Перечень объектов расчет по кадастровой стоимости
Подборка наиболее важных документов по запросу Перечень объектов расчет по кадастровой стоимости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 79 "Возврат денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Объект недвижимого имущества был исключен из перечня объектов, по которым налог исчисляется от кадастровой стоимости, в 2021 году по итогам судебного разбирательства. По этой причине предприниматель обратился в суд с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога на имущество организаций, исчисленного за период с 2015 по 2021 год. По мнению налогоплательщика, трехлетний срок возврата излишне уплаченных сумм налога начал течь со дня вступления в силу решения суда, которым включение объекта в перечень было признано незаконным. Налоговый орган настаивал на том, что установленный п. 3 ст. 79 НК РФ трехлетний срок должен исчисляться со дня исполнения налоговой обязанности за истекший налоговый период. Суд отказал в возврате налога, отметив, что у предпринимателя имелась возможность заранее принять меры по защите своих прав путем оспаривания перечня. Суд указал, что налогоплательщик узнает о возможном излишнем взыскании налога еще до начала очередного налогового периода, когда публикуется нормативный акт об утверждении перечня объектов, облагаемых по кадастровой стоимости. Ожидание судебного решения о признании включения объекта в перечень незаконным в данном случае не приостановило и не изменило начало течения срока для возврата излишне уплаченного налога.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Объект недвижимого имущества был исключен из перечня объектов, по которым налог исчисляется от кадастровой стоимости, в 2021 году по итогам судебного разбирательства. По этой причине предприниматель обратился в суд с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога на имущество организаций, исчисленного за период с 2015 по 2021 год. По мнению налогоплательщика, трехлетний срок возврата излишне уплаченных сумм налога начал течь со дня вступления в силу решения суда, которым включение объекта в перечень было признано незаконным. Налоговый орган настаивал на том, что установленный п. 3 ст. 79 НК РФ трехлетний срок должен исчисляться со дня исполнения налоговой обязанности за истекший налоговый период. Суд отказал в возврате налога, отметив, что у предпринимателя имелась возможность заранее принять меры по защите своих прав путем оспаривания перечня. Суд указал, что налогоплательщик узнает о возможном излишнем взыскании налога еще до начала очередного налогового периода, когда публикуется нормативный акт об утверждении перечня объектов, облагаемых по кадастровой стоимости. Ожидание судебного решения о признании включения объекта в перечень незаконным в данном случае не приостановило и не изменило начало течения срока для возврата излишне уплаченного налога.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 378.2 "Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило отказ налогового органа в применении ставки, установленной ч. 3 ст. 2 закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций", с понижающим коэффициентом 0,1 в отношении помещений 1 - 2 этажей принадлежащего налогоплательщику здания. Суд установил, что основанием для отказа послужил вывод налогового органа о возможности применения коэффициента только к помещениям, являющимся самостоятельными объектами недвижимости и включенным в приложение 2 к постановлению правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость". Отклоняя доводы налогового органа, суд указал, что применимые законодательные нормы не содержат каких-либо предписаний о том, что они могут применяться только в отношении помещений, являющихся самостоятельными объектами недвижимости. Фактически примененный инспекцией подход не имеет под собой экономических оснований, дискриминирует налогоплательщиков, право собственности которых оформлено на здание в целом. Суд отклонил довод налогового органа об отсутствии законодательно установленной методики, позволяющей применять льготную ставку налогообложения к отдельным помещениям здания. Согласно п. 6 ст. 378.2 НК РФ в случае, если кадастровая стоимость помещения не установлена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания. Поскольку стоимость помещений 1 - 2 этажей здания не определена, общество правомерно рассчитало их стоимость пропорционально стоимости здания в целом и применило к ним понижающий коэффициент налоговой ставки.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило отказ налогового органа в применении ставки, установленной ч. 3 ст. 2 закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций", с понижающим коэффициентом 0,1 в отношении помещений 1 - 2 этажей принадлежащего налогоплательщику здания. Суд установил, что основанием для отказа послужил вывод налогового органа о возможности применения коэффициента только к помещениям, являющимся самостоятельными объектами недвижимости и включенным в приложение 2 к постановлению правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость". Отклоняя доводы налогового органа, суд указал, что применимые законодательные нормы не содержат каких-либо предписаний о том, что они могут применяться только в отношении помещений, являющихся самостоятельными объектами недвижимости. Фактически примененный инспекцией подход не имеет под собой экономических оснований, дискриминирует налогоплательщиков, право собственности которых оформлено на здание в целом. Суд отклонил довод налогового органа об отсутствии законодательно установленной методики, позволяющей применять льготную ставку налогообложения к отдельным помещениям здания. Согласно п. 6 ст. 378.2 НК РФ в случае, если кадастровая стоимость помещения не установлена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания. Поскольку стоимость помещений 1 - 2 этажей здания не определена, общество правомерно рассчитало их стоимость пропорционально стоимости здания в целом и применило к ним понижающий коэффициент налоговой ставки.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Информация: Утвержден перечень нежилых объектов, налог на которые в 2025 году будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости
("Официальный сайт Мэра Москвы", 2024)"Официальный сайт Мэра Москвы https://www.mos.ru", 2024
("Официальный сайт Мэра Москвы", 2024)"Официальный сайт Мэра Москвы https://www.mos.ru", 2024
Вопрос: Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в целях налога на имущество организаций.
(Письмо Минфина России от 23.05.2023 N 03-05-04-01/46778)Вопрос: Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в целях налога на имущество организаций.
(Письмо Минфина России от 23.05.2023 N 03-05-04-01/46778)Вопрос: Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в целях налога на имущество организаций.
Нормативные акты
Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О государственной кадастровой оценке"5. В течение сорока рабочих дней после получения перечня объектов недвижимости, предусмотренного частью 7 статьи 15 настоящего Федерального закона, бюджетное учреждение осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включенных в такой перечень, в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
(ред. от 23.07.2025)
"О государственной кадастровой оценке"5. В течение сорока рабочих дней после получения перечня объектов недвижимости, предусмотренного частью 7 статьи 15 настоящего Федерального закона, бюджетное учреждение осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включенных в такой перечень, в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Распоряжение Минмособлимущества от 29.11.2024 N 15ВР-2422
(ред. от 15.10.2025)
"Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость"МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(ред. от 15.10.2025)
"Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость"МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Но в последующих налоговых периодах порядок исчисления налога на имущество по вновь образованным объектам недвижимости зависит от того, внесены они в региональный перечень или нет. Если объекты в перечень внесены, то налог исчисляется по кадастровой стоимости. Если объекты в перечень не внесены, то налог на имущество рассчитывается исходя из среднегодовой стоимости.
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Но в последующих налоговых периодах порядок исчисления налога на имущество по вновь образованным объектам недвижимости зависит от того, внесены они в региональный перечень или нет. Если объекты в перечень внесены, то налог исчисляется по кадастровой стоимости. Если объекты в перечень не внесены, то налог на имущество рассчитывается исходя из среднегодовой стоимости.
Статья: Искусственный интеллект и нейронные сети - инструменты кадастровой оценки недвижимости в составе Национальной системы пространственных данных
(Пылаева А.В., Акинин М.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 4)Следует отметить, что в июле 2023 года в указанное Положение был внесен ряд существенных изменений, вступивших в силу с 1 января 2024 года. Так, например, список подсистем, входящих в состав ФГИС ЕЦП НСПД, был дополнен в том числе подсистемой рынка недвижимости, список сведений, подлежащих размещению в системе, - сведениями, используемыми для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, а список функций системы - функциями ведения фонда данных государственной кадастровой оценки (далее также - ГКО) и автоматизации ее проведения.
(Пылаева А.В., Акинин М.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 4)Следует отметить, что в июле 2023 года в указанное Положение был внесен ряд существенных изменений, вступивших в силу с 1 января 2024 года. Так, например, список подсистем, входящих в состав ФГИС ЕЦП НСПД, был дополнен в том числе подсистемой рынка недвижимости, список сведений, подлежащих размещению в системе, - сведениями, используемыми для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, а список функций системы - функциями ведения фонда данных государственной кадастровой оценки (далее также - ГКО) и автоматизации ее проведения.
Статья: Возврат налога, уплаченного в связи с исполнением незаконного нормативного акта: с процентами или без?
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 26)В обоих случаях рассматривалась одна и та же ситуация. Принадлежащий компании объект на протяжении нескольких лет включался региональными органами власти в перечень объектов, налог по которым исчисляется исходя из кадастровой стоимости. В связи с этим компания уплачивала налог по объекту исходя из кадастровой стоимости. В дальнейшем она оспорила включение объекта в перечень в судебном порядке, и суд удовлетворил требования компании, признав соответствующие положения перечня недействующими. Инспекция возвратила переплату, но без процентов, поскольку, по ее мнению, сумма налога является излишне уплаченной. Тогда компания обратилась за взысканием процентов в суд.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 26)В обоих случаях рассматривалась одна и та же ситуация. Принадлежащий компании объект на протяжении нескольких лет включался региональными органами власти в перечень объектов, налог по которым исчисляется исходя из кадастровой стоимости. В связи с этим компания уплачивала налог по объекту исходя из кадастровой стоимости. В дальнейшем она оспорила включение объекта в перечень в судебном порядке, и суд удовлетворил требования компании, признав соответствующие положения перечня недействующими. Инспекция возвратила переплату, но без процентов, поскольку, по ее мнению, сумма налога является излишне уплаченной. Тогда компания обратилась за взысканием процентов в суд.
Статья: Некоторые проблемы оценки кадастровой стоимости объектов недвижимости с учетом специфики применения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации
(Вертакова Ю.В., Енацкая Д.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)Под целевым назначением нежилого помещения, как правило, понимается вид деятельности, для ведения которой оно используется. В последнее время появились новые виды коммерческой и предпринимательской деятельности, однако законодательством не предусмотрена их идентификация, что создает сложности как при определении кадастровой стоимости, так и при включении в перечень объектов с налогообложением по ставке 2 процента от кадастровой стоимости.
(Вертакова Ю.В., Енацкая Д.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)Под целевым назначением нежилого помещения, как правило, понимается вид деятельности, для ведения которой оно используется. В последнее время появились новые виды коммерческой и предпринимательской деятельности, однако законодательством не предусмотрена их идентификация, что создает сложности как при определении кадастровой стоимости, так и при включении в перечень объектов с налогообложением по ставке 2 процента от кадастровой стоимости.
"Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В соответствии с п. 2 названного Порядка (в ред. Приказа Росреестра от 3 декабря 2021 г. N П/0568 <84>) для целей определения кадастровой стоимости перечни объектов недвижимости подразделяются на:
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В соответствии с п. 2 названного Порядка (в ред. Приказа Росреестра от 3 декабря 2021 г. N П/0568 <84>) для целей определения кадастровой стоимости перечни объектов недвижимости подразделяются на:
Статья: Трансформация системы кадастрового учета недвижимости: формально-правовой аспект
(Липски С.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2023, N 2)- о кадастровой оценке <38>, принципиальная новация которого заключалась в устранении независимых оценщиков от работ по такой оценке и передаче этого вида деятельности вновь образуемым специализированным региональным госучреждениям; действие же большей части положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности (ст. 24.12 - 24.17) было приостановлено <39>. Этот Закон значительно подробнее, нежели указанная глава, регламентирует проведение кадастровой оценки. Непосредственно самим этим Законом определены принципы и порядок проведения оценки (в том числе подготовка к ней, формирование перечня подлежащих ей объектов, процесс определения их кадастровой стоимости и ее утверждение и внесение в кадастр, особенности оценки вновь учтенных и измененных объектов, сфера применения результатов оценки); организация регулирования этой сферы и необходимость ее мониторинга со стороны Росреестра; полномочия и обязанности региональных госучреждений по оценке, а также предъявляемые к их работникам требования; порядок исправления допущенных при оценке ошибок и оспаривание ее результатов; особенности формирования фонда оценочных данных и др. Как и в случае с другими, рассмотренными ранее федеральными законами, нормы этого Закона потребовали их детализации в подзаконных актах, а сам Закон многократно корректировался (действующая редакция - 10-я).
(Липски С.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2023, N 2)- о кадастровой оценке <38>, принципиальная новация которого заключалась в устранении независимых оценщиков от работ по такой оценке и передаче этого вида деятельности вновь образуемым специализированным региональным госучреждениям; действие же большей части положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности (ст. 24.12 - 24.17) было приостановлено <39>. Этот Закон значительно подробнее, нежели указанная глава, регламентирует проведение кадастровой оценки. Непосредственно самим этим Законом определены принципы и порядок проведения оценки (в том числе подготовка к ней, формирование перечня подлежащих ей объектов, процесс определения их кадастровой стоимости и ее утверждение и внесение в кадастр, особенности оценки вновь учтенных и измененных объектов, сфера применения результатов оценки); организация регулирования этой сферы и необходимость ее мониторинга со стороны Росреестра; полномочия и обязанности региональных госучреждений по оценке, а также предъявляемые к их работникам требования; порядок исправления допущенных при оценке ошибок и оспаривание ее результатов; особенности формирования фонда оценочных данных и др. Как и в случае с другими, рассмотренными ранее федеральными законами, нормы этого Закона потребовали их детализации в подзаконных актах, а сам Закон многократно корректировался (действующая редакция - 10-я).