Передача в безвозмездное пользование объекта культурного наследия



Подборка наиболее важных документов по запросу Передача в безвозмездное пользование объекта культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Форма: Решение о передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование находящегося в государственной или муниципальной собственности объекта культурного наследия, являющегося имуществом религиозного назначения и (или) имуществом, соответствующим критериям, установленным частью 3 статьи 5 Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", и (или) о передаче религиозной организации в собственность находящегося в государственной или муниципальной собственности объекта культурного наследия, являющегося имуществом, соответствующим критериям, установленным частью 1 статьи 12 Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (примерная форма)
(Приказ Минфина России от 10.02.2023 N 13н)
показать больше документов

Судебная практика

Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 06.12.2023 N 88а-23399/2023 (УИД 78RS0011-01-2022-004350-35)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О признании незаконным решения в части отказа согласования передачи в безвозмездное пользование недвижимого имущества.
Обстоятельства: Административный истец указал, что при принятии оспариваемого решения административный ответчик не учел, что нежилое помещение, предполагаемое для организации медицинского пункта, предоставляется не полностью как охраняемый объект-памятник, а только в части.
Решение: Отказано.
Отказывая в удовлетворении требований административного иска ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский университет ИТМО", суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 75" не относится к юридическим лицам, которым разрешено передавать объекты культурного наследия в безвозмездное пользование, то принятое МТУ Росимущества по Санкт-Петербургу и Ленинградской области решение об отказе в согласовании передачи нежилого помещения является законным и обоснованным. Само по себе не включение в перечень предметов охраны отдельных помещений, в частности, помещения 2-Н, не свидетельствует об исключении этого помещения, находящегося в здании, из состава памятников и об отсутствии в отношении него государственной охраны.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 47.6 "Охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр" Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации""В рассматриваемом случае Учреждение осуществляет право безвозмездного пользования объектом, что прямо предусмотрено абзацем 4 пункта 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ, согласно которому, в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в государственной собственности субъекта Российской Федерации, не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, а передан в безвозмездное пользование на основании гражданско-правового договора юридическому лицу, охранное обязательство подлежит выполнению таким лицом."
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Перемена лиц в обязательстве и ответственность за нарушение обязательства: комментарий к статьям 330 - 333, 380 - 381, 382 - 406.1 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)
В то же время применительно к аренде и иным случаям, когда закон требует регистрации именно сделки, ВС РФ пошел на спорный шаг и признал применимость комментируемой нормы к регистрации соглашений, на основании которых происходит уступка вытекающих из таких сделок денежных требований. Но готов ли он идти дальше и переносить ту же логику и в контекст договоров, которые, по букве закона, регистрации как сделки не подлежат, а предполагают регистрацию их правового эффекта? Например, подлежит ли регистрации соглашение, предметом которого является уступка требования об уплате наемной платы, о погашении долга по лицензионным платежам или требование ссудодателя о выплате ссудополучателем штрафа, начисленного за нарушение условий использования переданного в ссуду недвижимого объекта культурного наследия, с учетом того, что договоры, на которых основаны данные уступаемые требования, не подлежали регистрации, но само предоставление права использования имущества по таким договорам регистрировалось? Указанный вопрос пока в практике не прояснен, но, как представляется, в этом нет смысла. Впрочем, как будет показано в п. 2.6.2 комментария к настоящей статье, в практике ВС РФ можно обнаружить намеки на такое решение.
Статья: Споры, возникающие из охранных обязательств
(Александрова М.А., Киселев А.В.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)
Суды первых двух инстанций удовлетворили требования органа охраны, ссылаясь на то, что собственником указанного объекта является город Санкт-Петербург, и на положения абзаца третьего пункта 11 статьи 47.6 Закона об ОКН, устанавливающие, что если объект культурного наследия, находящийся в государственной собственности, не передан никому на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо в безвозмездное пользование, то лицом, обязанным выполнять требования охранного обязательства, является орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление полномочий собственника имущества. Однако судом кассационной инстанции дело было направлено на новое рассмотрение со ссылкой, в частности, на то, что нижестоящими судами не исследован вопрос о том, на какой орган от имени города Санкт-Петербурга возложены обязанности по выполнению соответствующих функций (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.04.2024 по делу N А56-99223/2022).
показать больше документов

Нормативные акты

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"
Право оперативного управления бюджетного учреждения на объекты культурного наследия религиозного назначения, в том числе ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, переданные в безвозмездное пользование религиозным организациям (а также при передаче таких объектов в безвозмездное пользование религиозным организациям), прекращается по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
показать больше документов