Поддержка малого бизнеса в период коронавируса
Подборка наиболее важных документов по запросу Поддержка малого бизнеса в период коронавируса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: COVID-19: финансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)На основе анализа нормативных правовых актов Российской Федерации в статье проведена классификация мер государственной финансовой поддержки, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства в России в период пандемии COVID-19. Более подробно рассмотрены меры налоговой и бюджетной поддержки, которые оказались наиболее эффективными в этой связи, дана их оценка. Выявлена правовая коллизия между нормами Налогового кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 409, которым в 2020 г. было введено иное, отличное от Налогового кодекса Российской Федерации, регулирование налоговых отношений. Сделан вывод о наличии парадоксальной ситуации: мер, оказываемых государством в поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, - большое множество, но эффект от них оказался неочевиден. В статье сформулированы причины возникновения такой ситуации и предложены меры по ее устранению.
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)На основе анализа нормативных правовых актов Российской Федерации в статье проведена классификация мер государственной финансовой поддержки, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства в России в период пандемии COVID-19. Более подробно рассмотрены меры налоговой и бюджетной поддержки, которые оказались наиболее эффективными в этой связи, дана их оценка. Выявлена правовая коллизия между нормами Налогового кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 409, которым в 2020 г. было введено иное, отличное от Налогового кодекса Российской Федерации, регулирование налоговых отношений. Сделан вывод о наличии парадоксальной ситуации: мер, оказываемых государством в поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, - большое множество, но эффект от них оказался неочевиден. В статье сформулированы причины возникновения такой ситуации и предложены меры по ее устранению.
Статья: Налоговые меры поддержки деловой активности малых предприятий
(Шестемиров А.А., Муза Ю.А.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 1)Большое количество авторов обращают внимание на вопросы, связанные с воздействием налоговой политики государства на деловую активность малого предпринимательства. Целесообразно прежде всего обратить внимание на результаты исследований в этой сфере. О.Г. Кирсанова обращает внимание на поддержку малого бизнеса в течение кризисного периода из-за воздействия коронавирусной пандемии <1>. Эти же вопросы интересуют Н.Г. Вараксу <2>.
(Шестемиров А.А., Муза Ю.А.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 1)Большое количество авторов обращают внимание на вопросы, связанные с воздействием налоговой политики государства на деловую активность малого предпринимательства. Целесообразно прежде всего обратить внимание на результаты исследований в этой сфере. О.Г. Кирсанова обращает внимание на поддержку малого бизнеса в течение кризисного периода из-за воздействия коронавирусной пандемии <1>. Эти же вопросы интересуют Н.Г. Вараксу <2>.
Нормативные акты
"Перечень поручений по итогам встречи с представителями предпринимательского сообщества"
(утв. Президентом РФ 11.04.2020 N Пр-645)б) рассмотреть возможность поддержки и развития онлайн-сервисов доставки готового общественного питания, в том числе посредством частичного субсидирования субъектам малого и среднего предпринимательства стоимости доставки в период распространения новой коронавирусной инфекции.
(утв. Президентом РФ 11.04.2020 N Пр-645)б) рассмотреть возможность поддержки и развития онлайн-сервисов доставки готового общественного питания, в том числе посредством частичного субсидирования субъектам малого и среднего предпринимательства стоимости доставки в период распространения новой коронавирусной инфекции.
Статья: Основные вопросы, возникающие при рассмотрении арбитражными судами дел о предоставлении субсидий, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576
(Васильева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Отказывая в иске, суды исходили из того, что основной вид деятельности заявителя, фактически осуществляемый им и отраженный в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, включен в Перечень N 434. Суды отклонили доводы налогового органа о нераспространении Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2020 N 927 "О внесении изменений в раздел 1 перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" на спорные правоотношения ввиду его вступления в законную силу после обращения общества с заявлением о предоставлении субсидии, указав, что такая позиция фактически нивелирует принимаемые Правительством Российской Федерации меры для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в период распространения новой коронавирусной инфекции и идет вразрез с целями, установленными Правилами N 576, а именно: частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года (при этом указанное Постановление N 927 принято до истечения срока на подачу заявления о перечислении субсидии и не имеется оснований полагать, что при его принятии преследовалась цель ограничить действие Правил N 576 посредством исключения из числа получателей субсидий за апрель и май 2020 года (как форм прямой финансовой поддержки) субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в отраслях, перечисленных в упомянутом Постановлении N 927).
(Васильева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Отказывая в иске, суды исходили из того, что основной вид деятельности заявителя, фактически осуществляемый им и отраженный в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, включен в Перечень N 434. Суды отклонили доводы налогового органа о нераспространении Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2020 N 927 "О внесении изменений в раздел 1 перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" на спорные правоотношения ввиду его вступления в законную силу после обращения общества с заявлением о предоставлении субсидии, указав, что такая позиция фактически нивелирует принимаемые Правительством Российской Федерации меры для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в период распространения новой коронавирусной инфекции и идет вразрез с целями, установленными Правилами N 576, а именно: частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года (при этом указанное Постановление N 927 принято до истечения срока на подачу заявления о перечислении субсидии и не имеется оснований полагать, что при его принятии преследовалась цель ограничить действие Правил N 576 посредством исключения из числа получателей субсидий за апрель и май 2020 года (как форм прямой финансовой поддержки) субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в отраслях, перечисленных в упомянутом Постановлении N 927).
Статья: Роль Банка России в обеспечении стабильности финансового рынка в условиях санкций недружественных государств
(Демченко М.В., Самохина А.Н.)
("Финансовое право", 2024, N 8)Острая фаза форс-мажорных рисков была стабилизирована благодаря оперативным мерам, своевременно принятым Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и Банком России <8>. Г.Ф. Ручкина, анализируя временные меры, принятые для стабилизации отечественного финансового рынка, отмечает, что, "учитывая необходимость оперативного реагирования на возникающие угрозы финансовому рынку, регулятор в основном применяет инструменты быстрого реагирования" <9>. Помимо этого, необходимо отметить, что снизить чувствительность финансового рынка к санкционному давлению со стороны недружественных стран позволила многолетняя работа Банка России по укреплению финансовой стабильности российской экономики, которая включала в себя вывод с финансового рынка недобросовестных или экономически слабых финансовых организаций, создание национальной независимой платежной инфраструктуры, цифровизацию финансового рынка и другие направления деятельности. Как отмечалось в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года, "накопленные финансовыми организациями запасы капитала позволили им осуществлять бесперебойную деятельность, предоставлять все необходимые финансовые продукты и услуги, оказывать поддержку экономике как во время кризиса 2020 года в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19), так и в условиях санкций в 2022 году" <10>.
(Демченко М.В., Самохина А.Н.)
("Финансовое право", 2024, N 8)Острая фаза форс-мажорных рисков была стабилизирована благодаря оперативным мерам, своевременно принятым Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и Банком России <8>. Г.Ф. Ручкина, анализируя временные меры, принятые для стабилизации отечественного финансового рынка, отмечает, что, "учитывая необходимость оперативного реагирования на возникающие угрозы финансовому рынку, регулятор в основном применяет инструменты быстрого реагирования" <9>. Помимо этого, необходимо отметить, что снизить чувствительность финансового рынка к санкционному давлению со стороны недружественных стран позволила многолетняя работа Банка России по укреплению финансовой стабильности российской экономики, которая включала в себя вывод с финансового рынка недобросовестных или экономически слабых финансовых организаций, создание национальной независимой платежной инфраструктуры, цифровизацию финансового рынка и другие направления деятельности. Как отмечалось в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года, "накопленные финансовыми организациями запасы капитала позволили им осуществлять бесперебойную деятельность, предоставлять все необходимые финансовые продукты и услуги, оказывать поддержку экономике как во время кризиса 2020 года в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19), так и в условиях санкций в 2022 году" <10>.
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Так, в целях стимулирования экономической деятельности в период пандемии коронавируса (COVID-19) государство решало проблему выявления тех участников оборота, которые существенно пострадали от кризиса. Из-за отсутствия специальных теоретических наработок в сфере взаимосвязи экономических характеристик и правового положения конкретных участников оборота при предоставлении государственной поддержки акцент был сделан на такие критерии, как осуществление деятельности в пострадавших отраслях российской экономики <1>, наличие у лица статуса субъекта малого или среднего предпринимательства <2> и т.д. При таком подходе происходит объективное вменение, в рамках которого предполагается, что именно эти участники оборота пострадали, именно они нуждаются в государственной поддержке. Вместе с тем без надлежащей оценки и учета остаются их реальные абсолютные и относительные экономические характеристики (показатели), а также экономические характеристики участников иных отраслей экономики, которые вообще оставались без внимания. Получается, что даже при введении такого специального правового режима экономической деятельности, как режим повышенной готовности <3>, не достигается адресность государственной поддержки.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Так, в целях стимулирования экономической деятельности в период пандемии коронавируса (COVID-19) государство решало проблему выявления тех участников оборота, которые существенно пострадали от кризиса. Из-за отсутствия специальных теоретических наработок в сфере взаимосвязи экономических характеристик и правового положения конкретных участников оборота при предоставлении государственной поддержки акцент был сделан на такие критерии, как осуществление деятельности в пострадавших отраслях российской экономики <1>, наличие у лица статуса субъекта малого или среднего предпринимательства <2> и т.д. При таком подходе происходит объективное вменение, в рамках которого предполагается, что именно эти участники оборота пострадали, именно они нуждаются в государственной поддержке. Вместе с тем без надлежащей оценки и учета остаются их реальные абсолютные и относительные экономические характеристики (показатели), а также экономические характеристики участников иных отраслей экономики, которые вообще оставались без внимания. Получается, что даже при введении такого специального правового режима экономической деятельности, как режим повышенной готовности <3>, не достигается адресность государственной поддержки.
Статья: Проблемы управления налогом на добавленную стоимость и антикризисные меры по их решению: оптимизация ставок и улучшение администрирования НДС
(Манушин Д.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 2)4. Поощрять компании, реализующие установки российских властей (обычно в нескольких выбранных направлениях). Льготы по ставкам НДС прямо указывают на господдержку малого бизнеса, книгопечатания и детей, обеспечение продовольственной безопасности, уменьшение стоимости лекарств, развитие IT-сферы, снижение влияния пандемии COVID-19 и санкций <21>, поддержку экспортеров (в период санкций она усилилась).
(Манушин Д.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 2)4. Поощрять компании, реализующие установки российских властей (обычно в нескольких выбранных направлениях). Льготы по ставкам НДС прямо указывают на господдержку малого бизнеса, книгопечатания и детей, обеспечение продовольственной безопасности, уменьшение стоимости лекарств, развитие IT-сферы, снижение влияния пандемии COVID-19 и санкций <21>, поддержку экспортеров (в период санкций она усилилась).
Статья: Эпидемиологический кризис и его влияние на развитие корпоративного законодательства и практику его применения
(Домшенко (Червец) Е.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, NN 6, 7)30 марта 2020 года Европейский центральный банк (далее - ЕЦБ) опубликовал Рекомендацию о распределении дивидендов во время пандемии COVID-19 и об отмене Рекомендации ECB/2020/1 (ECB/2020/19) 2020/C 102 I/01. ЕЦБ посчитал важным, чтобы кредитные учреждения могли продолжать финансирование домохозяйств, а также малого и среднего бизнеса, корпораций в условиях экономического шока, связанного с пандемией. В связи с этим организациям необходимо сохранить капитал в условиях повышенной неопределенности, чтобы не утратить возможность поддержания экономики. Именно поэтому Европейский центральный банк считает целесообразным, чтобы значимые кредитные организации воздержались от выплаты дивидендов и выкупа собственных акций, направленных на вознаграждение акционеров. В рамках Еврозоны региональные власти Бенилюкса, Франции, Финляндии, Германии и Италии поддержали ЕЦБ и объявили аналогичную рекомендацию банкам, находящимся под их надзором <28>.
(Домшенко (Червец) Е.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, NN 6, 7)30 марта 2020 года Европейский центральный банк (далее - ЕЦБ) опубликовал Рекомендацию о распределении дивидендов во время пандемии COVID-19 и об отмене Рекомендации ECB/2020/1 (ECB/2020/19) 2020/C 102 I/01. ЕЦБ посчитал важным, чтобы кредитные учреждения могли продолжать финансирование домохозяйств, а также малого и среднего бизнеса, корпораций в условиях экономического шока, связанного с пандемией. В связи с этим организациям необходимо сохранить капитал в условиях повышенной неопределенности, чтобы не утратить возможность поддержания экономики. Именно поэтому Европейский центральный банк считает целесообразным, чтобы значимые кредитные организации воздержались от выплаты дивидендов и выкупа собственных акций, направленных на вознаграждение акционеров. В рамках Еврозоны региональные власти Бенилюкса, Франции, Финляндии, Германии и Италии поддержали ЕЦБ и объявили аналогичную рекомендацию банкам, находящимся под их надзором <28>.
Статья: Об особенностях нормативного регулирования и практики функционирования системы публичной власти в экстраординарных ситуациях (на примере преодоления последствий коронавирусной инфекции)
(Кожевников О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)Начнем, несомненно, с положительных оценок. Сложившаяся экстраординарная ситуация во многих отраслях экономики, общественной жизни, вызванная пандемией коронавируса страны, существенным образом видоизменила механизм публичного управления, и прежде всего характер взаимодействия органов власти и населения. Именно в названный период произошла резкая интенсификация и расширение объемов применения цифровых технологий в реализации социальной и экономической поддержки нуждающихся граждан и наиболее пострадавших от пандемии представителей малого и среднего бизнеса. Произошедшие поистине революционные изменения в информатизации публичного управления, и прежде всего принятии управленческих решений, существенным образом изменили и представления граждан об "инертности государства и его аппарата", позволили продемонстрировать, что система государственной и муниципальной власти способна, при наличии воли и желания, к быстрым решениям и, что важно, эффективным действиям. В качестве отдельных примеров можно отметить Постановление Правительства РФ от 18 марта 2020 г. N 294 "Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина". Указанным документом определено, что гражданину РФ или иностранному гражданину (проживающему и официально трудоустроенному на территории России), прибывшему из другого государства, в котором зафиксированы случаи заражения коронавирусом, требуется исполнить обязанность по самоизоляции на две недели и на это время оформить лист нетрудоспособности по карантину. Для этого названным лицам было достаточно оформить на сайте Фонда социального страхования заявку на оформление электронного листа нетрудоспособности с приложением необходимого исчерпывающего перечня документов и реквизитов банковской карты для получения пособия. При получении названной электронной заявки на больничный лист по коронавирусу Фонд социального страхования самостоятельно связывался с медицинским учреждением, чтобы передать документы и заявку. В свою очередь медицинское учреждение на основании полученной информации оформляло листок нетрудоспособности и направляло его работодателю. Таким образом, граждане, соблюдая режим самоизоляции, могли с помощью цифровых технологий получить необходимую социальную выплату от государства в связи с временной нетрудоспособностью <6>. Другой пример - Указ Президента РФ от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" <7>, в соответствии с которым было предписано произвести в апреле - июне 2020 г. ежемесячные выплаты в размере 5 000 руб. лицам, проживающим на территории Российской Федерации и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Для реализации указанного права граждане РФ могли через сайт Пенсионного фонда России по соответствующей ссылке заполнить анкетные данные с указанием необходимых реквизитов и сведений о банковском счете, куда будут перечисляться выплаты. В дальнейшем, после обработки поданного заявления, денежные средства в качестве дополнительной социальной поддержки со стороны государства перечислялись на указанный счет уполномоченными лицами территориальных подразделений Пенсионного фонда России.
(Кожевников О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)Начнем, несомненно, с положительных оценок. Сложившаяся экстраординарная ситуация во многих отраслях экономики, общественной жизни, вызванная пандемией коронавируса страны, существенным образом видоизменила механизм публичного управления, и прежде всего характер взаимодействия органов власти и населения. Именно в названный период произошла резкая интенсификация и расширение объемов применения цифровых технологий в реализации социальной и экономической поддержки нуждающихся граждан и наиболее пострадавших от пандемии представителей малого и среднего бизнеса. Произошедшие поистине революционные изменения в информатизации публичного управления, и прежде всего принятии управленческих решений, существенным образом изменили и представления граждан об "инертности государства и его аппарата", позволили продемонстрировать, что система государственной и муниципальной власти способна, при наличии воли и желания, к быстрым решениям и, что важно, эффективным действиям. В качестве отдельных примеров можно отметить Постановление Правительства РФ от 18 марта 2020 г. N 294 "Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина". Указанным документом определено, что гражданину РФ или иностранному гражданину (проживающему и официально трудоустроенному на территории России), прибывшему из другого государства, в котором зафиксированы случаи заражения коронавирусом, требуется исполнить обязанность по самоизоляции на две недели и на это время оформить лист нетрудоспособности по карантину. Для этого названным лицам было достаточно оформить на сайте Фонда социального страхования заявку на оформление электронного листа нетрудоспособности с приложением необходимого исчерпывающего перечня документов и реквизитов банковской карты для получения пособия. При получении названной электронной заявки на больничный лист по коронавирусу Фонд социального страхования самостоятельно связывался с медицинским учреждением, чтобы передать документы и заявку. В свою очередь медицинское учреждение на основании полученной информации оформляло листок нетрудоспособности и направляло его работодателю. Таким образом, граждане, соблюдая режим самоизоляции, могли с помощью цифровых технологий получить необходимую социальную выплату от государства в связи с временной нетрудоспособностью <6>. Другой пример - Указ Президента РФ от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" <7>, в соответствии с которым было предписано произвести в апреле - июне 2020 г. ежемесячные выплаты в размере 5 000 руб. лицам, проживающим на территории Российской Федерации и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Для реализации указанного права граждане РФ могли через сайт Пенсионного фонда России по соответствующей ссылке заполнить анкетные данные с указанием необходимых реквизитов и сведений о банковском счете, куда будут перечисляться выплаты. В дальнейшем, после обработки поданного заявления, денежные средства в качестве дополнительной социальной поддержки со стороны государства перечислялись на указанный счет уполномоченными лицами территориальных подразделений Пенсионного фонда России.
Статья: Правовой статус работодателей - физических лиц: вопросы теории и практики
(Андреев А.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 2)Работодатели - физические лица, как правило, являются представителями малого и среднего бизнеса в России, которые понесли большие потери во время пандемии COVID-19 и сегодня продолжают испытывать трудности из-за санкционного давления. Представляется, что государство должно способствовать их развитию и оказывать поддержку, поскольку в таких работах задействованы миллионы граждан.
(Андреев А.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 2)Работодатели - физические лица, как правило, являются представителями малого и среднего бизнеса в России, которые понесли большие потери во время пандемии COVID-19 и сегодня продолжают испытывать трудности из-за санкционного давления. Представляется, что государство должно способствовать их развитию и оказывать поддержку, поскольку в таких работах задействованы миллионы граждан.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)- представлено заключение отраслевого органа исполнительной власти города Москвы о наличии оснований для предоставления субъекту малого предпринимательства имущественной поддержки.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)- представлено заключение отраслевого органа исполнительной власти города Москвы о наличии оснований для предоставления субъекту малого предпринимательства имущественной поддержки.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Можно привести и примеры правовых средств, которые могут быть использованы в отношении любых категорий должников. Так, с принятием Федерального закона от 20.07.2020 N 215-ФЗ "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции" <238> была предусмотрена рассрочка исполнения исполнительных документов на срок до 12 месяцев в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, ведущих деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях пандемии. В финансовой сфере были приняты меры, направленные на поддержку системообразующих банков, способных обеспечить ликвидность банковской системы (Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк) <239>, фактически в период кризиса 2008 г. было разработано законодательство о санации кредитных организаций <240>. В соответствии с Федеральным законом от 27.10.2008 N 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31.12.2014" <241> (утратил силу) были, в частности, предусмотрены меры по предупреждению банкротства банков, осуществляемые Государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов".
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Можно привести и примеры правовых средств, которые могут быть использованы в отношении любых категорий должников. Так, с принятием Федерального закона от 20.07.2020 N 215-ФЗ "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции" <238> была предусмотрена рассрочка исполнения исполнительных документов на срок до 12 месяцев в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, ведущих деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях пандемии. В финансовой сфере были приняты меры, направленные на поддержку системообразующих банков, способных обеспечить ликвидность банковской системы (Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк) <239>, фактически в период кризиса 2008 г. было разработано законодательство о санации кредитных организаций <240>. В соответствии с Федеральным законом от 27.10.2008 N 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31.12.2014" <241> (утратил силу) были, в частности, предусмотрены меры по предупреждению банкротства банков, осуществляемые Государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов".
Статья: Роль бюджетного регулирования в современном обществе
(Ткаченко Р.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)В условиях полномасштабного противодействия пандемии COVID-19 в марте - апреле 2020 г. полномочные органы государственной власти РФ были вынуждены скорректировать выработанную ранее бюджетную политику, направляя значительные финансовые ресурсы на мероприятия, связанные с поддержанием здоровья нации во время пандемии. При этом объявленный режим самоизоляции и введенный продолжительный период нерабочих дней <5> обозначил ряд общенациональных проблем: значительное снижение доходов населения, рост безработицы, прекращение деятельности подавляющего количества предприятий, особенно малого и среднего бизнеса, резкое снижение ВВП, девальвация рубля и замедление темпов роста экономики в целом. В соответствии с Указом Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" <6> на субъекты Российской Федерации возлагается обязанность обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, связанных с распространением COVID-19. Соответственно, на региональные и местные бюджеты ложится дополнительная финансовая нагрузка, что в условиях выпадающих бюджетных доходов делает еще более значимой проблему сбалансированности бюджетов бюджетной системы РФ. А соответственно, все более актуальным для жизнедеятельности общества, выживания отдельных кластеров и отраслей экономики становится вопрос эффективной системы бюджетного регулирования в Российской Федерации.
(Ткаченко Р.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)В условиях полномасштабного противодействия пандемии COVID-19 в марте - апреле 2020 г. полномочные органы государственной власти РФ были вынуждены скорректировать выработанную ранее бюджетную политику, направляя значительные финансовые ресурсы на мероприятия, связанные с поддержанием здоровья нации во время пандемии. При этом объявленный режим самоизоляции и введенный продолжительный период нерабочих дней <5> обозначил ряд общенациональных проблем: значительное снижение доходов населения, рост безработицы, прекращение деятельности подавляющего количества предприятий, особенно малого и среднего бизнеса, резкое снижение ВВП, девальвация рубля и замедление темпов роста экономики в целом. В соответствии с Указом Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" <6> на субъекты Российской Федерации возлагается обязанность обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, связанных с распространением COVID-19. Соответственно, на региональные и местные бюджеты ложится дополнительная финансовая нагрузка, что в условиях выпадающих бюджетных доходов делает еще более значимой проблему сбалансированности бюджетов бюджетной системы РФ. А соответственно, все более актуальным для жизнедеятельности общества, выживания отдельных кластеров и отраслей экономики становится вопрос эффективной системы бюджетного регулирования в Российской Федерации.