Перевод земель водного фонда
Подборка наиболее важных документов по запросу Перевод земель водного фонда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы состава, индивидуализации и правового режима земель водного фонда
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 2)Представляется, что законодателю следует более четко сформировать свою позицию относительно перевода земель водного фонда и внести соответствующие изменения в статью 102 ЗК РФ и Закон о переводе земель. В случае применения подхода, предусматривающего необходимость прохождения процедуры перевода земель, в Закон о переводе земель необходимо также включить дополнительные основания перевода, корреспондирующие пункту 2 статьи 102 ЗК РФ, поскольку в настоящее время в этом Законе содержится исчерпывающий перечень случаев перевода земель и участков водного фонда в другую категорию земель.
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 2)Представляется, что законодателю следует более четко сформировать свою позицию относительно перевода земель водного фонда и внести соответствующие изменения в статью 102 ЗК РФ и Закон о переводе земель. В случае применения подхода, предусматривающего необходимость прохождения процедуры перевода земель, в Закон о переводе земель необходимо также включить дополнительные основания перевода, корреспондирующие пункту 2 статьи 102 ЗК РФ, поскольку в настоящее время в этом Законе содержится исчерпывающий перечень случаев перевода земель и участков водного фонда в другую категорию земель.
Статья: Понятие "поверхностный водный объект": от закона к судебной практике
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2025, N 3)В качестве постановки проблемы нельзя не обратить внимание на то, что создание руслового пруда на водотоке имеет множество юридически значимых последствий. Очевидно, что их строительство не только меняет водный режим водотока, его географические и природные характеристики, но и фактически меняет береговую линию водотока. Более того, признание таких объектов прудом, а не частью водотока означает, что признается возникновение нового водного объекта - руслового пруда с новой береговой линией и прекращение существования части водотока. Водоподпорные сооружения, отгораживающие пруд от водотока, а также собственная береговая линия придают ему свойство обособленности. Все эти изменения статуса водотока, в том числе плотины и другие гидротехнические сооружения на водотоке, должны пройти государственный учет и государственную регистрацию. В противном случае статус руслового пруда останется неясным, двусмысленным и рискует подогревать состояние конфликтности. Если выяснится, что в своих границах русловый пруд, к примеру, полностью расположен на землях сельскохозяйственного назначения, то покрытые водами пруда земли в соответствии со ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации <33> не относятся к землям водного фонда, а должны быть переведены в категорию земель сельскохозяйственного назначения, которые не изъяты и не ограничены в обороте и могут находиться во всех формах собственности. Факт прекращения существования части водотока в связи с созданием руслового пруда является основанием для перевода земель водного фонда в границах пруда в другую категорию при наличии положительного заключения экологической экспертизы. В таких условиях тезис о безоговорочной федеральной собственности на русловый пруд как единство вод и покрытых ими земель не столь очевиден и нуждается в более убедительном обосновании.
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2025, N 3)В качестве постановки проблемы нельзя не обратить внимание на то, что создание руслового пруда на водотоке имеет множество юридически значимых последствий. Очевидно, что их строительство не только меняет водный режим водотока, его географические и природные характеристики, но и фактически меняет береговую линию водотока. Более того, признание таких объектов прудом, а не частью водотока означает, что признается возникновение нового водного объекта - руслового пруда с новой береговой линией и прекращение существования части водотока. Водоподпорные сооружения, отгораживающие пруд от водотока, а также собственная береговая линия придают ему свойство обособленности. Все эти изменения статуса водотока, в том числе плотины и другие гидротехнические сооружения на водотоке, должны пройти государственный учет и государственную регистрацию. В противном случае статус руслового пруда останется неясным, двусмысленным и рискует подогревать состояние конфликтности. Если выяснится, что в своих границах русловый пруд, к примеру, полностью расположен на землях сельскохозяйственного назначения, то покрытые водами пруда земли в соответствии со ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации <33> не относятся к землям водного фонда, а должны быть переведены в категорию земель сельскохозяйственного назначения, которые не изъяты и не ограничены в обороте и могут находиться во всех формах собственности. Факт прекращения существования части водотока в связи с созданием руслового пруда является основанием для перевода земель водного фонда в границах пруда в другую категорию при наличии положительного заключения экологической экспертизы. В таких условиях тезис о безоговорочной федеральной собственности на русловый пруд как единство вод и покрытых ими земель не столь очевиден и нуждается в более убедительном обосновании.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"Статья 12. Особенности перевода земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также особенности перевода земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли водного фонда
(ред. от 25.12.2023)
"О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"Статья 12. Особенности перевода земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также особенности перевода земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли водного фонда
Федеральный закон от 19.07.2011 N 246-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1) переводом земель водного фонда или в случае, если иное не предусмотрено частью 4 настоящей статьи, земель иных категорий, занятых водным объектом, в земли категории, указанной в разрешении на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части либо в решении о создании морского порта или о расширении территории морского порта;
(ред. от 25.12.2023)
"Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1) переводом земель водного фонда или в случае, если иное не предусмотрено частью 4 настоящей статьи, земель иных категорий, занятых водным объектом, в земли категории, указанной в разрешении на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части либо в решении о создании морского порта или о расширении территории морского порта;
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Специфическим видом земельного участка выступает искусственный земельный участок, который представляет собой сооружение, признаваемое с момента его ввода в эксплуатацию земельным участком, после чего данный участок приобретает статус, равный статусу участка - природного объекта, и на него распространяются положения земельного законодательства об использовании и охране земель; при этом искусственный земельный участок не утрачивает статус объекта капитального строительства. По общему правилу "обычный" земельный участок располагается в составе определенной категории земель и режим участка носит производный характер от целевого назначения земель соответствующей категории и норм о зонировании. Однако искусственный земельный участок - это вновь созданный объект, что обусловливает необходимость распространения на него публичных правил об условиях использования объектов земельных отношений, поэтому данный участок претерпевает первичные способы установления правового режима, такие как категоризация и зонирование, после чего может выступать источником образования других участков. Разрешение на ввод в эксплуатацию искусственного земельного участка является также решением о переводе земель водного фонда в земли иных категорий и об установлении и (или) изменении видов разрешенного использования данного участка. При отнесении искусственного земельного участка к землям населенных пунктов разрешение на ввод в эксплуатацию служит основанием для внесения изменений в генеральные планы поселений, городских округов, субъектов РФ и схемы территориального планирования муниципальных районов в части изменения границ населенных пунктов.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Специфическим видом земельного участка выступает искусственный земельный участок, который представляет собой сооружение, признаваемое с момента его ввода в эксплуатацию земельным участком, после чего данный участок приобретает статус, равный статусу участка - природного объекта, и на него распространяются положения земельного законодательства об использовании и охране земель; при этом искусственный земельный участок не утрачивает статус объекта капитального строительства. По общему правилу "обычный" земельный участок располагается в составе определенной категории земель и режим участка носит производный характер от целевого назначения земель соответствующей категории и норм о зонировании. Однако искусственный земельный участок - это вновь созданный объект, что обусловливает необходимость распространения на него публичных правил об условиях использования объектов земельных отношений, поэтому данный участок претерпевает первичные способы установления правового режима, такие как категоризация и зонирование, после чего может выступать источником образования других участков. Разрешение на ввод в эксплуатацию искусственного земельного участка является также решением о переводе земель водного фонда в земли иных категорий и об установлении и (или) изменении видов разрешенного использования данного участка. При отнесении искусственного земельного участка к землям населенных пунктов разрешение на ввод в эксплуатацию служит основанием для внесения изменений в генеральные планы поселений, городских округов, субъектов РФ и схемы территориального планирования муниципальных районов в части изменения границ населенных пунктов.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1) переводом земель водного фонда или земель иных категорий, занятых водным объектом, в земли категории, указанной в разрешении на создание ИЗУ на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части либо в решении о создании морского порта или о расширении территории морского порта (пп. 1 п. 1 ст. 14 Закона N 246-ФЗ).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1) переводом земель водного фонда или земель иных категорий, занятых водным объектом, в земли категории, указанной в разрешении на создание ИЗУ на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части либо в решении о создании морского порта или о расширении территории морского порта (пп. 1 п. 1 ст. 14 Закона N 246-ФЗ).
Статья: Проблемы образования, использования и застройки земельных участков в границах береговой полосы
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Согласно статье 39.33 ЗК РФ возведение некапитальных строений для ведения товарного рыбоводства может осуществляться на основании акта уполномоченного органа без предоставления земельных участков и установления сервитута. В ЗК РФ не приводятся основания для разграничения указанных положений статьи 39.33 этого Кодекса с иными актами, регламентирующими условия землепользования для нужд аквакультуры. Согласно пункту 1 статьи 5.1 Закона об аквакультуре для рыбоводства используются земли сельскохозяйственного назначения, занятые обводненными карьерами и прудами, расположенными в границах определенного земельного участка. По сути, указанное положение дублирует норму статьи 102 ЗК РФ, и, как уже отмечалось, такого рода сельскохозяйственные земельные участки, как и участки других категорий, в пределах которых полностью расположены водные объекты, согласно статье 102 ЗК РФ подлежат переводу из земель водного фонда в другие категории земель. Согласно пункту 1 статьи 5.1 Закона об аквакультуре при осуществлении аквакультуры в рамках договора пользования рыбоводным участком допускается использование земельного участка, находящегося в публичной собственности и необходимого для ведения такой деятельности, но в указанном пункте отсутствует указание на категорию земель, к которой должен относиться этот участок. Соответственно, не совсем понятно, предоставляет ли право на получение в аренду земельного участка в границах береговой полосы наличие договора пользования рыбоводным участком. Косвенно о праве на образование земельных участков в границах береговой полосы и приобретении их в аренду при осуществлении рыбоводства упоминается в положениях статьи 5.1 Закона об аквакультуре, предусматривающих, что обводненные карьеры и пруды при ведении рыбоводства используются на основе права собственности или аренды либо права постоянного (бессрочного) или безвозмездного пользования на земельный участок.
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Согласно статье 39.33 ЗК РФ возведение некапитальных строений для ведения товарного рыбоводства может осуществляться на основании акта уполномоченного органа без предоставления земельных участков и установления сервитута. В ЗК РФ не приводятся основания для разграничения указанных положений статьи 39.33 этого Кодекса с иными актами, регламентирующими условия землепользования для нужд аквакультуры. Согласно пункту 1 статьи 5.1 Закона об аквакультуре для рыбоводства используются земли сельскохозяйственного назначения, занятые обводненными карьерами и прудами, расположенными в границах определенного земельного участка. По сути, указанное положение дублирует норму статьи 102 ЗК РФ, и, как уже отмечалось, такого рода сельскохозяйственные земельные участки, как и участки других категорий, в пределах которых полностью расположены водные объекты, согласно статье 102 ЗК РФ подлежат переводу из земель водного фонда в другие категории земель. Согласно пункту 1 статьи 5.1 Закона об аквакультуре при осуществлении аквакультуры в рамках договора пользования рыбоводным участком допускается использование земельного участка, находящегося в публичной собственности и необходимого для ведения такой деятельности, но в указанном пункте отсутствует указание на категорию земель, к которой должен относиться этот участок. Соответственно, не совсем понятно, предоставляет ли право на получение в аренду земельного участка в границах береговой полосы наличие договора пользования рыбоводным участком. Косвенно о праве на образование земельных участков в границах береговой полосы и приобретении их в аренду при осуществлении рыбоводства упоминается в положениях статьи 5.1 Закона об аквакультуре, предусматривающих, что обводненные карьеры и пруды при ведении рыбоводства используются на основе права собственности или аренды либо права постоянного (бессрочного) или безвозмездного пользования на земельный участок.
Статья: Видовые и непосредственные объекты земельных отношений
(Мельников Н.Н.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)Специфическим видом земельного участка выступает искусственный земельный участок, который представляет собой сооружение, признаваемое с момента его ввода в эксплуатацию земельным участком, после чего данный участок приобретает статус, равный статусу участка - природного объекта, и на него распространяются положения земельного законодательства об использовании и охране земель; при этом искусственный земельный участок не утрачивает статус объекта капитального строительства. По общему правилу "обычный" земельный участок располагается в составе определенной категории земель, и режим участка носит производный характер от целевого назначения земель соответствующей категории и норм о зонировании. Однако искусственный земельный участок - это вновь созданный объект, что обуславливает необходимость распространения на него публичных правил об условиях использования объектов земельных отношений, поэтому данный участок претерпевает первичные способы установления правового режима, такие как категоризация и зонирование, после чего может выступать источником образования других участков. Разрешение на ввод в эксплуатацию искусственного земельного участка является также решением о переводе земель водного фонда в земли иных категорий и об установлении и (или) изменении видов разрешенного использования данного участка. При отнесении искусственного земельного участка к землям населенных пунктов разрешение на ввод в эксплуатацию служит основанием для внесения изменений в генеральные планы поселений, городских округов, субъектов РФ и схемы территориального планирования муниципальных районов в части изменения границ населенных пунктов.
(Мельников Н.Н.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)Специфическим видом земельного участка выступает искусственный земельный участок, который представляет собой сооружение, признаваемое с момента его ввода в эксплуатацию земельным участком, после чего данный участок приобретает статус, равный статусу участка - природного объекта, и на него распространяются положения земельного законодательства об использовании и охране земель; при этом искусственный земельный участок не утрачивает статус объекта капитального строительства. По общему правилу "обычный" земельный участок располагается в составе определенной категории земель, и режим участка носит производный характер от целевого назначения земель соответствующей категории и норм о зонировании. Однако искусственный земельный участок - это вновь созданный объект, что обуславливает необходимость распространения на него публичных правил об условиях использования объектов земельных отношений, поэтому данный участок претерпевает первичные способы установления правового режима, такие как категоризация и зонирование, после чего может выступать источником образования других участков. Разрешение на ввод в эксплуатацию искусственного земельного участка является также решением о переводе земель водного фонда в земли иных категорий и об установлении и (или) изменении видов разрешенного использования данного участка. При отнесении искусственного земельного участка к землям населенных пунктов разрешение на ввод в эксплуатацию служит основанием для внесения изменений в генеральные планы поселений, городских округов, субъектов РФ и схемы территориального планирования муниципальных районов в части изменения границ населенных пунктов.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Указание на решение о создании морского порта или о расширении территории морского порта, предусматривающее создание искусственного земельного участка включено в п. 3 ч. 1 комментируемой статьи с 10 января 2022 г. Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 492-ФЗ <382> в целях упрощения процедур, связанных с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на искусственно созданный земельный участок и переводом земель водного фонда в земли категории, указанной в решении о создании морского порта или расширении территории морского порта.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Указание на решение о создании морского порта или о расширении территории морского порта, предусматривающее создание искусственного земельного участка включено в п. 3 ч. 1 комментируемой статьи с 10 января 2022 г. Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 492-ФЗ <382> в целях упрощения процедур, связанных с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на искусственно созданный земельный участок и переводом земель водного фонда в земли категории, указанной в решении о создании морского порта или расширении территории морского порта.