Плата за негативное воздействие сточных вод
Подборка наиболее важных документов по запросу Плата за негативное воздействие сточных вод (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Банковский счет1.1. Можно ли без согласия клиента взыскать как меру ответственности плату за сброс загрязняющих веществ, если по договору банковского счета услуги по водоснабжению и приему сточных вод оплачиваются в безакцептном порядке
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О водоснабжении и водоотведении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)Статья 30.2. Исчисление платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимание указанной платы с абонентов
(ред. от 08.08.2024)
"О водоснабжении и водоотведении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)Статья 30.2. Исчисление платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимание указанной платы с абонентов
Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644
(ред. от 28.11.2023)
"Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"XV. Порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ
(ред. от 28.11.2023)
"Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"XV. Порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ
Готовое решение: Корректировка платы за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)Исключение существует для организаций, которые эксплуатируют централизованные системы водоотведения поселений или городских округов. Они из суммы платы за сбросы загрязняющих веществ вычитают затраты сразу по всем загрязняющим веществам. Кроме того, такие организации могут уменьшить плату за НВОС на сумму, на которую была снижена плата их абонентов за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (п. 12.1 ст. 16.3 Закона об охране окружающей среды, п. 44 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).
(КонсультантПлюс, 2025)Исключение существует для организаций, которые эксплуатируют централизованные системы водоотведения поселений или городских округов. Они из суммы платы за сбросы загрязняющих веществ вычитают затраты сразу по всем загрязняющим веществам. Кроме того, такие организации могут уменьшить плату за НВОС на сумму, на которую была снижена плата их абонентов за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (п. 12.1 ст. 16.3 Закона об охране окружающей среды, п. 44 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).
Статья: Практика разрешения споров, связанных с водоснабжением и водоотведением
(Холминов А.А., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Споры о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ
(Холминов А.А., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Споры о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ
Статья: Принцип международного экологического права "загрязнитель платит": содержание и проблемы реализации
(Рыженков А.Я.)
("Современное право", 2025, N 5)1. Экономические инструменты и налогообложение. Во многих странах введены экологические налоги, сборы и платежи, прямо основанные на этом принципе. Например, плата за выбросы загрязняющих веществ и сброс сточных вод взимается с предприятий пропорционально объему и опасности их выбросов (сбросов), с направлением полученных средств на экологические программы. Такие платежи существуют в законодательстве ЕС и государств СНГ (например, в России - плата за негативное воздействие на окружающую среду) и призваны как пополнить фонды для ликвидации ущерба, так и стимулировать предприятия снижать объемы загрязнений. Еще один пример - углеродный налог или система торговли выбросами парниковых газов, которые заставляют эмитентов CO2 учитывать стоимость выбросов, тем самым реализуя принцип "загрязнитель платит" применительно к изменению климата [6, с. 17]. В целом налоговые меры делают невыгодным загрязнение окружающей среды без внесения платежей, чем стимулируют более чистые технологии.
(Рыженков А.Я.)
("Современное право", 2025, N 5)1. Экономические инструменты и налогообложение. Во многих странах введены экологические налоги, сборы и платежи, прямо основанные на этом принципе. Например, плата за выбросы загрязняющих веществ и сброс сточных вод взимается с предприятий пропорционально объему и опасности их выбросов (сбросов), с направлением полученных средств на экологические программы. Такие платежи существуют в законодательстве ЕС и государств СНГ (например, в России - плата за негативное воздействие на окружающую среду) и призваны как пополнить фонды для ликвидации ущерба, так и стимулировать предприятия снижать объемы загрязнений. Еще один пример - углеродный налог или система торговли выбросами парниковых газов, которые заставляют эмитентов CO2 учитывать стоимость выбросов, тем самым реализуя принцип "загрязнитель платит" применительно к изменению климата [6, с. 17]. В целом налоговые меры делают невыгодным загрязнение окружающей среды без внесения платежей, чем стимулируют более чистые технологии.
Статья: Обновление концепции антимонопольного регулирования. Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума ВС РФ от 4 марта 2021 года N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"
(Алексеева А.А., Борзило Е.Ю., Корнеев В.А., Писенко К.А., Разгильдеев А.В., Сафонов В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, NN 5, 6, 7)В п. 12 Постановления продолжение идеи о разграничении антимонопольных и гражданско-правовых нарушений (см. комментарий к п. 11). Антимонопольное нарушение, являясь видом гражданско-правового нарушения, имеет дополнительные признаки: совершается в форме недопущения, ограничения или устранения конкуренции, причинения вреда определенной категории участников рынка. Другими словами, если доминирующий на рынке субъект предлагает контрагенту явно обременительные условия договора, то совершение таких действий само по себе еще не может быть квалифицировано как антимонопольное нарушение. У такого действия должен быть антиконкурентный эффект, который подлежит доказыванию антимонопольным органом (как в примере с ресурсоснабжающей организацией, приведенном в комментарии к п. 11 Постановления). Оценивая отдельные акты в порядке нормоконтроля, Административная коллегия ВС РФ также указывает на необходимость разграничения антимонопольных оснований и оснований, касающихся интересов конкретных лиц. В одном из дел подчеркивается, что положения Закона о защите конкуренции не устанавливают права и обязанности сторон договора водоотведения, требования к сточным водам, порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, ввиду чего ссылка на них при оспаривании Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод является несостоятельной <32>.
(Алексеева А.А., Борзило Е.Ю., Корнеев В.А., Писенко К.А., Разгильдеев А.В., Сафонов В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, NN 5, 6, 7)В п. 12 Постановления продолжение идеи о разграничении антимонопольных и гражданско-правовых нарушений (см. комментарий к п. 11). Антимонопольное нарушение, являясь видом гражданско-правового нарушения, имеет дополнительные признаки: совершается в форме недопущения, ограничения или устранения конкуренции, причинения вреда определенной категории участников рынка. Другими словами, если доминирующий на рынке субъект предлагает контрагенту явно обременительные условия договора, то совершение таких действий само по себе еще не может быть квалифицировано как антимонопольное нарушение. У такого действия должен быть антиконкурентный эффект, который подлежит доказыванию антимонопольным органом (как в примере с ресурсоснабжающей организацией, приведенном в комментарии к п. 11 Постановления). Оценивая отдельные акты в порядке нормоконтроля, Административная коллегия ВС РФ также указывает на необходимость разграничения антимонопольных оснований и оснований, касающихся интересов конкретных лиц. В одном из дел подчеркивается, что положения Закона о защите конкуренции не устанавливают права и обязанности сторон договора водоотведения, требования к сточным водам, порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, ввиду чего ссылка на них при оспаривании Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод является несостоятельной <32>.
Готовое решение: Как рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду до 31 августа 2023 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)При сбросе загрязняющих веществ в водные объекты платежную базу рассчитывайте как разницу между количеством загрязняющих веществ в сточной воде и количеством этих веществ в воде, забранной для использования из того же водного объекта (п. 15 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).
(КонсультантПлюс, 2023)При сбросе загрязняющих веществ в водные объекты платежную базу рассчитывайте как разницу между количеством загрязняющих веществ в сточной воде и количеством этих веществ в воде, забранной для использования из того же водного объекта (п. 15 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).