Передача государственного имущества в оперативное управление
Подборка наиболее важных документов по запросу Передача государственного имущества в оперативное управление (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации""Согласно положениям статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Обзора законодательства и судебной за первый квартал 2006 года Верховного Суда Российской Федерации, факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными учреждениями на праве оперативного управления, в муниципальную собственность, предполагает изменение статуса жилого помещения, и при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 47.6 "Охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр" Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации""В рассматриваемом случае Учреждение осуществляет право безвозмездного пользования объектом, что прямо предусмотрено абзацем 4 пункта 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ, согласно которому, в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в государственной собственности субъекта Российской Федерации, не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, а передан в безвозмездное пользование на основании гражданско-правового договора юридическому лицу, охранное обязательство подлежит выполнению таким лицом."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 17.1 Закона о защите конкуренции
(КонсультантПлюс, 2025)9. Каков порядок передачи государственного или муниципального имущества в оперативное управление?
(КонсультантПлюс, 2025)9. Каков порядок передачи государственного или муниципального имущества в оперативное управление?
Нормативные акты
Готовое решение: Как продать государственное или муниципальное имущество, находящееся в оперативном управлении
(КонсультантПлюс, 2025)Важный момент: последовательная передача государственного или муниципального имущества в оперативное управление и дальнейшее отчуждение такого имущества без проведения торгов, несмотря на отсутствие формальных признаков нарушения законодательства о приватизации, может расцениваться как обход конкурентных процедур и являться нарушением ст. ст. 15, 16 Закона о защите конкуренции (Письмо ФАС России от 29.12.2021 N ГМ/112800/21).
(КонсультантПлюс, 2025)Важный момент: последовательная передача государственного или муниципального имущества в оперативное управление и дальнейшее отчуждение такого имущества без проведения торгов, несмотря на отсутствие формальных признаков нарушения законодательства о приватизации, может расцениваться как обход конкурентных процедур и являться нарушением ст. ст. 15, 16 Закона о защите конкуренции (Письмо ФАС России от 29.12.2021 N ГМ/112800/21).
Статья: Государственная собственность и государственные предприятия как предмет научного исследования в трудах А.В. Карасса и С.М. Корнеева
(Ломакин Д.В.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 2)Законодатель в то время не давал четкого определения права, предоставляемого государственному предприятию на закрепленное за ним имущество, ограничиваясь лишь указанием на то, что это имущество состоит у него в оперативном управлении (ст. 21 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г.). Однако в научных публикациях стали предприниматься попытки выйти за пределы анализа оперативного управления как особого вида деятельности с государственным имуществом и сделать предметом исследования соответствующее право, которое позволяет эту деятельность осуществлять. По виду опосредуемой им деятельности такое право получило название права оперативного управления <43>. Первенство в конструкции особого права на государственное имущество - права оперативного управления, по верному замечанию профессора С.М. Корнеева, принадлежало академику А.В. Венедиктову <44>. В литературе было высказано иное мнение, согласно которому государственное имущество передавалось в оперативное управление не предприятию как юридическому лицу, а его администрации, "она и только она (с учетом участия в таком управлении и планово-регулирующих органов) управляет государственным имуществом, владеет, пользуется и распоряжается им, реализуя при осуществлении этих правомочий волю и интерес социалистического государства. Никому другому эти правомочия не принадлежат" <45>. Подобные взгляды сами по себе во многом умаляли правосубъектность государственных предприятий, поскольку здесь носителем юридической личности рассматривался организованный в государство всенародный коллектив. Изложенный подход получил в науке наименование теории государства и был подвергнут справедливой критике <46>.
(Ломакин Д.В.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 2)Законодатель в то время не давал четкого определения права, предоставляемого государственному предприятию на закрепленное за ним имущество, ограничиваясь лишь указанием на то, что это имущество состоит у него в оперативном управлении (ст. 21 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г.). Однако в научных публикациях стали предприниматься попытки выйти за пределы анализа оперативного управления как особого вида деятельности с государственным имуществом и сделать предметом исследования соответствующее право, которое позволяет эту деятельность осуществлять. По виду опосредуемой им деятельности такое право получило название права оперативного управления <43>. Первенство в конструкции особого права на государственное имущество - права оперативного управления, по верному замечанию профессора С.М. Корнеева, принадлежало академику А.В. Венедиктову <44>. В литературе было высказано иное мнение, согласно которому государственное имущество передавалось в оперативное управление не предприятию как юридическому лицу, а его администрации, "она и только она (с учетом участия в таком управлении и планово-регулирующих органов) управляет государственным имуществом, владеет, пользуется и распоряжается им, реализуя при осуществлении этих правомочий волю и интерес социалистического государства. Никому другому эти правомочия не принадлежат" <45>. Подобные взгляды сами по себе во многом умаляли правосубъектность государственных предприятий, поскольку здесь носителем юридической личности рассматривался организованный в государство всенародный коллектив. Изложенный подход получил в науке наименование теории государства и был подвергнут справедливой критике <46>.
Статья: Особенности определения базы по НДС налоговыми агентами
(Луговая Н.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 1)В отношении услуг по предоставлению в аренду государственного (муниципального) имущества, переданного организации в хозяйственное ведение или оперативное управление, особенностей по исчислению и уплате НДС гл. 21 НК РФ не установлено. Плательщиком НДС в названных случаях является арендодатель имущества. Соответственно, арендатор налоговым агентом не признается - Письма Минфина России от 30.08.2019 N 03-07-14/67227, от 12.05.2017 N 03-07-14/28624, от 23.07.2012 N 03-07-15/87 (направлено для сведения и использования в работе Письмом ФНС России от 19.10.2012 N ЕД-4-3/17737@).
(Луговая Н.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 1)В отношении услуг по предоставлению в аренду государственного (муниципального) имущества, переданного организации в хозяйственное ведение или оперативное управление, особенностей по исчислению и уплате НДС гл. 21 НК РФ не установлено. Плательщиком НДС в названных случаях является арендодатель имущества. Соответственно, арендатор налоговым агентом не признается - Письма Минфина России от 30.08.2019 N 03-07-14/67227, от 12.05.2017 N 03-07-14/28624, от 23.07.2012 N 03-07-15/87 (направлено для сведения и использования в работе Письмом ФНС России от 19.10.2012 N ЕД-4-3/17737@).
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)2. Право на служебное жилое помещение принадлежит только определенным в законодательстве категориям граждан. Определять такие категории граждан, согласно ч. 2 комментируемой статьи, управомочены органы, представляющие интересы собственников соответственно жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъекта РФ, муниципального жилищного фонда. Например, Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 г. N 897.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)2. Право на служебное жилое помещение принадлежит только определенным в законодательстве категориям граждан. Определять такие категории граждан, согласно ч. 2 комментируемой статьи, управомочены органы, представляющие интересы собственников соответственно жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъекта РФ, муниципального жилищного фонда. Например, Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 г. N 897.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Допускается также предоставление имущества или иных объектов гражданских прав по результатам торгов; закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; передача государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций или военных действий; предоставление имущества или иных объектов гражданских прав на основании федерального закона или вступившего в законную силу решения суда.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Допускается также предоставление имущества или иных объектов гражданских прав по результатам торгов; закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; передача государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций или военных действий; предоставление имущества или иных объектов гражданских прав на основании федерального закона или вступившего в законную силу решения суда.