Переселение из ветхого и аварийного
Подборка наиболее важных документов по запросу Переселение из ветхого и аварийного (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Права собственников и проживающих с ними лиц на жилое помещение: Уполномоченный орган хочет принудительно изъять у Собственника жилое помещение с предоставлением другого жилого помещения
(КонсультантПлюс, 2025)вынесение решения об изъятии земельного участка, на котором расположено жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд или признании жилого помещения аварийным и подлежащим сносу (решением Уполномоченного органа, выпиской из ЕГРН о внесении сведений об изъятии в отношении объекта недвижимости, заключением межведомственной комиссии, программой переселения из аварийного и ветхого жилья и т.п.)
(КонсультантПлюс, 2025)вынесение решения об изъятии земельного участка, на котором расположено жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд или признании жилого помещения аварийным и подлежащим сносу (решением Уполномоченного органа, выпиской из ЕГРН о внесении сведений об изъятии в отношении объекта недвижимости, заключением межведомственной комиссии, программой переселения из аварийного и ветхого жилья и т.п.)
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Права собственников и проживающих с ними лиц на жилое помещение: Уполномоченный орган хочет принудительно изъять жилое помещение с выплатой возмещения
(КонсультантПлюс, 2025)вынесение решения об изъятии земельного участка, на котором расположено жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд или признании жилого помещения аварийным и подлежащим сносу (решением Уполномоченного органа, выпиской из ЕГРН о внесении сведений об изъятии в отношении объекта недвижимости, заключением межведомственной комиссии, программой переселения из аварийного и ветхого жилья и т.п.)
(КонсультантПлюс, 2025)вынесение решения об изъятии земельного участка, на котором расположено жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд или признании жилого помещения аварийным и подлежащим сносу (решением Уполномоченного органа, выпиской из ЕГРН о внесении сведений об изъятии в отношении объекта недвижимости, заключением межведомственной комиссии, программой переселения из аварийного и ветхого жилья и т.п.)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Практическая реализация жилищных прав инвалидов
(Митрахович А.)
("Жилищное право", 2021, N 9)Соответственно, программа переселения из ветхого (аварийного) жилья регулируется на уровне законодательства субъектов и не соотносится с законодательством о внеочередном предоставлении жилья инвалидам. Регулирование данных отношений, как и финансирование, производится из различных источников. Таким образом, инвалидам необходимо вставать на учет именно в порядке регулирования Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В большинстве случаев наиболее оправданно вставать во все очереди одновременно.
(Митрахович А.)
("Жилищное право", 2021, N 9)Соответственно, программа переселения из ветхого (аварийного) жилья регулируется на уровне законодательства субъектов и не соотносится с законодательством о внеочередном предоставлении жилья инвалидам. Регулирование данных отношений, как и финансирование, производится из различных источников. Таким образом, инвалидам необходимо вставать на учет именно в порядке регулирования Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В большинстве случаев наиболее оправданно вставать во все очереди одновременно.
Нормативные акты
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 89. Предоставление гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением
(ред. от 04.11.2025)Статья 89. Предоставление гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением
Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"Статья 16. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда
(ред. от 25.12.2023)
"О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"Статья 16. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда
Статья: О заключении договора социального найма жилого помещения в случае признания его непригодным для проживания
(Древаль Л.Н., Ярославцева И.Л.)
("Современное право", 2022, N 4)Исходя из вышеизложенного считаем, что проблема могла бы быть решена на законодательном уровне. Было бы целесообразно, на наш взгляд, узаконить норму о переселении граждан из ветхого, аварийного жилого помещения в обязательном порядке, естественно, с предоставлением разумного срока. Решать эту задачу следует не только на уровне муниципального самоуправления. К ее решению необходимо подключать федеральные органы власти. В частности, следует разработать порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
(Древаль Л.Н., Ярославцева И.Л.)
("Современное право", 2022, N 4)Исходя из вышеизложенного считаем, что проблема могла бы быть решена на законодательном уровне. Было бы целесообразно, на наш взгляд, узаконить норму о переселении граждан из ветхого, аварийного жилого помещения в обязательном порядке, естественно, с предоставлением разумного срока. Решать эту задачу следует не только на уровне муниципального самоуправления. К ее решению необходимо подключать федеральные органы власти. В частности, следует разработать порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Статья: Некоторые аспекты реализации жилищной политики в рамках программы комплексного развития территории жилой застройки
(Прощалыгин Р.А., Игошкина М.Е.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 6)Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что комплексное развитие территории жилой застройки направлено, в первую очередь, на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в новые дома со всеми необходимыми коммуникациями, сокращение районов с низким социальным имиджем. При этом определенную критику вызывают правовые предписания, предполагающие необходимость заключения обязательного договора по отчуждению жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, не являющихся аварийными, но включенными в решение о комплексном развитии территории. Думается, что заключение договора в обязательном порядке должно осуществляться лишь в тех случаях, когда собственники жилых помещений многоквартирного дома единогласно проголосовали за участие в программе комплексного развития территории жилой застройки. С учетом этого, в целях приведения норм жилищного права в соответствие с конституционными принципами, представляется необходимым внести законодательные изменения в процедуру принятия данного решения на общем собрании собственников многоквартирного дома. Кроме того, наличие неограниченных полномочий у субъекта РФ создает широту усмотрения, что недопустимо при ограничении конституционного права граждан на жилище. В связи с этим предлагается внести изменения в нормы действующего федерального законодательства, предусмотрев единые основания и критерии отнесения многоквартирных домов, не являющихся аварийными, в границы комплексного развития территории жилой застройки.
(Прощалыгин Р.А., Игошкина М.Е.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 6)Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что комплексное развитие территории жилой застройки направлено, в первую очередь, на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в новые дома со всеми необходимыми коммуникациями, сокращение районов с низким социальным имиджем. При этом определенную критику вызывают правовые предписания, предполагающие необходимость заключения обязательного договора по отчуждению жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, не являющихся аварийными, но включенными в решение о комплексном развитии территории. Думается, что заключение договора в обязательном порядке должно осуществляться лишь в тех случаях, когда собственники жилых помещений многоквартирного дома единогласно проголосовали за участие в программе комплексного развития территории жилой застройки. С учетом этого, в целях приведения норм жилищного права в соответствие с конституционными принципами, представляется необходимым внести законодательные изменения в процедуру принятия данного решения на общем собрании собственников многоквартирного дома. Кроме того, наличие неограниченных полномочий у субъекта РФ создает широту усмотрения, что недопустимо при ограничении конституционного права граждан на жилище. В связи с этим предлагается внести изменения в нормы действующего федерального законодательства, предусмотрев единые основания и критерии отнесения многоквартирных домов, не являющихся аварийными, в границы комплексного развития территории жилой застройки.
Статья: Классификация видов правозащитной деятельности
(Чечельницкий И.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)В науке отмечается и правозащитная роль органов местного самоуправления, которые, входя в единую систему российских органов публичной власти, имеют возможность вносить свой вклад в решение правозащитных вопросов местного значения. Органы местного самоуправления, в частности, участвуют в обеспечении жилищных прав граждан при их переселении из ветхого и аварийного жилья. В то же время необходимо констатировать, что недостаточные объемы местных бюджетов порой приводят к необоснованному затягиванию решения актуальных для людей правозащитных проблем.
(Чечельницкий И.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)В науке отмечается и правозащитная роль органов местного самоуправления, которые, входя в единую систему российских органов публичной власти, имеют возможность вносить свой вклад в решение правозащитных вопросов местного значения. Органы местного самоуправления, в частности, участвуют в обеспечении жилищных прав граждан при их переселении из ветхого и аварийного жилья. В то же время необходимо констатировать, что недостаточные объемы местных бюджетов порой приводят к необоснованному затягиванию решения актуальных для людей правозащитных проблем.