Перевод земель сельскохозяйственного назначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Перевод земель сельскохозяйственного назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 7 "Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию" Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"СТАТЬЯ 7 "ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры, связанные с правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком: Заявитель хочет признать незаконным отказ в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком
(КонсультантПлюс, 2025)распоряжением уполномоченного органа о переводе предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование участка в иную категорию, решением о предоставлении Заявителю участка с условием о таком переводе (если основание для отказа - непредставление документов, подтверждающих перевод земельного участка из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в иную категорию) >>>
(КонсультантПлюс, 2025)распоряжением уполномоченного органа о переводе предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование участка в иную категорию, решением о предоставлении Заявителю участка с условием о таком переводе (если основание для отказа - непредставление документов, подтверждающих перевод земельного участка из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в иную категорию) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оборот земель сельскохозяйственного назначения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Перевод земли из категории земель сельскохозяйственного
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Перевод земли из категории земель сельскохозяйственного
Статья: Перевод земель сельскохозяйственного назначения для целей недропользования: правоприменительная практика
(Салиева Р.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 9)"Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 9
(Салиева Р.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 9)"Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 9
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"Статья 7. Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию
(ред. от 25.12.2023)
"О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"Статья 7. Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - исполнительными органами субъектов Российской Федерации;
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - исполнительными органами субъектов Российской Федерации;
Статья: О некоторых проблемах, возникающих при заключении и исполнении договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)- отсутствие утвержденного проекта рекультивации является одним из оснований отказа в переводе земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию;
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)- отсутствие утвержденного проекта рекультивации является одним из оснований отказа в переводе земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию;
Готовое решение: Как учесть разукомплектацию основного средства при применении ФСБУ 26/2020 и ФСБУ 6/2020
(КонсультантПлюс, 2025)В противном случае учитывайте их в капитальных вложениях как затраты на улучшение объектов ОС, а затем включите в первоначальную стоимость новых объектов ОС (пп. "ж" п. 5, п. 6 ФСБУ 26/2020, п. 24 ФСБУ 6/2020). Например, если одновременно с разделением земельного участка один из вновь образованных земельных участков переводится из сельскохозяйственных земель в землю под застройку, то затраты на разделение и перевод можно считать затратами на улучшение объекта ОС.
(КонсультантПлюс, 2025)В противном случае учитывайте их в капитальных вложениях как затраты на улучшение объектов ОС, а затем включите в первоначальную стоимость новых объектов ОС (пп. "ж" п. 5, п. 6 ФСБУ 26/2020, п. 24 ФСБУ 6/2020). Например, если одновременно с разделением земельного участка один из вновь образованных земельных участков переводится из сельскохозяйственных земель в землю под застройку, то затраты на разделение и перевод можно считать затратами на улучшение объекта ОС.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики за четвертый квартал 2013 года <1> применительно к землям сельскохозяйственного назначения указал на то, что градостроительное зонирование в отношении таких земель не осуществляется, ВРИ участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Порядок принятия решений об изменении ВРИ земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренный пп. 3 п. 1 ст. 4 Закона N 191-ФЗ, не применяется. До принятия специального законодательства изменение ВРИ для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию <2>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики за четвертый квартал 2013 года <1> применительно к землям сельскохозяйственного назначения указал на то, что градостроительное зонирование в отношении таких земель не осуществляется, ВРИ участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Порядок принятия решений об изменении ВРИ земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренный пп. 3 п. 1 ст. 4 Закона N 191-ФЗ, не применяется. До принятия специального законодательства изменение ВРИ для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию <2>.
Статья: Перевод земель промышленности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок перевода земель промышленности в земли
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок перевода земель промышленности в земли
Статья: О месте и роли планов в земельных и градостроительных правоотношениях
(Скакодуб Н.Р.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)Так, в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <11> (далее - Закон N 172-ФЗ) перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения, при условии соответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования, документации по планировке территорий (далее - ДПТ) и землеустроительной документации (п. 3 ст. 4, пп. 2 п. 1 ст. 7 Закона N 172-ФЗ).
(Скакодуб Н.Р.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)Так, в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <11> (далее - Закон N 172-ФЗ) перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения, при условии соответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования, документации по планировке территорий (далее - ДПТ) и землеустроительной документации (п. 3 ст. 4, пп. 2 п. 1 ст. 7 Закона N 172-ФЗ).
Вопрос: Об отображении в схеме территориального планирования муниципального района объектов добычи песка и переводе земельных участков с/х назначения в другую категорию при отсутствии в схеме такого объекта.
(Письмо Минэкономразвития России от 12.08.2025 N ОГ-Д27-6444)Вопрос: Об отображении в схеме территориального планирования муниципального района объектов добычи песка и переводе земельных участков с/х назначения в другую категорию при отсутствии в схеме такого объекта.
(Письмо Минэкономразвития России от 12.08.2025 N ОГ-Д27-6444)Вопрос: Об отображении в схеме территориального планирования муниципального района объектов добычи песка и переводе земельных участков с/х назначения в другую категорию при отсутствии в схеме такого объекта.
Готовое решение: Как учесть объединение основных средств
(КонсультантПлюс, 2025)В противном случае учтите эти затраты как капитальные вложения на улучшение объектов ОС и затем включите в первоначальную стоимость нового объекта ОС (пп. "ж" п. 5, п. 6 ФСБУ 26/2020, п. 24 ФСБУ 6/2020). Например, если одновременно с объединением земельных участков один из них переводится из сельскохозяйственных земель в землю под застройку, то затраты на объединение и перевод можно считать затратами на улучшение объекта ОС.
(КонсультантПлюс, 2025)В противном случае учтите эти затраты как капитальные вложения на улучшение объектов ОС и затем включите в первоначальную стоимость нового объекта ОС (пп. "ж" п. 5, п. 6 ФСБУ 26/2020, п. 24 ФСБУ 6/2020). Например, если одновременно с объединением земельных участков один из них переводится из сельскохозяйственных земель в землю под застройку, то затраты на объединение и перевод можно считать затратами на улучшение объекта ОС.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Отметим при этом, что наличие утвержденного проекта рекультивации земель требуется для перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в случаях, связанных со строительством линейных объектов и добычей полезных ископаемых.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Отметим при этом, что наличие утвержденного проекта рекультивации земель требуется для перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в случаях, связанных со строительством линейных объектов и добычей полезных ископаемых.
Статья: Актуальные вопросы правового регулирования хозяйственного оборота земель сельскохозяйственного назначения
(Вербина О.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Актуальной проблемой является неиспользование земель по целевому назначению. Для определения такого состояния важным, на наш взгляд, является разработка соответствующих признаков этого процесса. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации" к ним относят, например, зарастание участка сорняком и кустарником на 50% и более, неиспользование по назначению свыше 25% площади и т.д. Анализ правоприменительной практики показывает, что установление факта использования земельного участка по его целевому назначению является обязательным условием, которое предшествует заключению договора. Категория и разрешенное использование участка указываются в правоустанавливающих документах. В то же время неоднозначность в трактовках нецелевого использования участков приводит к некачественным результатам судебных разбирательств, о чем свидетельствуют акты высших судебных инстанций РФ. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2019 г. N 35-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки О.В. Гламоздиновой" <9> КС РФ указал на недопустимость привлечения собственников к административной ответственности за надлежащее использование участка. Как видится, действующее законодательство недостаточно четко формулирует признаки нецелевого использования, что усугубляется правовой безграмотностью участников земельных отношений и должностных лиц. Аналогичная позиция содержится в Постановлении Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2024 г. N 56-П "По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктов 1 и 3 статьи 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Карьер Приморский", где указывалось на обязательный перевод земли сельскохозяйственного назначения в менее ценную категорию для дальнейшего использования в целях недропользования <10>. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 6 ноября 2024 г. N 50-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан А.В. Баевой и И.В. Филькова" <11> указано на то, что основание привлечения к ответственности за нецелевое использование участка должно быть прямым, ясным и недвусмысленным. Данные примеры указывают на необходимость более четкого определения признаков использования земли в нарушение целевого назначения, чтобы устранить неточность правовых норм.
(Вербина О.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Актуальной проблемой является неиспользование земель по целевому назначению. Для определения такого состояния важным, на наш взгляд, является разработка соответствующих признаков этого процесса. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации" к ним относят, например, зарастание участка сорняком и кустарником на 50% и более, неиспользование по назначению свыше 25% площади и т.д. Анализ правоприменительной практики показывает, что установление факта использования земельного участка по его целевому назначению является обязательным условием, которое предшествует заключению договора. Категория и разрешенное использование участка указываются в правоустанавливающих документах. В то же время неоднозначность в трактовках нецелевого использования участков приводит к некачественным результатам судебных разбирательств, о чем свидетельствуют акты высших судебных инстанций РФ. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2019 г. N 35-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки О.В. Гламоздиновой" <9> КС РФ указал на недопустимость привлечения собственников к административной ответственности за надлежащее использование участка. Как видится, действующее законодательство недостаточно четко формулирует признаки нецелевого использования, что усугубляется правовой безграмотностью участников земельных отношений и должностных лиц. Аналогичная позиция содержится в Постановлении Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2024 г. N 56-П "По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктов 1 и 3 статьи 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Карьер Приморский", где указывалось на обязательный перевод земли сельскохозяйственного назначения в менее ценную категорию для дальнейшего использования в целях недропользования <10>. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 6 ноября 2024 г. N 50-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан А.В. Баевой и И.В. Филькова" <11> указано на то, что основание привлечения к ответственности за нецелевое использование участка должно быть прямым, ясным и недвусмысленным. Данные примеры указывают на необходимость более четкого определения признаков использования земли в нарушение целевого назначения, чтобы устранить неточность правовых норм.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Определены порядок изменения границ сельскохозяйственных угодий и порядок перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Определены порядок изменения границ сельскохозяйственных угодий и порядок перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.