Передача недвижимого имущества казенное учреждение
Подборка наиболее важных документов по запросу Передача недвижимого имущества казенное учреждение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2024 N 06АП-2129/2024 по делу N А73-18971/2023
Требование: О взыскании задолженности по оплате оказанных услуг водоснабжения и водоотведения, неустойки по день фактической уплаты долга.
Решение: Требование удовлетворено.Приказом директора Департамента военного имущества Минобороны России от 17.02.2021 N 444 право оперативного управления Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на указанные объекты недвижимого имущества - жилые дома (общежития) прекращено, они переданы в оперативное управление ФГАУ "Росжилкомплекс", что подтверждается актом приема-передачи недвижимого имущества в оперативное управление от 09.03.2021.
Требование: О взыскании задолженности по оплате оказанных услуг водоснабжения и водоотведения, неустойки по день фактической уплаты долга.
Решение: Требование удовлетворено.Приказом директора Департамента военного имущества Минобороны России от 17.02.2021 N 444 право оперативного управления Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на указанные объекты недвижимого имущества - жилые дома (общежития) прекращено, они переданы в оперативное управление ФГАУ "Росжилкомплекс", что подтверждается актом приема-передачи недвижимого имущества в оперативное управление от 09.03.2021.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Viam muniunto! О возложении на частных лиц бремени содержания муниципальной собственности (прилегающих территорий общего пользования): конституционные аспекты глазами цивилиста
(Тузов Д.О.)
("Закон", 2024, N 12)<10> Согласно одному из толкований, "используемая в ГрК РФ категория "лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения" в рамках правоприменения должна трактоваться широко. Под данную категорию попадают собственник недвижимости, арендатор, управляющая компания, иной владелец или пользователь (например, казенное или бюджетное учреждение, которому недвижимый объект передан на праве оперативного управления)" (Яхина Ю.Х., Грипп Э.Х. Благоустройство территорий муниципальных образований - одно из основных направлений деятельности органов местного самоуправления // Образование и право. 2023. N 10. С. 122).
(Тузов Д.О.)
("Закон", 2024, N 12)<10> Согласно одному из толкований, "используемая в ГрК РФ категория "лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения" в рамках правоприменения должна трактоваться широко. Под данную категорию попадают собственник недвижимости, арендатор, управляющая компания, иной владелец или пользователь (например, казенное или бюджетное учреждение, которому недвижимый объект передан на праве оперативного управления)" (Яхина Ю.Х., Грипп Э.Х. Благоустройство территорий муниципальных образований - одно из основных направлений деятельности органов местного самоуправления // Образование и право. 2023. N 10. С. 122).
Статья: Имущество, находящееся на праве оперативного управления
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Государственная регистрация перехода вещных прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 Закона о регистрации недвижимости).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Государственная регистрация перехода вещных прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 Закона о регистрации недвижимости).
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"Муниципальное образование, имущество которого передано в соответствии с настоящей частью, несет субсидиарную ответственность по обязательствам переданных им учреждений и казенных предприятий, возникшим до перехода права собственности.
(ред. от 07.06.2025)
"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"Муниципальное образование, имущество которого передано в соответствии с настоящей частью, несет субсидиарную ответственность по обязательствам переданных им учреждений и казенных предприятий, возникшим до перехода права собственности.
Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений""Бюджетное учреждение вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества.
(ред. от 24.06.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений""Бюджетное учреждение вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества.
Ситуация: Как передать имущество в оперативное управление, если порядок передачи не урегулирован специальным актом
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При передаче в оперативное управление недвижимого имущества с заявлением о госрегистрации может обращаться как собственник, так и учреждение (казенное предприятие).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При передаче в оперативное управление недвижимого имущества с заявлением о госрегистрации может обращаться как собственник, так и учреждение (казенное предприятие).
Ситуация: Как зарегистрировать право оперативного управления на недвижимость
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Акт приема-передачи, подписанный собственником и учреждением (казенным предприятием)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Акт приема-передачи, подписанный собственником и учреждением (казенным предприятием)
Вопрос: О налоге на имущество организаций в отношении судоходных гидротехнических сооружений, переданных муниципальным образованием в оперативное управление казенному учреждению.
(Письмо Минфина России от 21.11.2024 N 03-05-04-01/116511)Департамент налоговой политики рассмотрел письмо от 11.11.2024 по вопросу исчисления налога на имущество организаций в отношении гидротехнических сооружений, переданных муниципальным образованием в оперативное управление казенному учреждению, и сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 21.11.2024 N 03-05-04-01/116511)Департамент налоговой политики рассмотрел письмо от 11.11.2024 по вопросу исчисления налога на имущество организаций в отношении гидротехнических сооружений, переданных муниципальным образованием в оперативное управление казенному учреждению, и сообщает следующее.
Готовое решение: Как передать недвижимость в оперативное управление
(КонсультантПлюс, 2025)наименование органа, передающего недвижимость;
(КонсультантПлюс, 2025)наименование органа, передающего недвижимость;
Статья: Отличие права хозяйственного ведения от права оперативного управления
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Оперативным управлением в гражданском праве РФ принято именовать имущественное право, в соответствии с которым учреждение или казенное предприятие владеет и пользуется переданным ему имуществом в пределах, определяемых собственником в соответствии с ГК РФ, целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Оперативным управлением в гражданском праве РФ принято именовать имущественное право, в соответствии с которым учреждение или казенное предприятие владеет и пользуется переданным ему имуществом в пределах, определяемых собственником в соответствии с ГК РФ, целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ).
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Решения Российской Федерации как учредителя о реорганизации государственных юридических лиц в публично-правовую компанию принимаются в виде нормативных актов, которыми определяется способ реорганизации <335>. Кроме того, анализ законодательства показывает, что в последующем Правительством РФ такое решение о реорганизации конкретизируется посредством принятия соответствующего постановления <336>. В некоторых случаях такие акты Правительства РФ содержат нормы о передаче в собственность компании в качестве имущественного взноса конкретного имущества <337>. Необходимо отметить, что при смешанной реорганизации федеральных казенных учреждений (слияние и преобразование) в ППК "Единый заказчик" данной компании должно переходить имущество реорганизуемых юридических лиц. Но фактически этой компании Российской Федерацией передается в собственность в качестве имущественного взноса находящееся в оперативном управлении реорганизуемых учреждений недвижимое и движимое имущество, а также земельные участки, находящиеся у реорганизуемых учреждений на праве постоянного (бессрочного) пользования. Таким образом, право оперативного управления имуществом и право постоянного бессрочного пользования земельным участком юридического лица - правопредшественника трансформируются в право собственности компании. Согласно ст. 58 ГК РФ при реорганизации в форме слияния имеет место правопреемство (то есть передача существующих прав в неизменном виде). Однако в данном случае реорганизация учреждений в ППК "Единый заказчик" в форме слияния не влечет правопреемства, а влечет трансформацию прав, передаваемых этой компании от реорганизуемых учреждений. В связи с этим процесс, предполагающий прекращение деятельности учреждений и создание компании на основе их имущества, по своей природе отличен от реорганизации, так как в этом случае компания получает имущество от предшественников на других правах, в качестве имущественного взноса. Данный процесс следует рассматривать как особое правовое явление, отличное от форм реорганизации, предусмотренных в ГК РФ. Его специфика заключается в том, что объем и характер правомочий публично-правовой компании не зависит от права юридического лица - предшественника, что не свойственно правопреемству при реорганизации.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Решения Российской Федерации как учредителя о реорганизации государственных юридических лиц в публично-правовую компанию принимаются в виде нормативных актов, которыми определяется способ реорганизации <335>. Кроме того, анализ законодательства показывает, что в последующем Правительством РФ такое решение о реорганизации конкретизируется посредством принятия соответствующего постановления <336>. В некоторых случаях такие акты Правительства РФ содержат нормы о передаче в собственность компании в качестве имущественного взноса конкретного имущества <337>. Необходимо отметить, что при смешанной реорганизации федеральных казенных учреждений (слияние и преобразование) в ППК "Единый заказчик" данной компании должно переходить имущество реорганизуемых юридических лиц. Но фактически этой компании Российской Федерацией передается в собственность в качестве имущественного взноса находящееся в оперативном управлении реорганизуемых учреждений недвижимое и движимое имущество, а также земельные участки, находящиеся у реорганизуемых учреждений на праве постоянного (бессрочного) пользования. Таким образом, право оперативного управления имуществом и право постоянного бессрочного пользования земельным участком юридического лица - правопредшественника трансформируются в право собственности компании. Согласно ст. 58 ГК РФ при реорганизации в форме слияния имеет место правопреемство (то есть передача существующих прав в неизменном виде). Однако в данном случае реорганизация учреждений в ППК "Единый заказчик" в форме слияния не влечет правопреемства, а влечет трансформацию прав, передаваемых этой компании от реорганизуемых учреждений. В связи с этим процесс, предполагающий прекращение деятельности учреждений и создание компании на основе их имущества, по своей природе отличен от реорганизации, так как в этом случае компания получает имущество от предшественников на других правах, в качестве имущественного взноса. Данный процесс следует рассматривать как особое правовое явление, отличное от форм реорганизации, предусмотренных в ГК РФ. Его специфика заключается в том, что объем и характер правомочий публично-правовой компании не зависит от права юридического лица - предшественника, что не свойственно правопреемству при реорганизации.
Готовое решение: Как передать государственное или муниципальное имущество в оперативное управление
(КонсультантПлюс, 2025)Если подведомственное вам учреждение или казенное предприятие приобрело имущество у третьих лиц или создало его само (например, построило объект недвижимости и ввело его в эксплуатацию), то вам не нужно передавать его. Право оперативного управления здесь возникает по сделке или в силу факта создания (для недвижимости - ввода в эксплуатацию), и учреждение или предприятие может зарегистрировать его без вашего участия, если такая регистрация требуется. Вы при этом будете регистрировать право государственной или муниципальной собственности на основании той же сделки или разрешения на ввод.
(КонсультантПлюс, 2025)Если подведомственное вам учреждение или казенное предприятие приобрело имущество у третьих лиц или создало его само (например, построило объект недвижимости и ввело его в эксплуатацию), то вам не нужно передавать его. Право оперативного управления здесь возникает по сделке или в силу факта создания (для недвижимости - ввода в эксплуатацию), и учреждение или предприятие может зарегистрировать его без вашего участия, если такая регистрация требуется. Вы при этом будете регистрировать право государственной или муниципальной собственности на основании той же сделки или разрешения на ввод.
Вопрос: Какой порядок проведения капитального ремонта недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Государственные или муниципальные заказчики свои полномочия на осуществление закупок могут передавать на безвозмездной основе на основании договоров (соглашений) бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям (ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ). Например, в городском округе Кашира Московской области муниципальным заказчиком на проведение капитального ремонта недвижимого имущества, принадлежащего муниципальным учреждениям на праве оперативного управления или находящегося в казне городского округа, является муниципальное казенное учреждение "Управление строительства" городского округа Кашира. С ним муниципальное учреждение заключает соглашение о передаче функций по организации проведения и (или) проведению капитального ремонта недвижимого муниципального имущества, принадлежащего учреждению на праве оперативного управления (Постановление администрации городского округа Кашира МО от 24.03.2020 N 697-па "О Порядке организации проведения капитального ремонта и реконструкции недвижимого муниципального имущества, принадлежащего муниципальным учреждениям городского округа Кашира Московской области на праве оперативного управления или находящегося в казне городского округа Кашира Московской области", далее - Порядок организации проведения капитального ремонта в городском округе Кашира Московской области).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Государственные или муниципальные заказчики свои полномочия на осуществление закупок могут передавать на безвозмездной основе на основании договоров (соглашений) бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям (ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ). Например, в городском округе Кашира Московской области муниципальным заказчиком на проведение капитального ремонта недвижимого имущества, принадлежащего муниципальным учреждениям на праве оперативного управления или находящегося в казне городского округа, является муниципальное казенное учреждение "Управление строительства" городского округа Кашира. С ним муниципальное учреждение заключает соглашение о передаче функций по организации проведения и (или) проведению капитального ремонта недвижимого муниципального имущества, принадлежащего учреждению на праве оперативного управления (Постановление администрации городского округа Кашира МО от 24.03.2020 N 697-па "О Порядке организации проведения капитального ремонта и реконструкции недвижимого муниципального имущества, принадлежащего муниципальным учреждениям городского округа Кашира Московской области на праве оперативного управления или находящегося в казне городского округа Кашира Московской области", далее - Порядок организации проведения капитального ремонта в городском округе Кашира Московской области).
Статья: Проблемы, возникающие при рассмотрении гражданского иска по уголовному делу
(Аникина М.С.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 3)В п. 2 Постановления N 23 рассматривается случай, когда вред причинен имуществу, закрепленному за государственным или муниципальным унитарным предприятием/учреждением. Пленум Верховного Суда РФ приходит к выводу, что такое предприятие или учреждение имеет право самостоятельно заявить по делу гражданский иск и, как следствие, выступать гражданским истцом. Между тем по смыслу ст. 295 и 296 ГК РФ объем прав предприятий, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, существенно отличается от объема прав предприятий, которым имущество принадлежит на праве оперативного управления. Очевидно, что объем прав собственника конкретного имущества шире объема прав государственных или муниципальных предприятий, которым это имущество передано на том или ином вещном праве. В частности, предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, не может распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника (п. 2 ст. 295 ГК РФ), а учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, распоряжаются этим имуществом только при наличии согласия собственника имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ).
(Аникина М.С.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 3)В п. 2 Постановления N 23 рассматривается случай, когда вред причинен имуществу, закрепленному за государственным или муниципальным унитарным предприятием/учреждением. Пленум Верховного Суда РФ приходит к выводу, что такое предприятие или учреждение имеет право самостоятельно заявить по делу гражданский иск и, как следствие, выступать гражданским истцом. Между тем по смыслу ст. 295 и 296 ГК РФ объем прав предприятий, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, существенно отличается от объема прав предприятий, которым имущество принадлежит на праве оперативного управления. Очевидно, что объем прав собственника конкретного имущества шире объема прав государственных или муниципальных предприятий, которым это имущество передано на том или ином вещном праве. В частности, предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, не может распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника (п. 2 ст. 295 ГК РФ), а учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, распоряжаются этим имуществом только при наличии согласия собственника имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ).
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Отметим также, что предложения по приданию договору между прежним недропользователем и новым недропользователем о передаче имущества, необходимого для осуществления недропользования, обязательного характера не учитывают того, что это имущество может и не принадлежать прежнему недропользователю <106>. Кроме того, если прежний недропользователь является государственным или муниципальным унитарным или казенным предприятием, государственным учреждением, то его право распоряжаться имуществом (особенно если речь идет о недвижимом имуществе) существенно ограничено.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Отметим также, что предложения по приданию договору между прежним недропользователем и новым недропользователем о передаче имущества, необходимого для осуществления недропользования, обязательного характера не учитывают того, что это имущество может и не принадлежать прежнему недропользователю <106>. Кроме того, если прежний недропользователь является государственным или муниципальным унитарным или казенным предприятием, государственным учреждением, то его право распоряжаться имуществом (особенно если речь идет о недвижимом имуществе) существенно ограничено.