Передача по месту жительства КоАП
Подборка наиболее важных документов по запросу Передача по месту жительства КоАП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Подсудность дел об административных правонарушениях в суде общей юрисдикции
(КонсультантПлюс, 2025)"...Общая территориальная подсудность в соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ может быть изменена по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о передаче дела для рассмотрения по месту жительства данного лица. КоАП РФ не предусматривает возможность передачи дела для рассмотрения по месту нахождения юридического лица в случае поступления такого ходатайства от его законного представителя (защитника)..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...Общая территориальная подсудность в соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ может быть изменена по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о передаче дела для рассмотрения по месту жительства данного лица. КоАП РФ не предусматривает возможность передачи дела для рассмотрения по месту нахождения юридического лица в случае поступления такого ходатайства от его законного представителя (защитника)..."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 29.7 "Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении" КоАП РФ"Из системного толкования статей 23.1, 28.2, 28.3, 29.1 и части 6 ст. 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что названный Кодекс не предусматривает возможности обсуждения ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, о передаче дела на рассмотрение по месту его жительства должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности административно-процессуального статуса судей судов общей юрисдикции в производстве по делам об административных правонарушениях: анализ процессуальных полномочий
(Нобель Н.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Процессуально-подготовительные - это полномочия, направленные на обеспечение полноты разбирательства по делу, создание надлежащих условий для его компетентного, всестороннего рассмотрения по существу. К указанным полномочиям следует отнести: право возвращения протокола об административном правонарушении органу (лицу), его составившему, для устранения недостатков, препятствующих разбирательству дела (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ); передачу протокола и иных материалов дела по подведомственности (п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ); передачу протокола об административном правонарушении по месту жительства гражданина (ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ).
(Нобель Н.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Процессуально-подготовительные - это полномочия, направленные на обеспечение полноты разбирательства по делу, создание надлежащих условий для его компетентного, всестороннего рассмотрения по существу. К указанным полномочиям следует отнести: право возвращения протокола об административном правонарушении органу (лицу), его составившему, для устранения недостатков, препятствующих разбирательству дела (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ); передачу протокола и иных материалов дела по подведомственности (п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ); передачу протокола об административном правонарушении по месту жительства гражданина (ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ).
Статья: Порядок изменения подведомственности и подсудности дела об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В абз. 4 - 6 пп. "з" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 разъяснено, что общая территориальная подсудность в соответствии с ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ может быть изменена по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о передаче дела для рассмотрения по месту жительства данного лица. При этом необходимо учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможность передачи дела для рассмотрения по месту нахождения юридического лица в случае поступления такого ходатайства от его законного представителя (защитника).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В абз. 4 - 6 пп. "з" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 разъяснено, что общая территориальная подсудность в соответствии с ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ может быть изменена по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о передаче дела для рассмотрения по месту жительства данного лица. При этом необходимо учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможность передачи дела для рассмотрения по месту нахождения юридического лица в случае поступления такого ходатайства от его законного представителя (защитника).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)5. Нарушение лицом, ответственным за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета гражданина Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации сроков представления в орган регистрационного учета документов для регистрации граждан Российской Федерации либо представление в орган регистрационного учета заведомо недостоверных документов для регистрации гражданина Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -
(ред. от 04.11.2025)5. Нарушение лицом, ответственным за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета гражданина Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации сроков представления в орган регистрационного учета документов для регистрации граждан Российской Федерации либо представление в орган регистрационного учета заведомо недостоверных документов для регистрации гражданина Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Общая территориальная подсудность в соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ может быть изменена по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о передаче дела для рассмотрения по месту жительства данного лица. При этом необходимо учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможность передачи дела для рассмотрения по месту нахождения юридического лица в случае поступления такого ходатайства от его законного представителя (защитника).
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Общая территориальная подсудность в соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ может быть изменена по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о передаче дела для рассмотрения по месту жительства данного лица. При этом необходимо учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможность передачи дела для рассмотрения по месту нахождения юридического лица в случае поступления такого ходатайства от его законного представителя (защитника).
Ситуация: Как гражданину РФ зарегистрироваться по месту жительства?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! За проживание гражданина РФ по месту жительства без регистрации и несоблюдение правил регистрационного учета предусмотрена административная ответственность (ст. ст. 19.15.1, 19.15.2 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! За проживание гражданина РФ по месту жительства без регистрации и несоблюдение правил регистрационного учета предусмотрена административная ответственность (ст. ст. 19.15.1, 19.15.2 КоАП РФ).
Статья: Административная ответственность как вид юридической ответственности: современная военно-судебная практика
(Заказнова А.Н., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 12)Определением судьи названного суда от 28 апреля 2021 г. удовлетворено ходатайство Р. о передаче дела для рассмотрения по месту его жительства.
(Заказнова А.Н., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 12)Определением судьи названного суда от 28 апреля 2021 г. удовлетворено ходатайство Р. о передаче дела для рассмотрения по месту его жительства.
Статья: Территориальная подсудность
(Широков Д.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения, но по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица (ст. 29.5 КоАП РФ).
(Широков Д.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения, но по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица (ст. 29.5 КоАП РФ).
Статья: Отдельные вопросы соблюдения прав участников процесса при рассмотрении мировыми судьями дел об административных правонарушениях
(Петрова А.С.)
("Мировой судья", 2022, N 9)Применительно к соблюдению прав участников производства по делу об административном правонарушении уместно привести и следующий пример. Постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 14 апреля 2022 г. N 16-2130/2022 удовлетворена жалоба А. об отмене Постановления мирового судьи от 20 июля 2021 г., решение судьи районного суда от 30 августа 2021 г., которым постановление о привлечении А. к административной ответственности по ст. 12.27 ч. 2 КоАП РФ оставлено без изменения <3>. Основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции послужило отсутствие сведений о рассмотрении письменного ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, о передаче дела для рассмотрения по месту его жительства.
(Петрова А.С.)
("Мировой судья", 2022, N 9)Применительно к соблюдению прав участников производства по делу об административном правонарушении уместно привести и следующий пример. Постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 14 апреля 2022 г. N 16-2130/2022 удовлетворена жалоба А. об отмене Постановления мирового судьи от 20 июля 2021 г., решение судьи районного суда от 30 августа 2021 г., которым постановление о привлечении А. к административной ответственности по ст. 12.27 ч. 2 КоАП РФ оставлено без изменения <3>. Основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции послужило отсутствие сведений о рассмотрении письменного ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, о передаче дела для рассмотрения по месту его жительства.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Особо следует отметить, что установленная в КоАП РФ альтернативная подсудность фактически не применяется по делам с участием иностранных граждан, что обусловлено отсутствием нормативного регулирования по этому вопросу, а именно межгосударственных соглашений о правовой помощи по административным делам. Необходимо также учесть, что исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ предусмотренное в ней право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изменить подсудность рассмотрения дела распространяется только на граждан и не применяется в отношении юридических лиц. Следовательно, ходатайство юридического лица о передаче дела на рассмотрение по месту его нахождения не может быть удовлетворено.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Особо следует отметить, что установленная в КоАП РФ альтернативная подсудность фактически не применяется по делам с участием иностранных граждан, что обусловлено отсутствием нормативного регулирования по этому вопросу, а именно межгосударственных соглашений о правовой помощи по административным делам. Необходимо также учесть, что исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ предусмотренное в ней право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изменить подсудность рассмотрения дела распространяется только на граждан и не применяется в отношении юридических лиц. Следовательно, ходатайство юридического лица о передаче дела на рассмотрение по месту его нахождения не может быть удовлетворено.