Перевозка пассажиров служебным транспортом
Подборка наиболее важных документов по запросу Перевозка пассажиров служебным транспортом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Предрейсовые медицинские осмотры водителей
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно рапорту старшего инспектора ДПС... был остановлен автомобиль... под управлением ФИО, который управлял автомобилем без прохождения предрейсового медицинского осмотра, перевозил 3 пассажиров.
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно рапорту старшего инспектора ДПС... был остановлен автомобиль... под управлением ФИО, который управлял автомобилем без прохождения предрейсового медицинского осмотра, перевозил 3 пассажиров.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Водитель директора временно нетрудоспособен, и директор сам управляет автомобилем. Как это верно оформить?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Согласно Общероссийскому классификатору занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08), принятому Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст, водители легковых автомобилей, такси и фургонов водят и обслуживают легковые автомобили и фургоны для транспортировки пассажиров, почты или товаров.
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Согласно Общероссийскому классификатору занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08), принятому Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст, водители легковых автомобилей, такси и фургонов водят и обслуживают легковые автомобили и фургоны для транспортировки пассажиров, почты или товаров.
Вопрос: Надо ли проходить предрейсовый, послерейсовый и в течение рабочего дня медосмотры работникам (в том числе курьерам), которые работают два дня в неделю на своем или на служебном автомобиле?
(Консультация эксперта, 2025)Таким образом, организации, имеющие и эксплуатирующие транспортные средства, являются владельцами источника повышенной опасности и обязаны организовать и проводить все мероприятия, предусмотренные действующим законодательством, в отношении штатных водителей организации, а также работников, привлекаемых к исполнению дополнительной трудовой функции в качестве водителей служебного транспорта, если такая дополнительная трудовая функция по согласованию с работником надлежащим образом оформлена.
(Консультация эксперта, 2025)Таким образом, организации, имеющие и эксплуатирующие транспортные средства, являются владельцами источника повышенной опасности и обязаны организовать и проводить все мероприятия, предусмотренные действующим законодательством, в отношении штатных водителей организации, а также работников, привлекаемых к исполнению дополнительной трудовой функции в качестве водителей служебного транспорта, если такая дополнительная трудовая функция по согласованию с работником надлежащим образом оформлена.
Нормативные акты
Федеральный закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"7. Легковые автомобили и мототранспортные средства, принадлежащие на праве собственности физическим лицам и используемые ими исключительно в личных целях, не связанных с иной деятельностью, в том числе с предоставлением услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, осуществлением перевозок пассажиров, использованием личного транспорта в служебных целях, не подлежат техническому осмотру, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также актами, составляющими право Евразийского экономического союза, по вопросу проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию.
(ред. от 31.07.2025)
"О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"7. Легковые автомобили и мототранспортные средства, принадлежащие на праве собственности физическим лицам и используемые ими исключительно в личных целях, не связанных с иной деятельностью, в том числе с предоставлением услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, осуществлением перевозок пассажиров, использованием личного транспорта в служебных целях, не подлежат техническому осмотру, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также актами, составляющими право Евразийского экономического союза, по вопросу проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию.
Справочная информация: "Нормы возмещения командировочных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)<3> С 22.03.2016 при использовании воздушного транспорта проездные документы (билеты) оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов ЕАЭС, за исключением случаев, если эти авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту служебной командировки сотрудника либо если оформление (приобретение) проездных документов (билетов) на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту служебной командировки сотрудника и (или) обратно.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)<3> С 22.03.2016 при использовании воздушного транспорта проездные документы (билеты) оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов ЕАЭС, за исключением случаев, если эти авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту служебной командировки сотрудника либо если оформление (приобретение) проездных документов (билетов) на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту служебной командировки сотрудника и (или) обратно.
"Выплата доходов иностранным компаниям: налоги у источника выплаты"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Финансовое ведомство ответило на вопрос об НДС при приобретении у российских и зарубежных перевозчиков билетов для проезда работников к месту служебной командировки и обратно.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Финансовое ведомство ответило на вопрос об НДС при приобретении у российских и зарубежных перевозчиков билетов для проезда работников к месту служебной командировки и обратно.
Статья: ЕТД-2025: новая обязательная первичка для бухгалтера. Когда и как ее применять?
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 36)- об условиях осуществления перевозки каждым видом транспорта;
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 36)- об условиях осуществления перевозки каждым видом транспорта;
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете расходы на проезд работника в командировку и обратно железнодорожным транспортом?..
(Консультация эксперта, 2025)Ставка НДС 0% применяется только в отношении билетной и плацкартной составляющих стоимости проездного или перевозочного документа. В отношении дополнительных сборов и сервисных услуг (включая пользование постельными принадлежностями и питание) нулевая ставка не применяется (Письмо ОАО "РЖД" "О порядке применения ставок НДС в отношении стоимости услуг, включенных в проездные документы на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в 2017 году").
(Консультация эксперта, 2025)Ставка НДС 0% применяется только в отношении билетной и плацкартной составляющих стоимости проездного или перевозочного документа. В отношении дополнительных сборов и сервисных услуг (включая пользование постельными принадлежностями и питание) нулевая ставка не применяется (Письмо ОАО "РЖД" "О порядке применения ставок НДС в отношении стоимости услуг, включенных в проездные документы на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в 2017 году").
Статья: Должны ли курьеры проходить предрейсовые медосмотры?
(Забродина С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 16)Суд признал несостоятельным довод компании о том, что она не совершала административное правонарушение, поскольку не осуществляет перевозки пассажиров, грузов и багажа автомобильным транспортом и городским наземным транспортом, а эксплуатирует транспортное средство для собственных нужд. Несмотря на то что компания использовала транспортное средство для собственных нужд, она обязана была соблюдать требования законодательства, предусмотренные для лиц, эксплуатирующих транспортные средства, а именно организовать прохождение курьером, использующим служебное транспортное средство, периодический медицинский предрейсовый осмотр.
(Забродина С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 16)Суд признал несостоятельным довод компании о том, что она не совершала административное правонарушение, поскольку не осуществляет перевозки пассажиров, грузов и багажа автомобильным транспортом и городским наземным транспортом, а эксплуатирует транспортное средство для собственных нужд. Несмотря на то что компания использовала транспортное средство для собственных нужд, она обязана была соблюдать требования законодательства, предусмотренные для лиц, эксплуатирующих транспортные средства, а именно организовать прохождение курьером, использующим служебное транспортное средство, периодический медицинский предрейсовый осмотр.
Статья: Административно-правовые аспекты содержания домашних кошек в Российской Федерации
(Волчецкая Т.С., Хорьков В.Н.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Еще одна проблема связана с тем, что признание кошек, как и других домашних животных, имуществом, хотя и одушевленным, согласно ГК РФ иногда на практике имеет негативные последствия. Так, недавно во время перевозки воздушным транспортом погибли две кошки (а третья получила обморожение), принадлежавшие гражданину Чумаченко. Указанные кошки перевозились в качестве багажа, то есть имущества <10>. Такой подход обусловлен действием Приказа Министерства транспорта РФ от 28 июня 2007 г. "Об утверждении федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" <11>, где предусмотрено, что в качестве багажа могут перевозиться комнатные животные (птицы) и служебные собаки. Аналогичная норма содержится в положениях о перевозке домашних животных различных авиакомпаний, например Аэрофлота. Но из этого правила есть одно исключение. Комнатные животные (птицы) и служебные собаки могут перевозиться в салоне воздушного судна с согласия перевозчика. Естественно, что перевозчик не заинтересован в том, чтобы комнатные животные перевозились в салоне воздушного судна, для него это дополнительные проблемы. Поэтому фактически по правилам многих авиакомпаний комнатные животные, включая кошек, перевозятся в качестве багажа. Депутат Государственной Думы Владимир Бурматов справедливо считает, что небольшим животным не место в багаже. Их нужно разрешить везти в салоне в переноске, сделав более гибкими требования по ее размеру и весу. В силу этого заслуживает несомненной поддержки предложение В. Бурматова изменить правила перевозки домашних животных в авиакомпаниях <12>.
(Волчецкая Т.С., Хорьков В.Н.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Еще одна проблема связана с тем, что признание кошек, как и других домашних животных, имуществом, хотя и одушевленным, согласно ГК РФ иногда на практике имеет негативные последствия. Так, недавно во время перевозки воздушным транспортом погибли две кошки (а третья получила обморожение), принадлежавшие гражданину Чумаченко. Указанные кошки перевозились в качестве багажа, то есть имущества <10>. Такой подход обусловлен действием Приказа Министерства транспорта РФ от 28 июня 2007 г. "Об утверждении федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" <11>, где предусмотрено, что в качестве багажа могут перевозиться комнатные животные (птицы) и служебные собаки. Аналогичная норма содержится в положениях о перевозке домашних животных различных авиакомпаний, например Аэрофлота. Но из этого правила есть одно исключение. Комнатные животные (птицы) и служебные собаки могут перевозиться в салоне воздушного судна с согласия перевозчика. Естественно, что перевозчик не заинтересован в том, чтобы комнатные животные перевозились в салоне воздушного судна, для него это дополнительные проблемы. Поэтому фактически по правилам многих авиакомпаний комнатные животные, включая кошек, перевозятся в качестве багажа. Депутат Государственной Думы Владимир Бурматов справедливо считает, что небольшим животным не место в багаже. Их нужно разрешить везти в салоне в переноске, сделав более гибкими требования по ее размеру и весу. В силу этого заслуживает несомненной поддержки предложение В. Бурматова изменить правила перевозки домашних животных в авиакомпаниях <12>.
Готовое решение: Как организовать для водителя служебного легкового автомобиля предрейсовые, послерейсовые медосмотры и медосмотры в течение рабочего дня (смены)
(КонсультантПлюс, 2025)4. Как провести послерейсовый медосмотр водителя служебного легкового автомобиля
(КонсультантПлюс, 2025)4. Как провести послерейсовый медосмотр водителя служебного легкового автомобиля
Статья: Оформление путевого листа. Что нужно знать во избежание претензий налоговой?
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 47)Из этих положений следует, что путевой лист необходимо оформлять только при перевозке пассажиров, багажа и грузов. Верховный суд РФ это подтверждает. В решении от 29.04.2021 N АКПИ21-224 он указал, что оформление путевых листов является обязательным для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по перевозке грузов, пассажиров и багажа вне зависимости от вида и особенностей перевозки. А в Апелляционном определении от 03.08.2021 N АПЛ21-250 Верховный суд РФ дополнительно отметил, что порядок заполнения путевого листа не содержит обязанности юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя по оформлению путевого листа в случаях эксплуатации транспортного средства, отличных от перевозки пассажиров и багажа, грузов.
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 47)Из этих положений следует, что путевой лист необходимо оформлять только при перевозке пассажиров, багажа и грузов. Верховный суд РФ это подтверждает. В решении от 29.04.2021 N АКПИ21-224 он указал, что оформление путевых листов является обязательным для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по перевозке грузов, пассажиров и багажа вне зависимости от вида и особенностей перевозки. А в Апелляционном определении от 03.08.2021 N АПЛ21-250 Верховный суд РФ дополнительно отметил, что порядок заполнения путевого листа не содержит обязанности юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя по оформлению путевого листа в случаях эксплуатации транспортного средства, отличных от перевозки пассажиров и багажа, грузов.
Статья: Цифровые технологии как новые возможности обеспечения безопасности дорожного движения
(Калюжный Ю.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Внедрение цифровых технологий в систему обеспечения безопасности дорожного движения позволяет процесс дорожного движения сделать безопаснее, а предоставление государственных услуг более доступным и комфортным. На официальном сайте Госавтоинспекции функционирует ряд интерактивных сервисов, упрощающих получение гражданами информации и услуг (проверка штрафов, порядок постановки и снятия с государственного учета автотранспорта, перевозки пассажиров и грузов и др.).
(Калюжный Ю.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Внедрение цифровых технологий в систему обеспечения безопасности дорожного движения позволяет процесс дорожного движения сделать безопаснее, а предоставление государственных услуг более доступным и комфортным. На официальном сайте Госавтоинспекции функционирует ряд интерактивных сервисов, упрощающих получение гражданами информации и услуг (проверка штрафов, порядок постановки и снятия с государственного учета автотранспорта, перевозки пассажиров и грузов и др.).
"Транспортные экспертизы в уголовном судопроизводстве России: монография"
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)К иным обстоятельствам, способствовавшим совершению транспортного происшествия (преступления), относится избыточная масса (загруженность) транспортного средства, которая ухудшает практически все служебные и эксплуатационно-технические характеристики транспортного средства (в большинстве случаев - воздушного судна). Приведем пример из практики. Следственными органами было возбуждено уголовное дело в отношении заместителя директора по организации летной работы авиакомпании "Тува Авиа" по факту оказания услуг по перевозке пассажиров воздушным судном Ан-2Т по маршруту Кызыл - Кунгуртук - Кызыл, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК России. По результатам проведенной судебной авиационно-технической экспертизы установлено, что багаж пассажиров перед вылетом экипажем не был взвешен; по прилету службе перевозок была дана ошибочно предельная загрузка в 1 000 кг вместо 1 274 кг, в связи с чем во время выполнения полета отсутствовала объективная информация о загрузке и весовой балансировке воздушного судна и возможном превышении ограничений для воздушного судна в части устойчивости и управляемости. Таким образом, во время выполнения полета на воздушном судне Ан-2Т были допущены нарушения в части превышения нормы пассажировместимости воздушного судна, норм его загрузки багажом, а также центровки; как минимум 6 пассажиров воздушного судна не были обеспечены привязными ремнями, что при возникновении и (или) развитии аварийной или иной нештатной ситуации могло привести к получению ими травм, которых можно было бы избежать при нахождении на штатных пассажирских креслах, обеспеченных привязными ремнями <1>.
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)К иным обстоятельствам, способствовавшим совершению транспортного происшествия (преступления), относится избыточная масса (загруженность) транспортного средства, которая ухудшает практически все служебные и эксплуатационно-технические характеристики транспортного средства (в большинстве случаев - воздушного судна). Приведем пример из практики. Следственными органами было возбуждено уголовное дело в отношении заместителя директора по организации летной работы авиакомпании "Тува Авиа" по факту оказания услуг по перевозке пассажиров воздушным судном Ан-2Т по маршруту Кызыл - Кунгуртук - Кызыл, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК России. По результатам проведенной судебной авиационно-технической экспертизы установлено, что багаж пассажиров перед вылетом экипажем не был взвешен; по прилету службе перевозок была дана ошибочно предельная загрузка в 1 000 кг вместо 1 274 кг, в связи с чем во время выполнения полета отсутствовала объективная информация о загрузке и весовой балансировке воздушного судна и возможном превышении ограничений для воздушного судна в части устойчивости и управляемости. Таким образом, во время выполнения полета на воздушном судне Ан-2Т были допущены нарушения в части превышения нормы пассажировместимости воздушного судна, норм его загрузки багажом, а также центровки; как минимум 6 пассажиров воздушного судна не были обеспечены привязными ремнями, что при возникновении и (или) развитии аварийной или иной нештатной ситуации могло привести к получению ими травм, которых можно было бы избежать при нахождении на штатных пассажирских креслах, обеспеченных привязными ремнями <1>.
Статья: Некоторые особенности социальной защиты военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации
(Шеншин В.М., Шеншина Л.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 3)Гарантии проезда на транспорте: военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе: железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, к местам использования основного (каникулярного) отпуска (один раз в год), дополнительных отпусков, на лечение и обратно, на избранное место жительства при увольнении с военной службы на грузовых машинах и в пассажирских автобусах воинской части, выделяемых для обеспечения организованной перевозки военнослужащих к месту военной службы и обратно; при переводе на новое место военной службы и увольнении с военной службы, кроме того, имеют право на перевоз на безвозмездной основе до 20 тонн личного имущества в контейнерах от прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости провоза в контейнере массой 20 тонн; имеют право на приобретение проездных документов для себя и членов своей семьи на все виды транспорта вне очереди при следовании в служебную командировку, на новое место военной службы, а также к месту использования отпуска и обратно; пользуются правом на бронирование и получение вне очереди мест в гостинице по командировочному удостоверению; использующим личный транспорт в служебных целях выплачивается денежная компенсация в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации <9>.
(Шеншин В.М., Шеншина Л.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 3)Гарантии проезда на транспорте: военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе: железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, к местам использования основного (каникулярного) отпуска (один раз в год), дополнительных отпусков, на лечение и обратно, на избранное место жительства при увольнении с военной службы на грузовых машинах и в пассажирских автобусах воинской части, выделяемых для обеспечения организованной перевозки военнослужащих к месту военной службы и обратно; при переводе на новое место военной службы и увольнении с военной службы, кроме того, имеют право на перевоз на безвозмездной основе до 20 тонн личного имущества в контейнерах от прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости провоза в контейнере массой 20 тонн; имеют право на приобретение проездных документов для себя и членов своей семьи на все виды транспорта вне очереди при следовании в служебную командировку, на новое место военной службы, а также к месту использования отпуска и обратно; пользуются правом на бронирование и получение вне очереди мест в гостинице по командировочному удостоверению; использующим личный транспорт в служебных целях выплачивается денежная компенсация в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации <9>.