Перевод земель оопт
Подборка наиболее важных документов по запросу Перевод земель оопт (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 14 "Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории" Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую""Суд апелляционной инстанции учитывая, что участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, доказательств обратного в материалы дела не представлено, а также, что уведомления Росреестра в адрес Рослесхоза о выявлении пересечения спорных земельных участков с землями лесного фонда для целей применения части 8 статьи 14 Закона о переводе земель не поступали, исходил из того, что суд первой инстанции не обоснованно пришел к выводу об истечении трехмесячный срока для судебного оспаривания права и возможности приведения сведений ГЛР в соответствии со сведениями ЕГРН.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 2 "Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития" Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях""Довод Министерства строительства и архитектуры Архангельской области, содержащийся в дополнениях к апелляционной жалобе, о незаконности перевода земельных участков с кадастровыми номерами 29:07:092501:37 и 29:07:092501:42 в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов, мотивированный тем, что в силу пункта 8 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории могут быть созданы только на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, судебная коллегия отклоняет. Положение пункта 8 статьи 2 названного Федерального закона в рассматриваемом случае не подлежит применению, поскольку указанными распоряжениями на спорных земельных участках особо охраняемые природные территории не созданы."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий Арктической зоны России
(Яковлева Т.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)Законодательство закрепило федеральную собственность на земли ООПТ федерального значения и предусматривает перевод земель ООПТ в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов. Согласно п. 2 ст. 95 ЗК РФ земли ООПТ регионального значения могут находиться в собственности субъектов РФ. Но большинство ООПТ регионального значения создаются на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, либо на землях, государственная собственность на которые не разграничена, и передаются субъектам РФ в постоянное (бессрочное) пользование. ООПТ местного значения могут создаваться на землях, находящихся в собственности муниципальных образований (п. 8 ст. 2 ФЗ об ООПТ). Земли ООПТ регионального и местного значения не переводятся в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
(Яковлева Т.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)Законодательство закрепило федеральную собственность на земли ООПТ федерального значения и предусматривает перевод земель ООПТ в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов. Согласно п. 2 ст. 95 ЗК РФ земли ООПТ регионального значения могут находиться в собственности субъектов РФ. Но большинство ООПТ регионального значения создаются на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, либо на землях, государственная собственность на которые не разграничена, и передаются субъектам РФ в постоянное (бессрочное) пользование. ООПТ местного значения могут создаваться на землях, находящихся в собственности муниципальных образований (п. 8 ст. 2 ФЗ об ООПТ). Земли ООПТ регионального и местного значения не переводятся в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
Статья: Обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду Республики Крым
(Пасечник О.С., Рышкова Л.В.)
("Юрист", 2024, N 3)Статья посвящена выявлению правовых инструментов обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду в Республике Крым. Указывается, что составляющим элементом права граждан на благоприятную окружающую среду является возможность удовлетворения эстетических, рекреационных, научных, культурных интересов. На территории Республики Крым достаточно важную роль в надлежащем обеспечении этого аспекта играют парки-памятники садово-паркового искусства. На основе анализа практики применения норм регионального законодательства выявлено, что существующий правовой режим этих объектов в рамках региональных особо охраняемых природных территорий не обеспечивает надлежащего уровня правовой охраны. Предложено усилить правовой режим охраны парков-памятников садово-паркового искусства путем перевода их из земель ООПТ регионального значения в земли историко-культурного назначения.
(Пасечник О.С., Рышкова Л.В.)
("Юрист", 2024, N 3)Статья посвящена выявлению правовых инструментов обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду в Республике Крым. Указывается, что составляющим элементом права граждан на благоприятную окружающую среду является возможность удовлетворения эстетических, рекреационных, научных, культурных интересов. На территории Республики Крым достаточно важную роль в надлежащем обеспечении этого аспекта играют парки-памятники садово-паркового искусства. На основе анализа практики применения норм регионального законодательства выявлено, что существующий правовой режим этих объектов в рамках региональных особо охраняемых природных территорий не обеспечивает надлежащего уровня правовой охраны. Предложено усилить правовой режим охраны парков-памятников садово-паркового искусства путем перевода их из земель ООПТ регионального значения в земли историко-культурного назначения.
Нормативные акты
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3) перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3) перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"5. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.
(ред. от 25.12.2023)
"О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"5. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Аналогичная обязанность возникает применительно к особо охраняемой природной территории. В этом случае документация применительно к особо охраняемой природной территории до ее утверждения подлежит согласованию с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которых находится соответствующая особо охраняемая природная территория (в качестве такого органа выступает Минприроды России). При этом предметом согласования являются допустимость размещения объектов капитального строительства в соответствии с требованиями лесного законодательства, законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах земель лесного фонда, особо охраняемых природных территорий, а также соответствие планируемого размещения объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами, лесохозяйственному регламенту, положению об особо охраняемой природной территории, утвержденным применительно к территории, в границах которой планируется размещение таких объектов.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Аналогичная обязанность возникает применительно к особо охраняемой природной территории. В этом случае документация применительно к особо охраняемой природной территории до ее утверждения подлежит согласованию с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которых находится соответствующая особо охраняемая природная территория (в качестве такого органа выступает Минприроды России). При этом предметом согласования являются допустимость размещения объектов капитального строительства в соответствии с требованиями лесного законодательства, законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах земель лесного фонда, особо охраняемых природных территорий, а также соответствие планируемого размещения объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами, лесохозяйственному регламенту, положению об особо охраняемой природной территории, утвержденным применительно к территории, в границах которой планируется размещение таких объектов.
Статья: Опыт правового регулирования лесопользования в России и зарубежных странах (на примере государств Восточной Африки)
(Шуплецова Ю.И., Прилипов А.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 1)Также в этот период многие ООПТ были лишены охранного статуса и переведены в категорию земель сельскохозяйственного назначения (например, леса национального парка Маунт-Элгон), несмотря на то, что это противоречит Закону о рациональном природопользовании и координации 1999 г. <32> Данным Законом также предусматривается обязанность местных органов власти оказывать содействие местному сообществу по посадке деревьев или другой растительности на любой территории, которая находится в пределах юрисдикции таких органов, и, кроме того, возможность заключения соглашения о сохранении лесов с владельцем любого земельного участка, на котором такой лес произрастает.
(Шуплецова Ю.И., Прилипов А.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 1)Также в этот период многие ООПТ были лишены охранного статуса и переведены в категорию земель сельскохозяйственного назначения (например, леса национального парка Маунт-Элгон), несмотря на то, что это противоречит Закону о рациональном природопользовании и координации 1999 г. <32> Данным Законом также предусматривается обязанность местных органов власти оказывать содействие местному сообществу по посадке деревьев или другой растительности на любой территории, которая находится в пределах юрисдикции таких органов, и, кроме того, возможность заключения соглашения о сохранении лесов с владельцем любого земельного участка, на котором такой лес произрастает.
Статья: Правовой режим особо охраняемых природных территорий в Португальской Республике и Российской Федерации
(Батыршина Г.Ф.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Судебная практика подтверждает преобладание публичного интереса над частным в области использования и охраны ООПТ. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации <43> оспаривается конституционность п. 1 ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <44>, поскольку положения данной статьи, касающиеся приоритета сведений, содержащихся в ЕГРН, не распространяются на земельные участки, расположенные в границах ООПТ Заявитель приобрел в собственность земельные участки, предназначенные для базы отдыха на ООПТ, и просил признать отсутствующими права собственности Российской Федерации на них. Конституционный Суд Российской Федерации отказал в принятии жалобы к рассмотрению, подтвердив приоритет публичного интереса над частным, исходя из природной значимости земельных участков, расположенных в границах ООПТ.
(Батыршина Г.Ф.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Судебная практика подтверждает преобладание публичного интереса над частным в области использования и охраны ООПТ. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации <43> оспаривается конституционность п. 1 ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <44>, поскольку положения данной статьи, касающиеся приоритета сведений, содержащихся в ЕГРН, не распространяются на земельные участки, расположенные в границах ООПТ Заявитель приобрел в собственность земельные участки, предназначенные для базы отдыха на ООПТ, и просил признать отсутствующими права собственности Российской Федерации на них. Конституционный Суд Российской Федерации отказал в принятии жалобы к рассмотрению, подтвердив приоритет публичного интереса над частным, исходя из природной значимости земельных участков, расположенных в границах ООПТ.
Статья: Перевод земель лесного фонда в земли других категорий
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- документ, подтверждающий организацию особо охраняемых природных территорий, в случае если для организации такой особо охраняемой природной территории осуществляется перевод земельного участка, относящегося к землям лесного фонда, занятым защитными лесами.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- документ, подтверждающий организацию особо охраняемых природных территорий, в случае если для организации такой особо охраняемой природной территории осуществляется перевод земельного участка, относящегося к землям лесного фонда, занятым защитными лесами.
Статья: Оборот земель сельскохозяйственного назначения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем ст. 7 Закона о переводе земель установлены особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий. Перевод таких земель допускается в исключительных случаях, связанных:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем ст. 7 Закона о переводе земель установлены особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий. Перевод таких земель допускается в исключительных случаях, связанных:
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)устранение органом регистрации прав реестровой ошибки в сведениях о лесных участках не осуществляется в случае выявления пересечения с границами земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, и земельных участков, на которых расположены объекты культурного наследия (далее - ценные земли) (ч. 6 - 8 ст. 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", ч. 4 и 6 комментируемой статьи). Однако данное правило применяется лишь в тех случаях, когда из данных реестра границ ЕГРН или актов уполномоченных органов можно установить местоположение границ ценных земель. Следует иметь в виду, что пересечение границ в рассматриваемом случае может быть выявлено не только посредством анализа координатного описания границ ценных земель и объектов, но и исходя из местоположения земельного участка, в сведениях о котором осуществляется устранение реестровой ошибки, например, в местоположении земельного участка может быть указано, что он находится в границах природного парка. Также, например, описание границ данного природного парка может предусматривать, что определенный муниципалитет (соответственно, и все земельные участки в его границах) полностью находится в границах данного природного парка (п. 7);
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)устранение органом регистрации прав реестровой ошибки в сведениях о лесных участках не осуществляется в случае выявления пересечения с границами земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, и земельных участков, на которых расположены объекты культурного наследия (далее - ценные земли) (ч. 6 - 8 ст. 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", ч. 4 и 6 комментируемой статьи). Однако данное правило применяется лишь в тех случаях, когда из данных реестра границ ЕГРН или актов уполномоченных органов можно установить местоположение границ ценных земель. Следует иметь в виду, что пересечение границ в рассматриваемом случае может быть выявлено не только посредством анализа координатного описания границ ценных земель и объектов, но и исходя из местоположения земельного участка, в сведениях о котором осуществляется устранение реестровой ошибки, например, в местоположении земельного участка может быть указано, что он находится в границах природного парка. Также, например, описание границ данного природного парка может предусматривать, что определенный муниципалитет (соответственно, и все земельные участки в его границах) полностью находится в границах данного природного парка (п. 7);
Статья: О некоторых традициях в регулировании и защите владения: история и современность
(Лаптева Л.Е.)
("Гражданское право", 2025, N 5)Заметим, что вопрос о допустимости перевода земель из публичной в частную собственность в течение последних 30 лет приобретал все большую актуальность в современной России. Согласно действующему российскому законодательству в силу приобретательной давности не может быть приобретено право собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Если земельный участок в силу закона может находиться лишь в публичной собственности, как, например земельные участки, расположенные в границах особо охраняемой природной территории, возникновение права частной собственности на этот участок невозможно независимо от способа приобретения (путем предоставления органом публичной власти, по сделке, в силу приобретательной давности и т.п.) <12>. Следовательно, приобретательная давность может касаться только оборотоспособных земель из неразграниченной государственной собственности (ст. 234 ГК РФ, ст. 39.1, 39.2 ЗК РФ). Исключение, по мнению Конституционного Суда РФ, составляют земли, переданные гражданам на праве пожизненного наследуемого владения <13>. Конституционный Суд определил, что "как субъект права собственности на землю, переданную гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, муниципальное образование фактически передает им осуществление всех своих правомочий - владения, пользования, распоряжения, которые осуществляются гражданами-владельцами, полностью несущими бремя содержания этого имущества. Исходя из этого владение земельным участком не может рассматриваться как нарушающее права муниципального образования". Данная практика ограничена по времени и условно именуется "дачной амнистией", хотя применяется и в отношении жилых строений и гаражных кооперативов в черте населенных пунктов.
(Лаптева Л.Е.)
("Гражданское право", 2025, N 5)Заметим, что вопрос о допустимости перевода земель из публичной в частную собственность в течение последних 30 лет приобретал все большую актуальность в современной России. Согласно действующему российскому законодательству в силу приобретательной давности не может быть приобретено право собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Если земельный участок в силу закона может находиться лишь в публичной собственности, как, например земельные участки, расположенные в границах особо охраняемой природной территории, возникновение права частной собственности на этот участок невозможно независимо от способа приобретения (путем предоставления органом публичной власти, по сделке, в силу приобретательной давности и т.п.) <12>. Следовательно, приобретательная давность может касаться только оборотоспособных земель из неразграниченной государственной собственности (ст. 234 ГК РФ, ст. 39.1, 39.2 ЗК РФ). Исключение, по мнению Конституционного Суда РФ, составляют земли, переданные гражданам на праве пожизненного наследуемого владения <13>. Конституционный Суд определил, что "как субъект права собственности на землю, переданную гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, муниципальное образование фактически передает им осуществление всех своих правомочий - владения, пользования, распоряжения, которые осуществляются гражданами-владельцами, полностью несущими бремя содержания этого имущества. Исходя из этого владение земельным участком не может рассматриваться как нарушающее права муниципального образования". Данная практика ограничена по времени и условно именуется "дачной амнистией", хотя применяется и в отношении жилых строений и гаражных кооперативов в черте населенных пунктов.
Статья: Спорные вопросы (не)применения Закона о лесной амнистии
(Харинов И.Н.)
("Закон", 2021, N 11)К указанным случаям применима (помимо упомянутой выше общей нормы ст. 14 Закона о переводе земель из одной категории в другую) специальная норма ч. 7 ст. 10 Закона о лесной амнистии, в силу которой орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, также в инициативном порядке до 1 января 2023 г. приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах <16>;
(Харинов И.Н.)
("Закон", 2021, N 11)К указанным случаям применима (помимо упомянутой выше общей нормы ст. 14 Закона о переводе земель из одной категории в другую) специальная норма ч. 7 ст. 10 Закона о лесной амнистии, в силу которой орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, также в инициативном порядке до 1 января 2023 г. приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах <16>;
Вопрос: Возможен ли перевод земельных участков в составе земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Перевод земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков возможен только в случаях их перевода для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Перевод земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков возможен только в случаях их перевода для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Статья: О месте и роли планов в земельных и градостроительных правоотношениях
(Скакодуб Н.Р.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)Так, в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <11> (далее - Закон N 172-ФЗ) перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения, при условии соответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования, документации по планировке территорий (далее - ДПТ) и землеустроительной документации (п. 3 ст. 4, пп. 2 п. 1 ст. 7 Закона N 172-ФЗ).
(Скакодуб Н.Р.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)Так, в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <11> (далее - Закон N 172-ФЗ) перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения, при условии соответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования, документации по планировке территорий (далее - ДПТ) и землеустроительной документации (п. 3 ст. 4, пп. 2 п. 1 ст. 7 Закона N 172-ФЗ).