Период проверки налоговым органом
Подборка наиболее важных документов по запросу Период проверки налоговым органом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: НДФЛ: Налоговый орган доначислил НДФЛ (штраф, пени) по итогам выездной проверки, хотя претензий к поданным Налоговым агентом сведениям не имел
(КонсультантПлюс, 2025)в ходе выездной проверки установлен подтвержденный факт неполной уплаты в периоде проверки удержанного НДФЛ
(КонсультантПлюс, 2025)в ходе выездной проверки установлен подтвержденный факт неполной уплаты в периоде проверки удержанного НДФЛ
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе" НК РФ"Таким образом, начисление пени законодательство о налогах и сборах связывает не с периодом проведения налоговой проверки налоговым органом, а с нарушением срока уплаты налога со стороны налогоплательщика."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамСИТУАЦИЯ: Могут ли налоговые органы истребовать документы в период приостановления выездной проверки?
Нормативные акты
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98
<Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации>Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования, указав на недопустимость возврата уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль до окончания налогового периода и проверки налоговым органом соответствующей декларации по налогу на прибыль по итогам года. В обоснование данной позиции суд сослался на пункт 1 статьи 287 Кодекса, в силу которого суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода, а последние, в свою очередь, засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
<Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации>Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования, указав на недопустимость возврата уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль до окончания налогового периода и проверки налоговым органом соответствующей декларации по налогу на прибыль по итогам года. В обоснование данной позиции суд сослался на пункт 1 статьи 287 Кодекса, в силу которого суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода, а последние, в свою очередь, засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)
(ред. от 26.12.2018)В отношении товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ) проведена проверка налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), за отчетный период. По результатам проверки налоговым органом вынесено решение о привлечении ТСЖ к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым доначислен минимальный налог по УСН, а также соответствующие пени и санкции. Основанием для доначисления явилось невключение в налоговую базу денежных средств, поступивших от собственников помещений в оплату за жилищно-коммунальные услуги и на содержание многоквартирного жилого дома.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)
(ред. от 26.12.2018)В отношении товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ) проведена проверка налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), за отчетный период. По результатам проверки налоговым органом вынесено решение о привлечении ТСЖ к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым доначислен минимальный налог по УСН, а также соответствующие пени и санкции. Основанием для доначисления явилось невключение в налоговую базу денежных средств, поступивших от собственников помещений в оплату за жилищно-коммунальные услуги и на содержание многоквартирного жилого дома.
Статья: Налоговики нарушили сроки - пени все равно начисляются
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 19)В постановлении от 13.01.2022 N Ф05-31754/2021 по делу N А40-349/2020 АС Московского округа отверг довод компании о том, что затягивание проверки, а также нарушение сроков вручения акта проверки и решения по ней увеличивает сумму пеней. Он указал, что начисление пеней законодательство о налогах и сборах связывает не с периодом проведения налоговой проверки налоговым органом, а с нарушением срока уплаты налога со стороны налогоплательщика.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 19)В постановлении от 13.01.2022 N Ф05-31754/2021 по делу N А40-349/2020 АС Московского округа отверг довод компании о том, что затягивание проверки, а также нарушение сроков вручения акта проверки и решения по ней увеличивает сумму пеней. Он указал, что начисление пеней законодательство о налогах и сборах связывает не с периодом проведения налоговой проверки налоговым органом, а с нарушением срока уплаты налога со стороны налогоплательщика.
Готовое решение: Как проявить должную осмотрительность и подтвердить обоснованность налоговой выгоды
(КонсультантПлюс, 2025)Если налогоплательщик раскрыл информацию о реальном контрагенте в уточненных декларациях за уже проверенный период, она оценивается налоговым органом при камеральной или повторной выездной проверке (в части уточнения). В результате инспекция может уточнить размер задолженности, установленный ранее, или отменить ранее принятое решение по итогам выездной проверки (п. п. 3, 4 Письма ФНС России от 10.10.2022 N БВ-4-7/13450@).
(КонсультантПлюс, 2025)Если налогоплательщик раскрыл информацию о реальном контрагенте в уточненных декларациях за уже проверенный период, она оценивается налоговым органом при камеральной или повторной выездной проверке (в части уточнения). В результате инспекция может уточнить размер задолженности, установленный ранее, или отменить ранее принятое решение по итогам выездной проверки (п. п. 3, 4 Письма ФНС России от 10.10.2022 N БВ-4-7/13450@).
Интервью: Идея с приостановкой налоговых соглашений была придумана не нами
("Закон", 2023, N 11)- Вряд ли тут можно дать общий ответ. В разных странах разные системы. У кого-то налоговая нагрузка ложится в большей части на физических лиц. Поскольку у нас есть ресурсные налоги, надо учитывать, что значительная часть бюджета наполняется из этих источников. Если же сравнивать со средними европейскими странами, не имеющими природных ресурсов, то и между ними можно встретить совершенно разные подходы к организации налоговых систем. Наша система от многих отличается тем, что она единая - бюджетная система, налоговая служба, единый Кодекс. Не столь много стран в мире, где все так же работает. В нашей системе есть много рационального или откровенно хорошего для налогоплательщиков, чего они часто не замечают. Например, у нас очень короткий период, который может проверяться налоговыми органами, относительно невысокие санкции за нарушения, много возможностей для исправления допущенных нарушений.
("Закон", 2023, N 11)- Вряд ли тут можно дать общий ответ. В разных странах разные системы. У кого-то налоговая нагрузка ложится в большей части на физических лиц. Поскольку у нас есть ресурсные налоги, надо учитывать, что значительная часть бюджета наполняется из этих источников. Если же сравнивать со средними европейскими странами, не имеющими природных ресурсов, то и между ними можно встретить совершенно разные подходы к организации налоговых систем. Наша система от многих отличается тем, что она единая - бюджетная система, налоговая служба, единый Кодекс. Не столь много стран в мире, где все так же работает. В нашей системе есть много рационального или откровенно хорошего для налогоплательщиков, чего они часто не замечают. Например, у нас очень короткий период, который может проверяться налоговыми органами, относительно невысокие санкции за нарушения, много возможностей для исправления допущенных нарушений.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Верховный Суд РФ рассмотрел дело <1> о получении обществом (проверяемым налогоплательщиком) необоснованной налоговой выгоды в целях минимизации своего налогового бремени путем "целенаправленного формального дробления бизнеса" с использованием подконтрольного лица (предпринимателя). Обществом была создана схема уклонения от налогообложения посредством согласованных действий с подконтрольным предпринимателем, применяющим систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, что выразилось в заключении с указанным предпринимателем договоров поручения, по условиям которых общество и предприниматель от имени друг друга совершали действия по оформлению с покупателями сделок купли-продажи товаров. Суд признал доказанным факт умышленной минимизации обществом налогового бремени путем создания совместно с предпринимателем схемы "дробления" бизнеса. Анализ судебного акта показал, что критериями, по которым налогоплательщик может быть признан судом недобросовестным, являются в том числе отсутствие у подконтрольного предпринимателя собственных производственных мощностей, наличие единой производственной базы у налогоплательщика и подконтрольного предпринимателя, использование проверяемым налогоплательщиком и подконтрольным лицом одних и тех же трудовых ресурсов. Подконтрольность предпринимателя проверяемому налогоплательщику выразилась также в том, что общество являлось единственным источником доходов предпринимателя и осуществления им предпринимательской деятельности. Таким образом, денежные средства, полученные предпринимателем от реализации обществом товаров предпринимателя на основании договора поручения, исходя из подлинного экономического содержания указанных операций, являются доходами самого общества и, как следствие, подлежат обложению налогом на прибыль и НДС за проверяемый период. ФНС России рекомендовала налоговым инспекциям в рамках процесса доказывания использования схемы "дробления" бизнеса располагать доказательствами, которые в совокупности и взаимосвязи будут однозначно свидетельствовать о совершении проверяемым налогоплательщиком совместно с подконтрольными ему лицами виновных, умышленных согласованных действий, направленных исключительно на получение необоснованной налоговой выгоды <2>.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Верховный Суд РФ рассмотрел дело <1> о получении обществом (проверяемым налогоплательщиком) необоснованной налоговой выгоды в целях минимизации своего налогового бремени путем "целенаправленного формального дробления бизнеса" с использованием подконтрольного лица (предпринимателя). Обществом была создана схема уклонения от налогообложения посредством согласованных действий с подконтрольным предпринимателем, применяющим систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, что выразилось в заключении с указанным предпринимателем договоров поручения, по условиям которых общество и предприниматель от имени друг друга совершали действия по оформлению с покупателями сделок купли-продажи товаров. Суд признал доказанным факт умышленной минимизации обществом налогового бремени путем создания совместно с предпринимателем схемы "дробления" бизнеса. Анализ судебного акта показал, что критериями, по которым налогоплательщик может быть признан судом недобросовестным, являются в том числе отсутствие у подконтрольного предпринимателя собственных производственных мощностей, наличие единой производственной базы у налогоплательщика и подконтрольного предпринимателя, использование проверяемым налогоплательщиком и подконтрольным лицом одних и тех же трудовых ресурсов. Подконтрольность предпринимателя проверяемому налогоплательщику выразилась также в том, что общество являлось единственным источником доходов предпринимателя и осуществления им предпринимательской деятельности. Таким образом, денежные средства, полученные предпринимателем от реализации обществом товаров предпринимателя на основании договора поручения, исходя из подлинного экономического содержания указанных операций, являются доходами самого общества и, как следствие, подлежат обложению налогом на прибыль и НДС за проверяемый период. ФНС России рекомендовала налоговым инспекциям в рамках процесса доказывания использования схемы "дробления" бизнеса располагать доказательствами, которые в совокупности и взаимосвязи будут однозначно свидетельствовать о совершении проверяемым налогоплательщиком совместно с подконтрольными ему лицами виновных, умышленных согласованных действий, направленных исключительно на получение необоснованной налоговой выгоды <2>.
Готовое решение: Какие налоговые последствия могут возникнуть, если вместо исправленного счета-фактуры выставлен корректировочный
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы выставили корректировочный счет-фактуру вместо исправленного при увеличении стоимости отгрузки, это может привести к увеличению вами налоговой базы по НДС не в периоде отгрузки, а в более позднем периоде. Налоговый орган, выявив при проверке этот факт, сделает следующее:
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы выставили корректировочный счет-фактуру вместо исправленного при увеличении стоимости отгрузки, это может привести к увеличению вами налоговой базы по НДС не в периоде отгрузки, а в более позднем периоде. Налоговый орган, выявив при проверке этот факт, сделает следующее:
Статья: Комментарий к Постановлению Арбитражного суда Московского округа от 27.08.2025 N А40-243136/2024 <Письма Минфина не закон>
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 20)Тогда как проверка ИФНС охватывала период с 2019 по 2021 год. А значит, общество должно было выбирать ставку НДС с учетом решения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ от 2019 года и не исходить формально из устаревшего Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 и устаревших писем Минфина России.
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 20)Тогда как проверка ИФНС охватывала период с 2019 по 2021 год. А значит, общество должно было выбирать ставку НДС с учетом решения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ от 2019 года и не исходить формально из устаревшего Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 и устаревших писем Минфина России.
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ1.1. Вправе ли налоговый орган истребовать документы за периоды, не совпадающие с периодом проверки?
Готовое решение: Общий порядок проведения выездной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)При соблюдении ограничений по предмету проверки, проверяемому периоду и количеству проверок за год налоговая инспекция может назначить ВНП организации-должнику, как и любой другой организации.
(КонсультантПлюс, 2025)При соблюдении ограничений по предмету проверки, проверяемому периоду и количеству проверок за год налоговая инспекция может назначить ВНП организации-должнику, как и любой другой организации.
Вопрос: В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган запросил у организации выписки по банковскому счету за проверяемый период с указанием времени списания денежных средств со счета. Обязан ли банк представить по запросу организации выписку, которая соответствовала бы ее требованиям?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган запросил у организации выписки по банковскому счету за проверяемый период с указанием времени списания денежных средств со счета. Банк отказывается представить другую выписку, руководствуясь своей внутренней инструкцией. Обязан ли банк представить по запросу организации выписку, которая соответствовала бы ее требованиям?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган запросил у организации выписки по банковскому счету за проверяемый период с указанием времени списания денежных средств со счета. Банк отказывается представить другую выписку, руководствуясь своей внутренней инструкцией. Обязан ли банк представить по запросу организации выписку, которая соответствовала бы ее требованиям?
Готовое решение: Решение о проведении выездной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Однако менять проверяемые налоги или период проверки налоговый орган не может (п. 1.2 Письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622).
(КонсультантПлюс, 2025)Однако менять проверяемые налоги или период проверки налоговый орган не может (п. 1.2 Письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622).