Плата за сервитут для целей налогообложения
Подборка наиболее важных документов по запросу Плата за сервитут для целей налогообложения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 168 "Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении исковых требований, поскольку сочли, что общество обоснованно выделило сумму НДС из платы за сервитут и уплатило налог в бюджет в качестве налогового агента.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении исковых требований, поскольку сочли, что общество обоснованно выделило сумму НДС из платы за сервитут и уплатило налог в бюджет в качестве налогового агента.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 161 "Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению организации, она правомерно удержала из платы за сервитут часть денежных средств, являющуюся суммой НДС, и перечислила ее в бюджет во исполнение своих обязанностей налогового агента (п. 3 ст. 161 НК РФ).
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению организации, она правомерно удержала из платы за сервитут часть денежных средств, являющуюся суммой НДС, и перечислила ее в бюджет во исполнение своих обязанностей налогового агента (п. 3 ст. 161 НК РФ).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как собственнику земельного участка учесть плату за сервитут
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как отразить плату за сервитут в налоговом учете собственника земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как отразить плату за сервитут в налоговом учете собственника земельного участка
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Согласие иных лиц, которым принадлежат здания, сооружения или помещения в них, на приобретение такого земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование не требуется. В этом случае с указанными лицами заключается соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка. Плата за сервитут устанавливается в размере, равном ставке земельного налога, рассчитанном пропорционально площади зданий, сооружений или помещений в них, предоставленных указанным лицам на праве оперативного управления.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Согласие иных лиц, которым принадлежат здания, сооружения или помещения в них, на приобретение такого земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование не требуется. В этом случае с указанными лицами заключается соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка. Плата за сервитут устанавливается в размере, равном ставке земельного налога, рассчитанном пропорционально площади зданий, сооружений или помещений в них, предоставленных указанным лицам на праве оперативного управления.
Статья: Защита прокурором публичных интересов в сфере платного землепользования в судебном порядке
(Текеев М.Ш.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 2)Из сказанного можно заключить, что публичный интерес, возникающий в сфере платного землепользования, подлежащий защите со стороны органов прокуратуры и суда, заключается в устранении нарушений, касающихся взимания платы за землю как способа пополнения местных бюджетов. В рамках гражданского, административного, арбитражного судопроизводства прокуратура обеспечивает защиту прав публичных образований на получение арендной платы за землю, земельного налога, платы за публичный сервитут, иной платы за использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Проведенный анализ дает основания утверждать, что публичный интерес соотносится с правом публичного образования как целое и частное. Публичный интерес охватывает коллективные потребности в использовании средств бюджета как публичного фонда в государственных и общественных целях. Соответственно, незаконное сокращение количества источников его пополнения требует реакции со стороны компетентных государственных органов путем судебной защиты и восстановления нарушенных прав публичного образования, формирующих содержание права собственности на землю и, в частности, распоряжения ею (ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации). Нарушения, касающиеся платы за землю, допущенные физическими лицами либо субъектами, не связанными с экономической деятельностью, устраняются в порядке гражданского судопроизводства. Нарушения прав и интересов публичных образований, допущенные государственными органами, в том числе в ходе осуществления властных полномочий по установлению размера платы за землю, служат основанием для обращения в суд с административными исковыми заявлениями в порядке административного судопроизводства. В том случае, если нарушение прав публичного образования допущено субъектами экономической деятельности либо связано с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления в сфере платного землепользования с участием субъектов экономической деятельности, дело подлежит рассмотрению в порядке арбитражного судопроизводства.
(Текеев М.Ш.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 2)Из сказанного можно заключить, что публичный интерес, возникающий в сфере платного землепользования, подлежащий защите со стороны органов прокуратуры и суда, заключается в устранении нарушений, касающихся взимания платы за землю как способа пополнения местных бюджетов. В рамках гражданского, административного, арбитражного судопроизводства прокуратура обеспечивает защиту прав публичных образований на получение арендной платы за землю, земельного налога, платы за публичный сервитут, иной платы за использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Проведенный анализ дает основания утверждать, что публичный интерес соотносится с правом публичного образования как целое и частное. Публичный интерес охватывает коллективные потребности в использовании средств бюджета как публичного фонда в государственных и общественных целях. Соответственно, незаконное сокращение количества источников его пополнения требует реакции со стороны компетентных государственных органов путем судебной защиты и восстановления нарушенных прав публичного образования, формирующих содержание права собственности на землю и, в частности, распоряжения ею (ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации). Нарушения, касающиеся платы за землю, допущенные физическими лицами либо субъектами, не связанными с экономической деятельностью, устраняются в порядке гражданского судопроизводства. Нарушения прав и интересов публичных образований, допущенные государственными органами, в том числе в ходе осуществления властных полномочий по установлению размера платы за землю, служат основанием для обращения в суд с административными исковыми заявлениями в порядке административного судопроизводства. В том случае, если нарушение прав публичного образования допущено субъектами экономической деятельности либо связано с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления в сфере платного землепользования с участием субъектов экономической деятельности, дело подлежит рассмотрению в порядке арбитражного судопроизводства.
Готовое решение: Плательщики земельного налога
(КонсультантПлюс, 2025)Да, нужно. Особенностей уплаты налога для участков с сервитутом в НК РФ нет. Поэтому платить налог придется за весь участок целиком несмотря на то, что на часть его установлен сервитут (п. 1 ст. 388 НК РФ, Письмо Минфина России от 23.04.2009 N 03-05-05-02/23).
(КонсультантПлюс, 2025)Да, нужно. Особенностей уплаты налога для участков с сервитутом в НК РФ нет. Поэтому платить налог придется за весь участок целиком несмотря на то, что на часть его установлен сервитут (п. 1 ст. 388 НК РФ, Письмо Минфина России от 23.04.2009 N 03-05-05-02/23).
Статья: Точечные изменения по НДС касаются не только избранных (комментарий к Закону от 31.07.2023 N 389-ФЗ)
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 16)Напомним, что сейчас по общему правилу плата за сервитут облагается НДС <15>. По разъяснениям Минфина, налоговую базу сейчас должен определять тот, кто имеет право на получение такой платы. Пусть даже это ГУП или МУП <16>.
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 16)Напомним, что сейчас по общему правилу плата за сервитут облагается НДС <15>. По разъяснениям Минфина, налоговую базу сейчас должен определять тот, кто имеет право на получение такой платы. Пусть даже это ГУП или МУП <16>.
Статья: Соблюдение баланса интересов при установлении сервитута в отношении земельных участков
(Нигматуллина Э.Ф.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Следовательно, если речь идет о полномочии собственника по использованию земельного участка, обремененного публичным сервитутом в указанных целях, предполагающем несение им необоснованных расходов, то такая норма вряд ли уместна без соразмерного уменьшения кадастровой стоимости земельного участка и размера земельного налога на сумму платы за сервитут.
(Нигматуллина Э.Ф.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Следовательно, если речь идет о полномочии собственника по использованию земельного участка, обремененного публичным сервитутом в указанных целях, предполагающем несение им необоснованных расходов, то такая норма вряд ли уместна без соразмерного уменьшения кадастровой стоимости земельного участка и размера земельного налога на сумму платы за сервитут.
Готовое решение: НДС по операциям с земельными участками
(КонсультантПлюс, 2025)Плата за сервитут облагается НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговую базу нужно рассчитать в соответствии с п. 2 ст. 153 НК РФ, включив в нее все связанные с расчетами за передаваемые права доходы, полученные в денежной и (или) натуральной форме, включая оплату ценными бумагами (Письма Минфина России от 18.04.2022 N 03-07-11/33893, от 01.04.2021 N 03-07-11/23922, от 11.12.2020 N 03-07-11/108712). Сумму НДС исчислите в общем порядке (Письма Минфина России от 06.05.2025 N 03-07-11/45064, от 21.08.2024 N 03-07-11/78746, от 27.03.2024 N 03-07-11/27422).
(КонсультантПлюс, 2025)Плата за сервитут облагается НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговую базу нужно рассчитать в соответствии с п. 2 ст. 153 НК РФ, включив в нее все связанные с расчетами за передаваемые права доходы, полученные в денежной и (или) натуральной форме, включая оплату ценными бумагами (Письма Минфина России от 18.04.2022 N 03-07-11/33893, от 01.04.2021 N 03-07-11/23922, от 11.12.2020 N 03-07-11/108712). Сумму НДС исчислите в общем порядке (Письма Минфина России от 06.05.2025 N 03-07-11/45064, от 21.08.2024 N 03-07-11/78746, от 27.03.2024 N 03-07-11/27422).