План финансового оздоровления
Подборка наиболее важных документов по запросу План финансового оздоровления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Основания отказа во введении процедуры финансового оздоровления в судебной практике
(Юлова Е.С.)
("Вестник экономической безопасности", 2024, N 4)3. Отказ во введении финансового оздоровления в связи с нереалистичностью восстановления платежеспособности. Наиболее распространенной причиной отказа в удовлетворении ходатайства о введении финансового оздоровления является вывод суда об отсутствии у должника реальной возможности восстановить платежеспособность, сделанный преимущественно на основе анализа финансового состояния должника, представленного временным управляющим <13>. Суды отклоняют представленные планы финансового оздоровления на том основании, что они "не подтверждены доказательствами и имеют декларативный характер" <14>.
(Юлова Е.С.)
("Вестник экономической безопасности", 2024, N 4)3. Отказ во введении финансового оздоровления в связи с нереалистичностью восстановления платежеспособности. Наиболее распространенной причиной отказа в удовлетворении ходатайства о введении финансового оздоровления является вывод суда об отсутствии у должника реальной возможности восстановить платежеспособность, сделанный преимущественно на основе анализа финансового состояния должника, представленного временным управляющим <13>. Суды отклоняют представленные планы финансового оздоровления на том основании, что они "не подтверждены доказательствами и имеют декларативный характер" <14>.
Статья: Характеризующие признаки мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций
(Куликов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 2)В-четвертых, Закон предусматривает широкие дискреционные полномочия Банка России по осуществлению принудительных мер по финансовому оздоровлению кредитной организации. Мы имеем в виду как полномочия Банка России принимать соответствующее решение не на основе формальных критериев, а по результатам анализа финансового положения банка в случае признания его неустойчивым, так и полномочия регулятора по определению форм санации и наполнению плана финансового оздоровления конкретными мероприятиями.
(Куликов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 2)В-четвертых, Закон предусматривает широкие дискреционные полномочия Банка России по осуществлению принудительных мер по финансовому оздоровлению кредитной организации. Мы имеем в виду как полномочия Банка России принимать соответствующее решение не на основе формальных критериев, а по результатам анализа финансового положения банка в случае признания его неустойчивым, так и полномочия регулятора по определению форм санации и наполнению плана финансового оздоровления конкретными мероприятиями.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 84. План финансового оздоровления и график погашения задолженности
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 84. План финансового оздоровления и график погашения задолженности
"Корпоративное право современной России: монография"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)Встречаются корпоративные споры с параллельной процедурой несостоятельности (банкротства) корпорации. Кредиторам (собранию кредиторов) принадлежит исключительное право утверждения и изменения плана внешнего управления, плана финансового оздоровления, выбора реестродержателя и т.д. (ст. 12 Закона о банкротстве). Таким образом, на стадии внешнего управления исполнительный орган управления корпорации - внешний управляющий - устанавливается кредиторами, после чего полномочия руководителя должника прекращаются (ст. 94 Закона о банкротстве).
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)Встречаются корпоративные споры с параллельной процедурой несостоятельности (банкротства) корпорации. Кредиторам (собранию кредиторов) принадлежит исключительное право утверждения и изменения плана внешнего управления, плана финансового оздоровления, выбора реестродержателя и т.д. (ст. 12 Закона о банкротстве). Таким образом, на стадии внешнего управления исполнительный орган управления корпорации - внешний управляющий - устанавливается кредиторами, после чего полномочия руководителя должника прекращаются (ст. 94 Закона о банкротстве).
Статья: О первом опыте заключения локального мирового соглашения с залоговым кредитором в деле о банкротстве гражданина
(Шевченко И.М.)
("Арбитражные споры", 2024, N 2)У реабилитационных процедур в российском правопорядке пока незавидная судьба. Их применение заблокировано целым рядом норм. К ним относятся: правило о введении процедуры финансового оздоровления вопреки воле кредиторов при условии предоставления банковской гарантии на сумму, составляющую 120% от требований, включенных в реестр требований кредиторов (пункт 3 статьи 75 Закона о банкротстве); утверждение как плана финансового оздоровления, так и плана внешнего управления только решением собрания кредиторов (пункт 1 статьи 84 и пункт 1 статьи 106 Закона о банкротстве), и ряд других норм.
(Шевченко И.М.)
("Арбитражные споры", 2024, N 2)У реабилитационных процедур в российском правопорядке пока незавидная судьба. Их применение заблокировано целым рядом норм. К ним относятся: правило о введении процедуры финансового оздоровления вопреки воле кредиторов при условии предоставления банковской гарантии на сумму, составляющую 120% от требований, включенных в реестр требований кредиторов (пункт 3 статьи 75 Закона о банкротстве); утверждение как плана финансового оздоровления, так и плана внешнего управления только решением собрания кредиторов (пункт 1 статьи 84 и пункт 1 статьи 106 Закона о банкротстве), и ряд других норм.
Статья: Трудовые отношения при банкротстве работодателя
(Дячук М.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 1)Для работников введение финансового оздоровления означает лишь определенный порядок погашения задолженности по заработной плате. В плане финансового оздоровления должно быть предусмотрено погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через 6 месяцев с даты введения финансового оздоровления (п. 3 ст. 84 Закона о банкротстве).
(Дячук М.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 1)Для работников введение финансового оздоровления означает лишь определенный порядок погашения задолженности по заработной плате. В плане финансового оздоровления должно быть предусмотрено погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через 6 месяцев с даты введения финансового оздоровления (п. 3 ст. 84 Закона о банкротстве).
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Поводом для отстранения руководителя на основании ходатайства собрания кредиторов, административного управляющего или предоставивших обеспечение лиц является ненадлежащее исполнение руководителем должника плана финансового оздоровления или совершение им действий, нарушающих права и законные интересы кредиторов и/или предоставивших обеспечение лиц.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Поводом для отстранения руководителя на основании ходатайства собрания кредиторов, административного управляющего или предоставивших обеспечение лиц является ненадлежащее исполнение руководителем должника плана финансового оздоровления или совершение им действий, нарушающих права и законные интересы кредиторов и/или предоставивших обеспечение лиц.
Статья: Реабилитационные процедуры в несостоятельности (банкротстве) в доктрине и практике
(Романов А.А., Хан А.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 9)В Германии действует Закон Германии "О несостоятельности", который содержит параграф 217, в свою очередь посвященный финансовому оздоровлению. Данный Закон предусматривает, что при осуществлении финансового оздоровления кредиторы получают платежи, которые возникают из прибыли в результате деятельности компании <13>. При этом немецкий законодатель старается минимизировать вмешательство административного управляющего в деятельность компании-должника. Еще одна особенность, которая содержится в вышеназванном Законе Германии, состоит в том, что план финансового оздоровления могут разрабатывать кредиторы. Процедура в такой форме представляет возможность совершить два вывода: во-первых, немецкое банкротное законодательство стимулирует должника к самостоятельной подаче заявления о банкротстве и скорейшей разработке плана оздоровления компании; во-вторых, отражает политику сохранения бизнеса, пускай и на кредиторских условиях. Таким образом, можно сделать вывод о том, что немецкая модель финансового оздоровления действительно уравнивает положение и должника, и кредитора, вследствие чего будет справедливым указать, что немецкая модель имеет ряд преимуществ в сравнении с российской.
(Романов А.А., Хан А.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 9)В Германии действует Закон Германии "О несостоятельности", который содержит параграф 217, в свою очередь посвященный финансовому оздоровлению. Данный Закон предусматривает, что при осуществлении финансового оздоровления кредиторы получают платежи, которые возникают из прибыли в результате деятельности компании <13>. При этом немецкий законодатель старается минимизировать вмешательство административного управляющего в деятельность компании-должника. Еще одна особенность, которая содержится в вышеназванном Законе Германии, состоит в том, что план финансового оздоровления могут разрабатывать кредиторы. Процедура в такой форме представляет возможность совершить два вывода: во-первых, немецкое банкротное законодательство стимулирует должника к самостоятельной подаче заявления о банкротстве и скорейшей разработке плана оздоровления компании; во-вторых, отражает политику сохранения бизнеса, пускай и на кредиторских условиях. Таким образом, можно сделать вывод о том, что немецкая модель финансового оздоровления действительно уравнивает положение и должника, и кредитора, вследствие чего будет справедливым указать, что немецкая модель имеет ряд преимуществ в сравнении с российской.
Статья: Проблемы, возникающие в судебной практике в связи с отсутствием решения первого собрания кредиторов о выборе процедуры банкротства
(Юлова Е.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)3.3. Порядок инициирования финансового оздоровления включает обязательное обращение с ходатайством о его введении либо к первому собранию кредиторов (а также в суд за 15 дней до собрания), либо, если собрание не состоялось, только в суд (п. 2 ст. 75, ст. 78 ЗоНБ). Однако при наложении судом запрета на проведение собрания дата его проведения неизвестна, что дезориентирует потенциальных инициаторов процедуры, они не подают ходатайство заранее, а ждут назначения даты собрания. Но суды зачастую принимают решение не продлевать наблюдение, а выбрать следующую процедуру по своему усмотрению на основании абзаца 3 пункта 2 статьи 75 ЗоНБ в том же судебном заседании, где было заявлено ходатайство временного управляющего об отложении судебного разбирательства. Соответственно, лица, заинтересованные во введении финансового оздоровления, не предполагают, что первое собрание кредиторов так и не будет проведено, что им следовало подготовить ходатайство и прилагаемые документы к судебному заседанию. Интересанты не успевают заявить ходатайство о введении финансового оздоровления, тем более что вместе с ним они должны представить график погашения задолженности и соглашение об обеспечении обязательств должника по этому графику (абз. 3 п. 2 ст. 75, п. 3 ст. 79 ЗоНБ). Причем обеспечение должно быть предоставлено именно "до введения финансового оздоровления" <28>, а его размер зависит от суммы требований, включенных в реестр на дату проведения первого собрания кредиторов, которое не проводилось, в силу чего этот размер неизвестен. В редких случаях суды относятся к этой проблеме с пониманием: "...учитывая, что первое собрание не было проведено в связи с судебным запретом, учредители должника никак не могли представить план финансового оздоровления в суд, была утрачена объективная возможность это сделать, что очевидно влечет нарушение прав лиц, названных в пункте 1 статьи 76 ЗоНБ, является недопустимым" <29>. Но в большинстве случаев суды расценивают непредставление ходатайства либо требуемых законом приложений как отсутствие оснований введения финансового оздоровления <30>.
(Юлова Е.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)3.3. Порядок инициирования финансового оздоровления включает обязательное обращение с ходатайством о его введении либо к первому собранию кредиторов (а также в суд за 15 дней до собрания), либо, если собрание не состоялось, только в суд (п. 2 ст. 75, ст. 78 ЗоНБ). Однако при наложении судом запрета на проведение собрания дата его проведения неизвестна, что дезориентирует потенциальных инициаторов процедуры, они не подают ходатайство заранее, а ждут назначения даты собрания. Но суды зачастую принимают решение не продлевать наблюдение, а выбрать следующую процедуру по своему усмотрению на основании абзаца 3 пункта 2 статьи 75 ЗоНБ в том же судебном заседании, где было заявлено ходатайство временного управляющего об отложении судебного разбирательства. Соответственно, лица, заинтересованные во введении финансового оздоровления, не предполагают, что первое собрание кредиторов так и не будет проведено, что им следовало подготовить ходатайство и прилагаемые документы к судебному заседанию. Интересанты не успевают заявить ходатайство о введении финансового оздоровления, тем более что вместе с ним они должны представить график погашения задолженности и соглашение об обеспечении обязательств должника по этому графику (абз. 3 п. 2 ст. 75, п. 3 ст. 79 ЗоНБ). Причем обеспечение должно быть предоставлено именно "до введения финансового оздоровления" <28>, а его размер зависит от суммы требований, включенных в реестр на дату проведения первого собрания кредиторов, которое не проводилось, в силу чего этот размер неизвестен. В редких случаях суды относятся к этой проблеме с пониманием: "...учитывая, что первое собрание не было проведено в связи с судебным запретом, учредители должника никак не могли представить план финансового оздоровления в суд, была утрачена объективная возможность это сделать, что очевидно влечет нарушение прав лиц, названных в пункте 1 статьи 76 ЗоНБ, является недопустимым" <29>. Но в большинстве случаев суды расценивают непредставление ходатайства либо требуемых законом приложений как отсутствие оснований введения финансового оздоровления <30>.
Статья: Реабилитационный механизм на стадии предупреждения и восстановительной стадии процесса несостоятельности (банкротства) юридического лица: отличительные особенности
(Гаевский С.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 6)В настоящей статье автор предлагает доктринальное определение реабилитационного механизма, а также выделяет элементный состав реабилитационного механизма на предупреждающей и восстановительной стадиях процесса несостоятельности (банкротства) должника. Автором анализируется зарубежный опыт применения доктрины cram down и механизма предварительного плана финансового оздоровления prepackaged plan.
(Гаевский С.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 6)В настоящей статье автор предлагает доктринальное определение реабилитационного механизма, а также выделяет элементный состав реабилитационного механизма на предупреждающей и восстановительной стадиях процесса несостоятельности (банкротства) должника. Автором анализируется зарубежный опыт применения доктрины cram down и механизма предварительного плана финансового оздоровления prepackaged plan.
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)- составляется план финансового оздоровления;
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)- составляется план финансового оздоровления;
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)- план финансового оздоровления, если отсутствует обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности (план финансового оздоровления должен содержать обоснование возможности удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности);
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)- план финансового оздоровления, если отсутствует обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности (план финансового оздоровления должен содержать обоснование возможности удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности);