Передача полномочий по ведению бюджетного учета казначейству
Подборка наиболее важных документов по запросу Передача полномочий по ведению бюджетного учета казначейству (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как запланировать закупки по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок взаимодействия органов, учреждений и предприятий, в интересах которых проводятся закупки, с уполномоченным органом, в том числе для учета их потребностей, определяется решением о создании уполномоченного органа или о наделении такого органа соответствующими полномочиями (ч. 10 ст. 26 Закона N 44-ФЗ). Так, например, Постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 N 658 на Федеральное казначейство возложены полномочия на закупку ПО для ведения бюджетного учета для федеральных органов исполнительной власти под руководством Правительства РФ и подведомственных им федеральных казенных учреждений, а также утверждены Правила взаимодействия указанных лиц при осуществлении централизованных закупок.
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок взаимодействия органов, учреждений и предприятий, в интересах которых проводятся закупки, с уполномоченным органом, в том числе для учета их потребностей, определяется решением о создании уполномоченного органа или о наделении такого органа соответствующими полномочиями (ч. 10 ст. 26 Закона N 44-ФЗ). Так, например, Постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 N 658 на Федеральное казначейство возложены полномочия на закупку ПО для ведения бюджетного учета для федеральных органов исполнительной власти под руководством Правительства РФ и подведомственных им федеральных казенных учреждений, а также утверждены Правила взаимодействия указанных лиц при осуществлении централизованных закупок.
Статья: Реформирование внутреннего государственного финансового контроля: цели, задачи и правовые вызовы
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Минфин России предлагает понимать под финансовым менеджментом организацию и исполнение распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета (далее - администратор бюджетных средств), главным администратором бюджетных средств, финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) бюджетных процедур в целях исполнения бюджетных полномочий. В свою очередь, под бюджетными процедурами понимаются процедуры, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента, в том числе процедуры по составлению и представлению сведений, необходимых для составления проекта бюджета, а также по исполнению бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности. Отметим, что понятие бюджетных рисков, бюджетных процедур уже приведено в ФС ВФА. Наличие дублирующих норм также усложняет понимание при правоприменении. Статьей 157 "Бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля" БК РФ Федеральное казначейство наделено компетентными полномочиями. Так, Федеральное казначейство проводит анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита в целях подготовки предложений по совершенствованию осуществления указанными главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита <26>.
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Минфин России предлагает понимать под финансовым менеджментом организацию и исполнение распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета (далее - администратор бюджетных средств), главным администратором бюджетных средств, финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) бюджетных процедур в целях исполнения бюджетных полномочий. В свою очередь, под бюджетными процедурами понимаются процедуры, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента, в том числе процедуры по составлению и представлению сведений, необходимых для составления проекта бюджета, а также по исполнению бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности. Отметим, что понятие бюджетных рисков, бюджетных процедур уже приведено в ФС ВФА. Наличие дублирующих норм также усложняет понимание при правоприменении. Статьей 157 "Бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля" БК РФ Федеральное казначейство наделено компетентными полномочиями. Так, Федеральное казначейство проводит анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита в целях подготовки предложений по совершенствованию осуществления указанными главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита <26>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.11.2024 N 419-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"22. Установить, что бюджетные ассигнования на 2025 год в объеме до 2793,3 тыс. рублей, на 2026 год в объеме до 2750,8 тыс. рублей и на 2027 год в объеме до 2750,8 тыс. рублей предоставляются Федеральному казначейству на реализацию полномочий органов местной администрации (муниципальных казенных учреждений) городского округа Архангельской области "Северодвинск" по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы в случае и в пределах поступления доходов федерального бюджета от компенсации затрат федерального бюджета (средств от возмещения расходов в связи с передачей Федеральному казначейству полномочий органов местной администрации по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета) на реализацию осуществляемых по решению Правительства Российской Федерации Федеральным казначейством указанных полномочий.
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"22. Установить, что бюджетные ассигнования на 2025 год в объеме до 2793,3 тыс. рублей, на 2026 год в объеме до 2750,8 тыс. рублей и на 2027 год в объеме до 2750,8 тыс. рублей предоставляются Федеральному казначейству на реализацию полномочий органов местной администрации (муниципальных казенных учреждений) городского округа Архангельской области "Северодвинск" по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы в случае и в пределах поступления доходов федерального бюджета от компенсации затрат федерального бюджета (средств от возмещения расходов в связи с передачей Федеральному казначейству полномочий органов местной администрации по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета) на реализацию осуществляемых по решению Правительства Российской Федерации Федеральным казначейством указанных полномочий.
Приказ Минфина России от 24.05.2022 N 82н
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)По данному элементу вида расходов также отражаются перечисления в счет возмещения расходов в связи с передачей Федеральному казначейству полномочий органов местной администрации по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета.
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)По данному элементу вида расходов также отражаются перечисления в счет возмещения расходов в связи с передачей Федеральному казначейству полномочий органов местной администрации по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета.
"Казенные учреждения: бюджетный учет и отчетность: Учебник"
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)Полномочия по ведению бюджетного учета казенное учреждение может передать:
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)Полномочия по ведению бюджетного учета казенное учреждение может передать:
Готовое решение: Как казенному, бюджетному, автономному учреждению составить и представить бухгалтерскую (бюджетную) отчетность
(КонсультантПлюс, 2025)Руководитель учреждения является единоличным исполнительным органом субъекта учета, ответственным за ведение дел экономического субъекта (п. 7 ст. 3 Закона N 402-ФЗ). Поэтому он может возложить право подписывать бухгалтерскую (финансовую) отчетность от имени учреждения только на должностное лицо, ответственное за ведение экономических дел (выполнение бюджетных полномочий по исполнению бюджета). Однако право первой подписи такой отчетности он не может передать руководителю иного экономического субъекта, в том числе уполномоченной организации (централизованной бухгалтерии). На нее не могут быть возложены полномочия по исполнению бюджета (осуществлению полномочий получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, иные полномочия по ведению экономических дел) (Письмо Минфина России от 20.03.2020 N 02-06-10/23847). Передать право первой подписи нельзя и Федеральному казначейству, если оно осуществляет полномочия по ведению бюджетного учета, составлению и представлению отчетности отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных казенных учреждений в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.02.2020 N 153 (Письмо Минфина России от 30.04.2020 N 02-07-10/36034).
(КонсультантПлюс, 2025)Руководитель учреждения является единоличным исполнительным органом субъекта учета, ответственным за ведение дел экономического субъекта (п. 7 ст. 3 Закона N 402-ФЗ). Поэтому он может возложить право подписывать бухгалтерскую (финансовую) отчетность от имени учреждения только на должностное лицо, ответственное за ведение экономических дел (выполнение бюджетных полномочий по исполнению бюджета). Однако право первой подписи такой отчетности он не может передать руководителю иного экономического субъекта, в том числе уполномоченной организации (централизованной бухгалтерии). На нее не могут быть возложены полномочия по исполнению бюджета (осуществлению полномочий получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, иные полномочия по ведению экономических дел) (Письмо Минфина России от 20.03.2020 N 02-06-10/23847). Передать право первой подписи нельзя и Федеральному казначейству, если оно осуществляет полномочия по ведению бюджетного учета, составлению и представлению отчетности отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных казенных учреждений в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.02.2020 N 153 (Письмо Минфина России от 30.04.2020 N 02-07-10/36034).
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)На основании данной нормы изданы Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2019 г. N 1890 "Об общих требованиях к передаче Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования полномочий соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы" <97> и от 15 февраля 2020 г. N 153 "О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений" <98>.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)На основании данной нормы изданы Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2019 г. N 1890 "Об общих требованиях к передаче Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования полномочий соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы" <97> и от 15 февраля 2020 г. N 153 "О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений" <98>.
Готовое решение: Как нормативно регулируется бухгалтерский (бюджетный) учет
(КонсультантПлюс, 2025)Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта РФ или муниципального образования по решению соответственно Правительства РФ, высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации. Учет ведут должностные лица структурного подразделения уполномоченного органа (его территориального органа) и (или) подведомственного казенного учреждения, на которое возложено ведение учета в рамках переданных полномочий. Например, Федеральному казначейству полномочия по ведению бюджетного учета, составлению и представлению отчетности отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных казенных учреждений переданы в силу п. 1 Постановления Правительства РФ от 15.02.2020 N 153. При этом право первой подписи, в том числе в целях подписания бюджетной отчетности, ему не передается (Письмо Минфина России от 30.04.2020 N 02-07-10/36034);
(КонсультантПлюс, 2025)Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта РФ или муниципального образования по решению соответственно Правительства РФ, высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации. Учет ведут должностные лица структурного подразделения уполномоченного органа (его территориального органа) и (или) подведомственного казенного учреждения, на которое возложено ведение учета в рамках переданных полномочий. Например, Федеральному казначейству полномочия по ведению бюджетного учета, составлению и представлению отчетности отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных казенных учреждений переданы в силу п. 1 Постановления Правительства РФ от 15.02.2020 N 153. При этом право первой подписи, в том числе в целях подписания бюджетной отчетности, ему не передается (Письмо Минфина России от 30.04.2020 N 02-07-10/36034);
Готовое решение: Как учреждению оплатить контракт через ЕИС
(КонсультантПлюс, 2025)Если централизованной бухгалтерии передали полномочия по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета, включая формирование заявок на кассовый расход, то распоряжения о совершении казначейских платежей будет формировать централизованная бухгалтерия.
(КонсультантПлюс, 2025)Если централизованной бухгалтерии передали полномочия по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета, включая формирование заявок на кассовый расход, то распоряжения о совершении казначейских платежей будет формировать централизованная бухгалтерия.
Статья: Федеральное имущество в Москве. Мнения
(Старожильцева О., Губин Д., Данилов И., Звягинцев П.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 1)Вместе с тем ведется работа по верификации данных. Это огромный объем информации. В связи с передачей в 2021 году Федеральному казначейству полномочий по ведению бюджетного учета в автоматизированном режиме в ГИИС "Электронный бюджет" в январе 2022 года разово была передана информация о более чем 500 тыс. объектов имущества казны Российской Федерации.
(Старожильцева О., Губин Д., Данилов И., Звягинцев П.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 1)Вместе с тем ведется работа по верификации данных. Это огромный объем информации. В связи с передачей в 2021 году Федеральному казначейству полномочий по ведению бюджетного учета в автоматизированном режиме в ГИИС "Электронный бюджет" в январе 2022 года разово была передана информация о более чем 500 тыс. объектов имущества казны Российской Федерации.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)По решению Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации полномочия соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы могут быть переданы в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, соответственно Федеральному казначейству (см., например, Постановление Правительства РФ от 15 февраля 2020 г. N 153 "О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений" и Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2019 г. N 1890 "Об общих требованиях к передаче Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования полномочий соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы"), финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)По решению Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации полномочия соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы могут быть переданы в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, соответственно Федеральному казначейству (см., например, Постановление Правительства РФ от 15 февраля 2020 г. N 153 "О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений" и Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2019 г. N 1890 "Об общих требованиях к передаче Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования полномочий соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы"), финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования.
Вопрос: О заключении допсоглашений к контрактам, заключенным до начала применения правового акта, предусматривающего подписание копии ф. 0510452 собственноручно представителем поставщика (подрядчика).
(Письмо Минфина России от 21.10.2024 N 02-06-09/101927)Полномочия по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные органы, осуществляются Федеральным казначейством согласно Приложению 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 15.02.2020 N 153 "О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений" (далее - Постановление N 153).
(Письмо Минфина России от 21.10.2024 N 02-06-09/101927)Полномочия по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные органы, осуществляются Федеральным казначейством согласно Приложению 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 15.02.2020 N 153 "О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений" (далее - Постановление N 153).