Плата за негативное воздействие на окружающую среду расходы
Подборка наиболее важных документов по запросу Плата за негативное воздействие на окружающую среду расходы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 16.4 "Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду" Федерального закона "Об охране окружающей среды"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Судом были отклонены доводы ответчика о том, при расчете платы за НВОС подлежат учету расходы на выполнение мероприятий по снижению сбросов загрязняющих веществ, поскольку сведения, содержащиеся в представленных документах, свидетельствуют о его затратах, понесенных в связи с эксплуатацией и ремонтом используемых им сооружений и оборудования, а не по снижению НВОС.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Судом были отклонены доводы ответчика о том, при расчете платы за НВОС подлежат учету расходы на выполнение мероприятий по снижению сбросов загрязняющих веществ, поскольку сведения, содержащиеся в представленных документах, свидетельствуют о его затратах, понесенных в связи с эксплуатацией и ремонтом используемых им сооружений и оборудования, а не по снижению НВОС.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 14 "Договор водоотведения" Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении""Суд округа отклоняет ссылку Предприятия на то, что пени, предусмотренные частью 6.2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ, не подлежат начислению, поскольку плата за негативное воздействие на работу ЦСВ представляет собой компенсацию расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства, то есть является санкцией."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как при УСН учесть налоги и другие обязательные платежи
(КонсультантПлюс, 2025)3.1. Можно ли учесть плату за негативное воздействие на окружающую среду в расходах по УСН
(КонсультантПлюс, 2025)3.1. Можно ли учесть плату за негативное воздействие на окружающую среду в расходах по УСН
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)9. Расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)9. Расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 N 881
(ред. от 20.09.2025)
"Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации"49. Расходы на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при корректировке размеров платы за негативное воздействие и расходы на реализацию мероприятий по полезному использованию попутного нефтяного газа при расчете показателя покрытия затрат, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, подтверждаются следующими документами:
(ред. от 20.09.2025)
"Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации"49. Расходы на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при корректировке размеров платы за негативное воздействие и расходы на реализацию мероприятий по полезному использованию попутного нефтяного газа при расчете показателя покрытия затрат, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, подтверждаются следующими документами:
"Упрощенка: доходы минус расходы"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)5.7.3. Плата за негативное воздействие на окружающую среду
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)5.7.3. Плата за негативное воздействие на окружающую среду
Статья: Принцип международного экологического права "загрязнитель платит": содержание и проблемы реализации
(Рыженков А.Я.)
("Современное право", 2025, N 5)Международное право должно двигаться к большей прозрачности в том, как государства выполняют принцип "загрязнитель платит". Например, в рамках соглашений типа Орхусской конвенции можно обязать страны регулярно отчитываться о мерах по возмещению экологического вреда, о суммах взысканных экологических платежей, а также о случаях, когда государству пришлось компенсировать расходы, причиненные экологическими правонарушениями. Публикация таких данных позволит выявлять пробелы: если какая-то страна систематически тратит бюджетные средства на ликвидацию загрязнений, вызванных частными лицами, - это сигнал о несоблюдении принципа "загрязнитель платит".
(Рыженков А.Я.)
("Современное право", 2025, N 5)Международное право должно двигаться к большей прозрачности в том, как государства выполняют принцип "загрязнитель платит". Например, в рамках соглашений типа Орхусской конвенции можно обязать страны регулярно отчитываться о мерах по возмещению экологического вреда, о суммах взысканных экологических платежей, а также о случаях, когда государству пришлось компенсировать расходы, причиненные экологическими правонарушениями. Публикация таких данных позволит выявлять пробелы: если какая-то страна систематически тратит бюджетные средства на ликвидацию загрязнений, вызванных частными лицами, - это сигнал о несоблюдении принципа "загрязнитель платит".
Готовое решение: Как учесть обязательные платежи в бюджет при расчете налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Плату за негативное воздействие на окружающую среду включите в материальные расходы. Однако учесть можно только платежи (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ):
(КонсультантПлюс, 2025)Плату за негативное воздействие на окружающую среду включите в материальные расходы. Однако учесть можно только платежи (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ):
Готовое решение: Как рассчитать сумму платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами до 31 августа 2023 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)Плату за атмосферные выбросы по итогам года определите исходя из выбросов по нормативу, в пределах временно разрешенных выбросов и сверх них. А если временно разрешенные выбросы не согласованы - в пределах нормативов и сверх них. Полученную сумму платы уменьшите на расходы по снижению НВОС и вычтите авансовые платежи.
(КонсультантПлюс, 2023)Плату за атмосферные выбросы по итогам года определите исходя из выбросов по нормативу, в пределах временно разрешенных выбросов и сверх них. А если временно разрешенные выбросы не согласованы - в пределах нормативов и сверх них. Полученную сумму платы уменьшите на расходы по снижению НВОС и вычтите авансовые платежи.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Об особенностях применения ч. 11.1 комментируемой статьи в части обращения с твердыми коммунальными отходами см. ч. 9 ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", согласно которой расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Об особенностях применения ч. 11.1 комментируемой статьи в части обращения с твердыми коммунальными отходами см. ч. 9 ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", согласно которой расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Готовое решение: Как рассчитать сумму платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами
(КонсультантПлюс, 2025)Полученную сумму платы уменьшите на расходы по снижению НВОС и вычтите авансовые платежи.
(КонсультантПлюс, 2025)Полученную сумму платы уменьшите на расходы по снижению НВОС и вычтите авансовые платежи.
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль7.1. Можно ли учесть в расходах плату за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, произведенные сверх допустимых нормативов, но в пределах временно разрешенных выбросов, сбросов?
Статья: Система обязательных платежей в Российской Федерации: переосмысление и уточнение элементов
(Изотов Ю.Г.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 5)Размер обеспечения может быть как большим, так и меньшим по отношению к осуществляемым государством расходам. Налоги, сборы и пошлины поступают в бюджет, где растворяются и финансируют все государственные расходы. Отмечается, что средства от платы за негативное воздействие на окружающую среду идут в первую очередь на финансирование социальных обязательств, а природоохранительная деятельность финансируется по остаточному принципу <5>.
(Изотов Ю.Г.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 5)Размер обеспечения может быть как большим, так и меньшим по отношению к осуществляемым государством расходам. Налоги, сборы и пошлины поступают в бюджет, где растворяются и финансируют все государственные расходы. Отмечается, что средства от платы за негативное воздействие на окружающую среду идут в первую очередь на финансирование социальных обязательств, а природоохранительная деятельность финансируется по остаточному принципу <5>.
Готовое решение: Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)если в отчетном периоде вы корректировали (уменьшали) размер платы за НВОС - перечень документов, которые подтверждают ваши расходы на мероприятия по снижению НВОС, с указанием их реквизитов;
(КонсультантПлюс, 2025)если в отчетном периоде вы корректировали (уменьшали) размер платы за НВОС - перечень документов, которые подтверждают ваши расходы на мероприятия по снижению НВОС, с указанием их реквизитов;
Статья: Совершенствование отдельных аспектов системы государственного контроля и надзора для повышения эффективности государственного управления
(Чернышева Т.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 7)Соблюдение ОТ, предъявляемых государством в лице контрольно-надзорных органов, сопряжено со значительными затратами для бизнеса. Данные издержки включают как прямые расходы (например, оплата разрешений, сертификация, экологические платежи), так и косвенные (временные затраты, обучение персонала, внедрение новых процессов) <2>. Однако существующие методики учета таких затрат зачастую не позволяют точно оценить их влияние на деятельность предприятий, что приводит к неэффективному регулированию и избыточному администрированию. В этой связи совершенствование подходов к учету затрат на соблюдение ОТ становится важной задачей в рамках оптимизации контрольно-надзорной деятельности <3>.
(Чернышева Т.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 7)Соблюдение ОТ, предъявляемых государством в лице контрольно-надзорных органов, сопряжено со значительными затратами для бизнеса. Данные издержки включают как прямые расходы (например, оплата разрешений, сертификация, экологические платежи), так и косвенные (временные затраты, обучение персонала, внедрение новых процессов) <2>. Однако существующие методики учета таких затрат зачастую не позволяют точно оценить их влияние на деятельность предприятий, что приводит к неэффективному регулированию и избыточному администрированию. В этой связи совершенствование подходов к учету затрат на соблюдение ОТ становится важной задачей в рамках оптимизации контрольно-надзорной деятельности <3>.