Плата за сервитут муниципальной земли
Подборка наиболее важных документов по запросу Плата за сервитут муниципальной земли (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 161 НК РФарендаторы государственного (муниципального) имущества, если оно закреплено за арендодателем на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (НДС уплачивает арендодатель) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Точечные изменения по НДС касаются не только избранных (комментарий к Закону от 31.07.2023 N 389-ФЗ)
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 16)Введут агентский НДС при плате за сервитут
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 16)Введут агентский НДС при плате за сервитут
Готовое решение: Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)плата за публичный сервитут в отношении государственных или муниципальных земель (земельных участков), не обремененных правами третьих лиц, не внесена в течение шести месяцев со дня принятия решения о его установлении;
(КонсультантПлюс, 2025)плата за публичный сервитут в отношении государственных или муниципальных земель (земельных участков), не обремененных правами третьих лиц, не внесена в течение шести месяцев со дня принятия решения о его установлении;
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ
(ред. от 25.10.2024)
"Об электроэнергетике"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)на внесение арендной платы или платы за сервитут при использовании земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если соответствующие права не были оформлены системообразующей территориальной сетевой организацией самостоятельно;
(ред. от 25.10.2024)
"Об электроэнергетике"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)на внесение арендной платы или платы за сервитут при использовании земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если соответствующие права не были оформлены системообразующей территориальной сетевой организацией самостоятельно;
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2) в срок, установленный пунктом 2 статьи 39.46 настоящего Кодекса, не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и (или) юридическим лицам;
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2) в срок, установленный пунктом 2 статьи 39.46 настоящего Кодекса, не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и (или) юридическим лицам;
Вопрос: Об НДС при предоставлении сервитута (публичного сервитута) в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
(Письмо Минфина России от 21.08.2024 N 03-07-11/78746)- в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
(Письмо Минфина России от 21.08.2024 N 03-07-11/78746)- в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Статья: О некоторых аспектах установления, изменения и прекращения частных сервитутов
(Гусев А.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Постановлением АС Восточно-Сибирского округа от 03.04.2024 по делу N А19-7595/2023 признана недействительной часть гражданско-правовой сделки - соглашения о сервитуте в отношении муниципального земельного участка - в части расчета платы за сервитут. В ходе судебного разбирательства сделан вывод о том, что механизм формирования арендной платы за пользование публичными земельными участками по существу аналогичен порядку определения платы за сервитут в отношении таких участков. Следовательно, к плате за частный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, применяются основные принципы установления таких платежей (по аналогии с арендными платежами за публичные земельные участки): принцип экономической обоснованности и принцип предельно допустимой простоты расчета платы. В результате арбитражные суды, руководствуясь статьей 12 ГК РФ, не применили муниципальный нормативный правовой акт, противоречащий нормативным актам более высокого уровня (который не допускал снижения платы за сервитут в случае уменьшения кадастровой стоимости недвижимости), и часть соглашения о сервитуте в виде размера платы признали недействительной сделкой (статья 168 ГК РФ), а сервитут в этой части изменили.
(Гусев А.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Постановлением АС Восточно-Сибирского округа от 03.04.2024 по делу N А19-7595/2023 признана недействительной часть гражданско-правовой сделки - соглашения о сервитуте в отношении муниципального земельного участка - в части расчета платы за сервитут. В ходе судебного разбирательства сделан вывод о том, что механизм формирования арендной платы за пользование публичными земельными участками по существу аналогичен порядку определения платы за сервитут в отношении таких участков. Следовательно, к плате за частный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, применяются основные принципы установления таких платежей (по аналогии с арендными платежами за публичные земельные участки): принцип экономической обоснованности и принцип предельно допустимой простоты расчета платы. В результате арбитражные суды, руководствуясь статьей 12 ГК РФ, не применили муниципальный нормативный правовой акт, противоречащий нормативным актам более высокого уровня (который не допускал снижения платы за сервитут в случае уменьшения кадастровой стоимости недвижимости), и часть соглашения о сервитуте в виде размера платы признали недействительной сделкой (статья 168 ГК РФ), а сервитут в этой части изменили.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2) плата за публичный сервитут в отношении государственных или муниципальных земель (земельных участков), не обремененных правами третьих лиц, не внесена в течение шести месяцев со дня принятия решения о его установлении;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2) плата за публичный сервитут в отношении государственных или муниципальных земель (земельных участков), не обремененных правами третьих лиц, не внесена в течение шести месяцев со дня принятия решения о его установлении;
Статья: Права и обязанности собственников земельной недвижимости: вопросы теории
(Чаркин С.А.)
("Цивилист", 2023, N 5)д) обязанность своевременно производить платежи за землю. Существует три вида платежей за землю: земельный налог (предусмотрен гл. 31 Налогового кодекса РФ <18>, там же установлены сроки платежей); арендная плата (предусмотрена ст. 614 ГК РФ, срок и размер ее уплаты определяются договором аренды); плата за установление сервитута (плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год его использования; в отношении частного сервитута порядок определения платы законом четко не регламентируется);
(Чаркин С.А.)
("Цивилист", 2023, N 5)д) обязанность своевременно производить платежи за землю. Существует три вида платежей за землю: земельный налог (предусмотрен гл. 31 Налогового кодекса РФ <18>, там же установлены сроки платежей); арендная плата (предусмотрена ст. 614 ГК РФ, срок и размер ее уплаты определяются договором аренды); плата за установление сервитута (плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год его использования; в отношении частного сервитута порядок определения платы законом четко не регламентируется);
Статья: Сервитут как обременение права собственности. Частный и публичный сервитуты. Зона прохода и проезда
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)При установлении публичного сервитута в специальном порядке его обладатель по общему правилу обязан вносить плату (п. 1 ст. 39.46 ЗК РФ). Плата за публичный сервитут для земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не обремененных правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента от кадастровой стоимости такого участка за каждый год использования, но не менее 0,1 процента от кадастровой стоимости за весь срок обременения, если оно установлено на три года и более (п. 4 ст. 39.46 ЗК РФ).
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)При установлении публичного сервитута в специальном порядке его обладатель по общему правилу обязан вносить плату (п. 1 ст. 39.46 ЗК РФ). Плата за публичный сервитут для земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не обремененных правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента от кадастровой стоимости такого участка за каждый год использования, но не менее 0,1 процента от кадастровой стоимости за весь срок обременения, если оно установлено на три года и более (п. 4 ст. 39.46 ЗК РФ).
Вопрос: Об НДС при предоставлении сервитута, а также в отношении арендной платы за пользование земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности.
(Письмо Минфина России от 20.01.2023 N 03-07-11/3898)Вопрос: Организация в порядке пп. 2 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) требуются письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.
(Письмо Минфина России от 20.01.2023 N 03-07-11/3898)Вопрос: Организация в порядке пп. 2 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) требуются письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.
Статья: Защита прокурором публичных интересов в сфере платного землепользования в судебном порядке
(Текеев М.Ш.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 2)Из сказанного можно заключить, что публичный интерес, возникающий в сфере платного землепользования, подлежащий защите со стороны органов прокуратуры и суда, заключается в устранении нарушений, касающихся взимания платы за землю как способа пополнения местных бюджетов. В рамках гражданского, административного, арбитражного судопроизводства прокуратура обеспечивает защиту прав публичных образований на получение арендной платы за землю, земельного налога, платы за публичный сервитут, иной платы за использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Проведенный анализ дает основания утверждать, что публичный интерес соотносится с правом публичного образования как целое и частное. Публичный интерес охватывает коллективные потребности в использовании средств бюджета как публичного фонда в государственных и общественных целях. Соответственно, незаконное сокращение количества источников его пополнения требует реакции со стороны компетентных государственных органов путем судебной защиты и восстановления нарушенных прав публичного образования, формирующих содержание права собственности на землю и, в частности, распоряжения ею (ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации). Нарушения, касающиеся платы за землю, допущенные физическими лицами либо субъектами, не связанными с экономической деятельностью, устраняются в порядке гражданского судопроизводства. Нарушения прав и интересов публичных образований, допущенные государственными органами, в том числе в ходе осуществления властных полномочий по установлению размера платы за землю, служат основанием для обращения в суд с административными исковыми заявлениями в порядке административного судопроизводства. В том случае, если нарушение прав публичного образования допущено субъектами экономической деятельности либо связано с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления в сфере платного землепользования с участием субъектов экономической деятельности, дело подлежит рассмотрению в порядке арбитражного судопроизводства.
(Текеев М.Ш.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 2)Из сказанного можно заключить, что публичный интерес, возникающий в сфере платного землепользования, подлежащий защите со стороны органов прокуратуры и суда, заключается в устранении нарушений, касающихся взимания платы за землю как способа пополнения местных бюджетов. В рамках гражданского, административного, арбитражного судопроизводства прокуратура обеспечивает защиту прав публичных образований на получение арендной платы за землю, земельного налога, платы за публичный сервитут, иной платы за использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Проведенный анализ дает основания утверждать, что публичный интерес соотносится с правом публичного образования как целое и частное. Публичный интерес охватывает коллективные потребности в использовании средств бюджета как публичного фонда в государственных и общественных целях. Соответственно, незаконное сокращение количества источников его пополнения требует реакции со стороны компетентных государственных органов путем судебной защиты и восстановления нарушенных прав публичного образования, формирующих содержание права собственности на землю и, в частности, распоряжения ею (ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации). Нарушения, касающиеся платы за землю, допущенные физическими лицами либо субъектами, не связанными с экономической деятельностью, устраняются в порядке гражданского судопроизводства. Нарушения прав и интересов публичных образований, допущенные государственными органами, в том числе в ходе осуществления властных полномочий по установлению размера платы за землю, служат основанием для обращения в суд с административными исковыми заявлениями в порядке административного судопроизводства. В том случае, если нарушение прав публичного образования допущено субъектами экономической деятельности либо связано с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления в сфере платного землепользования с участием субъектов экономической деятельности, дело подлежит рассмотрению в порядке арбитражного судопроизводства.
Статья: Определение убытков, причиненных занятием сельскохозяйственных угодий при установлении публичного сервитута для строительства линейного объекта
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)4. Об утверждении Методических рекомендаций по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам: Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 июня 2019 года N 321.
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)4. Об утверждении Методических рекомендаций по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам: Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 июня 2019 года N 321.
Вопрос: Об НДС при предоставлении ОМСУ прав ограниченного пользования земельным участком (сервитута) и прав на размещение объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности.
(Письмо Минфина России от 04.03.2024 N 03-07-11/18924)Операции по предоставлению прав на размещение объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в данные перечни не включены и, соответственно, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость. При этом особенности уплаты налога на добавленную стоимость в отношении вышеуказанных операций Кодексом не установлены. В связи с этим при предоставлении прав на размещение объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута налог на добавленную стоимость уплачивается лицами, предоставляющими указанные права.
(Письмо Минфина России от 04.03.2024 N 03-07-11/18924)Операции по предоставлению прав на размещение объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в данные перечни не включены и, соответственно, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость. При этом особенности уплаты налога на добавленную стоимость в отношении вышеуказанных операций Кодексом не установлены. В связи с этим при предоставлении прав на размещение объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута налог на добавленную стоимость уплачивается лицами, предоставляющими указанные права.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)9. Особенности порядка заключения соглашения об установлении сервитута и определения платы в отношении земельных участков, относящихся к государственной или муниципальной собственности, могут устанавливаться земельным законодательством.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)9. Особенности порядка заключения соглашения об установлении сервитута и определения платы в отношении земельных участков, относящихся к государственной или муниципальной собственности, могут устанавливаться земельным законодательством.