Перемещение культурных ценностей



Подборка наиболее важных документов по запросу Перемещение культурных ценностей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 226.1 "Контрабанда патогенных биологических агентов, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, иного вооружения, иной военной техники, а также сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации или результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании вооружения или военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных, водных биологических ресурсов, растений и грибов" УК РФ"Относительно отграничения состава преступления, предусмотренного статьей 226.1 УК Российской Федерации, от состава правонарушения, предусмотренного статьей 16.2 КоАП Российской Федерации, необходимо отметить, что предмет преступления определен законодателем по признаку опасности или, - в частности, применительно к стратегически важным товарам и ресурсам, - особой важности незаконно перемещаемого товара. При этом в отношении стратегически важных товаров и ресурсов, культурных ценностей дополнительным признаком, криминализирующим противоправное деяние, выступает крупный размер (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 2023 года N 2705-О)."
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Международно-правовые основы уголовно-правовой охраны культурных ценностей
(Макаров Д.А.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2025, N 1)
Так, в рамках совместного расследования между правоохранительными органами Итальянской Республики и Соединенных Штатов Америки была изобличена транснациональная преступная группа, которая занималась незаконным трансграничным перемещением культурных ценностей (археологического типа) посредством их помещения в багаж, предназначенный для авиаперелета. Формальными перевозчиками культурных ценностей в Соединенные Штаты Америки были американские граждане итальянского происхождения, которые приехали в Италию на каникулы. Более того, предпринимались меры, направленные на устранение или сокрытие незаконного происхождения предметов или их незаконного вывоза, которые включали в себя использование поддельной документации, временное размещение таких предметов в музеях, фиктивное обращение с самими предметами и т.д. Некоторые артефакты были перемещены из Итальянской Республики в Швейцарию, где сначала были размещены в портах Женевы или Базеля, затем фиктивно приписаны к собственности определенных компаний, которые действовали как клиринговые компании, и, наконец, отправлены в Австралию, Германию, Японию и США. Поэтому эксперты отметили, что при осуществлении уголовного преследования, связанного с незаконным оборотом культурных ценностей, следует использовать широкое определение, которое может применяться ко всем похищенным и незаконно вывезенным или ввезенным культурным ценностям, и сделать это преступление тяжким преступлением в соответствии с определением Палермской конвенции, насколько это возможно <6>.
Статья: Некоторые вопросы квалификации контрабанды в свете обновленной редакции статьи 226.1 УК РФ
(Подройкина И.А., Мозговых Г.А.)
("Российский следователь", 2024, N 10)
Законом N 43-ФЗ ответственность в ст. 226.1 УК РФ была дифференцирована в зависимости от характеристик предмета преступления. Фактически названным нормативным правовым актом произведено разделение ранее существовавшей ч. 1 ст. 226.1 УК РФ на две - ч. 1 и ч. 1.1. В предшествующей редакции в ч. 1 ст. 226.1 УК РФ описывался широкий круг предметов незаконного перемещения - от культурных ценностей до ядерных материалов, которые делились не только по видам опасности своих характеристик для общества и государства, но и в зависимости от размера. Так, например, для одних предметов криминообразующим признаком являлась их стоимость более 100 тыс. руб., а для других - более 1 млн руб. При этом преступление, описанное в ч. 1 ст. 226.1 УК РФ, было отнесено к категории тяжких с кумулятивно-факультативной санкцией, в которой с лишением свободы на срок до 7 лет суду предоставлялось право назначить штраф и (или) ограничение свободы. Суммы штрафа и продолжительность ограничения свободы были достаточно велики - до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет при выборе штрафа и до 1 года в случае ограничения свободы.
показать больше документов

Нормативные акты

Справочная информация: "Формы проверочных листов (списков контрольных вопросов) и формы оценочных листов"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)
Федеральный государственный контроль (надзор) за сохранностью и учетом культурных ценностей, перемещенных в СССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ
показать больше документов