Планирование налоговых проверок
Подборка наиболее важных документов по запросу Планирование налоговых проверок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщики обратились в суд с заявлением о признании недействующим п. 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований. Верховный Суд РФ указал, что в силу положений ст. 89 НК РФ вопрос планирования выездных налоговых проверок и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов. Оспариваемый акт определяет общую систему планирования налоговыми органами выездных налоговых проверок, не регламентирует порядок проведения таких проверок и, следовательно, не вводит нового правового регулирования, не изменяет и не прекращает действие нормативных правовых актов, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям. Приведенные в оспариваемом акте суммовые показатели деятельности налогоплательщика (налоговая нагрузка в процентах от выручки по видам деятельности, доля профессиональных налоговых вычетов в общей сумме доходов индивидуальных предпринимателей, рентабельность продаж) являются критериями отбора объектов налоговых проверок при планировании выездных налоговых проверок, что относится к компетенции налоговых органов; сам по себе факт соответствия этим критериям не влечет возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает органам налогового контроля и самому налогоплательщику на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Наличие у налогоплательщика какого-либо критерия из числа содержащихся в оспариваемом акте не является безусловным основанием для назначения выездной налоговой проверки и не препятствует налогоплательщику в осуществлении его предпринимательской деятельности. Оспариваемый акт не нарушает и не ограничивает права и законные интересы налогоплательщиков, не содержит властных предписаний, а имеет лишь программно-целевой характер, формулирует цели и задачи контрольно-надзорной деятельности территориальных налоговых органов.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщики обратились в суд с заявлением о признании недействующим п. 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований. Верховный Суд РФ указал, что в силу положений ст. 89 НК РФ вопрос планирования выездных налоговых проверок и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов. Оспариваемый акт определяет общую систему планирования налоговыми органами выездных налоговых проверок, не регламентирует порядок проведения таких проверок и, следовательно, не вводит нового правового регулирования, не изменяет и не прекращает действие нормативных правовых актов, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям. Приведенные в оспариваемом акте суммовые показатели деятельности налогоплательщика (налоговая нагрузка в процентах от выручки по видам деятельности, доля профессиональных налоговых вычетов в общей сумме доходов индивидуальных предпринимателей, рентабельность продаж) являются критериями отбора объектов налоговых проверок при планировании выездных налоговых проверок, что относится к компетенции налоговых органов; сам по себе факт соответствия этим критериям не влечет возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает органам налогового контроля и самому налогоплательщику на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Наличие у налогоплательщика какого-либо критерия из числа содержащихся в оспариваемом акте не является безусловным основанием для назначения выездной налоговой проверки и не препятствует налогоплательщику в осуществлении его предпринимательской деятельности. Оспариваемый акт не нарушает и не ограничивает права и законные интересы налогоплательщиков, не содержит властных предписаний, а имеет лишь программно-целевой характер, формулирует цели и задачи контрольно-надзорной деятельности территориальных налоговых органов.
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Уведомление регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса
(КонсультантПлюс, 2025)Внесение в ЕГРЮЛ записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса общества могут приостановить, если в регистрирующий орган поступила информация о планируемой выездной налоговой проверке в отношении ликвидируемого общества
(КонсультантПлюс, 2025)Внесение в ЕГРЮЛ записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса общества могут приостановить, если в регистрирующий орган поступила информация о планируемой выездной налоговой проверке в отношении ликвидируемого общества
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкам- в Приложении N 1 приведена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее - Концепция);
Нормативные акты
"Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг"
(утв. Минфином РФ 23.04.2004, одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол N 25 от 22.04.2004)2.1. Планирование аудиторской проверки по разделу
(утв. Минфином РФ 23.04.2004, одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол N 25 от 22.04.2004)2.1. Планирование аудиторской проверки по разделу
Статья: Единство и дифференциация в системе гражданско-правовых договоров
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В оценке факта возникновения объекта налогообложения по нормам НК РФ термин "реализация" для целей применения налогового законодательства является ключевым. Не вмешиваясь в гражданско-правовую сферу, законодатель исходит из того, что договорный акт реализации - это оборот товара, работы, услуги. Какой вид договора стороны выберут - это свобода их усмотрения. Главное помнить, что на налоговые обязательства влияют все параметры заключенного договора, ориентиры которых нормативно сформулированы в ГК РФ: вид, стороны, предмет, существенные, а также обычные условия договора (дата исполнения обязательства, порядок расчетов по договору и др.). На этот счет налоговые органы издали рекомендации (Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"), утвердив критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, которые могут учитываться для целей оценки рисков при выборе контрагентов.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В оценке факта возникновения объекта налогообложения по нормам НК РФ термин "реализация" для целей применения налогового законодательства является ключевым. Не вмешиваясь в гражданско-правовую сферу, законодатель исходит из того, что договорный акт реализации - это оборот товара, работы, услуги. Какой вид договора стороны выберут - это свобода их усмотрения. Главное помнить, что на налоговые обязательства влияют все параметры заключенного договора, ориентиры которых нормативно сформулированы в ГК РФ: вид, стороны, предмет, существенные, а также обычные условия договора (дата исполнения обязательства, порядок расчетов по договору и др.). На этот счет налоговые органы издали рекомендации (Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"), утвердив критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, которые могут учитываться для целей оценки рисков при выборе контрагентов.
Статья: Субсидиарная ответственность - размер имеет значение
(Некрасов А.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)<25> См. Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/?ysclid=lvnloq4fzf89746910.
(Некрасов А.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)<25> См. Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/?ysclid=lvnloq4fzf89746910.
Статья: Комментарий к Постановлению Арбитражного суда Московского округа от 24.09.2024 N Ф05-20289/2024 по делу N А40-22396/2024 <Выездная проверка при отсутствии критериев риска возможна>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 23)- ИФНС не учла критерии, перечисленные в Приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок".
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 23)- ИФНС не учла критерии, перечисленные в Приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок".
Статья: Комментарий к Решению ВС РФ от 18.04.2024 по делу N АКПИ23-1033 <В Общедоступных критериях оценки рисков не нашли противоречий закону>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 12)- Концепция системы планирования выездных налоговых проверок;
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 12)- Концепция системы планирования выездных налоговых проверок;
"Методика доказывания умысла на неуплату налогов: стратегия защиты прав налогоплательщика: практические рекомендации"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Прежде всего речь идет о Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (утверждена Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, далее - Концепция). Несмотря на то что указанный документ был принят в 2007 г., применяемые механизмы и рекомендации территориальным налоговым органам подлежат постоянному обновлению и актуализации (например, налоговая нагрузка по видам экономической деятельности приведена по состоянию на 24.05.2019, значения показателей налоговой нагрузки ежегодно до 5 мая актуализируются и размещаются на официальном сайте ФНС России).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Прежде всего речь идет о Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (утверждена Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, далее - Концепция). Несмотря на то что указанный документ был принят в 2007 г., применяемые механизмы и рекомендации территориальным налоговым органам подлежат постоянному обновлению и актуализации (например, налоговая нагрузка по видам экономической деятельности приведена по состоянию на 24.05.2019, значения показателей налоговой нагрузки ежегодно до 5 мая актуализируются и размещаются на официальном сайте ФНС России).
Статья: Проблемы проявления должной осмотрительности налогоплательщика при выборе контрагентов
(Мустафаев С.М.)
("Современное право", 2024, N 2)На современном этапе развития налогового контроля все большее значение приобретает понятие "должная осмотрительность". Особое внимание данному понятию уделяется при проведении предварительного налогового контроля, а также при планировании выездных налоговых проверок.
(Мустафаев С.М.)
("Современное право", 2024, N 2)На современном этапе развития налогового контроля все большее значение приобретает понятие "должная осмотрительность". Особое внимание данному понятию уделяется при проведении предварительного налогового контроля, а также при планировании выездных налоговых проверок.
Статья: О некоторых вопросах правового регулирования мероприятий налогового контроля при проведении предпроверочного анализа налогоплательщика
(Мустафаев С.М. оглы)
("Финансовое право", 2023, N 8)Ключевые слова: государственный контроль, налоговый контроль, планирование выездных налоговых проверок, мероприятия налогового контроля, права и обязанности, субъекты налоговых правоотношений.
(Мустафаев С.М. оглы)
("Финансовое право", 2023, N 8)Ключевые слова: государственный контроль, налоговый контроль, планирование выездных налоговых проверок, мероприятия налогового контроля, права и обязанности, субъекты налоговых правоотношений.
Статья: Налоговая служба будет давать оценку финансово-хозяйственного состояния налогоплательщика
(Кордюкова Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 10)- выбора налогоплательщика для назначения выездной налоговой проверки (основаны на Приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок");
(Кордюкова Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 10)- выбора налогоплательщика для назначения выездной налоговой проверки (основаны на Приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок");
Статья: Как своевременно выявить и снизить риски доначисления налогов: практические рекомендации
(Головина О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)ФНС России достигает успехов в результате планомерной серьезной и систематизированной работы по подготовке к проверке и отбору кандидатов. Выездная налоговая проверка не проводится спонтанно. Налогоплательщик, в отношении которого будет проведена выездная налоговая проверка, выбирается по методике, изложенной в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (Приказ Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 года N ММ-3-06/333@), согласно которой сначала проводится предпроверочный анализ, по результатам которого выбирается налогоплательщик, в отношении которого будет проводиться выездная проверка.
(Головина О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)ФНС России достигает успехов в результате планомерной серьезной и систематизированной работы по подготовке к проверке и отбору кандидатов. Выездная налоговая проверка не проводится спонтанно. Налогоплательщик, в отношении которого будет проведена выездная налоговая проверка, выбирается по методике, изложенной в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (Приказ Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 года N ММ-3-06/333@), согласно которой сначала проводится предпроверочный анализ, по результатам которого выбирается налогоплательщик, в отношении которого будет проводиться выездная проверка.
Статья: Налоговый мониторинг в контексте правоприменительной практики
(Громов В.В.)
("Закон", 2024, N 11)<30> Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок".
(Громов В.В.)
("Закон", 2024, N 11)<30> Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок".