Передача имущества казны в оперативное управление
Подборка наиболее важных документов по запросу Передача имущества казны в оперативное управление (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 236 "Отказ от права собственности" ГК РФ"Поскольку истец имеет право на отказ от закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества и передачу его в казну Российской Федерации ввиду неиспользования его в соответствии с целями своей деятельности, с учетом отсутствия в деле доказательств, подтверждающих правомерность бездействия Управления, обладающего соответствующими полномочиями, по принятию спорного имущества в казну Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования истца об обязании принять в состав казны имущество обоснованы и подлежат удовлетворению.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 236 "Отказ от права собственности" ГК РФ"Принимая во внимание, что из системного толкования приведенных выше положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации следует предусмотренная законом возможность отказа от имущества, предоставленного на праве оперативного управления и передачу его в казну Российской Федерации ввиду неиспользования его в своей деятельности, при том, что сохранение этого права и нахождение данного имущества в оперативном управлении накладывает на истца дополнительное бремя по его содержанию, что приводит к неэффективному использованию бюджетных средств, все доводы ответчика об отсутствии потребности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий в использовании соответствующего имущества, не имеют правового значения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые аспекты отказа от права оперативного управления
(Шереметьева Н.В.)
("Российский судья", 2021, N 3)В соответствии с действующим законодательством (ст. 296 ГК РФ) казенным организациям предоставлено право оперативного управления имуществом, которое закреплено за ними. В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" право на имущество, закрепленное собственником (казной) за унитарным предприятием на праве оперативного управления, возникает с момента передачи имущества. Управляющие владеют, пользуются переданным им имуществом в пределах, которые определяет Гражданский кодекс РФ, федеральное законодательство, в соответствии с целями своей уставной деятельности, а также назначением данного имущества, равно как распоряжаются им с согласия собственника, который полномочен изъять лишнее, не используемое, либо неправильно используемое имущество, которое закреплено им за казенной организацией или приобретено ею на средства собственника. Положения ст. 296 ГК РФ не редактировались с 2010 г. <3>, что вроде бы должно свидетельствовать о том, что норма относительно устоялась и проблемы правоприменения если и есть, то не критичны. Вместе с тем нерешенными остаются многие вопросы, которые порождают неоднозначную судебную практику.
(Шереметьева Н.В.)
("Российский судья", 2021, N 3)В соответствии с действующим законодательством (ст. 296 ГК РФ) казенным организациям предоставлено право оперативного управления имуществом, которое закреплено за ними. В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" право на имущество, закрепленное собственником (казной) за унитарным предприятием на праве оперативного управления, возникает с момента передачи имущества. Управляющие владеют, пользуются переданным им имуществом в пределах, которые определяет Гражданский кодекс РФ, федеральное законодательство, в соответствии с целями своей уставной деятельности, а также назначением данного имущества, равно как распоряжаются им с согласия собственника, который полномочен изъять лишнее, не используемое, либо неправильно используемое имущество, которое закреплено им за казенной организацией или приобретено ею на средства собственника. Положения ст. 296 ГК РФ не редактировались с 2010 г. <3>, что вроде бы должно свидетельствовать о том, что норма относительно устоялась и проблемы правоприменения если и есть, то не критичны. Вместе с тем нерешенными остаются многие вопросы, которые порождают неоднозначную судебную практику.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)Произведенные согласно концессионному соглашению суммы инвестиций (капитальных вложений) при создании и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения учитываются федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, выступающими от имени концедента, учреждениями, в случае передачи по концессионному соглашению имущества государственных (муниципальных) учреждений без прекращения права оперативного управления, по аналитическому коду группы синтетического счета 90 "Вложения в имущество концедента" и соответствующему аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета:
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)Произведенные согласно концессионному соглашению суммы инвестиций (капитальных вложений) при создании и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения учитываются федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, выступающими от имени концедента, учреждениями, в случае передачи по концессионному соглашению имущества государственных (муниципальных) учреждений без прекращения права оперативного управления, по аналитическому коду группы синтетического счета 90 "Вложения в имущество концедента" и соответствующему аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета:
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 02.07.2025 N АКПИ25-192
<Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании абзацев четвертого и пятого пункта 2 Правил передачи в безвозмездное владение и пользование системообразующей территориальной сетевой организации или территориальной сетевой организации объектов электросетевого хозяйства, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2024 N 1229>Считает, что пунктом 2 Правил определены разные условия передачи в безвозмездное владение и пользование системообразующей территориальной сетевой организации объектов электросетевого хозяйства: указанные объекты, находящиеся в казне и обремененные арендой, подлежат передаче, в то время как аналогичные объекты, закрепленные на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, - нет. Общество полагает, что, установив оспариваемые критерии, которыми, по его мнению, фактически определены основания для расторжения договора аренды имущества, находящегося в казне соответствующего субъекта, не переданного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и обремененного долгосрочной арендой, Правительство Российской Федерации вышло за рамки предоставленных ему Федеральным законом от 13 июля 2024 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) полномочий.
<Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании абзацев четвертого и пятого пункта 2 Правил передачи в безвозмездное владение и пользование системообразующей территориальной сетевой организации или территориальной сетевой организации объектов электросетевого хозяйства, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2024 N 1229>Считает, что пунктом 2 Правил определены разные условия передачи в безвозмездное владение и пользование системообразующей территориальной сетевой организации объектов электросетевого хозяйства: указанные объекты, находящиеся в казне и обремененные арендой, подлежат передаче, в то время как аналогичные объекты, закрепленные на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, - нет. Общество полагает, что, установив оспариваемые критерии, которыми, по его мнению, фактически определены основания для расторжения договора аренды имущества, находящегося в казне соответствующего субъекта, не переданного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и обремененного долгосрочной арендой, Правительство Российской Федерации вышло за рамки предоставленных ему Федеральным законом от 13 июля 2024 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) полномочий.
Готовое решение: Как с 2026 г. в бухгалтерском (бюджетном) учете отразить нефинансовые активы имущества казны
(КонсультантПлюс, 2025)Безвозмездная передача имущества казны в оперативное управление осуществляется в рамках внутриведомственной, межведомственной и межбюджетной передачи. При передаче имущества казны уполномоченный орган (учреждение), на который возложены функции управления и распоряжения имуществом, в бюджетном учете отражает ранее начисленную амортизацию по объектам нефинансовых активов бухгалтерскими записями, приведенными в разд. 2 настоящего материала.
(КонсультантПлюс, 2025)Безвозмездная передача имущества казны в оперативное управление осуществляется в рамках внутриведомственной, межведомственной и межбюджетной передачи. При передаче имущества казны уполномоченный орган (учреждение), на который возложены функции управления и распоряжения имуществом, в бюджетном учете отражает ранее начисленную амортизацию по объектам нефинансовых активов бухгалтерскими записями, приведенными в разд. 2 настоящего материала.
Готовое решение: Как учитывать нефинансовые активы имущества государственной (муниципальной) казны (счет 0 108 00 000)
(КонсультантПлюс, 2025)Безвозмездная передача имущества казны в оперативное управление осуществляется в рамках внутриведомственной, межведомственной и межбюджетной передачи. Нефинансовые активы имущества казны передаются по балансовой (фактической) стоимости с одновременной передачей сумм ранее начисленной амортизации и убытка от обесценения (при наличии) (п. п. 27, 29 Инструкции N 157н, п. п. 20, 38, 41.3 Инструкции N 162н).
(КонсультантПлюс, 2025)Безвозмездная передача имущества казны в оперативное управление осуществляется в рамках внутриведомственной, межведомственной и межбюджетной передачи. Нефинансовые активы имущества казны передаются по балансовой (фактической) стоимости с одновременной передачей сумм ранее начисленной амортизации и убытка от обесценения (при наличии) (п. п. 27, 29 Инструкции N 157н, п. п. 20, 38, 41.3 Инструкции N 162н).
Готовое решение: Что такое реестр государственного (муниципального) имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Для управления и распоряжения имуществом необходимы отражаемые в реестре сведения об имуществе казны ППО, информация о правообладателях имущества, переданного из казны в оперативное управление или хозяйственное ведение, и другие данные (Приложение к Положению N 447, п. 9 Порядка N 163н, п. 3 ст. 15 Закона г. Москвы от 26.12.2007 N 53).
(КонсультантПлюс, 2025)Для управления и распоряжения имуществом необходимы отражаемые в реестре сведения об имуществе казны ППО, информация о правообладателях имущества, переданного из казны в оперативное управление или хозяйственное ведение, и другие данные (Приложение к Положению N 447, п. 9 Порядка N 163н, п. 3 ст. 15 Закона г. Москвы от 26.12.2007 N 53).
Готовое решение: Как учреждению оформить и отразить в учете передачу имущества в казну
(КонсультантПлюс, 2025)Решение о прекращении права оперативного управления и передаче имущества в казну принимает уполномоченный орган государственной власти (местного самоуправления) и оформляет это распорядительным документом (ст. 125, п. 2 ст. 296 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Решение о прекращении права оперативного управления и передаче имущества в казну принимает уполномоченный орган государственной власти (местного самоуправления) и оформляет это распорядительным документом (ст. 125, п. 2 ст. 296 ГК РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Особым образом регулируются случаи, когда недвижимое имущество является государственной собственностью и при этом не было передано в хозяйственное ведение. В таких случаях оно может быть передано в оперативное управление казенным предприятиям или учреждениям либо закрепляется за казной Российской Федерации или субъекта Федерации. Во всех этих случаях необходимо принятие соответствующего решения Правительством Российской Федерацией или администрацией соответствующего субъекта Федерации как представителями собственников. Как следует из абз. 2 п. 3 комментируемой статьи, возможна ипотека имущества, находящегося в государственной собственности и не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Однако для этого необходимо соответствующее решение Правительства РФ или правительства (администрации) субъекта Российской Федерации.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Особым образом регулируются случаи, когда недвижимое имущество является государственной собственностью и при этом не было передано в хозяйственное ведение. В таких случаях оно может быть передано в оперативное управление казенным предприятиям или учреждениям либо закрепляется за казной Российской Федерации или субъекта Федерации. Во всех этих случаях необходимо принятие соответствующего решения Правительством Российской Федерацией или администрацией соответствующего субъекта Федерации как представителями собственников. Как следует из абз. 2 п. 3 комментируемой статьи, возможна ипотека имущества, находящегося в государственной собственности и не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Однако для этого необходимо соответствующее решение Правительства РФ или правительства (администрации) субъекта Российской Федерации.
Готовое решение: Что такое оперативное управление
(КонсультантПлюс, 2025)Имущество, не закрепленное ППО за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями (в том числе не переданное в оперативное управление, хозяйственное ведение), составляет казну ППО (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Имущество, не закрепленное ППО за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями (в том числе не переданное в оперативное управление, хозяйственное ведение), составляет казну ППО (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК РФ).
Готовое решение: Что такое казна
(КонсультантПлюс, 2025)совершение действий по распоряжению имуществом казны. В их числе передача в оперативное управление, хозяйственное ведение, иное безвозмездное или возмездное пользование, доверительное управление; изменение (ограничение) прав, отчуждение;
(КонсультантПлюс, 2025)совершение действий по распоряжению имуществом казны. В их числе передача в оперативное управление, хозяйственное ведение, иное безвозмездное или возмездное пользование, доверительное управление; изменение (ограничение) прав, отчуждение;
Статья: Публично-правовое образование
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Имущество ППО может передаваться на праве хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ) и оперативного управления (ст. 296 ГК РФ) специально созданным юридическим лицам - государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, образуют казну ППО (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК РФ);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Имущество ППО может передаваться на праве хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ) и оперативного управления (ст. 296 ГК РФ) специально созданным юридическим лицам - государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, образуют казну ППО (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК РФ);
Статья: Пределы ограничений получения пожертвований частных субъектов подразделениями МВД России
(Максимов В.А.)
("Цивилист", 2023, N 2)Поэтому необходимо предусмотреть прямую возможность обращения юридических лиц системы МВД России в территориальное управление Росимущества для подписания договора пожертвования движимого имущества, что значительно бы уменьшило документооборот и сократило время для принятия решений о закреплении данного имущества за подразделением системы МВД России на праве оперативного управления. Движимое пожертвованное имущество в результате этого поступает в состав имущества государственной казны Российской Федерации (п. 2 ст. 299 ГК РФ). А вот уже после наступления данного факта подразделению системы МВД России возможно осуществить постановку на учет и использовать имущество, переданное в качестве пожертвования. Другой вариант возможного регулирования: ввиду отсутствия ограничений в законе на заключение договоров пожертвования предоставить возможность юридическим лицам системы МВД России самостоятельно принимать решение о целесообразности заключения данного вида договоров исходя из фактических обстоятельств и только после факта заключения договора пожертвования и передачи соответствующего движимого имущества готовить пакет документов в Росимущество.
(Максимов В.А.)
("Цивилист", 2023, N 2)Поэтому необходимо предусмотреть прямую возможность обращения юридических лиц системы МВД России в территориальное управление Росимущества для подписания договора пожертвования движимого имущества, что значительно бы уменьшило документооборот и сократило время для принятия решений о закреплении данного имущества за подразделением системы МВД России на праве оперативного управления. Движимое пожертвованное имущество в результате этого поступает в состав имущества государственной казны Российской Федерации (п. 2 ст. 299 ГК РФ). А вот уже после наступления данного факта подразделению системы МВД России возможно осуществить постановку на учет и использовать имущество, переданное в качестве пожертвования. Другой вариант возможного регулирования: ввиду отсутствия ограничений в законе на заключение договоров пожертвования предоставить возможность юридическим лицам системы МВД России самостоятельно принимать решение о целесообразности заключения данного вида договоров исходя из фактических обстоятельств и только после факта заключения договора пожертвования и передачи соответствующего движимого имущества готовить пакет документов в Росимущество.
Готовое решение: Как учреждению сформировать акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101)
(КонсультантПлюс, 2025)передача имущества в казну, в том числе при изъятии собственником объектов нефинансовых активов из оперативного управления (хозяйственного ведения);
(КонсультантПлюс, 2025)передача имущества в казну, в том числе при изъятии собственником объектов нефинансовых активов из оперативного управления (хозяйственного ведения);