Перемещение культурных ценностей
Подборка наиболее важных документов по запросу Перемещение культурных ценностей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 226.1 "Контрабанда патогенных биологических агентов, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, иного вооружения, иной военной техники, а также сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации или результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании вооружения или военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных, водных биологических ресурсов, растений и грибов" УК РФ"Относительно отграничения состава преступления, предусмотренного статьей 226.1 УК Российской Федерации, от состава правонарушения, предусмотренного статьей 16.2 КоАП Российской Федерации, необходимо отметить, что предмет преступления определен законодателем по признаку опасности или, - в частности, применительно к стратегически важным товарам и ресурсам, - особой важности незаконно перемещаемого товара. При этом в отношении стратегически важных товаров и ресурсов, культурных ценностей дополнительным признаком, криминализирующим противоправное деяние, выступает крупный размер (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 2023 года N 2705-О)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Международно-правовые основы уголовно-правовой охраны культурных ценностей
(Макаров Д.А.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2025, N 1)Так, в рамках совместного расследования между правоохранительными органами Итальянской Республики и Соединенных Штатов Америки была изобличена транснациональная преступная группа, которая занималась незаконным трансграничным перемещением культурных ценностей (археологического типа) посредством их помещения в багаж, предназначенный для авиаперелета. Формальными перевозчиками культурных ценностей в Соединенные Штаты Америки были американские граждане итальянского происхождения, которые приехали в Италию на каникулы. Более того, предпринимались меры, направленные на устранение или сокрытие незаконного происхождения предметов или их незаконного вывоза, которые включали в себя использование поддельной документации, временное размещение таких предметов в музеях, фиктивное обращение с самими предметами и т.д. Некоторые артефакты были перемещены из Итальянской Республики в Швейцарию, где сначала были размещены в портах Женевы или Базеля, затем фиктивно приписаны к собственности определенных компаний, которые действовали как клиринговые компании, и, наконец, отправлены в Австралию, Германию, Японию и США. Поэтому эксперты отметили, что при осуществлении уголовного преследования, связанного с незаконным оборотом культурных ценностей, следует использовать широкое определение, которое может применяться ко всем похищенным и незаконно вывезенным или ввезенным культурным ценностям, и сделать это преступление тяжким преступлением в соответствии с определением Палермской конвенции, насколько это возможно <6>.
(Макаров Д.А.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2025, N 1)Так, в рамках совместного расследования между правоохранительными органами Итальянской Республики и Соединенных Штатов Америки была изобличена транснациональная преступная группа, которая занималась незаконным трансграничным перемещением культурных ценностей (археологического типа) посредством их помещения в багаж, предназначенный для авиаперелета. Формальными перевозчиками культурных ценностей в Соединенные Штаты Америки были американские граждане итальянского происхождения, которые приехали в Италию на каникулы. Более того, предпринимались меры, направленные на устранение или сокрытие незаконного происхождения предметов или их незаконного вывоза, которые включали в себя использование поддельной документации, временное размещение таких предметов в музеях, фиктивное обращение с самими предметами и т.д. Некоторые артефакты были перемещены из Итальянской Республики в Швейцарию, где сначала были размещены в портах Женевы или Базеля, затем фиктивно приписаны к собственности определенных компаний, которые действовали как клиринговые компании, и, наконец, отправлены в Австралию, Германию, Японию и США. Поэтому эксперты отметили, что при осуществлении уголовного преследования, связанного с незаконным оборотом культурных ценностей, следует использовать широкое определение, которое может применяться ко всем похищенным и незаконно вывезенным или ввезенным культурным ценностям, и сделать это преступление тяжким преступлением в соответствии с определением Палермской конвенции, насколько это возможно <6>.
Статья: Некоторые вопросы квалификации контрабанды в свете обновленной редакции статьи 226.1 УК РФ
(Подройкина И.А., Мозговых Г.А.)
("Российский следователь", 2024, N 10)Законом N 43-ФЗ ответственность в ст. 226.1 УК РФ была дифференцирована в зависимости от характеристик предмета преступления. Фактически названным нормативным правовым актом произведено разделение ранее существовавшей ч. 1 ст. 226.1 УК РФ на две - ч. 1 и ч. 1.1. В предшествующей редакции в ч. 1 ст. 226.1 УК РФ описывался широкий круг предметов незаконного перемещения - от культурных ценностей до ядерных материалов, которые делились не только по видам опасности своих характеристик для общества и государства, но и в зависимости от размера. Так, например, для одних предметов криминообразующим признаком являлась их стоимость более 100 тыс. руб., а для других - более 1 млн руб. При этом преступление, описанное в ч. 1 ст. 226.1 УК РФ, было отнесено к категории тяжких с кумулятивно-факультативной санкцией, в которой с лишением свободы на срок до 7 лет суду предоставлялось право назначить штраф и (или) ограничение свободы. Суммы штрафа и продолжительность ограничения свободы были достаточно велики - до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет при выборе штрафа и до 1 года в случае ограничения свободы.
(Подройкина И.А., Мозговых Г.А.)
("Российский следователь", 2024, N 10)Законом N 43-ФЗ ответственность в ст. 226.1 УК РФ была дифференцирована в зависимости от характеристик предмета преступления. Фактически названным нормативным правовым актом произведено разделение ранее существовавшей ч. 1 ст. 226.1 УК РФ на две - ч. 1 и ч. 1.1. В предшествующей редакции в ч. 1 ст. 226.1 УК РФ описывался широкий круг предметов незаконного перемещения - от культурных ценностей до ядерных материалов, которые делились не только по видам опасности своих характеристик для общества и государства, но и в зависимости от размера. Так, например, для одних предметов криминообразующим признаком являлась их стоимость более 100 тыс. руб., а для других - более 1 млн руб. При этом преступление, описанное в ч. 1 ст. 226.1 УК РФ, было отнесено к категории тяжких с кумулятивно-факультативной санкцией, в которой с лишением свободы на срок до 7 лет суду предоставлялось право назначить штраф и (или) ограничение свободы. Суммы штрафа и продолжительность ограничения свободы были достаточно велики - до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет при выборе штрафа и до 1 года в случае ограничения свободы.
Нормативные акты
Справочная информация: "Положения о федеральном государственном контроле (надзоре)"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Контроль (надзор) за перемещенными культурными ценностями
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Контроль (надзор) за перемещенными культурными ценностями
Справочная информация: "Формы проверочных листов (списков контрольных вопросов) и формы оценочных листов"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Федеральный государственный контроль (надзор) за сохранностью и учетом культурных ценностей, перемещенных в СССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Федеральный государственный контроль (надзор) за сохранностью и учетом культурных ценностей, перемещенных в СССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ
Статья: Некоторые аспекты осуществления контроля (надзора): проблемы нормативного регулирования и практической реализации
(Калинин Г.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Однако имеются виды надзора, по которым фактически отсутствуют контролируемые обязательные требования. Например, контроль (надзор) за перемещенными культурными ценностями. Отраслевой Закон <17> в данном случае сложно воспринимать в виде полноценного акта, содержащего обязательные требования.
(Калинин Г.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Однако имеются виды надзора, по которым фактически отсутствуют контролируемые обязательные требования. Например, контроль (надзор) за перемещенными культурными ценностями. Отраслевой Закон <17> в данном случае сложно воспринимать в виде полноценного акта, содержащего обязательные требования.
Статья: Проблемы обеспечения межотраслевого терминологического единообразия при определении правового режима конфискации
(Гончарова В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)<23> Федеральный закон от 15.04.1998 N 64-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1799.
(Гончарова В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)<23> Федеральный закон от 15.04.1998 N 64-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1799.