Почва это
Подборка наиболее важных документов по запросу Почва это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования: Организация (ИП, Должностное лицо, Гражданин) обжалует привлечение к ответственности за порчу земель
(КонсультантПлюс, 2025)не доказано, что Организация (ИП, Должностное лицо, Гражданин) осуществила самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, при этом срок давности привлечения к ответственности на момент рассмотрения жалобы в вышестоящем суде истек
(КонсультантПлюс, 2025)не доказано, что Организация (ИП, Должностное лицо, Гражданин) осуществила самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, при этом срок давности привлечения к ответственности на момент рассмотрения жалобы в вышестоящем суде истек
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1082 "Способы возмещения вреда" ГК РФ"Также суд отмечает, что для целей освобождения общества от обязанности по возмещению вреда в денежном эквиваленте применительно к правовым положениям пункта 35 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018, необходимо восстановление нарушенного состояния почвы, в этой связи право выбора одного из способов, предусмотренных статьей 1082 ГК РФ, статьей 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, в рассматриваемом случае у ответчика отсутствует."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Порча земли (ст. 254 УК РФ): проблемы конструирования и практики применения, уголовно-правовая характеристика состава преступления
(Жевлаков Э.Н.)
("Уголовное право", 2025, N 4)Порча земли разрушительна для окружающей среды, она создает существенные трудности для функционирования других экологических систем, влечет значительные экономические убытки, порождает негативные последствия практически для всех форм жизни, прежде всего здоровья людей, животного мира, лесов. Здоровые почвы - это ключевой фактор продовольственной безопасности и залог устойчивого развития.
(Жевлаков Э.Н.)
("Уголовное право", 2025, N 4)Порча земли разрушительна для окружающей среды, она создает существенные трудности для функционирования других экологических систем, влечет значительные экономические убытки, порождает негативные последствия практически для всех форм жизни, прежде всего здоровья людей, животного мира, лесов. Здоровые почвы - это ключевой фактор продовольственной безопасности и залог устойчивого развития.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Кроме того, понятие "плодородный слой почвы" раскрывается в п. 2 Правил проведения рекультивации и консервации, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800: плодородный слой почвы - это верхняя гумусированная часть почвенного слоя, обладающая наибольшим плодородием по отношению к более глубоким горизонтам.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Кроме того, понятие "плодородный слой почвы" раскрывается в п. 2 Правил проведения рекультивации и консервации, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800: плодородный слой почвы - это верхняя гумусированная часть почвенного слоя, обладающая наибольшим плодородием по отношению к более глубоким горизонтам.
Нормативные акты
"Методические указания по проведению локального мониторинга на реперных и контрольных участках"
(утв. Минсельхозом России)Почва - самостоятельное естественноисторическое органоминеральное природное тело, возникающее на поверхности земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящее из твердых минеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющее специфические генетико-морфологические признаки и свойства, создающие соответствующие условия для роста и развития растений.
(утв. Минсельхозом России)Почва - самостоятельное естественноисторическое органоминеральное природное тело, возникающее на поверхности земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящее из твердых минеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющее специфические генетико-морфологические признаки и свойства, создающие соответствующие условия для роста и развития растений.
Закон г. Москвы от 04.07.2007 N 31
(ред. от 08.06.2022)
"О городских почвах"1. Почвы - компонент природной среды, представляющий собой поверхностный слой Земли, состоящий из минеральных и органических веществ, воды, воздуха, почвенных организмов, продуктов их жизнедеятельности, являющийся средой обитания растений, животных и микроорганизмов, а также выполняющий экологические функции.
(ред. от 08.06.2022)
"О городских почвах"1. Почвы - компонент природной среды, представляющий собой поверхностный слой Земли, состоящий из минеральных и органических веществ, воды, воздуха, почвенных организмов, продуктов их жизнедеятельности, являющийся средой обитания растений, животных и микроорганизмов, а также выполняющий экологические функции.
Статья: Система взглядов А.И. Елистратова на природу и сущность института административно-территориального устройства и их актуальность в современных науках конституционного и административного права
(Попов В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Институт административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации в настоящий момент находится в состоянии определенного научного и практического кризиса, поскольку до сих пор отсутствует его стройная теоретическая концепция, а также единые законодательные стандарты правового регулирования. Проблема осложняется также и обилием схожей по смыслу терминологии ("территориальная организация публичной власти", "государственное устройство", "политико-территориальное устройство", "административно-территориальное деление" и т.д.), которая зачастую не разграничивается. И хотя категория "административно-территориальное устройство" и все производные от него понятия были разработаны советской наукой в 1920 - 1930-е гг., обеспечившей его повсеместное реформирование по новым принципам, и системное правовое регулирование, почва этому, на наш взгляд, была подготовлена именно в работах А.И. Елистратова, который и после октябрьского переворота продолжил свою исследовательскую деятельность. В первую очередь обратим внимание на то обстоятельство, что Российское государство до 1917 г., будучи унитарным и централизованным, непосредственно разделялось на части, которые бы мы обозначили современным правовым языком как административно-территориальные единицы - губернии, уезды, города, волости, сельские общества и некоторые другие, включая Великое Княжество Финляндское с особым автономным правовым статусом. Однако ни первая российская дарованная Конституция 1906 г. <5>, ни один иной нормативный акт в тот период истории не уделял должного внимания территориальной организации публичной власти: продолжавшие действовать Учреждения для управления губерний от 7 ноября 1775 г. <6>, принятые еще Екатериной II, определяли лишь некоторые критерии образования губерний и уездов (численность населения - от 300 до 400 тыс. душ мужского пола в первой и от 20 до 30 тыс. во втором); в утвержденном 19 февраля 1861 г. императором Александром II Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости <7>, которое ввело всеобщее волостное деление, были закреплены правила образования сельских обществ - сельских населенных пунктов - и волостей, в частности, на основе численного параметра (от 300 до 2 000 душ), а также запрета пересечения их границ. Природа и конкретный состав органов публичной власти на местах менялись в 1860-е гг., в конце 1880-х гг., в 1917 г., однако общей закономерностью оставалось параллельное существование в пределах одних и тех же территориальных образований как местных органов государственной власти, так и органов местного самоуправления. Согласно данным М.Б. Горенберга, продолжившего после кончины выдающегося дореволюционного ученого-конституционалиста Н.М. Коркунова (1853 - 1904) переиздавать его известный труд "Русское государственное право", по состоянию на 1909 г. Россия характеризовалась следующим составом высших административно-территориальных единиц: 49 губерний, управляемых по Учреждениям 1775 г., 4 сибирские губернии, Царство Польское (10 губерний), Великое Княжество Финляндское (8 губерний), 7 кавказских губерний; 18 областей; остров Сахалин; 4 города (Керчь, Одесса, Санкт-Петербург, Ялта), юридически выведенные из состава губерний и управляемые центральной властью <8>.
(Попов В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Институт административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации в настоящий момент находится в состоянии определенного научного и практического кризиса, поскольку до сих пор отсутствует его стройная теоретическая концепция, а также единые законодательные стандарты правового регулирования. Проблема осложняется также и обилием схожей по смыслу терминологии ("территориальная организация публичной власти", "государственное устройство", "политико-территориальное устройство", "административно-территориальное деление" и т.д.), которая зачастую не разграничивается. И хотя категория "административно-территориальное устройство" и все производные от него понятия были разработаны советской наукой в 1920 - 1930-е гг., обеспечившей его повсеместное реформирование по новым принципам, и системное правовое регулирование, почва этому, на наш взгляд, была подготовлена именно в работах А.И. Елистратова, который и после октябрьского переворота продолжил свою исследовательскую деятельность. В первую очередь обратим внимание на то обстоятельство, что Российское государство до 1917 г., будучи унитарным и централизованным, непосредственно разделялось на части, которые бы мы обозначили современным правовым языком как административно-территориальные единицы - губернии, уезды, города, волости, сельские общества и некоторые другие, включая Великое Княжество Финляндское с особым автономным правовым статусом. Однако ни первая российская дарованная Конституция 1906 г. <5>, ни один иной нормативный акт в тот период истории не уделял должного внимания территориальной организации публичной власти: продолжавшие действовать Учреждения для управления губерний от 7 ноября 1775 г. <6>, принятые еще Екатериной II, определяли лишь некоторые критерии образования губерний и уездов (численность населения - от 300 до 400 тыс. душ мужского пола в первой и от 20 до 30 тыс. во втором); в утвержденном 19 февраля 1861 г. императором Александром II Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости <7>, которое ввело всеобщее волостное деление, были закреплены правила образования сельских обществ - сельских населенных пунктов - и волостей, в частности, на основе численного параметра (от 300 до 2 000 душ), а также запрета пересечения их границ. Природа и конкретный состав органов публичной власти на местах менялись в 1860-е гг., в конце 1880-х гг., в 1917 г., однако общей закономерностью оставалось параллельное существование в пределах одних и тех же территориальных образований как местных органов государственной власти, так и органов местного самоуправления. Согласно данным М.Б. Горенберга, продолжившего после кончины выдающегося дореволюционного ученого-конституционалиста Н.М. Коркунова (1853 - 1904) переиздавать его известный труд "Русское государственное право", по состоянию на 1909 г. Россия характеризовалась следующим составом высших административно-территориальных единиц: 49 губерний, управляемых по Учреждениям 1775 г., 4 сибирские губернии, Царство Польское (10 губерний), Великое Княжество Финляндское (8 губерний), 7 кавказских губерний; 18 областей; остров Сахалин; 4 города (Керчь, Одесса, Санкт-Петербург, Ялта), юридически выведенные из состава губерний и управляемые центральной властью <8>.
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Таким образом, разработчик Расширенной программы не обязан предоставлять исходный код файлов, которые не относятся к Охватываемому MPL коду, в частности тех файлов, которые являются результатом его самостоятельной разработки, либо файлов, лицензированных на условиях пермиссивных open source лицензий или проприетарных лицензий. Это создает почву для возможных злоупотреблений, поскольку недобросовестный разработчик, формально удовлетворяя требование MPL о предоставлении исходного кода модификаций, может сделать это лишь частично, не раскрывая исходного кода некоторых из них под видом того, что они относятся к "собственной разработке" или разработке третьих лиц.
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Таким образом, разработчик Расширенной программы не обязан предоставлять исходный код файлов, которые не относятся к Охватываемому MPL коду, в частности тех файлов, которые являются результатом его самостоятельной разработки, либо файлов, лицензированных на условиях пермиссивных open source лицензий или проприетарных лицензий. Это создает почву для возможных злоупотреблений, поскольку недобросовестный разработчик, формально удовлетворяя требование MPL о предоставлении исходного кода модификаций, может сделать это лишь частично, не раскрывая исходного кода некоторых из них под видом того, что они относятся к "собственной разработке" или разработке третьих лиц.
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)На почве этой коллизии глоссаторы, а вслед за ними юристы Нового времени разработали три возможных подхода к передаче собственности: каузальный (присущий и нашему праву, которое в конечном счете лишило традицию особого значения, как мы увидим), абстрактный (сформулированный в основном Савиньи и затем приобретший однозначность в германском праве в фикции вещного договора) и концепцию "воли на передачу собственности" даже при путативном (воображаемом) основании <1>. Романская модель, хотя и считается, что она, не вводя фикцию вещного договора, отличается от германской, на самом деле имеет с ней то общее, что полагает договор, т.е. волю собственника на отчуждение, достаточным источником возникновения/перехода права собственности.
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)На почве этой коллизии глоссаторы, а вслед за ними юристы Нового времени разработали три возможных подхода к передаче собственности: каузальный (присущий и нашему праву, которое в конечном счете лишило традицию особого значения, как мы увидим), абстрактный (сформулированный в основном Савиньи и затем приобретший однозначность в германском праве в фикции вещного договора) и концепцию "воли на передачу собственности" даже при путативном (воображаемом) основании <1>. Романская модель, хотя и считается, что она, не вводя фикцию вещного договора, отличается от германской, на самом деле имеет с ней то общее, что полагает договор, т.е. волю собственника на отчуждение, достаточным источником возникновения/перехода права собственности.
Статья: Агрострахование: наиболее распространенные причины судебных споров
(Свинцова К.)
("Современные страховые технологии", 2023, N 4)Рассмотрим на примере. ОПЯ "выпревание" предусматривает следующие критерии: длительное, более 6 декад, залегание высокого (более 30 см) снежного покрова при слабо промерзшей (до глубины менее 30 см) или талой почве. При этом минимальная температура почвы на глубине 3 см удерживается от -1 град. Цельсия и выше, что приводит к частичной или полной гибели посевов озимых культур.
(Свинцова К.)
("Современные страховые технологии", 2023, N 4)Рассмотрим на примере. ОПЯ "выпревание" предусматривает следующие критерии: длительное, более 6 декад, залегание высокого (более 30 см) снежного покрова при слабо промерзшей (до глубины менее 30 см) или талой почве. При этом минимальная температура почвы на глубине 3 см удерживается от -1 град. Цельсия и выше, что приводит к частичной или полной гибели посевов озимых культур.
Статья: Особенности регулирования труда работников религиозных организаций
(Семенова М.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 8)Сам перечень внутренних установлений законодательно не определен. Да и собственно понятие категории "внутренние установления" не определено. В теории мнения специалистов расходятся. Одни считают, что к числу внутренних установлений могут быть отнесены любые акты, регулирующие деятельность религиозных организаций, например, священные писания, канонические уставы, нормы религиозного права, правила совершения обрядов и др. Другие полагают, что внутренними установлениями выступают нормы религиозного права, положения локальных актов религиозной организации. Третьи понимают под ними обычаи, традиции, правила поведения, требования к персоналу, исторически сложившиеся и принятые в качестве образца. Поскольку данная проблема на сегодняшний день не разрешена, можно прогнозировать дальнейшее возникновение споров на этой почве и в правоприменительной практике. Задача законодателя в будущем - урегулировать ставящиеся практикой вопросы.
(Семенова М.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 8)Сам перечень внутренних установлений законодательно не определен. Да и собственно понятие категории "внутренние установления" не определено. В теории мнения специалистов расходятся. Одни считают, что к числу внутренних установлений могут быть отнесены любые акты, регулирующие деятельность религиозных организаций, например, священные писания, канонические уставы, нормы религиозного права, правила совершения обрядов и др. Другие полагают, что внутренними установлениями выступают нормы религиозного права, положения локальных актов религиозной организации. Третьи понимают под ними обычаи, традиции, правила поведения, требования к персоналу, исторически сложившиеся и принятые в качестве образца. Поскольку данная проблема на сегодняшний день не разрешена, можно прогнозировать дальнейшее возникновение споров на этой почве и в правоприменительной практике. Задача законодателя в будущем - урегулировать ставящиеся практикой вопросы.
Статья: Служебные произведения - вечная проблема
(Сагайдачный М.)
("Трудовое право", 2025, N 9)Если стороны не договорятся о вознаграждении и на этой почве возникнет спор, размер вознаграждения будет определять уже суд.
(Сагайдачный М.)
("Трудовое право", 2025, N 9)Если стороны не договорятся о вознаграждении и на этой почве возникнет спор, размер вознаграждения будет определять уже суд.
"Крупные сделки и сделки с заинтересованностью. Итоги реформы"
(отв. ред. А.А. Кузнецов)
("Статут", 2024)Так, не является секретом, что в написании проекта российского Закона об акционерных обществах принимали непосредственное участие эксперты из США <1>, которые наряду со многими другими нормами перенесли из своего родного правопорядка <2> в отечественное право идею о необходимости одобрять сделки, которые могут коренным образом изменить деятельность акционерного общества. Правда, как и многое из привнесенного из англо-американского права, на российской почве это деградировало до неузнаваемости, превратившись в банальное ограничение полномочий директора неким имущественным порогом - в виде определенного процента от активов общества, превышение которого стоимостью предмета сделки автоматически требовало одобрения совета директоров или общего собрания акционеров (ст. 78 Закона об АО в ред. 1995 г.).
(отв. ред. А.А. Кузнецов)
("Статут", 2024)Так, не является секретом, что в написании проекта российского Закона об акционерных обществах принимали непосредственное участие эксперты из США <1>, которые наряду со многими другими нормами перенесли из своего родного правопорядка <2> в отечественное право идею о необходимости одобрять сделки, которые могут коренным образом изменить деятельность акционерного общества. Правда, как и многое из привнесенного из англо-американского права, на российской почве это деградировало до неузнаваемости, превратившись в банальное ограничение полномочий директора неким имущественным порогом - в виде определенного процента от активов общества, превышение которого стоимостью предмета сделки автоматически требовало одобрения совета директоров или общего собрания акционеров (ст. 78 Закона об АО в ред. 1995 г.).
Статья: Премии после увольнения: современная судебная практика
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2023, N 2)Работники думают иначе - в их трудовых договорах зачастую предусмотрено, что если в отработанный период они достигли показателей премирования и не имели взысканий, то премия им положена. Как правило, на этой почве и возникают споры. Но возможны и нюансы, некоторые мы сегодня затронем при рассмотрении конкретных случаев.
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2023, N 2)Работники думают иначе - в их трудовых договорах зачастую предусмотрено, что если в отработанный период они достигли показателей премирования и не имели взысканий, то премия им положена. Как правило, на этой почве и возникают споры. Но возможны и нюансы, некоторые мы сегодня затронем при рассмотрении конкретных случаев.
Статья: Снятие плодородного слоя почвы недропользователем: концептуальные правовые вопросы
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2024, N 2)В статье исследуется правовая квалификация действий недропользователя по снятию плодородного слоя почвы. Эти действия представляют собой одну из мер охраны земель и одновременно включаются в комплекс технических мероприятий по рекультивации земель. В процессе работ, направленных на подготовку осуществления пользования недрами, становится особо важным понимание снятия плодородного слоя почвы как обязанности специального субъекта. Сделан вывод о необходимости развития правового регулирования земельных отношений в исследуемой части на федеральном уровне, с тем чтобы правила проведения таких работ были унифицированными и максимально приближенными по содержанию к особенностям осуществления пользования недрами в разных ситуациях. Необходимо решение концептуально значимого вопроса о необходимости и обосновании сложившегося на региональном и муниципальном уровнях правотворчества правила о получении разрешения на работы, связанные с нарушением почвенного покрова. Обоснована позиция, что правила по охране земель вполне учтены в техническом проекте и проекте рекультивации земель, когда его разработка требуется законодательством.
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2024, N 2)В статье исследуется правовая квалификация действий недропользователя по снятию плодородного слоя почвы. Эти действия представляют собой одну из мер охраны земель и одновременно включаются в комплекс технических мероприятий по рекультивации земель. В процессе работ, направленных на подготовку осуществления пользования недрами, становится особо важным понимание снятия плодородного слоя почвы как обязанности специального субъекта. Сделан вывод о необходимости развития правового регулирования земельных отношений в исследуемой части на федеральном уровне, с тем чтобы правила проведения таких работ были унифицированными и максимально приближенными по содержанию к особенностям осуществления пользования недрами в разных ситуациях. Необходимо решение концептуально значимого вопроса о необходимости и обосновании сложившегося на региональном и муниципальном уровнях правотворчества правила о получении разрешения на работы, связанные с нарушением почвенного покрова. Обоснована позиция, что правила по охране земель вполне учтены в техническом проекте и проекте рекультивации земель, когда его разработка требуется законодательством.
Статья: Трансформация трудовых правоотношений (от индустриального к постиндустриальному типу)
(Томашевский К.Л.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)В середине 1920-х гг. А.Е. Семенова подметила одну важную характеристику трудового договора и трудового правоотношения по КЗоТ РСФСР 1922 г. с точки зрения соотношения частного и публичного в праве: "Трудовой договор советского права и трудовые отношения, возникающие на почве этого договора, насквозь пропитаны элементами публично-правовыми, элемент же частноправовой сведен до минимума" <14>. Примерно тогда же о сходной черте трудовых отношений писала и П.Д. Каминская: "В системе советского трудового права, где условия труда регулируются главным образом законодательством, носящим принудительный характер публично-правовых норм, свобода договорного отношения ограничена наиболее полным образом" <15>. Заметим, что и в нынешних условиях смены социально-экономического строя с социалистического на капиталистический в современной России и на постсоветском пространстве публично-правовые начала в трудовом праве по-прежнему довлеют над частноправовыми, поэтому данную отрасль следует считать публично-частной в системе права.
(Томашевский К.Л.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)В середине 1920-х гг. А.Е. Семенова подметила одну важную характеристику трудового договора и трудового правоотношения по КЗоТ РСФСР 1922 г. с точки зрения соотношения частного и публичного в праве: "Трудовой договор советского права и трудовые отношения, возникающие на почве этого договора, насквозь пропитаны элементами публично-правовыми, элемент же частноправовой сведен до минимума" <14>. Примерно тогда же о сходной черте трудовых отношений писала и П.Д. Каминская: "В системе советского трудового права, где условия труда регулируются главным образом законодательством, носящим принудительный характер публично-правовых норм, свобода договорного отношения ограничена наиболее полным образом" <15>. Заметим, что и в нынешних условиях смены социально-экономического строя с социалистического на капиталистический в современной России и на постсоветском пространстве публично-правовые начала в трудовом праве по-прежнему довлеют над частноправовыми, поэтому данную отрасль следует считать публично-частной в системе права.