Передача имущества казны в оперативное управление



Подборка наиболее важных документов по запросу Передача имущества казны в оперативное управление (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 236 "Отказ от права собственности" ГК РФ"Поскольку истец имеет право на отказ от закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества и передачу его в казну Российской Федерации ввиду неиспользования его в соответствии с целями своей деятельности, с учетом отсутствия в деле доказательств, подтверждающих правомерность бездействия Управления, обладающего соответствующими полномочиями, по принятию спорного имущества в казну Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования истца об обязании принять в состав казны имущество обоснованы и подлежат удовлетворению.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 236 "Отказ от права собственности" ГК РФ"Принимая во внимание, что из системного толкования приведенных выше положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации следует предусмотренная законом возможность отказа от имущества, предоставленного на праве оперативного управления и передачу его в казну Российской Федерации ввиду неиспользования его в своей деятельности, при том, что сохранение этого права и нахождение данного имущества в оперативном управлении накладывает на истца дополнительное бремя по его содержанию, что приводит к неэффективному использованию бюджетных средств, все доводы ответчика об отсутствии потребности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий в использовании соответствующего имущества, не имеют правового значения."
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Правовые аспекты отказа от права оперативного управления
(Шереметьева Н.В.)
("Российский судья", 2021, N 3)
В соответствии с действующим законодательством (ст. 296 ГК РФ) казенным организациям предоставлено право оперативного управления имуществом, которое закреплено за ними. В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" право на имущество, закрепленное собственником (казной) за унитарным предприятием на праве оперативного управления, возникает с момента передачи имущества. Управляющие владеют, пользуются переданным им имуществом в пределах, которые определяет Гражданский кодекс РФ, федеральное законодательство, в соответствии с целями своей уставной деятельности, а также назначением данного имущества, равно как распоряжаются им с согласия собственника, который полномочен изъять лишнее, не используемое, либо неправильно используемое имущество, которое закреплено им за казенной организацией или приобретено ею на средства собственника. Положения ст. 296 ГК РФ не редактировались с 2010 г. <3>, что вроде бы должно свидетельствовать о том, что норма относительно устоялась и проблемы правоприменения если и есть, то не критичны. Вместе с тем нерешенными остаются многие вопросы, которые порождают неоднозначную судебную практику.
показать больше документов

Нормативные акты

Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)
Произведенные согласно концессионному соглашению суммы инвестиций (капитальных вложений) при создании и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения учитываются федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, выступающими от имени концедента, учреждениями, в случае передачи по концессионному соглашению имущества государственных (муниципальных) учреждений без прекращения права оперативного управления, по аналитическому коду группы синтетического счета 90 "Вложения в имущество концедента" и соответствующему аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета:
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 02.07.2025 N АКПИ25-192
<Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании абзацев четвертого и пятого пункта 2 Правил передачи в безвозмездное владение и пользование системообразующей территориальной сетевой организации или территориальной сетевой организации объектов электросетевого хозяйства, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2024 N 1229>
Считает, что пунктом 2 Правил определены разные условия передачи в безвозмездное владение и пользование системообразующей территориальной сетевой организации объектов электросетевого хозяйства: указанные объекты, находящиеся в казне и обремененные арендой, подлежат передаче, в то время как аналогичные объекты, закрепленные на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, - нет. Общество полагает, что, установив оспариваемые критерии, которыми, по его мнению, фактически определены основания для расторжения договора аренды имущества, находящегося в казне соответствующего субъекта, не переданного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и обремененного долгосрочной арендой, Правительство Российской Федерации вышло за рамки предоставленных ему Федеральным законом от 13 июля 2024 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) полномочий.
показать больше документов