Перевод земель
Подборка наиболее важных документов по запросу Перевод земель (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Территория (земли) муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую...
(КонсультантПлюс, 2025)Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую...
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 64 "Рассмотрение земельных споров" ЗК РФ"Вопреки доводам кассационной жалобы, применительно к положениям статей 1, 8, 11, 12, 209, 218, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 6, 7, 11.2, 11.9, 15, 60, 64, 70 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 67, 68, 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации во взаимной связи с положениями статей 1, 7, 14, 22, 43, 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", статей 39, 40 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", учитывая разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", принимая во внимание, что Ф. ФИО40 и Ф. ФИО41. являются собственниками земельного участка выделенного их правопредшественнику на законных основаниях для ведения садоводства, при этом по результатам проведенной судебной землеустроительной экспертизы в местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами N и N выявлена реестровая ошибка, судебные инстанции правильно пришли к выводу о том, что земельный участок N и находящиеся на нем спорные строения в фактически существующих границах более 15 лет не может быть отнесен к землям лесного фонда и в силу действующего правового регулирования выявленное наложение подлежит исправлению в качестве реестровой ошибки, в свою очередь обоснованно не установили правовых оснований для удовлетворения первоначального иска Комитета лесного хозяйства Московской области, поскольку оснований полагать, что ответчиками по первоначальному иску самовольно запользована часть земель лесного фонда не имеется."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
<Письмо> Минприроды России от 20.02.2024 N 12-53/7066
"О переводе земель из одной категории в другую"МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
"О переводе земель из одной категории в другую"МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
Статья: Разграничение государственной собственности на землю
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- сохранение целевого назначения земельных участков - при разграничении государственной собственности на землю не могут быть изменены категория земель и вид разрешенного использования. Перевод земель и земельных участков из одной категории в другую должен осуществляться только в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую";
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- сохранение целевого назначения земельных участков - при разграничении государственной собственности на землю не могут быть изменены категория земель и вид разрешенного использования. Перевод земель и земельных участков из одной категории в другую должен осуществляться только в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую";
Готовое решение: Как выкупить государственный или муниципальный земельный участок под зданием или сооружением
(КонсультантПлюс, 2025)решение содержит указание на необходимость изменить вид разрешенного использования участка и перевести его из одной категории земель в другую в качестве условия предоставления;
(КонсультантПлюс, 2025)решение содержит указание на необходимость изменить вид разрешенного использования участка и перевести его из одной категории земель в другую в качестве условия предоставления;
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Схемы территориального планирования являются основанием для принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления решений при планировании мероприятий по социально-экономическому развитию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных нужд и о переводе земель из одной категории в другую.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Схемы территориального планирования являются основанием для принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления решений при планировании мероприятий по социально-экономическому развитию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных нужд и о переводе земель из одной категории в другую.
Путеводитель по судебной практике. Продажа недвижимости3.2. Вправе ли собственник недвижимости требовать перевода на него прав и обязанностей покупателя земельного участка, если при купле-продаже участка ему не предоставили преимущественное право покупки
Статья: Перспективы формирования института мастер-планирования федеральных круглогодичных курортов
(Майборода Э.Т.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 2)Per se идея мастер-плана - предложить более "живой" инструмент, где учитываются инвестиционные и экономические параметры, а также дизайн-код, визуальные концепции, новые принципы благоустройства и т.п. То есть это не просто zoning plan, а пространственно-экономическая стратегия, которую государственный аппарат предлагает частному капиталу для инвестирования. Таким образом, мастер-план мог бы выполнять функцию "быстрого" проекта, ориентированного на стимулирование инвестиционной активности, если бы он не противоречил высшим документам, но и не полностью повторял их <11>. В современной практике встречаются случаи, когда крупные проекты, такие как создание индустриальных парков, туристических кластеров или инновационных комплексов, требуют не только юридического перевода земель в соответствующие категории, но и целого комплекса согласованных решений (инженерного обеспечения, экономического стимулирования, привлечения инвесторов). Мастер-план здесь мог бы выступать проектным документом, который формализует данные решения в упреждающем порядке и разрешает противоречия между разными видами использования территории до утверждения окончательных градостроительных регламентов.
(Майборода Э.Т.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 2)Per se идея мастер-плана - предложить более "живой" инструмент, где учитываются инвестиционные и экономические параметры, а также дизайн-код, визуальные концепции, новые принципы благоустройства и т.п. То есть это не просто zoning plan, а пространственно-экономическая стратегия, которую государственный аппарат предлагает частному капиталу для инвестирования. Таким образом, мастер-план мог бы выполнять функцию "быстрого" проекта, ориентированного на стимулирование инвестиционной активности, если бы он не противоречил высшим документам, но и не полностью повторял их <11>. В современной практике встречаются случаи, когда крупные проекты, такие как создание индустриальных парков, туристических кластеров или инновационных комплексов, требуют не только юридического перевода земель в соответствующие категории, но и целого комплекса согласованных решений (инженерного обеспечения, экономического стимулирования, привлечения инвесторов). Мастер-план здесь мог бы выступать проектным документом, который формализует данные решения в упреждающем порядке и разрешает противоречия между разными видами использования территории до утверждения окончательных градостроительных регламентов.
Готовое решение: Как изменить вид разрешенного использования земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Что касается сельскохозяйственных угодий, то для них градостроительные регламенты не устанавливаются (ч. 6 ст. 36 ГрК РФ). Изменение вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий возможно только после перевода этих земель (земельных участков) в другую категорию. При этом такой перевод допускается в исключительных случаях (вопрос 5 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2013 года, Письмо Росреестра от 29.05.2017 N 14-06641-ГЕ/17).
(КонсультантПлюс, 2025)Что касается сельскохозяйственных угодий, то для них градостроительные регламенты не устанавливаются (ч. 6 ст. 36 ГрК РФ). Изменение вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий возможно только после перевода этих земель (земельных участков) в другую категорию. При этом такой перевод допускается в исключительных случаях (вопрос 5 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2013 года, Письмо Росреестра от 29.05.2017 N 14-06641-ГЕ/17).
Ситуация: Каков порядок предоставления гражданам дальневосточного и арктического гектаров?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Указанное уведомление, подписанное уполномоченным органом, является основанием для внесения в ЕГРН сведений о разрешенном использовании земельного участка, в том числе для перевода земельного участка в другую категорию земель (ч. 8 - 10 ст. 8 Закона N 119-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Указанное уведомление, подписанное уполномоченным органом, является основанием для внесения в ЕГРН сведений о разрешенном использовании земельного участка, в том числе для перевода земельного участка в другую категорию земель (ч. 8 - 10 ст. 8 Закона N 119-ФЗ).
Статья: О некоторых традициях в регулировании и защите владения: история и современность
(Лаптева Л.Е.)
("Гражданское право", 2025, N 5)Заметим, что вопрос о допустимости перевода земель из публичной в частную собственность в течение последних 30 лет приобретал все большую актуальность в современной России. Согласно действующему российскому законодательству в силу приобретательной давности не может быть приобретено право собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Если земельный участок в силу закона может находиться лишь в публичной собственности, как, например земельные участки, расположенные в границах особо охраняемой природной территории, возникновение права частной собственности на этот участок невозможно независимо от способа приобретения (путем предоставления органом публичной власти, по сделке, в силу приобретательной давности и т.п.) <12>. Следовательно, приобретательная давность может касаться только оборотоспособных земель из неразграниченной государственной собственности (ст. 234 ГК РФ, ст. 39.1, 39.2 ЗК РФ). Исключение, по мнению Конституционного Суда РФ, составляют земли, переданные гражданам на праве пожизненного наследуемого владения <13>. Конституционный Суд определил, что "как субъект права собственности на землю, переданную гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, муниципальное образование фактически передает им осуществление всех своих правомочий - владения, пользования, распоряжения, которые осуществляются гражданами-владельцами, полностью несущими бремя содержания этого имущества. Исходя из этого владение земельным участком не может рассматриваться как нарушающее права муниципального образования". Данная практика ограничена по времени и условно именуется "дачной амнистией", хотя применяется и в отношении жилых строений и гаражных кооперативов в черте населенных пунктов.
(Лаптева Л.Е.)
("Гражданское право", 2025, N 5)Заметим, что вопрос о допустимости перевода земель из публичной в частную собственность в течение последних 30 лет приобретал все большую актуальность в современной России. Согласно действующему российскому законодательству в силу приобретательной давности не может быть приобретено право собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Если земельный участок в силу закона может находиться лишь в публичной собственности, как, например земельные участки, расположенные в границах особо охраняемой природной территории, возникновение права частной собственности на этот участок невозможно независимо от способа приобретения (путем предоставления органом публичной власти, по сделке, в силу приобретательной давности и т.п.) <12>. Следовательно, приобретательная давность может касаться только оборотоспособных земель из неразграниченной государственной собственности (ст. 234 ГК РФ, ст. 39.1, 39.2 ЗК РФ). Исключение, по мнению Конституционного Суда РФ, составляют земли, переданные гражданам на праве пожизненного наследуемого владения <13>. Конституционный Суд определил, что "как субъект права собственности на землю, переданную гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, муниципальное образование фактически передает им осуществление всех своих правомочий - владения, пользования, распоряжения, которые осуществляются гражданами-владельцами, полностью несущими бремя содержания этого имущества. Исходя из этого владение земельным участком не может рассматриваться как нарушающее права муниципального образования". Данная практика ограничена по времени и условно именуется "дачной амнистией", хотя применяется и в отношении жилых строений и гаражных кооперативов в черте населенных пунктов.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кадастровая стоимость земельного участка лежит в основе расчета платы за публичный сервитут: в соответствии с п. 4 ст. 39.46 ЗК РФ плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. Особое правовое значение кадастровая стоимость имеет при решении вопроса о возможности перевода земель из одной категории в другую, в частности, это касается сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения: в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 178-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <1> перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п. 4 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных п. 3, 6, 7 и 8 ч. 1 данной статьи. Важную роль играет кадастровая стоимость при установлении публичного сервитута. Поскольку сервитут напрямую связан с земельными отношениями, то кадастровая стоимость земельного участка играет основополагающую роль при его оплате. Так, согласно п. 4 и 5 ст. 39.46 ЗК РФ известно, что плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01% кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1% кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. В случае если в отношении земельных участков и (или) земель кадастровая стоимость не определена, размер платы за публичный сервитут рассчитывается исходя из среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения. Данные о кадастровой стоимости используются при определении размеров административных штрафов за земельные правонарушения. Так, привлечение к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ <2> за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа: в случае если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от 1,5 до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей, на юридические лица - от 2 до 3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей; в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридические лица - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кадастровая стоимость земельного участка лежит в основе расчета платы за публичный сервитут: в соответствии с п. 4 ст. 39.46 ЗК РФ плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. Особое правовое значение кадастровая стоимость имеет при решении вопроса о возможности перевода земель из одной категории в другую, в частности, это касается сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения: в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 178-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <1> перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п. 4 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных п. 3, 6, 7 и 8 ч. 1 данной статьи. Важную роль играет кадастровая стоимость при установлении публичного сервитута. Поскольку сервитут напрямую связан с земельными отношениями, то кадастровая стоимость земельного участка играет основополагающую роль при его оплате. Так, согласно п. 4 и 5 ст. 39.46 ЗК РФ известно, что плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01% кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1% кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. В случае если в отношении земельных участков и (или) земель кадастровая стоимость не определена, размер платы за публичный сервитут рассчитывается исходя из среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения. Данные о кадастровой стоимости используются при определении размеров административных штрафов за земельные правонарушения. Так, привлечение к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ <2> за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа: в случае если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от 1,5 до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей, на юридические лица - от 2 до 3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей; в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридические лица - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Статья: Правовой режим земельного участка как объекта земельных правоотношений
(Карагадян В.Д.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Стоит учитывать, что положение ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <33> (далее - Закон N 172-ФЗ) устанавливает в качестве обязательного отнесение земельных участков к одной из категорий земель.
(Карагадян В.Д.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Стоит учитывать, что положение ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <33> (далее - Закон N 172-ФЗ) устанавливает в качестве обязательного отнесение земельных участков к одной из категорий земель.