Передача имущества казенного учреждения в казну
Подборка наиболее важных документов по запросу Передача имущества казенного учреждения в казну (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Учет недвижимого имущества казны в 2023 году
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 17)Дебет счета 1 30404 3X0 "Внутриведомственные расчеты" (при передаче имущества казны подведомственному казенному учреждению),
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 17)Дебет счета 1 30404 3X0 "Внутриведомственные расчеты" (при передаче имущества казны подведомственному казенному учреждению),
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Особым образом регулируются случаи, когда недвижимое имущество является государственной собственностью и при этом не было передано в хозяйственное ведение. В таких случаях оно может быть передано в оперативное управление казенным предприятиям или учреждениям либо закрепляется за казной Российской Федерации или субъекта Федерации. Во всех этих случаях необходимо принятие соответствующего решения Правительством Российской Федерацией или администрацией соответствующего субъекта Федерации как представителями собственников. Как следует из абз. 2 п. 3 комментируемой статьи, возможна ипотека имущества, находящегося в государственной собственности и не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Однако для этого необходимо соответствующее решение Правительства РФ или правительства (администрации) субъекта Российской Федерации.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Особым образом регулируются случаи, когда недвижимое имущество является государственной собственностью и при этом не было передано в хозяйственное ведение. В таких случаях оно может быть передано в оперативное управление казенным предприятиям или учреждениям либо закрепляется за казной Российской Федерации или субъекта Федерации. Во всех этих случаях необходимо принятие соответствующего решения Правительством Российской Федерацией или администрацией соответствующего субъекта Федерации как представителями собственников. Как следует из абз. 2 п. 3 комментируемой статьи, возможна ипотека имущества, находящегося в государственной собственности и не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Однако для этого необходимо соответствующее решение Правительства РФ или правительства (администрации) субъекта Российской Федерации.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 10.06.2025 N 70н
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)Доходы от сдачи в аренду имущества, составляющего казну Российской Федерации (за исключением земельных участков) (федеральные казенные учреждения)
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)Доходы от сдачи в аренду имущества, составляющего казну Российской Федерации (за исключением земельных участков) (федеральные казенные учреждения)
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 16.10.2025 N АПЛ25-271
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 02.07.2025 N АКПИ25-192, которым было отказано в удовлетворении заявления об оспаривании абзацев четвертого и пятого пункта 2 Правил передачи в безвозмездное владение и пользование системообразующей территориальной сетевой организации или территориальной сетевой организации объектов электросетевого хозяйства, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2024 N 1229>По мнению административного истца, пунктом 2 Правил определены разные условия передачи в безвозмездное владение и пользование системообразующей территориальной сетевой организации объектов электросетевого хозяйства: указанные объекты, находящиеся в казне и обремененные арендой, подлежат передаче, в то время как аналогичные объекты, закрепленные за соответствующими унитарными (казенными) предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, - не подлежат. В связи с этим Правительство Российской Федерации, установив оспариваемые критерии, которыми фактически определены основания для расторжения договора аренды имущества, находящегося в казне соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования и не переданного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, вышло за пределы предоставленных ему федеральным законодателем полномочий.
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 02.07.2025 N АКПИ25-192, которым было отказано в удовлетворении заявления об оспаривании абзацев четвертого и пятого пункта 2 Правил передачи в безвозмездное владение и пользование системообразующей территориальной сетевой организации или территориальной сетевой организации объектов электросетевого хозяйства, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2024 N 1229>По мнению административного истца, пунктом 2 Правил определены разные условия передачи в безвозмездное владение и пользование системообразующей территориальной сетевой организации объектов электросетевого хозяйства: указанные объекты, находящиеся в казне и обремененные арендой, подлежат передаче, в то время как аналогичные объекты, закрепленные за соответствующими унитарными (казенными) предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, - не подлежат. В связи с этим Правительство Российской Федерации, установив оспариваемые критерии, которыми фактически определены основания для расторжения договора аренды имущества, находящегося в казне соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования и не переданного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, вышло за пределы предоставленных ему федеральным законодателем полномочий.
Статья: Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка осуществления Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве полномочий по управлению федеральным имуществом, в том числе его учета и поступления средств в федеральный бюджет, за 2020 - 2021 годы"
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 1)Согласно пунктам 356.1 - 356.3 и 363.1 - 363.2 Графика документооборота при централизации учета <9> первичными учетными документами, отражающими факты хозяйственной жизни по поступлению и выбытию объектов имущества казны, являются акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма 0504101) с приложением распоряжения Росимущества (его территориальных органов), выписки из ЕГРН (при необходимости) и/или иных документов.
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 1)Согласно пунктам 356.1 - 356.3 и 363.1 - 363.2 Графика документооборота при централизации учета <9> первичными учетными документами, отражающими факты хозяйственной жизни по поступлению и выбытию объектов имущества казны, являются акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма 0504101) с приложением распоряжения Росимущества (его территориальных органов), выписки из ЕГРН (при необходимости) и/или иных документов.
Статья: Передача земельных участков из муниципальной казны
(Владимирова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 8)- решение о передаче имущества казны в постоянное (бессрочное) пользование (или в аренду) казенному учреждению (администрации городского округа) (п. 1 ст. 39.9 ЗК РФ);
(Владимирова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 8)- решение о передаче имущества казны в постоянное (бессрочное) пользование (или в аренду) казенному учреждению (администрации городского округа) (п. 1 ст. 39.9 ЗК РФ);
Статья: Вещные права в Гражданском кодексе Российской Федерации
(Демидова Г.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 10)Имущество, находящееся в публичной собственности, подразделяется на две части - распределенное и нераспределенное имущество. Распределенное имущество закрепляется за государственными и муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, а за государственными и муниципальными казенными предприятиями и учреждениями - на праве оперативного управления. За счет распределенного имущества не могут быть покрыты долги государства и муниципальных образований. Государственные и муниципальные предприятия и учреждения, будучи субъектами права, не отвечают по обязательствам создавших их учредителей, а переданное им для хозяйствования имущество является материальной базой их участия в гражданском обороте и гарантирует их имущественную самостоятельность.
(Демидова Г.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 10)Имущество, находящееся в публичной собственности, подразделяется на две части - распределенное и нераспределенное имущество. Распределенное имущество закрепляется за государственными и муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, а за государственными и муниципальными казенными предприятиями и учреждениями - на праве оперативного управления. За счет распределенного имущества не могут быть покрыты долги государства и муниципальных образований. Государственные и муниципальные предприятия и учреждения, будучи субъектами права, не отвечают по обязательствам создавших их учредителей, а переданное им для хозяйствования имущество является материальной базой их участия в гражданском обороте и гарантирует их имущественную самостоятельность.
Готовое решение: Как учреждению начислить или принять к вычету НДС при аренде
(КонсультантПлюс, 2025)Имейте в виду, что для государственных (муниципальных) органов иной порядок: передача в аренду имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, облагается НДС, а арендатор - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель выступает налоговым агентом. Если же арендатор такого имущества - физлицо без статуса ИП (в том числе применяющее специальный налоговый режим - налог на профессиональный доход), то государственный (муниципальный) орган сам исчисляет и уплачивает НДС в бюджет (п. 3 ст. 161 НК РФ, Письма Минфина России от 12.04.2021 N 03-07-11/26931, от 03.12.2020 N 03-07-11/105590, от 21.10.2019 N 03-07-11/80520, УФНС России по МО от 14.02.2024 N 15-19/009879@).
(КонсультантПлюс, 2025)Имейте в виду, что для государственных (муниципальных) органов иной порядок: передача в аренду имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, облагается НДС, а арендатор - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель выступает налоговым агентом. Если же арендатор такого имущества - физлицо без статуса ИП (в том числе применяющее специальный налоговый режим - налог на профессиональный доход), то государственный (муниципальный) орган сам исчисляет и уплачивает НДС в бюджет (п. 3 ст. 161 НК РФ, Письма Минфина России от 12.04.2021 N 03-07-11/26931, от 03.12.2020 N 03-07-11/105590, от 21.10.2019 N 03-07-11/80520, УФНС России по МО от 14.02.2024 N 15-19/009879@).
Готовое решение: Как учреждению оформить и отразить в учете передачу имущества в казну
(КонсультантПлюс, 2025)в бюджетном учете казенного учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)в бюджетном учете казенного учреждения
Статья: НДС с услуг образовательных учреждений в 2024 году
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 4)- передача на безвозмездной основе в государственную казну Российской Федерации объектов недвижимого имущества (пп. 19 п. 2 ст. 146 НК РФ) и др.
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 4)- передача на безвозмездной основе в государственную казну Российской Федерации объектов недвижимого имущества (пп. 19 п. 2 ст. 146 НК РФ) и др.
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ практики вовлечения в хозяйственный оборот земельных ресурсов Российской Федерации в 2021 - 2022 годах и истекшем периоде 2023 года" (результаты мероприятия учитываются в рамках КОКМ "Анализ эффективности системы межбюджетных отношений")
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)По сведениям Росреестра <72>, на начало 2023 года в государственной казне Российской Федерации числится 1 344,0 млн га земель, из которых передано федеральным государственным унитарным предприятиям на праве аренды 38,9 млн га, а 39,5 млн га передано на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральным казенным и государственным учреждениям.
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)По сведениям Росреестра <72>, на начало 2023 года в государственной казне Российской Федерации числится 1 344,0 млн га земель, из которых передано федеральным государственным унитарным предприятиям на праве аренды 38,9 млн га, а 39,5 млн га передано на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральным казенным и государственным учреждениям.
Статья: Разбор ситуации: принятие в казну жилья по кадастровой стоимости
(Владимирова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 4)Таким образом, безвозмездное получение в состав имущества казны жилых помещений от организаций, созданных на базе государственного (муниципального) имущества, отражается в бюджетном учете казенного учреждения по балансовой (фактической) стоимости, указанной передающей стороной в передаточных документах (п. 24 СГС "Основные средства", п. 29 Инструкции N 157н).
(Владимирова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 4)Таким образом, безвозмездное получение в состав имущества казны жилых помещений от организаций, созданных на базе государственного (муниципального) имущества, отражается в бюджетном учете казенного учреждения по балансовой (фактической) стоимости, указанной передающей стороной в передаточных документах (п. 24 СГС "Основные средства", п. 29 Инструкции N 157н).
Статья: Операционная аренда недвижимости в 2023 году
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 14)Органы управления имуществом сдают в аренду имущество казны, в том числе земельные участки.
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 14)Органы управления имуществом сдают в аренду имущество казны, в том числе земельные участки.