Передача в залог объекта культурного наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу Передача в залог объекта культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Признание договора ипотеки недействительным
(КонсультантПлюс, 2025)...поскольку предметом настоящего спора является имущество, относящееся к объектам культурного наследия регионального значения, при передаче в залог спорного недвижимого имущества в содержание договора необходимо включить условия о порядке реализации имущества, предусматривающие возникновение у потенциального собственника памятника истории и культуры определенных специфичностью объекта обязанностей по сохранению, содержанию и использованию недвижимого памятника истории и культуры.
(КонсультантПлюс, 2025)...поскольку предметом настоящего спора является имущество, относящееся к объектам культурного наследия регионального значения, при передаче в залог спорного недвижимого имущества в содержание договора необходимо включить условия о порядке реализации имущества, предусматривающие возникновение у потенциального собственника памятника истории и культуры определенных специфичностью объекта обязанностей по сохранению, содержанию и использованию недвижимого памятника истории и культуры.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Споры о последствиях несогласования существенных условий о требованиях в отношении объектов культурного наследия
(Александрова М.А., Скудицкая М.В.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)Согласно фабуле другого дела, где залогодержателем выступал тот же банк, в залог передавался завод (имущественный комплекс, состоящий из нескольких объектов недвижимости), являющийся объектом культурного наследия. В договоре отсутствовало указание на то, что имущество является объектом культурного наследия. На первом круге рассмотрения дела суды, как и в первом аналогичном споре, признали договор залога ничтожным и отказали банку в обращении взыскания на предмет залога. Однако при повторном рассмотрении дела суды пересмотрели свою позицию и отказались применять последствия недействительности ничтожной сделки (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.02.2023 по делу N А40-53998/2019).
(Александрова М.А., Скудицкая М.В.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)Согласно фабуле другого дела, где залогодержателем выступал тот же банк, в залог передавался завод (имущественный комплекс, состоящий из нескольких объектов недвижимости), являющийся объектом культурного наследия. В договоре отсутствовало указание на то, что имущество является объектом культурного наследия. На первом круге рассмотрения дела суды, как и в первом аналогичном споре, признали договор залога ничтожным и отказали банку в обращении взыскания на предмет залога. Однако при повторном рассмотрении дела суды пересмотрели свою позицию и отказались применять последствия недействительности ничтожной сделки (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.02.2023 по делу N А40-53998/2019).
Статья: Имущество, находящееся на праве оперативного управления
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме этого, в решении (распоряжении) необходимо отразить, если таковые имеются, обременения прав - залог, сервитут, ограничения прав на объекты культурного наследия и т.п.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме этого, в решении (распоряжении) необходимо отразить, если таковые имеются, обременения прав - залог, сервитут, ограничения прав на объекты культурного наследия и т.п.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)6. Сдача в субаренду неиспользуемого объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, относящегося к федеральной собственности, предоставленного арендатору по договору аренды, предусмотренному настоящей статьей, передача им своих прав и обязанностей по договору аренды другому лицу, предоставление указанного объекта культурного наследия в безвозмездное пользование, залог арендных прав и внесение их в качестве имущественного вклада в некоммерческие организации или паевого взноса в производственные кооперативы не допускаются.
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)6. Сдача в субаренду неиспользуемого объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, относящегося к федеральной собственности, предоставленного арендатору по договору аренды, предусмотренному настоящей статьей, передача им своих прав и обязанностей по договору аренды другому лицу, предоставление указанного объекта культурного наследия в безвозмездное пользование, залог арендных прав и внесение их в качестве имущественного вклада в некоммерческие организации или паевого взноса в производственные кооперативы не допускаются.
Федеральный закон от 30.11.2024 N 444-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"6. Сдача в субаренду неиспользуемого объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, относящегося к федеральной собственности, предоставленного арендатору по договору аренды, предусмотренному настоящей статьей, передача им своих прав и обязанностей по договору аренды другому лицу, предоставление указанного объекта культурного наследия в безвозмездное пользование, залог арендных прав и внесение их в качестве имущественного вклада в некоммерческие организации или паевого взноса в производственные кооперативы не допускаются.
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"6. Сдача в субаренду неиспользуемого объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, относящегося к федеральной собственности, предоставленного арендатору по договору аренды, предусмотренному настоящей статьей, передача им своих прав и обязанностей по договору аренды другому лицу, предоставление указанного объекта культурного наследия в безвозмездное пользование, залог арендных прав и внесение их в качестве имущественного вклада в некоммерческие организации или паевого взноса в производственные кооперативы не допускаются.
Статья: Лента Мебиуса российского законодательства
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2021, N 11)При этом в правоприменительной практике наблюдается неоднозначное толкование соотношения понятий "правомочия правообладателя земельного участка" (всей триадой правомочий - владение, пользование и распоряжение (п. 1 ст. 209 ГК РФ) - обладает собственник земельного участка) и "права на использование земельного участка", а также терминов "ограничение права собственности" и "ограничение прав собственника" земельного участка. Если разложить этот "бином Ньютона" по отраслям, то картина будет следующая: правомочия владения, пользования, распоряжения - это сфера гражданского законодательства, они не могут быть ограничены в пользу публичных интересов, в результате сделки они либо все целиком (договор купли-продажи земельного участка), либо частично (передача земельного участка в аренду, ипотека и др.) могут перейти к стороне сделки. Сфера градостроительного законодательства, определяющего правовой режим земельного участка, - это исключительно ограничения в использовании земельного участка независимо от того, на каких правах он находится у правообладателя, т.е. от того, принадлежит ли ему на праве собственности или на праве аренды; если он попадает, например, в зону охраны объекта культурного наследия или зону минимальных расстояний трубопровода, то будут установлены ограничения в его использовании вплоть до полного запрета строительства, но это никак не скажется на правомочиях правообладателя - у собственника останется вся триада правомочий по владению, пользованию и распоряжению, у арендатора, соответственно, либо владение и пользование, либо только пользование. Однако в связи с ограничением возможности использовать земельный участок для целей, для которых он первоначально приобретался, стоимость его резко снижается. То есть собственник земельного участка не может его продать не потому, что ограничено правомочие распоряжения, а потому, что нет желающих купить этот участок. Именно о таком ограничении в использовании и говорят в совокупности ч. 1 ст. 34 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Согласно ч. 1 ст. 34 каждый имеет право на свободное использование своего имущества, но в силу ч. 3 ст. 55 права человека могут быть ограничены федеральным законом в публичных интересах. Что касается земельного законодательства, то к его сфере относятся как правомочия по владению, пользованию и распоряжению (их конкретная совокупность зависит от того, на каком праве публичный земельный участок предоставляется частному лицу), так и права на использование земельного участка, а также их ограничение и возмещение убытков, причиненных таким ограничением (ст. 57 ЗК РФ).
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2021, N 11)При этом в правоприменительной практике наблюдается неоднозначное толкование соотношения понятий "правомочия правообладателя земельного участка" (всей триадой правомочий - владение, пользование и распоряжение (п. 1 ст. 209 ГК РФ) - обладает собственник земельного участка) и "права на использование земельного участка", а также терминов "ограничение права собственности" и "ограничение прав собственника" земельного участка. Если разложить этот "бином Ньютона" по отраслям, то картина будет следующая: правомочия владения, пользования, распоряжения - это сфера гражданского законодательства, они не могут быть ограничены в пользу публичных интересов, в результате сделки они либо все целиком (договор купли-продажи земельного участка), либо частично (передача земельного участка в аренду, ипотека и др.) могут перейти к стороне сделки. Сфера градостроительного законодательства, определяющего правовой режим земельного участка, - это исключительно ограничения в использовании земельного участка независимо от того, на каких правах он находится у правообладателя, т.е. от того, принадлежит ли ему на праве собственности или на праве аренды; если он попадает, например, в зону охраны объекта культурного наследия или зону минимальных расстояний трубопровода, то будут установлены ограничения в его использовании вплоть до полного запрета строительства, но это никак не скажется на правомочиях правообладателя - у собственника останется вся триада правомочий по владению, пользованию и распоряжению, у арендатора, соответственно, либо владение и пользование, либо только пользование. Однако в связи с ограничением возможности использовать земельный участок для целей, для которых он первоначально приобретался, стоимость его резко снижается. То есть собственник земельного участка не может его продать не потому, что ограничено правомочие распоряжения, а потому, что нет желающих купить этот участок. Именно о таком ограничении в использовании и говорят в совокупности ч. 1 ст. 34 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Согласно ч. 1 ст. 34 каждый имеет право на свободное использование своего имущества, но в силу ч. 3 ст. 55 права человека могут быть ограничены федеральным законом в публичных интересах. Что касается земельного законодательства, то к его сфере относятся как правомочия по владению, пользованию и распоряжению (их конкретная совокупность зависит от того, на каком праве публичный земельный участок предоставляется частному лицу), так и права на использование земельного участка, а также их ограничение и возмещение убытков, причиненных таким ограничением (ст. 57 ЗК РФ).
Ситуация: Как передать имущество в хозяйственное ведение унитарного предприятия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правильная идентификация имущества позволит избежать приостановления регистрации на том основании, например, что у органа, передающего имущество, нет права распоряжаться данным объектом или данные передаваемого имущества не соответствуют данным реестра.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правильная идентификация имущества позволит избежать приостановления регистрации на том основании, например, что у органа, передающего имущество, нет права распоряжаться данным объектом или данные передаваемого имущества не соответствуют данным реестра.
Статья: Афера века раскрыта: обвинительное заключение о миллиардном мошенничестве со столичной недвижимостью ушло в суд
(Грищенко Р., Князев А., Редькин А., Шеляшкова А.)
("Жилищное право", 2022, N 3)Несомненно, в данном случае законодательное обременение объектов культурного наследия не учитывалось. Дело даже не в том, что конечный бенефициар всей этой схемы - зарубежный офшор. Законодательство прямо не запрещает зарубежным компаниям владеть подобными объектами (ст. 48 указанного Закона ограничений не содержит), но содержит более строгие правила взаимодействия с объектами культурного наследия, входящими в реестр культурных объектов федерального значения или же содержащими памятники археологии (объект археологического наследия). Однако абсолютный запрет на отчуждение из государственной собственности закон устанавливает в отношении объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятников и ансамблей, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников, объектов культурного наследия, предоставленных в установленном порядке государственным музеям-заповедникам, объектов археологического наследия (ст. 50 ук. Зак.) (согласно открытым данным большинство предметов описываемого преступления как раз входят в реестр объектов культурного наследия федерального значения).
(Грищенко Р., Князев А., Редькин А., Шеляшкова А.)
("Жилищное право", 2022, N 3)Несомненно, в данном случае законодательное обременение объектов культурного наследия не учитывалось. Дело даже не в том, что конечный бенефициар всей этой схемы - зарубежный офшор. Законодательство прямо не запрещает зарубежным компаниям владеть подобными объектами (ст. 48 указанного Закона ограничений не содержит), но содержит более строгие правила взаимодействия с объектами культурного наследия, входящими в реестр культурных объектов федерального значения или же содержащими памятники археологии (объект археологического наследия). Однако абсолютный запрет на отчуждение из государственной собственности закон устанавливает в отношении объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятников и ансамблей, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников, объектов культурного наследия, предоставленных в установленном порядке государственным музеям-заповедникам, объектов археологического наследия (ст. 50 ук. Зак.) (согласно открытым данным большинство предметов описываемого преступления как раз входят в реестр объектов культурного наследия федерального значения).