Переквалификация административного правонарушения
Подборка наиболее важных документов по запросу Переквалификация административного правонарушения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил
(КонсультантПлюс, 2025)...Управлением... заявлено ходатайство о переквалификации административного правонарушения и о привлечении ООО... к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ [нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий - ред.]...
(КонсультантПлюс, 2025)...Управлением... заявлено ходатайство о переквалификации административного правонарушения и о привлечении ООО... к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ [нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий - ред.]...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административно-правовая защита интеллектуальных прав: обзор судебной практики
(Агамагомедова С.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2021, N 8)Переквалификация административного правонарушения
(Агамагомедова С.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2021, N 8)Переквалификация административного правонарушения
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Выйти за пределы ранее назначенного наказания он может лишь в том случае, если предыдущее постановление было отменено по жалобе потерпевшего на мягкость наказания. Причем такая отмена возможна как в связи с необходимостью применения более строгого наказания, предусмотренного этой же нормой, так и в связи с необходимостью переквалификации административного правонарушения на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, если при рассмотрении жалобы она не может быть осуществлена. В то же время ни жалоба уполномоченного должностного лица, ни протест прокурора на мягкость наказания не могут повлечь отмену постановления о привлечении к административной ответственности.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Выйти за пределы ранее назначенного наказания он может лишь в том случае, если предыдущее постановление было отменено по жалобе потерпевшего на мягкость наказания. Причем такая отмена возможна как в связи с необходимостью применения более строгого наказания, предусмотренного этой же нормой, так и в связи с необходимостью переквалификации административного правонарушения на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, если при рассмотрении жалобы она не может быть осуществлена. В то же время ни жалоба уполномоченного должностного лица, ни протест прокурора на мягкость наказания не могут повлечь отмену постановления о привлечении к административной ответственности.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Статья: Актуальные вопросы привлечения к административной ответственности за нарушения требований в области транспортной безопасности
(Зайкова С.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Поскольку административная ответственность является правовым средством воздействия, а ее применение - юридической деятельностью, представляется обоснованным осуществление указанной деятельности лицами, имеющими высшее юридическое образование, или лицами, имеющими высшее образование и прошедшими обучение (повышение квалификации, переквалификацию) по применению законодательства об административных правонарушениях. С учетом изложенного предлагается рассмотреть возможность закрепления в ч. 2 ст. 1.6 КоАП РФ профессиональной основы применения мер административной ответственности.
(Зайкова С.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Поскольку административная ответственность является правовым средством воздействия, а ее применение - юридической деятельностью, представляется обоснованным осуществление указанной деятельности лицами, имеющими высшее юридическое образование, или лицами, имеющими высшее образование и прошедшими обучение (повышение квалификации, переквалификацию) по применению законодательства об административных правонарушениях. С учетом изложенного предлагается рассмотреть возможность закрепления в ч. 2 ст. 1.6 КоАП РФ профессиональной основы применения мер административной ответственности.
Статья: Административная ответственность за невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием: вопросы квалификации
(Панкова О.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 3)На этом основании и принимая во внимание положения п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" по вопросу переквалификации действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, Верховный Суд Российской Федерации констатировал, что все состоявшиеся по делу судебные акты подлежат изменению путем переквалификации совершенного С. деяния с ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ на ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ. В остальной части судебные постановления были оставлены без изменения [23].
(Панкова О.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 3)На этом основании и принимая во внимание положения п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" по вопросу переквалификации действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, Верховный Суд Российской Федерации констатировал, что все состоявшиеся по делу судебные акты подлежат изменению путем переквалификации совершенного С. деяния с ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ на ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ. В остальной части судебные постановления были оставлены без изменения [23].
Статья: К вопросу о двойной подведомственности дел об административных правонарушениях
(Кошелев Д.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 5)Иначе складывается несправедливая ситуация, когда инстанция, рассматривающая дело по существу, условно говоря, перекладывает ответственность за верную квалификацию на лицо, действующее на предшествующей стадии, хотя решающая инстанция всегда обладает полномочиями по исправлению ошибок и переквалификации события, изложенного в протоколе об административном правонарушении.
(Кошелев Д.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 5)Иначе складывается несправедливая ситуация, когда инстанция, рассматривающая дело по существу, условно говоря, перекладывает ответственность за верную квалификацию на лицо, действующее на предшествующей стадии, хотя решающая инстанция всегда обладает полномочиями по исправлению ошибок и переквалификации события, изложенного в протоколе об административном правонарушении.
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)По мнению П.П. Серкова, одной из основных целей административного наказания является восстановление социальной справедливости. Это отражено, например, в Постановлении Верховного Суда РФ от 14.01.2022 N 77-АД21-9-К1, в котором указано, что назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих необходимость применения к нарушителю именно той меры государственного принуждения из нескольких норм, потенциально подлежащих применению, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов, на основании чего совершенное правонарушителем административное правонарушение было переквалифицировано на другой состав, предусматривающий более мягкое наказание <1>.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)По мнению П.П. Серкова, одной из основных целей административного наказания является восстановление социальной справедливости. Это отражено, например, в Постановлении Верховного Суда РФ от 14.01.2022 N 77-АД21-9-К1, в котором указано, что назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих необходимость применения к нарушителю именно той меры государственного принуждения из нескольких норм, потенциально подлежащих применению, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов, на основании чего совершенное правонарушителем административное правонарушение было переквалифицировано на другой состав, предусматривающий более мягкое наказание <1>.