Подсудность дел об административных правонарушениях
Подборка наиболее важных документов по запросу Подсудность дел об административных правонарушениях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 55 ГК РФ "Представительства и филиалы юридического лица"3.5.4.2. Территориальная подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юрлиц по результатам проверки их филиалов, определяется по месту нахождения филиалов (позиция ВС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.3 - 5.25, частями 1 - 4 статьи 5.26, частями 2, 5 и 7 статьи 5.27, частью 5 статьи 5.27.1, статьями 5.35.1, 5.37 - 5.43, 5.45 - 5.52, 5.56 - 5.69, 6.1 - 6.2, частями 2 и 3 статьи 6.3, частью 1 статьи 6.8, частью 1 статьи 6.9, статьями 6.9.1, 6.11, 6.12, частями 1 и 1.1 статьи 6.13, статьями 6.13.1, 6.15, 6.16, частью 1 статьи 6.16.1, статьями 6.17 - 6.20, частями 1 - 4 статьи 6.21, частями 1 и 2 статьи 6.21.1, частями 1 и 2 статьи 6.21.2, статьями 6.22, 6.26, 6.27, частью 4 статьи 6.29, статьей 6.33, частью 1 статьи 6.34, статьями 6.36, 7.5, частью 2 статьи 7.11, статьями 7.12 - 7.17, 7.19, частью 2 статьи 7.23.2, статьями 7.24, 7.27, 7.27.1, 7.28, частью 10 статьи 7.30.1, частью 10 статьи 7.30.2, статьей 7.35, частью 2 статьи 8.28, частями 4, 6 и 8 статьи 8.28.1, статьями 8.28.2, 8.32.2, частями 1.2 и 1.3 статьи 8.37, частью 2 статьи 8.49, частью 3 (в части грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности), частями 3.2 и 3.3 статьи 9.1, частью 2 статьи 9.1.1, статьей 9.5.2, статьей 9.13 (в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов образования и предоставляемых услуг в сфере образования), статьей 9.14, частями 5 и 6 статьи 9.23, частью 7 статьи 9.24, статьями 10.5.1, 10.11, частью 2 статьи 11.3, частью 7 статьи 11.5, статьей 11.7.1, частями 2, 5 - 10 статьи 11.14.3, частями 2 и 3 статьи 11.15.1, частями 2 и 3 статьи 11.15.2, частью 4 статьи 11.17, статьями 11.21, 11.22, 11.24, 11.32, частями 2.1, 4 и 5 статьи 12.2, частью 2.1 статьи 12.3, частями 1, 2, частью 3 (в случаях незаконного нанесения цветографической схемы легкового такси) статьи 12.4, частями 3, 4 - 7 статьи 12.5, частями 2 и 4 статьи 12.7, статьей 12.8, частью 7 статьи 12.9 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи), частью 3 статьи 12.10, частью 5 статьи 12.15 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), частью 3.1 статьи 12.16 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), статьями 12.24, 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27, статьями 12.34, 12.35, 13.2.1, частями 1 и 2 статьи 13.5, статьями 13.10, 13.11, 13.11.1, 13.11.2, частью 5 статьи 13.12, статьями 13.14 - 13.16, частью 2 статьи 13.18, статьей 13.19.1, частью 2 статьи 13.19.2, статьей 13.19.3 (за исключением административных правонарушений, совершенных застройщиком, должностными лицами застройщика), статьей 13.19.4, частями 7 и 8 статьи 13.19.5, частями 7 и 8 статьи 13.19.6, статьями 13.20, 13.21, 13.23, частью 2 статьи 13.25, статьями 13.27, 13.28, 13.29.1 - 13.29.3, частями 1.1, 2 - 4 статьи 13.31, статьями 13.33, 13.34, частью 2 статьи 13.35, частью 2 статьи 13.36, частью 2 статьи 13.37, статьями 13.38, 13.39, частями 2.1, 4 - 7 статьи 13.40, статьями 13.41 - 13.49, частями 2 и 3 статьи 13.50, 13.51, 13.52, 13.53, 14.1, 14.1.1, 14.1.1-1, 14.1.2, 14.1.4, частями 3, 4, 6 и 7 статьи 14.4.1, статьей 14.4.3, частью 3 статьи 14.5, частью 2 статьи 14.9, статьями 14.10 - 14.12, частями 1 - 4.1, 5.1 - 8 статьи 14.13, статьями 14.14, 14.15.2, 14.15.3, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьями 14.17, 14.17.1, 14.17.2, 14.17.4, 14.18, 14.23, частями 1, 2, 5, 8 статьи 14.25, статьями 14.25.1, 14.27, частью 6 статьи 14.28, частью 2 статьи 14.31.2, частями 1 и 5 статьи 14.34, статьями 14.35, 14.36, статьей 14.37 (за исключением административных правонарушений, совершенных на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), частью 2 статьи 14.38, частью 3 статьи 14.43, частью 3 статьи 14.43.1, статьей 14.46.1, частью 5 статьи 14.46.2, статьями 14.47, 14.48, частями 1 - 5 статьи 14.51, статьей 14.53.1, частью 2 статьи 14.54, статьями 14.56, 14.56.1, 14.58, 14.59, 14.60, 14.62, частью 2 статьи 14.63, статьями 14.65 - 14.67, 15.3 - 15.12, частью 11 статьи 15.23.1, частями 5.1 и 5.2 статьи 15.25, статьей 15.26, частью 1 статьи 15.26.1, частью 1 статьи 15.26.2 (в части ограничения времени работы), частями 1.1 - 3 (об административных правонарушениях в сфере скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий), частью 4 статьи 15.27, статьями 15.27.1 - 15.27.3, 15.32, 15.33, 15.33.1, частью 1 статьи 15.33.2, статьей 15.36 (за исключением административных правонарушений, совершенных кредитной организацией), статьей 15.42, частью 1 статьи 15.44, статьей 15.45, частью 2 статьи 16.1, статьями 17.1 - 17.13, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, частями 1.1, 1.2, 2.1, 3 и 4 статьи 17.15, статьей 17.17, частями 2 и 3 статьи 18.19, статьей 19.1, частями 1, 1.1, 4 - 6 статьи 19.3, частями 1, 3, 7 и 9 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 1, 7.3, 10.1, 12 - 16, 18, 19, 20.1, 24 - 32, 37, 42, 44 и 45 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.5.2, 19.5.3, 19.5.4, 19.6, 19.6.1, 19.6.2, 19.7, частью 3 статьи 19.7.1, статьями 19.7.5-1, 19.7.7, частями 2 и 3 статьи 19.7.9, частями 1.2, 1.3 и 5 статьи 19.7.10, статьями 19.7.10-3, 19.7.10-4, 19.7.12, частью 1 (в части административных правонарушений, совершенных должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов), частью 2 статьи 19.8.1, статьями 19.9, 19.11 - 19.13, 19.20, 19.21, 19.23, частью 3 статьи 19.24, статьями 19.26, 19.28 - 19.30.2, 19.32, 19.33, 19.34, 19.34.2, 19.35, 19.36, 19.37, частями 3 - 5 статьи 20.1, статьями 20.2, 20.2.2, 20.2.3, 20.3, 20.3.1, 20.3.2 - 20.3.4, 20.5 - 20.7, частями 2, 4.2 - 4.5 статьи 20.8, статьями 20.9, 20.10, частью 4 статьи 20.12, статьями 20.13, 20.15, частью 1.1 статьи 20.16, статьями 20.17, 20.18, 20.19, 20.23, статьей 20.24 (в отношении частных детективов (охранников), частью 1 (за исключением случаев неуплаты административного штрафа, назначенного за административное правонарушение, предусмотренное статьей 11.23, 11.26, 11.27 или 11.29 либо главой 12 настоящего Кодекса, совершенное на транспортном средстве, зарегистрированном в иностранном государстве), частями 2, 4 и 5 статьи 20.25, статьями 20.26 - 20.30, частями 1 - 3 статьи 20.31, статьями 20.32 - 20.35 настоящего Кодекса.
(ред. от 04.11.2025)1. Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.3 - 5.25, частями 1 - 4 статьи 5.26, частями 2, 5 и 7 статьи 5.27, частью 5 статьи 5.27.1, статьями 5.35.1, 5.37 - 5.43, 5.45 - 5.52, 5.56 - 5.69, 6.1 - 6.2, частями 2 и 3 статьи 6.3, частью 1 статьи 6.8, частью 1 статьи 6.9, статьями 6.9.1, 6.11, 6.12, частями 1 и 1.1 статьи 6.13, статьями 6.13.1, 6.15, 6.16, частью 1 статьи 6.16.1, статьями 6.17 - 6.20, частями 1 - 4 статьи 6.21, частями 1 и 2 статьи 6.21.1, частями 1 и 2 статьи 6.21.2, статьями 6.22, 6.26, 6.27, частью 4 статьи 6.29, статьей 6.33, частью 1 статьи 6.34, статьями 6.36, 7.5, частью 2 статьи 7.11, статьями 7.12 - 7.17, 7.19, частью 2 статьи 7.23.2, статьями 7.24, 7.27, 7.27.1, 7.28, частью 10 статьи 7.30.1, частью 10 статьи 7.30.2, статьей 7.35, частью 2 статьи 8.28, частями 4, 6 и 8 статьи 8.28.1, статьями 8.28.2, 8.32.2, частями 1.2 и 1.3 статьи 8.37, частью 2 статьи 8.49, частью 3 (в части грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности), частями 3.2 и 3.3 статьи 9.1, частью 2 статьи 9.1.1, статьей 9.5.2, статьей 9.13 (в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов образования и предоставляемых услуг в сфере образования), статьей 9.14, частями 5 и 6 статьи 9.23, частью 7 статьи 9.24, статьями 10.5.1, 10.11, частью 2 статьи 11.3, частью 7 статьи 11.5, статьей 11.7.1, частями 2, 5 - 10 статьи 11.14.3, частями 2 и 3 статьи 11.15.1, частями 2 и 3 статьи 11.15.2, частью 4 статьи 11.17, статьями 11.21, 11.22, 11.24, 11.32, частями 2.1, 4 и 5 статьи 12.2, частью 2.1 статьи 12.3, частями 1, 2, частью 3 (в случаях незаконного нанесения цветографической схемы легкового такси) статьи 12.4, частями 3, 4 - 7 статьи 12.5, частями 2 и 4 статьи 12.7, статьей 12.8, частью 7 статьи 12.9 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи), частью 3 статьи 12.10, частью 5 статьи 12.15 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), частью 3.1 статьи 12.16 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), статьями 12.24, 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27, статьями 12.34, 12.35, 13.2.1, частями 1 и 2 статьи 13.5, статьями 13.10, 13.11, 13.11.1, 13.11.2, частью 5 статьи 13.12, статьями 13.14 - 13.16, частью 2 статьи 13.18, статьей 13.19.1, частью 2 статьи 13.19.2, статьей 13.19.3 (за исключением административных правонарушений, совершенных застройщиком, должностными лицами застройщика), статьей 13.19.4, частями 7 и 8 статьи 13.19.5, частями 7 и 8 статьи 13.19.6, статьями 13.20, 13.21, 13.23, частью 2 статьи 13.25, статьями 13.27, 13.28, 13.29.1 - 13.29.3, частями 1.1, 2 - 4 статьи 13.31, статьями 13.33, 13.34, частью 2 статьи 13.35, частью 2 статьи 13.36, частью 2 статьи 13.37, статьями 13.38, 13.39, частями 2.1, 4 - 7 статьи 13.40, статьями 13.41 - 13.49, частями 2 и 3 статьи 13.50, 13.51, 13.52, 13.53, 14.1, 14.1.1, 14.1.1-1, 14.1.2, 14.1.4, частями 3, 4, 6 и 7 статьи 14.4.1, статьей 14.4.3, частью 3 статьи 14.5, частью 2 статьи 14.9, статьями 14.10 - 14.12, частями 1 - 4.1, 5.1 - 8 статьи 14.13, статьями 14.14, 14.15.2, 14.15.3, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьями 14.17, 14.17.1, 14.17.2, 14.17.4, 14.18, 14.23, частями 1, 2, 5, 8 статьи 14.25, статьями 14.25.1, 14.27, частью 6 статьи 14.28, частью 2 статьи 14.31.2, частями 1 и 5 статьи 14.34, статьями 14.35, 14.36, статьей 14.37 (за исключением административных правонарушений, совершенных на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), частью 2 статьи 14.38, частью 3 статьи 14.43, частью 3 статьи 14.43.1, статьей 14.46.1, частью 5 статьи 14.46.2, статьями 14.47, 14.48, частями 1 - 5 статьи 14.51, статьей 14.53.1, частью 2 статьи 14.54, статьями 14.56, 14.56.1, 14.58, 14.59, 14.60, 14.62, частью 2 статьи 14.63, статьями 14.65 - 14.67, 15.3 - 15.12, частью 11 статьи 15.23.1, частями 5.1 и 5.2 статьи 15.25, статьей 15.26, частью 1 статьи 15.26.1, частью 1 статьи 15.26.2 (в части ограничения времени работы), частями 1.1 - 3 (об административных правонарушениях в сфере скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий), частью 4 статьи 15.27, статьями 15.27.1 - 15.27.3, 15.32, 15.33, 15.33.1, частью 1 статьи 15.33.2, статьей 15.36 (за исключением административных правонарушений, совершенных кредитной организацией), статьей 15.42, частью 1 статьи 15.44, статьей 15.45, частью 2 статьи 16.1, статьями 17.1 - 17.13, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, частями 1.1, 1.2, 2.1, 3 и 4 статьи 17.15, статьей 17.17, частями 2 и 3 статьи 18.19, статьей 19.1, частями 1, 1.1, 4 - 6 статьи 19.3, частями 1, 3, 7 и 9 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 1, 7.3, 10.1, 12 - 16, 18, 19, 20.1, 24 - 32, 37, 42, 44 и 45 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.5.2, 19.5.3, 19.5.4, 19.6, 19.6.1, 19.6.2, 19.7, частью 3 статьи 19.7.1, статьями 19.7.5-1, 19.7.7, частями 2 и 3 статьи 19.7.9, частями 1.2, 1.3 и 5 статьи 19.7.10, статьями 19.7.10-3, 19.7.10-4, 19.7.12, частью 1 (в части административных правонарушений, совершенных должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов), частью 2 статьи 19.8.1, статьями 19.9, 19.11 - 19.13, 19.20, 19.21, 19.23, частью 3 статьи 19.24, статьями 19.26, 19.28 - 19.30.2, 19.32, 19.33, 19.34, 19.34.2, 19.35, 19.36, 19.37, частями 3 - 5 статьи 20.1, статьями 20.2, 20.2.2, 20.2.3, 20.3, 20.3.1, 20.3.2 - 20.3.4, 20.5 - 20.7, частями 2, 4.2 - 4.5 статьи 20.8, статьями 20.9, 20.10, частью 4 статьи 20.12, статьями 20.13, 20.15, частью 1.1 статьи 20.16, статьями 20.17, 20.18, 20.19, 20.23, статьей 20.24 (в отношении частных детективов (охранников), частью 1 (за исключением случаев неуплаты административного штрафа, назначенного за административное правонарушение, предусмотренное статьей 11.23, 11.26, 11.27 или 11.29 либо главой 12 настоящего Кодекса, совершенное на транспортном средстве, зарегистрированном в иностранном государстве), частями 2, 4 и 5 статьи 20.25, статьями 20.26 - 20.30, частями 1 - 3 статьи 20.31, статьями 20.32 - 20.35 настоящего Кодекса.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"При решении вопроса о подведомственности и подсудности судьям судов общей юрисдикции дел об административных правонарушениях необходимо исходить из положений, закрепленных в главе 23 КоАП РФ, согласно которым к компетенции судей отнесены дела, перечисленные в части 1 статьи 23.1 КоАП РФ, учитывая при этом следующее:
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"При решении вопроса о подведомственности и подсудности судьям судов общей юрисдикции дел об административных правонарушениях необходимо исходить из положений, закрепленных в главе 23 КоАП РФ, согласно которым к компетенции судей отнесены дела, перечисленные в части 1 статьи 23.1 КоАП РФ, учитывая при этом следующее:
Статья: Косвенный доступ граждан к конституционному правосудию в России
(Дудко И.А., Кряжкова О.Н.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 3)В ряде случаев суды решают с помощью КС и другие вопросы, связанные с необходимостью разрешить конкретное дело. В частности, Костромской областной суд обратился в КС, чтобы устранить неопределенность в вопросе о территориальной подсудности дела об административных правонарушениях <40>.
(Дудко И.А., Кряжкова О.Н.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 3)В ряде случаев суды решают с помощью КС и другие вопросы, связанные с необходимостью разрешить конкретное дело. В частности, Костромской областной суд обратился в КС, чтобы устранить неопределенность в вопросе о территориальной подсудности дела об административных правонарушениях <40>.
Статья: К вопросу о расширении пенализации и криминализации жестокого обращения с детьми
(Пурге А.Р., Мамед-Заде В.М.)
("Современный юрист", 2024, N 3)Кроме того, в случаях, когда потерпевшими от побоев становятся дети, процессуальное упрощенчество, характерное для административного (полицейского) расследования, приводит на практике к отказам в возбуждении уголовных дел, к отказам в возбуждении дел об административных правонарушениях или к прекращению дел об административном правонарушении. В частности, само административное расследование по таким делам может полицией не проводиться, хотя в силу ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ оно является обязательным, Пленум Верховного Суда РФ в абз. 5 подп. "а" п. 3 своего Постановления от 24.03.2005 N 5 <7>, при определении подсудности дел об административных правонарушениях, допустил возможность непроведения такого расследования. Этим правоположением воспользовалась полиция, получившая широкие возможности игнорирования требований закона о проведении административного расследования. При этом в случаях, когда административное расследование не проводится, дела по ст. 6.1.1 КоАП РФ передаются мировому (а не федеральному, в суд общей юрисдикции) судье. Тем самым побои стали рассматриваться правоприменителями не как грубое нарушение конституционного права личности на неприкосновенность, а как некие "бытовые инциденты". Соответственно, пострадавшие от побоев со стороны взрослых дети оказываются лишены необходимых в таких случаях дополнительных процессуальных гарантий.
(Пурге А.Р., Мамед-Заде В.М.)
("Современный юрист", 2024, N 3)Кроме того, в случаях, когда потерпевшими от побоев становятся дети, процессуальное упрощенчество, характерное для административного (полицейского) расследования, приводит на практике к отказам в возбуждении уголовных дел, к отказам в возбуждении дел об административных правонарушениях или к прекращению дел об административном правонарушении. В частности, само административное расследование по таким делам может полицией не проводиться, хотя в силу ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ оно является обязательным, Пленум Верховного Суда РФ в абз. 5 подп. "а" п. 3 своего Постановления от 24.03.2005 N 5 <7>, при определении подсудности дел об административных правонарушениях, допустил возможность непроведения такого расследования. Этим правоположением воспользовалась полиция, получившая широкие возможности игнорирования требований закона о проведении административного расследования. При этом в случаях, когда административное расследование не проводится, дела по ст. 6.1.1 КоАП РФ передаются мировому (а не федеральному, в суд общей юрисдикции) судье. Тем самым побои стали рассматриваться правоприменителями не как грубое нарушение конституционного права личности на неприкосновенность, а как некие "бытовые инциденты". Соответственно, пострадавшие от побоев со стороны взрослых дети оказываются лишены необходимых в таких случаях дополнительных процессуальных гарантий.
Статья: К вопросу о двойной подведомственности дел об административных правонарушениях
(Кошелев Д.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 5)<1> Кушхов Х.Л. К вопросу о подведомственности и подсудности дел об административных правонарушениях в области осуществления миссионерской деятельности // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2016. N 3 (33). С. 152 - 155.
(Кошелев Д.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 5)<1> Кушхов Х.Л. К вопросу о подведомственности и подсудности дел об административных правонарушениях в области осуществления миссионерской деятельности // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2016. N 3 (33). С. 152 - 155.
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 23.1 КоАП РФ
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как определяется подсудность дел об административных правонарушениях?
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как определяется подсудность дел об административных правонарушениях?
Статья: Длящееся административное правонарушение
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со ст. 54 ГК РФ. Подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со ст. 54 ГК РФ. Подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.
Статья: Определение времени и места совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ: проблемы правоприменительной практики
(Дубровина М.О.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Отметим, что до принятия ВС РФ Определения от 2 июля 2021 г. по делу N А34-2269/2020 судебная практика арбитражных судов имела единообразие в вопросах определения места совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ, ссылаясь на п. 3 Постановления Пленума ВС РФ N 5, согласно которому "при определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со ст. 54 ГК РФ" <18>.
(Дубровина М.О.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Отметим, что до принятия ВС РФ Определения от 2 июля 2021 г. по делу N А34-2269/2020 судебная практика арбитражных судов имела единообразие в вопросах определения места совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ, ссылаясь на п. 3 Постановления Пленума ВС РФ N 5, согласно которому "при определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со ст. 54 ГК РФ" <18>.
Статья: Проблемы, возникающие у судей судов общей юрисдикции при подготовке к рассмотрению дел об административных правонарушениях
(Нобель Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)В статье рассматриваются вопросы, возникающие у судей судов общей юрисдикции в процессе подготовки к рассмотрению дел об административных правонарушениях. Выделяются содержательная и формальная стороны процессуальной деятельности судьи суда общей юрисдикции на этом этапе. Действующий Кодекс РФ об административных правонарушениях, в отличие от иных процессуальных кодексов, осуществляет фрагментарное нормативное правовое регулирование данного вопроса. КоАП РФ не содержит положений о возможности обжалования (опротестования) определения судьи о передаче по подсудности дела об административном правонарушении. Автором на основе конституционных положений, практики Конституционного Суда РФ аргументируется позиция о том, что определения о передаче по подведомственности (подсудности) дел об административных правонарушениях подлежат самостоятельному обжалованию (опротестованию). Предлагается дополнить ст. 29.4 КоАП РФ положениями, предоставляющими возможность заинтересованным лицам обжаловать (опротестовывать) определения о передаче по подведомственности (подсудности) дел об административных правонарушениях.
(Нобель Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)В статье рассматриваются вопросы, возникающие у судей судов общей юрисдикции в процессе подготовки к рассмотрению дел об административных правонарушениях. Выделяются содержательная и формальная стороны процессуальной деятельности судьи суда общей юрисдикции на этом этапе. Действующий Кодекс РФ об административных правонарушениях, в отличие от иных процессуальных кодексов, осуществляет фрагментарное нормативное правовое регулирование данного вопроса. КоАП РФ не содержит положений о возможности обжалования (опротестования) определения судьи о передаче по подсудности дела об административном правонарушении. Автором на основе конституционных положений, практики Конституционного Суда РФ аргументируется позиция о том, что определения о передаче по подведомственности (подсудности) дел об административных правонарушениях подлежат самостоятельному обжалованию (опротестованию). Предлагается дополнить ст. 29.4 КоАП РФ положениями, предоставляющими возможность заинтересованным лицам обжаловать (опротестовывать) определения о передаче по подведомственности (подсудности) дел об административных правонарушениях.
"Стадия возбуждения гражданского дела"
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. Заявление подлежит рассмотрению в гражданском судопроизводстве, т.е. дело относится к компетенции суда общей юрисдикции в гражданском судопроизводстве. Это означает, во-первых, что исключается иной порядок судопроизводства (конституционного, уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях). Если дело подсудно арбитражному суду, то исковое заявление подлежит возвращению (ч. 1 ст. 135 ГПК РФ). Если иск подсуден суду общей юрисдикции, но подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, то нельзя отказать в его принятии. Он либо принимается судом в порядке административного судопроизводства при соблюдении территориальной подсудности, либо возвращается судом при несоблюдении правил территориальной подсудности (ч. 2, 3 ст. 33.1 ГПК РФ). Во-вторых, спор должен иметь правовой характер. Следует согласиться с мнением Д.А. Туманова, С.А. Алехиной о том, что к числу предпосылок права на предъявление иска следует относить правовой характер спора (спор входит в сферу регулирования права), что следует из анализа ст. 3, 22, 131 ГПК РФ, характеристики судопроизводства как правоприменительной деятельности, и при его несоблюдении отказывать в принятии иска со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ путем ее расширительного толкования <29>. Обоснованное предложение этих авторов воспринято Федеральным законом от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <30>, дополнившим п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ указанием на то, что судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению в судах.
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. Заявление подлежит рассмотрению в гражданском судопроизводстве, т.е. дело относится к компетенции суда общей юрисдикции в гражданском судопроизводстве. Это означает, во-первых, что исключается иной порядок судопроизводства (конституционного, уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях). Если дело подсудно арбитражному суду, то исковое заявление подлежит возвращению (ч. 1 ст. 135 ГПК РФ). Если иск подсуден суду общей юрисдикции, но подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, то нельзя отказать в его принятии. Он либо принимается судом в порядке административного судопроизводства при соблюдении территориальной подсудности, либо возвращается судом при несоблюдении правил территориальной подсудности (ч. 2, 3 ст. 33.1 ГПК РФ). Во-вторых, спор должен иметь правовой характер. Следует согласиться с мнением Д.А. Туманова, С.А. Алехиной о том, что к числу предпосылок права на предъявление иска следует относить правовой характер спора (спор входит в сферу регулирования права), что следует из анализа ст. 3, 22, 131 ГПК РФ, характеристики судопроизводства как правоприменительной деятельности, и при его несоблюдении отказывать в принятии иска со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ путем ее расширительного толкования <29>. Обоснованное предложение этих авторов воспринято Федеральным законом от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <30>, дополнившим п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ указанием на то, что судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению в судах.
Статья: Специализация судов и судей в судебных системах стран Евразийского экономического союза
(Аблаева Э.Б.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)Так, в Казахстане действуют 20 специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних, в том числе по одному суду в трех городах республиканского значения и в 17 областях. В их подсудности все уголовные и административные правонарушения, совершенные лицами в возрасте от 14 до 18 лет, а также другими лицами в отношении заведомо несовершеннолетних либо против интересов несовершеннолетних. К их подсудности еще отнесены все споры о праве, в которых так или иначе затронуты права, свободы и законные интересы лиц, не достигших 18 лет. Специализированные суды по административным правонарушениям действуют в количестве 27 на территориях трех городов республиканского значения и 17 областей. В их подсудности дела об административных правонарушениях, а также жалобы на действия, бездействие и решения органа или должностного лица, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении. Во всех 17 областях и трех городах республиканского значения действуют по одному специализированному уголовному, экономическому, следственному суду. В подсудности специализированных межрайонных экономических судов - имущественные и неимущественные, а также корпоративные споры между юрлицами. К подсудности специализированных межрайонных судов по уголовным делам отнесены уголовные дела об особо тяжких преступлениях. В полномочиях следственных судов и судей - санкционирование следственных действий, а также судебный контроль за соблюдением прав, свобод и законных интересов лиц в уголовном судопроизводстве. В Казахстане есть также военные суды пяти гарнизонов и в столице один специализированный межрайонный военный суд по уголовным делам. В подсудности военных судов гарнизонов - гражданские и административные дела, где стороной являются военнослужащий, орган военного управления, воинская часть, а также дела об уголовных правонарушениях. В подсудности специализированных межрайонных военных судов по уголовным делам - особо тяжкие воинские преступления.
(Аблаева Э.Б.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)Так, в Казахстане действуют 20 специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних, в том числе по одному суду в трех городах республиканского значения и в 17 областях. В их подсудности все уголовные и административные правонарушения, совершенные лицами в возрасте от 14 до 18 лет, а также другими лицами в отношении заведомо несовершеннолетних либо против интересов несовершеннолетних. К их подсудности еще отнесены все споры о праве, в которых так или иначе затронуты права, свободы и законные интересы лиц, не достигших 18 лет. Специализированные суды по административным правонарушениям действуют в количестве 27 на территориях трех городов республиканского значения и 17 областей. В их подсудности дела об административных правонарушениях, а также жалобы на действия, бездействие и решения органа или должностного лица, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении. Во всех 17 областях и трех городах республиканского значения действуют по одному специализированному уголовному, экономическому, следственному суду. В подсудности специализированных межрайонных экономических судов - имущественные и неимущественные, а также корпоративные споры между юрлицами. К подсудности специализированных межрайонных судов по уголовным делам отнесены уголовные дела об особо тяжких преступлениях. В полномочиях следственных судов и судей - санкционирование следственных действий, а также судебный контроль за соблюдением прав, свобод и законных интересов лиц в уголовном судопроизводстве. В Казахстане есть также военные суды пяти гарнизонов и в столице один специализированный межрайонный военный суд по уголовным делам. В подсудности военных судов гарнизонов - гражданские и административные дела, где стороной являются военнослужащий, орган военного управления, воинская часть, а также дела об уголовных правонарушениях. В подсудности специализированных межрайонных военных судов по уголовным делам - особо тяжкие воинские преступления.
Статья: Направления совершенствования подсудности и дифференциации процессуальной формы при рассмотрении судами дел об административных правонарушениях
(Нестеров В.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)Анализируется исторически складывавшееся отделение административных правонарушений от преступлений, ранее существовавших в России, при рассмотрении правонарушений дифференцированных (сокращенных) производств, и делаются предложения по изменению подсудности дел об административных правонарушениях и введению в законодательство норм о дифференцированных производствах, направленных на сокращение процессуальной формы при рассмотрении судами дел об административных правонарушениях.
(Нестеров В.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)Анализируется исторически складывавшееся отделение административных правонарушений от преступлений, ранее существовавших в России, при рассмотрении правонарушений дифференцированных (сокращенных) производств, и делаются предложения по изменению подсудности дел об административных правонарушениях и введению в законодательство норм о дифференцированных производствах, направленных на сокращение процессуальной формы при рассмотрении судами дел об административных правонарушениях.