Перечень веществ подлежащих нормированию
Подборка наиболее важных документов по запросу Перечень веществ подлежащих нормированию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21.11.2023 N 16-5677/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ за управление транспортом в состоянии опьянения, передачу управления такому лицу.
Решение: Удовлетворено.Вопреки доводам жалобы, указание судьи районного суда о том, что фенобарбитал является наркотическим средством, не исключает наличие в действиях Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно примечанию к названной норме, употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, либо психотропных или иных вызывающих опьянение веществ запрещается. Фенобарбитал является психотропным веществом. Фенобарбитал включен в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 года N 681.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ за управление транспортом в состоянии опьянения, передачу управления такому лицу.
Решение: Удовлетворено.Вопреки доводам жалобы, указание судьи районного суда о том, что фенобарбитал является наркотическим средством, не исключает наличие в действиях Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно примечанию к названной норме, употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, либо психотропных или иных вызывающих опьянение веществ запрещается. Фенобарбитал является психотропным веществом. Фенобарбитал включен в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 года N 681.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Состояние экологического законодательства о нормативах качества окружающей среды
(Андреева Е.М.)
("Экологическое право", 2020, N 6)Нормативы, установленные для химических показателей состояния окружающей среды, утверждаются в отдельности для разных компонентов природной среды (почвы, воды, воздуха) по каждому химическому веществу. Так, для атмосферного воздуха утверждены нормативы более чем по полутора тысячам загрязняющим веществам, для водных объектов - более чем по двум тысячам, для почв - более чем по 50 веществам <3>. Следует отметить, что в настоящее время система экологического нормирования подвергается реформированию, старт которому положен принятием Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <4>. В частности, в Федеральный закон N 7-ФЗ была введена ст. 4.1 "Загрязняющие вещества" - ею Правительству Российской Федерации предписано сформировать исчерпывающий перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Загрязняющие вещества можно определить как любое вещество, которое не свойственно тому или иному компоненту окружающей среды, привнесенное извне в результате деятельности человека <5>. В пояснительной записке к уже принятому законопроекту было сказано, что поправка принимается в целях сокращения перечня загрязняющих веществ, подлежащих нормированию <6>.
(Андреева Е.М.)
("Экологическое право", 2020, N 6)Нормативы, установленные для химических показателей состояния окружающей среды, утверждаются в отдельности для разных компонентов природной среды (почвы, воды, воздуха) по каждому химическому веществу. Так, для атмосферного воздуха утверждены нормативы более чем по полутора тысячам загрязняющим веществам, для водных объектов - более чем по двум тысячам, для почв - более чем по 50 веществам <3>. Следует отметить, что в настоящее время система экологического нормирования подвергается реформированию, старт которому положен принятием Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <4>. В частности, в Федеральный закон N 7-ФЗ была введена ст. 4.1 "Загрязняющие вещества" - ею Правительству Российской Федерации предписано сформировать исчерпывающий перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Загрязняющие вещества можно определить как любое вещество, которое не свойственно тому или иному компоненту окружающей среды, привнесенное извне в результате деятельности человека <5>. В пояснительной записке к уже принятому законопроекту было сказано, что поправка принимается в целях сокращения перечня загрязняющих веществ, подлежащих нормированию <6>.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4. Пункт 4 рассматриваемой статьи содержит бланкетную норму, отсылающую к постановлению Правительства, которым должны быть определены перечень веществ и отдельных видов продукции, подлежащих государственной регистрации, а также порядок их государственной регистрации.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4. Пункт 4 рассматриваемой статьи содержит бланкетную норму, отсылающую к постановлению Правительства, которым должны быть определены перечень веществ и отдельных видов продукции, подлежащих государственной регистрации, а также порядок их государственной регистрации.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 13.11.2023 N 52-П
"По делу о проверке конституционности пункта 2 примечаний к статье 222.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Вичугского городского суда Ивановской области"К взрывчатым веществам относят пороха, включая пороха метательного действия, как это следует из приложения 3 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе", пункта 4 примечаний к Типовому списку подлежащих экспортному контролю товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники (утвержден Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21 сентября 2004 года N 190), а равно из пунктов 1 и 2 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Основные требования безопасности для объектов производств боеприпасов и спецхимии" (утверждены приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 года N 458). По своим свойствам и назначению относятся к группе порохов метательного действия и пороха, предназначенные для самостоятельного снаряжения гражданами патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию.
"По делу о проверке конституционности пункта 2 примечаний к статье 222.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Вичугского городского суда Ивановской области"К взрывчатым веществам относят пороха, включая пороха метательного действия, как это следует из приложения 3 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе", пункта 4 примечаний к Типовому списку подлежащих экспортному контролю товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники (утвержден Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21 сентября 2004 года N 190), а равно из пунктов 1 и 2 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Основные требования безопасности для объектов производств боеприпасов и спецхимии" (утверждены приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 года N 458). По своим свойствам и назначению относятся к группе порохов метательного действия и пороха, предназначенные для самостоятельного снаряжения гражданами патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию.
Приказ Минприроды России от 31.12.2010 N 579
(ред. от 18.07.2013)
"О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию"
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2011 N 19753)Зарегистрировано в Минюсте России 9 февраля 2011 г. N 19753
(ред. от 18.07.2013)
"О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию"
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2011 N 19753)Зарегистрировано в Минюсте России 9 февраля 2011 г. N 19753
"Медицинское уголовное право: монография"
(отв. ред. А.И. Рарог)
("Проспект", 2022)При совершении деяния, предусмотренного ст. 235 УК, в части осуществления одного из составляющих медицинской или фармацевтической деятельности без лицензии лицо взаимодействует с лекарственными средствами и лекарственными препаратами для медицинского или ветеринарного применения. Если под объектом данного состава преступления понимать урегулированные законом общественные отношения по осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности и обеспечению безопасности здоровья населения, то в механизме нарушения этих общественных отношений при посягательстве в рамках фармацевтической деятельности в них присутствуют вещи материального мира - лекарственные средства и препараты, которые, таким образом, можно считать предметом исследуемого состава преступления. В частности, при помощи предмета преступления происходит разграничение ст. 235 УК со смежными нормами, поскольку не все лекарственные средства и препараты составляют предмет данного состава: из него исключены наркотические лекарственные средства - лекарственные препараты и фармацевтические субстанции, содержащие наркотические средства и включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года. Любые действия с данными препаратами без лицензии квалифицируются в зависимости от совершенных деяний по ст. 228 - 228.1 УК, поскольку организации необходимо иметь иной вид лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров <1>.
(отв. ред. А.И. Рарог)
("Проспект", 2022)При совершении деяния, предусмотренного ст. 235 УК, в части осуществления одного из составляющих медицинской или фармацевтической деятельности без лицензии лицо взаимодействует с лекарственными средствами и лекарственными препаратами для медицинского или ветеринарного применения. Если под объектом данного состава преступления понимать урегулированные законом общественные отношения по осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности и обеспечению безопасности здоровья населения, то в механизме нарушения этих общественных отношений при посягательстве в рамках фармацевтической деятельности в них присутствуют вещи материального мира - лекарственные средства и препараты, которые, таким образом, можно считать предметом исследуемого состава преступления. В частности, при помощи предмета преступления происходит разграничение ст. 235 УК со смежными нормами, поскольку не все лекарственные средства и препараты составляют предмет данного состава: из него исключены наркотические лекарственные средства - лекарственные препараты и фармацевтические субстанции, содержащие наркотические средства и включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года. Любые действия с данными препаратами без лицензии квалифицируются в зависимости от совершенных деяний по ст. 228 - 228.1 УК, поскольку организации необходимо иметь иной вид лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров <1>.
Статья: Уголовная ответственность за незаконные действия при отсутствии регулятивного закона
(Гузеева О.С.)
("Законность", 2021, N 9)Еще одним решением из этого ряда можно назвать Определение, в котором анализировался вопрос о конституционности ст. 228.1 УК в той ее части, в которой она устанавливает ответственность на незаконный оборот аналогов наркотических средств. По мнению заявителя, законодательство не устанавливает конкретные виды веществ, являющихся аналогами наркотических средств и психотропных веществ, что порождает неопределенность положений ст. 228.1 УК. Конституционный Суд РФ указал: диспозиция этой статьи носит бланкетный характер и подлежит применению в системной связи с положениями иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере оборота наркотических средств. Понятие аналогов наркотических средств дано в ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах". Следовательно, ст. 228.1 УК предполагает возложение уголовной ответственности за незаконный сбыт лишь таких аналогов наркотических средств и психотропных веществ, которые по химической структуре и свойствам сходны с наркотическими средствами и психотропными веществами, включенными в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ, психоактивное действие которых они воспроизводят. При этом указанная норма уголовного закона, подлежащая применению во взаимосвязи с положениями его Общей части, предусматривает ответственность лишь за такое деяние, которое совершается с умыслом, направленным на незаконные производство, сбыт или пересылку аналогов наркотических средств, психотропных веществ, свойства и психоактивное действие которых осознается виновным <9>. Как видим, и здесь Конституционный Суд РФ посчитал преодолимым сомнение в конституционности уголовно-правовой нормы, сославшись и на регулятивный закон, и на саму суть понятия "аналог", оговорив особым образом, что статья Особенной части УК подлежит применению во взаимосвязи с предписаниями Общей части, касающейся и умысла, и, очевидно, общественной опасности деяний, признаваемых преступлениями.
(Гузеева О.С.)
("Законность", 2021, N 9)Еще одним решением из этого ряда можно назвать Определение, в котором анализировался вопрос о конституционности ст. 228.1 УК в той ее части, в которой она устанавливает ответственность на незаконный оборот аналогов наркотических средств. По мнению заявителя, законодательство не устанавливает конкретные виды веществ, являющихся аналогами наркотических средств и психотропных веществ, что порождает неопределенность положений ст. 228.1 УК. Конституционный Суд РФ указал: диспозиция этой статьи носит бланкетный характер и подлежит применению в системной связи с положениями иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере оборота наркотических средств. Понятие аналогов наркотических средств дано в ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах". Следовательно, ст. 228.1 УК предполагает возложение уголовной ответственности за незаконный сбыт лишь таких аналогов наркотических средств и психотропных веществ, которые по химической структуре и свойствам сходны с наркотическими средствами и психотропными веществами, включенными в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ, психоактивное действие которых они воспроизводят. При этом указанная норма уголовного закона, подлежащая применению во взаимосвязи с положениями его Общей части, предусматривает ответственность лишь за такое деяние, которое совершается с умыслом, направленным на незаконные производство, сбыт или пересылку аналогов наркотических средств, психотропных веществ, свойства и психоактивное действие которых осознается виновным <9>. Как видим, и здесь Конституционный Суд РФ посчитал преодолимым сомнение в конституционности уголовно-правовой нормы, сославшись и на регулятивный закон, и на саму суть понятия "аналог", оговорив особым образом, что статья Особенной части УК подлежит применению во взаимосвязи с предписаниями Общей части, касающейся и умысла, и, очевидно, общественной опасности деяний, признаваемых преступлениями.
Статья: Смесь наркотиков как предмет преступления по "антинаркотическим" статьям УК РФ
(Ненайденко А.Г.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Попытаемся ответить на этот вопрос применительно к таким группам веществ как наркотические средства и психотропные вещества.
(Ненайденко А.Г.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Попытаемся ответить на этот вопрос применительно к таким группам веществ как наркотические средства и психотропные вещества.
Статья: Синтетическая биология - вид деятельности, создающий повышенную опасность для окружающих?
(Мохов А.А.)
("Цивилист", 2023, N 1)Например, в ст. 26 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <20> установлены санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами. Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2022 г. N 1287 <21> утвержден список микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю. Главным государственным санитарным врачом РФ 22 декабря 2009 г. были утверждены Методические указания МУ 1.3.2569-09 "Организация работы лабораторий, использующих методы амплификации нуклеиновых кислот при работе с материалом, содержащим микроорганизмы I - IV групп патогенности" <22>.
(Мохов А.А.)
("Цивилист", 2023, N 1)Например, в ст. 26 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <20> установлены санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами. Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2022 г. N 1287 <21> утвержден список микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю. Главным государственным санитарным врачом РФ 22 декабря 2009 г. были утверждены Методические указания МУ 1.3.2569-09 "Организация работы лабораторий, использующих методы амплификации нуклеиновых кислот при работе с материалом, содержащим микроорганизмы I - IV групп патогенности" <22>.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)2) сбор данных о водном объекте и идентификация видов воздействия, подлежащих нормированию;
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)2) сбор данных о водном объекте и идентификация видов воздействия, подлежащих нормированию;