Перенос дня голосования
Подборка наиболее важных документов по запросу Перенос дня голосования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перспективы применения предварительного конституционного контроля в России
(Баринов Э.Э.)
("Российская юстиция", 2024, N 3)Как мы уже отмечали, Конституционный Суд РФ на протяжении долгого времени выступал активным противником даже подобия присутствия отдельных элементов предварительного конституционного контроля в своей деятельности. Так, Конституционный Суд мог отказать в рассмотрении запроса, если соответствующий законопроект находился на рассмотрении в Государственной Думе. Были из этого правила и исключения, например в деле о возможности сокращения срока полномочий Государственной Думы из-за переноса дня голосования <9>. По мнению отдельных ученых, в обозначенных обстоятельствах отказ в проведении конкретного нормоконтроля, особенно по жалобам граждан, выглядит решением достаточно спорным. В подтверждение данной точки зрения приводятся следующие аргументы:
(Баринов Э.Э.)
("Российская юстиция", 2024, N 3)Как мы уже отмечали, Конституционный Суд РФ на протяжении долгого времени выступал активным противником даже подобия присутствия отдельных элементов предварительного конституционного контроля в своей деятельности. Так, Конституционный Суд мог отказать в рассмотрении запроса, если соответствующий законопроект находился на рассмотрении в Государственной Думе. Были из этого правила и исключения, например в деле о возможности сокращения срока полномочий Государственной Думы из-за переноса дня голосования <9>. По мнению отдельных ученых, в обозначенных обстоятельствах отказ в проведении конкретного нормоконтроля, особенно по жалобам граждан, выглядит решением достаточно спорным. В подтверждение данной точки зрения приводятся следующие аргументы:
Статья: Значение аргументации в раскрытии конституционной нормативности
(Чирнинов А.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)<1> Это касается не только норм-принципов, но и даже норм-правил, когда, казалось бы, весьма однозначные правила поведения могут обнаруживать основания для отхождения от них. Яркий пример - дело о толковании положения о сроках полномочий Государственной Думы в контексте возможности их сокращения в связи с переносом выборов на единый день голосования, когда из нормы-правила было сделано исключение через обращение к нормам-принципам (см. подробнее: Чирнинов А.М. В поисках релевантных аргументов: структура конституционно-судебной аргументации // Сравнительное конституционное обозрение. 2022. N 3 (148). С. 33 - 61, 53).
(Чирнинов А.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)<1> Это касается не только норм-принципов, но и даже норм-правил, когда, казалось бы, весьма однозначные правила поведения могут обнаруживать основания для отхождения от них. Яркий пример - дело о толковании положения о сроках полномочий Государственной Думы в контексте возможности их сокращения в связи с переносом выборов на единый день голосования, когда из нормы-правила было сделано исключение через обращение к нормам-принципам (см. подробнее: Чирнинов А.М. В поисках релевантных аргументов: структура конституционно-судебной аргументации // Сравнительное конституционное обозрение. 2022. N 3 (148). С. 33 - 61, 53).
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"8. Решение о назначении референдума, а также о перенесении дня голосования на референдуме в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"8. Решение о назначении референдума, а также о перенесении дня голосования на референдуме в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
Статья: Институт предварительного конституционного контроля законов в конституционной истории России: есть ли преемственность?
(Галяева И.С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 1)В своей практике Конституционный Суд РФ придерживался той концепции непринятия предварительного контроля, которая была заложена Конституцией 1993 года и Федеральным конституционным законом. Так, в делах, в которых запрашивалось толкование конституционных норм и в это же время на рассмотрении парламента находился связанный с запросом законопроект, Конституционный Суд отказывал в принятии запроса по причине недопустимости осуществления предварительного контроля конституционности законов <59>. Лишь в деле о возможности сокращения срока полномочий Государственной Думы из-за переноса дня голосования с декабря на сентябрь 2016 года Конституционный Суд уточнил вышеуказанную позицию и указал, что запрос является допустимым в случае, когда вопрос о толковании является "принципиальным с точки зрения конституционной допустимости концепции, то есть самой идеи, того или иного законодательного решения, а в понимании содержащихся в соответствующих нормах Конституции РФ предписаний - применительно к поставленному вопросу - действительно имеется неопределенность" <60>.
(Галяева И.С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 1)В своей практике Конституционный Суд РФ придерживался той концепции непринятия предварительного контроля, которая была заложена Конституцией 1993 года и Федеральным конституционным законом. Так, в делах, в которых запрашивалось толкование конституционных норм и в это же время на рассмотрении парламента находился связанный с запросом законопроект, Конституционный Суд отказывал в принятии запроса по причине недопустимости осуществления предварительного контроля конституционности законов <59>. Лишь в деле о возможности сокращения срока полномочий Государственной Думы из-за переноса дня голосования с декабря на сентябрь 2016 года Конституционный Суд уточнил вышеуказанную позицию и указал, что запрос является допустимым в случае, когда вопрос о толковании является "принципиальным с точки зрения конституционной допустимости концепции, то есть самой идеи, того или иного законодательного решения, а в понимании содержащихся в соответствующих нормах Конституции РФ предписаний - применительно к поставленному вопросу - действительно имеется неопределенность" <60>.
Статья: Трансформация принципа народовластия в новом конституционном цикле Российской Федерации
(Слободчикова С.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 3)Статья посвящена правовому осмыслению фундаментального принципа народовластия в фокусе конституционной реформы 2020 г. Автором исследуются некоторые аспекты правовой природы общероссийского голосования как нового института народовластия, определяется его роль в модернизации существующих основ конституционного строя. Устанавливается, что укрепление конституционного фундамента Российской Федерации проходило в условиях моделирования нового правового механизма конституционных преобразований. Апробация общероссийского голосования как нового демократического образца объединила потенциал государства и народа как источника власти в вопросе принятия конституционной поправки. Вместе с тем ставится вопрос о дальнейшей правовой судьбе нового института народного волеизъявления, его внедрения на постоянной основе в отечественную модель народовластия, а равно в механизм принятия конституционных поправок. Предлагается в данном контексте исходить из масштаба будущих политико-правовых и социально-культурных изменений. В статье также определяются траектории влияния общероссийского голосования на существующие формы народовластия: возможность переноса дня голосования на выборах и референдумах; многодневное голосование; трансформация "дня тишины"; цифровизация народовластия. В обозначенном контексте делается вывод о текущей модернизации не только принципа народовластия, но и всей конституционной модели взаимоотношений личности, общества и государства.
(Слободчикова С.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 3)Статья посвящена правовому осмыслению фундаментального принципа народовластия в фокусе конституционной реформы 2020 г. Автором исследуются некоторые аспекты правовой природы общероссийского голосования как нового института народовластия, определяется его роль в модернизации существующих основ конституционного строя. Устанавливается, что укрепление конституционного фундамента Российской Федерации проходило в условиях моделирования нового правового механизма конституционных преобразований. Апробация общероссийского голосования как нового демократического образца объединила потенциал государства и народа как источника власти в вопросе принятия конституционной поправки. Вместе с тем ставится вопрос о дальнейшей правовой судьбе нового института народного волеизъявления, его внедрения на постоянной основе в отечественную модель народовластия, а равно в механизм принятия конституционных поправок. Предлагается в данном контексте исходить из масштаба будущих политико-правовых и социально-культурных изменений. В статье также определяются траектории влияния общероссийского голосования на существующие формы народовластия: возможность переноса дня голосования на выборах и референдумах; многодневное голосование; трансформация "дня тишины"; цифровизация народовластия. В обозначенном контексте делается вывод о текущей модернизации не только принципа народовластия, но и всей конституционной модели взаимоотношений личности, общества и государства.