспаривании этих актов?
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28.05.2008)
(ред. от 10.10.2012)
(Извлечение)Вопрос 7: Являются ли акты органов государственной власти об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земли нормативными правовыми актами и какова подведомственность дел об оспаривании этих актов?
Статья: Влияние кодификации законодательства на выбор форм судопроизводств: административного или гражданского
(Величко М.Б.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 1)Анализируя позицию о невозможности соединения неимущественных требований об оспаривании решений, действий, бездействия субъектов публичной власти с производными от них имущественными требованиями о восстановлении нарушенных субъектом публичной власти прав, свобод, законных интересов мы придерживаемся вывода о том, что какое-либо теоретическое обоснование этого отсутствует, и, напротив, это противоречит практической целесообразности. Так, примером обоснования невозможности соединения данных требований в судебной практике являются разъяснения, изложенные в п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", о том, что требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости не подлежат совместному рассмотрению с иными требованиями, например, о пересмотре налоговых обязательств, арендных платежей исключительно целями соблюдения правил подсудности и подведомственности <10>, а не выработанными в теории процессуального права целями соединения исковых требований: быстрое рассмотрение и разрешение спора, процессуальная экономия, связанная с наличием общих оснований возникновения обязательств или такой их взаимозависимости, при которой в одном судебном процессе обеспечивается защита соответствующего права <11>.
(Величко М.Б.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 1)Анализируя позицию о невозможности соединения неимущественных требований об оспаривании решений, действий, бездействия субъектов публичной власти с производными от них имущественными требованиями о восстановлении нарушенных субъектом публичной власти прав, свобод, законных интересов мы придерживаемся вывода о том, что какое-либо теоретическое обоснование этого отсутствует, и, напротив, это противоречит практической целесообразности. Так, примером обоснования невозможности соединения данных требований в судебной практике являются разъяснения, изложенные в п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", о том, что требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости не подлежат совместному рассмотрению с иными требованиями, например, о пересмотре налоговых обязательств, арендных платежей исключительно целями соблюдения правил подсудности и подведомственности <10>, а не выработанными в теории процессуального права целями соединения исковых требований: быстрое рассмотрение и разрешение спора, процессуальная экономия, связанная с наличием общих оснований возникновения обязательств или такой их взаимозависимости, при которой в одном судебном процессе обеспечивается защита соответствующего права <11>.
Статья: Практические проблемы обложения объектов недвижимости налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости
(Григорьев В.В., Сосновский С.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Если лицо полагает, что его объект включен в региональный перечень облагаемых по кадастровой стоимости неправомерно (поскольку не отвечает указанным в Кодексе и региональном законе признакам), то обжалуется соответствующее положение Перечня как нормативного акта. Следовательно, дела подсудны суду общей юрисдикции (уровня суда субъекта Федерации) и рассматриваются по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации "Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" со всеми их особенностями. Так, нет пресекательного срока на обращение в суд с момента утверждения Перечня: можно оспаривать Перечень как в период (календарный год), когда он действует, так и позднее, поскольку положения Перечня продолжают применяться к правоотношениям <7> (то есть определяют обязанность уплачивать налог за соответствующий год исходя из кадастровой стоимости) <8>.
(Григорьев В.В., Сосновский С.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Если лицо полагает, что его объект включен в региональный перечень облагаемых по кадастровой стоимости неправомерно (поскольку не отвечает указанным в Кодексе и региональном законе признакам), то обжалуется соответствующее положение Перечня как нормативного акта. Следовательно, дела подсудны суду общей юрисдикции (уровня суда субъекта Федерации) и рассматриваются по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации "Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" со всеми их особенностями. Так, нет пресекательного срока на обращение в суд с момента утверждения Перечня: можно оспаривать Перечень как в период (календарный год), когда он действует, так и позднее, поскольку положения Перечня продолжают применяться к правоотношениям <7> (то есть определяют обязанность уплачивать налог за соответствующий год исходя из кадастровой стоимости) <8>.
"Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)существо спора об обжаловании решения бюджетного учреждения сводится к оспариванию кадастровой стоимости, поэтому порядок рассмотрения данной категории регулируется главой 25 "Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости" КАС РФ;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)существо спора об обжаловании решения бюджетного учреждения сводится к оспариванию кадастровой стоимости, поэтому порядок рассмотрения данной категории регулируется главой 25 "Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости" КАС РФ;
"Судебные расходы в гражданском судопроизводстве"
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В соответствии с разъяснениями в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" перечень судебных издержек, предусмотренный процессуальными кодексами, не является исчерпывающим и относит к судебным издержкам расходы, понесенные истцом, административным истцом, заявителем в связи с собиранием доказательств до предъявления искового заявления, административного искового заявления, заявления в суд, если несение таких расходов было необходимо для реализации права на обращение в суд и собранные до предъявления иска доказательства соответствуют требованиям относимости, допустимости. Например, истцу могут быть возмещены расходы, связанные с легализацией иностранных официальных документов, обеспечением нотариусом до возбуждения дела в суде судебных доказательств (в частности, доказательств, подтверждающих размещение определенной информации в сети Интернет), расходы на проведение досудебного исследования состояния имущества, на основании которого впоследствии определена цена предъявленного в суд иска, его подсудность. Расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу. В случаях, когда законом либо договором предусмотрен претензионный или иной обязательный досудебный порядок урегулирования спора, расходы, вызванные соблюдением такого порядка (например, издержки на направление претензии контрагенту, на подготовку отчета об оценке недвижимости при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости юридическим лицом, на обжалование в вышестоящий налоговый орган актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц), в том числе расходы по оплате юридических услуг, признаются судебными издержками и подлежат возмещению исходя из того, что у истца отсутствовала возможность реализовать право на обращение в суд без несения таких издержек (ст. ст. 94, 135 ГПК РФ, ст. ст. 106, 129 КАС РФ, ст. ст. 106, 148 АПК РФ). В то же время расходы, обусловленные рассмотрением, разрешением и урегулированием спора во внесудебном порядке (обжалование в порядке подчиненности, процедура медиации), не являются судебными издержками и не возмещаются согласно нормам гл. 7 ГПК РФ, гл. 10 КАС РФ, гл. 9 АПК РФ (п. п. 3, 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1).
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В соответствии с разъяснениями в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" перечень судебных издержек, предусмотренный процессуальными кодексами, не является исчерпывающим и относит к судебным издержкам расходы, понесенные истцом, административным истцом, заявителем в связи с собиранием доказательств до предъявления искового заявления, административного искового заявления, заявления в суд, если несение таких расходов было необходимо для реализации права на обращение в суд и собранные до предъявления иска доказательства соответствуют требованиям относимости, допустимости. Например, истцу могут быть возмещены расходы, связанные с легализацией иностранных официальных документов, обеспечением нотариусом до возбуждения дела в суде судебных доказательств (в частности, доказательств, подтверждающих размещение определенной информации в сети Интернет), расходы на проведение досудебного исследования состояния имущества, на основании которого впоследствии определена цена предъявленного в суд иска, его подсудность. Расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу. В случаях, когда законом либо договором предусмотрен претензионный или иной обязательный досудебный порядок урегулирования спора, расходы, вызванные соблюдением такого порядка (например, издержки на направление претензии контрагенту, на подготовку отчета об оценке недвижимости при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости юридическим лицом, на обжалование в вышестоящий налоговый орган актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц), в том числе расходы по оплате юридических услуг, признаются судебными издержками и подлежат возмещению исходя из того, что у истца отсутствовала возможность реализовать право на обращение в суд без несения таких издержек (ст. ст. 94, 135 ГПК РФ, ст. ст. 106, 129 КАС РФ, ст. ст. 106, 148 АПК РФ). В то же время расходы, обусловленные рассмотрением, разрешением и урегулированием спора во внесудебном порядке (обжалование в порядке подчиненности, процедура медиации), не являются судебными издержками и не возмещаются согласно нормам гл. 7 ГПК РФ, гл. 10 КАС РФ, гл. 9 АПК РФ (п. п. 3, 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1).
Статья: Допустимость мирового соглашения в публично-правовых спорах: в поисках универсального критерия
(Берлин А.Я.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)3.2. Производство, предусмотренное гл. 25 КАС РФ, предназначено для рассмотрения группы публично-правовых споров, связанных с пересмотром кадастровой стоимости. По выражению ВС РФ, под "оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости" <19>. Являясь разновидностью производства по делам об оспаривании решений публичных субъектов, данная процессуальная форма наделена рядом особенностей, обусловленных характером спорных правоотношений: специальная подсудность; сроки обращения в суд; требования к представляемым доказательствам на стадии предъявления административного иска; возложение бремени доказывания на административного истца. При этом в гл. 25 КАС РФ отсутствуют положения, которые бы явным образом указывали на (не) допустимость заключения соглашения о примирении по таким делам (ср., напр., с положением ч. 12 ст. 213 КАС РФ, явным образом запрещающим соглашения по делам об оспаривании нормативных правовых актов).
(Берлин А.Я.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)3.2. Производство, предусмотренное гл. 25 КАС РФ, предназначено для рассмотрения группы публично-правовых споров, связанных с пересмотром кадастровой стоимости. По выражению ВС РФ, под "оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости" <19>. Являясь разновидностью производства по делам об оспаривании решений публичных субъектов, данная процессуальная форма наделена рядом особенностей, обусловленных характером спорных правоотношений: специальная подсудность; сроки обращения в суд; требования к представляемым доказательствам на стадии предъявления административного иска; возложение бремени доказывания на административного истца. При этом в гл. 25 КАС РФ отсутствуют положения, которые бы явным образом указывали на (не) допустимость заключения соглашения о примирении по таким делам (ср., напр., с положением ч. 12 ст. 213 КАС РФ, явным образом запрещающим соглашения по делам об оспаривании нормативных правовых актов).