Пленум административное расследование
Подборка наиболее важных документов по запросу Пленум административное расследование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 28.7 КоАП РФПрокурор может вынести одно постановление о возбуждении дела и о проведении административного расследования >>>
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Подсудность дел об административных правонарушениях в суде общей юрисдикции
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административное расследование
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно абз. 3 пп. "а" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 5) административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно абз. 3 пп. "а" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 5) административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.
Статья: Административная ответственность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В отдельных случаях, указанных в ст. 28.7 КоАП РФ, проводится административное расследование. В п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума N 5) разъяснено, что административное расследование - это комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В отдельных случаях, указанных в ст. 28.7 КоАП РФ, проводится административное расследование. В п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума N 5) разъяснено, что административное расследование - это комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, по которым административное расследование проводилось должностным лицом структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти (например, межрайонного отдела, межрайонного отделения, отдела, отделения, территориального пункта), необходимо учитывать, что исходя из положений части 2 статьи 29.5 КоАП РФ дело в указанном случае подлежит рассмотрению судьей районного суда по месту нахождения названного структурного подразделения, проводившего административное расследование.
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, по которым административное расследование проводилось должностным лицом структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти (например, межрайонного отдела, межрайонного отделения, отдела, отделения, территориального пункта), необходимо учитывать, что исходя из положений части 2 статьи 29.5 КоАП РФ дело в указанном случае подлежит рассмотрению судьей районного суда по месту нахождения названного структурного подразделения, проводившего административное расследование.
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020)Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление (пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020)Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление (пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Статья: Административное усмотрение в расследовании несчастных случаев на производстве и административном расследовании по делам о нарушениях государственных нормативных требований охраны труда
(Терехова А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)В другом деле при оспаривании распоряжения о проведении дополнительного расследования и предписания государственного инспектора труда суд проанализировал законность указанных административных актов, а также процедур основного и дополнительного расследования несчастных случаев <21>. Так, суды, как правило, производят оценку таких административных актов исключительно на соответствие критериям законности. При этом упускают из внимания <22> разъяснения Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2022 г. N 21, мотивирующие суды применять принципы защиты доверия и пропорциональности.
(Терехова А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)В другом деле при оспаривании распоряжения о проведении дополнительного расследования и предписания государственного инспектора труда суд проанализировал законность указанных административных актов, а также процедур основного и дополнительного расследования несчастных случаев <21>. Так, суды, как правило, производят оценку таких административных актов исключительно на соответствие критериям законности. При этом упускают из внимания <22> разъяснения Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2022 г. N 21, мотивирующие суды применять принципы защиты доверия и пропорциональности.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Аналогичным образом следует решать вопрос о подсудности дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции судей арбитражных судов, производство по которым осуществлялось в форме административного расследования. С учетом ранее сделанных выводов представляется возможным заключить, что рассмотрение названной категории дел также должно исключаться из подсудности судей районных судов. Сегодня ясность в этом вопросе внесена Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 (подп. "д" п. 3) <1>.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Аналогичным образом следует решать вопрос о подсудности дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции судей арбитражных судов, производство по которым осуществлялось в форме административного расследования. С учетом ранее сделанных выводов представляется возможным заключить, что рассмотрение названной категории дел также должно исключаться из подсудности судей районных судов. Сегодня ясность в этом вопросе внесена Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 (подп. "д" п. 3) <1>.
Статья: К вопросу о расширении пенализации и криминализации жестокого обращения с детьми
(Пурге А.Р., Мамед-Заде В.М.)
("Современный юрист", 2024, N 3)Кроме того, в случаях, когда потерпевшими от побоев становятся дети, процессуальное упрощенчество, характерное для административного (полицейского) расследования, приводит на практике к отказам в возбуждении уголовных дел, к отказам в возбуждении дел об административных правонарушениях или к прекращению дел об административном правонарушении. В частности, само административное расследование по таким делам может полицией не проводиться, хотя в силу ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ оно является обязательным, Пленум Верховного Суда РФ в абз. 5 подп. "а" п. 3 своего Постановления от 24.03.2005 N 5 <7>, при определении подсудности дел об административных правонарушениях, допустил возможность непроведения такого расследования. Этим правоположением воспользовалась полиция, получившая широкие возможности игнорирования требований закона о проведении административного расследования. При этом в случаях, когда административное расследование не проводится, дела по ст. 6.1.1 КоАП РФ передаются мировому (а не федеральному, в суд общей юрисдикции) судье. Тем самым побои стали рассматриваться правоприменителями не как грубое нарушение конституционного права личности на неприкосновенность, а как некие "бытовые инциденты". Соответственно, пострадавшие от побоев со стороны взрослых дети оказываются лишены необходимых в таких случаях дополнительных процессуальных гарантий.
(Пурге А.Р., Мамед-Заде В.М.)
("Современный юрист", 2024, N 3)Кроме того, в случаях, когда потерпевшими от побоев становятся дети, процессуальное упрощенчество, характерное для административного (полицейского) расследования, приводит на практике к отказам в возбуждении уголовных дел, к отказам в возбуждении дел об административных правонарушениях или к прекращению дел об административном правонарушении. В частности, само административное расследование по таким делам может полицией не проводиться, хотя в силу ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ оно является обязательным, Пленум Верховного Суда РФ в абз. 5 подп. "а" п. 3 своего Постановления от 24.03.2005 N 5 <7>, при определении подсудности дел об административных правонарушениях, допустил возможность непроведения такого расследования. Этим правоположением воспользовалась полиция, получившая широкие возможности игнорирования требований закона о проведении административного расследования. При этом в случаях, когда административное расследование не проводится, дела по ст. 6.1.1 КоАП РФ передаются мировому (а не федеральному, в суд общей юрисдикции) судье. Тем самым побои стали рассматриваться правоприменителями не как грубое нарушение конституционного права личности на неприкосновенность, а как некие "бытовые инциденты". Соответственно, пострадавшие от побоев со стороны взрослых дети оказываются лишены необходимых в таких случаях дополнительных процессуальных гарантий.
Готовое решение: Как Роспотребнадзор проводит административное расследование
(КонсультантПлюс, 2025)При этом если для выяснения всех обстоятельств нарушения требуются значительные временные затраты в связи с проведением экспертизы и иных процессуальных действий (например, направленных на получение необходимых сведений, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности), то в рамках производства по делу проводится административное расследование (ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).
(КонсультантПлюс, 2025)При этом если для выяснения всех обстоятельств нарушения требуются значительные временные затраты в связи с проведением экспертизы и иных процессуальных действий (например, направленных на получение необходимых сведений, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности), то в рамках производства по делу проводится административное расследование (ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).
Вопрос: Какие процессуальные последствия влечет за собой возврат дела об административном правонарушении в орган, осуществлявший административное расследование?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пленум Верховного Суда РФ дополнительно разъяснил, что вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела об административном правонарушении лицами, указанными в ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ. Административное расследование вправе проводить должностные лица, перечисленные в ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ, а также прокурор (п. 2 ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"). При этом необходимо учитывать, что административное расследование допускается только при выявлении административных правонарушений в отраслях законодательства, перечисленных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пленум Верховного Суда РФ дополнительно разъяснил, что вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела об административном правонарушении лицами, указанными в ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ. Административное расследование вправе проводить должностные лица, перечисленные в ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ, а также прокурор (п. 2 ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"). При этом необходимо учитывать, что административное расследование допускается только при выявлении административных правонарушений в отраслях законодательства, перечисленных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ.
Статья: Порядок определения подсудности дел об административных правонарушениях
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует учитывать, что, во-первых, проведение административного расследования находится в дискреции должностного лица, уполномоченного на составление протокола об административном правонарушении. При этом в соответствии с абз. 3, 5 пп. "а" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5) проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности. Установив, что административное расследование фактически не проводилось, судье районного суда при подготовке дела к рассмотрению следует решить вопрос о его передаче мировому судье на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ. В случае проведения административного расследования по делу об административном правонарушении в отраслях законодательства, не указанных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, судья выносит определение о передаче дела на рассмотрение мировому судье на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует учитывать, что, во-первых, проведение административного расследования находится в дискреции должностного лица, уполномоченного на составление протокола об административном правонарушении. При этом в соответствии с абз. 3, 5 пп. "а" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5) проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности. Установив, что административное расследование фактически не проводилось, судье районного суда при подготовке дела к рассмотрению следует решить вопрос о его передаче мировому судье на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ. В случае проведения административного расследования по делу об административном правонарушении в отраслях законодательства, не указанных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, судья выносит определение о передаче дела на рассмотрение мировому судье на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.
Вопрос: Имеют ли право таможенные органы в рамках административного расследования ввиду недекларирования товара, подлежащего декларированию, требовать у организации информацию о наличии счетов и остатках на них денежных средств?
(Консультация эксперта, 2023)При этом если для выяснения всех обстоятельств нарушения требуются значительные временные затраты в связи с проведением экспертизы и иных процессуальных действий (например, направленных на получение необходимых сведений, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности), то в рамках производства по делу проводится административное расследование (ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
(Консультация эксперта, 2023)При этом если для выяснения всех обстоятельств нарушения требуются значительные временные затраты в связи с проведением экспертизы и иных процессуальных действий (например, направленных на получение необходимых сведений, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности), то в рамках производства по делу проводится административное расследование (ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Статья: Административное расследование по делу об административном правонарушении
(Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 6)Отграничение административного расследования от иных процедур. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абз. 4 подп. "а" п. 3 Постановления от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что не являются административным расследованием процессуальные действия, совершенные в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в рамках предварительного расследования по уголовному делу, возбужденному в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, и впоследствии прекращенному.
(Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 6)Отграничение административного расследования от иных процедур. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абз. 4 подп. "а" п. 3 Постановления от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что не являются административным расследованием процессуальные действия, совершенные в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в рамках предварительного расследования по уголовному делу, возбужденному в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, и впоследствии прекращенному.
Готовое решение: Как привлекают к административной ответственности за нарушения, выявленные Роспотребнадзором
(КонсультантПлюс, 2025)Судья арбитражного суда будет рассматривать эти дела даже в случае, если по ним проводится административное расследование (п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2).
(КонсультантПлюс, 2025)Судья арбитражного суда будет рассматривать эти дела даже в случае, если по ним проводится административное расследование (п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2).
Статья: Проблемные вопросы привлечения военнослужащих к административной ответственности за деяния, связанные с наркотическими средствами и психотропными веществами
(Куцкель М.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)Данная ситуация становится возможной ввиду особенностей производства по делам об административных правонарушениях в сфере незаконного оборота наркотиков, касающихся необходимости представления в качестве доказательства по делу, заключения эксперта либо специалиста <3>. Временные затраты на установление характеристик вещества могут составлять значительный период. В связи с этим законодателем предусмотрена возможность осуществлять производство по делу в сфере незаконного оборота наркотиков в форме административного расследования (ч. 1 ст. 28.7 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)).
(Куцкель М.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)Данная ситуация становится возможной ввиду особенностей производства по делам об административных правонарушениях в сфере незаконного оборота наркотиков, касающихся необходимости представления в качестве доказательства по делу, заключения эксперта либо специалиста <3>. Временные затраты на установление характеристик вещества могут составлять значительный период. В связи с этим законодателем предусмотрена возможность осуществлять производство по делу в сфере незаконного оборота наркотиков в форме административного расследования (ч. 1 ст. 28.7 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)).